ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 4681
Скачиваний: 3
Например, решением Совета депутатов городского округа Железнодорожный МО от 17.06.2009 N 07/62 "О плате за пользование водными объектами, находящимися в собственности городского округа Железнодорожный Московской области" (вместе с "Правилами расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности городского округа Железнодорожный Московской области") <108> ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности городского округа Железнодорожный Московской области, в зависимости от вида пользования водными объектами установлены в следующих размерах:
--------------------------------
<108> Мой город Железнодорожный. 2009. 24 июня. N 24.
- 300,0 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов - для плательщиков, осуществляющих забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов или их частей в пределах объема допустимого забора (изъятия) водных ресурсов, установленного договором водопользования;
- 5 рублей за один квадратный метр используемой акватории водных объектов или их частей в год - для плательщиков, осуществляющих пользование водными объектами без забора (изъятия) водных ресурсов, в том числе для рекреационных целей.
Порядок расчета платы и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъекта Российской Федерации и муниципального образования аналогичен порядку расчета платы за водные объекты, находящиеся в федеральной собственности.
Статья 21. Предоставление водного объекта в пользование на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование
Комментарий к статье 21
1. Общий обзор статьи. Она состоит из двух частей. В первой из них устанавливается право Правительства РФ предоставлять водный объект, находящийся в федеральной собственности для обеспечения обороны страны и безопасности государства в пользование своим решением, также предоставление в пользование водных объектов в иных случаях, на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, в пределах их полномочий - для иных случаев.
Во второй части устанавливается аналогичное право исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, в пределах их полномочий - для иных случаев.
Пределы полномочий указанных органов власти установлены статьями 24 - 27 Кодекса (см. комментарий к ним). Правовым основанием предоставления водного объекта является решение о предоставлении водного объекта в пользование.
2. Цели, сфера действия и адресаты статьи.
Цели состоят в том, чтобы определить юридический факт предоставления водного объекта в пользование на основании решения уполномоченного органа государственной власти или органов местного самоуправления, закрепив в качестве исключения право на предоставление водного объекта в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности за Правительством РФ.
Сфера действия определяется действием нормы в пространстве, во времени и по кругу лиц.
Адресатами правовых предписаний являются: Правительство РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также субъекты, получившие водный объект в пользование (заявители - физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели).
3. Основные понятия: "водный объект", "решение о предоставлении в пользование", "обеспечение обороны страны и безопасности государства".
Содержание понятия водного объекта как природного или искусственного водоема, водотока или иного объекта, постоянного или временного сосредоточения вод в котором имеются характерные формы и признаки водного режима, раскрывается в п. 4 ст. 1 ВК РФ (см. комментарий к ст. 1).
Решение о предоставлении в пользование является административным актом и, как следует из содержания статьи 11 Кодекса, основанием для предоставления водных объектов в преимущественно большем количестве случаев (одиннадцати), чем на основании договора водопользования (три указанных в ст. 11 случая) - см. комментарий к ст. 11.
Обеспечение обороны страны и безопасности государства. В законодательстве Российской Федерации не содержится единого нормативно-правового данного понятия, поэтому существует множество мнений, среди которых представляет интерес положение, сформулированное Московской городской думой о том, что питьевое водоснабжение обеспечивает безопасность государства. Сформулирована следующая позиция: "Если государство не обеспечит питьевой водой города и села, то это может привести к катастрофическим последствиям (волнения среди населения, болезни, эпидемии). Иначе говоря, деятельность по снабжению питьевой водой населения обеспечивает безопасность государства. Питьевое водоснабжение населения как вид водопользования должно быть отнесено к особому водопользованию.
Признание предприятий, осуществляющих питьевое водоснабжение населения, особыми пользователями источников питьевого водоснабжения решило бы ряд проблем. Имея права особого пользователя, предприятия водопроводно-канализационного хозяйства могли бы определять для других лиц условия водопользования на таких водных объектах, контролировать хозяйственную деятельность и запрещать ее. Кроме предприятий водопроводно-канализационного хозяйства, снабжающих население водой, режим охраны источников питьевого водоснабжения не соблюдают ни органы государственной власти, ни муниципальные власти, ни юридические лица, ни граждане.
В конечном итоге реализация прав особого пользования позволила бы улучшить качество вод источников питьевого водоснабжения, которое из года в год ухудшается, что создает реальную угрозу здоровью населения России" <109>.
--------------------------------
<109> Постановление Московской городской Думы от 06.04.2005 N 76 "Об отзыве на проект Федерального закона N 136492-4 "Водный кодекс Российской Федерации" // Ведомости Московской городской Думы. 2005. N 5 (дата выхода номера в свет - 09.06.05).
4. Порядок и основания предоставления водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства по решению Правительства РФ. Они устанавливаются п. 2 ст. 11 Кодекса, а реализуются посредством Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 844) <110>, а также нормами Административного регламента по осуществлению Федеральным агентством водных ресурсов государственной функции по предоставлению права пользования водными объектами на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование <111>.
--------------------------------
<110> Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 N 844 "О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование" // СЗ РФ. 2007. N 1 (часть II). Ст. 295.
<111> Приказ Минприроды России от 22.12.2008 N 340 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства водных ресурсов по осуществлению государственной функции по предоставлению права пользования водными объектами на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование" // БНА федеральных органов исполнительной власти. 2009 г. N 20.
В целях предоставления водного объекта в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства заявитель обращается с заявлением в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов по месту расположения водного объекта.
Заявления о предоставлении водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства подается юридическими лицами.
Отделы водных ресурсов бассейновых водных управлений Федерального агентства водных ресурсов в субъектах Российской Федерации рассматривают, проверяют представляемые заявителем документы и обосновывающие материалы для подготовки предложений о предоставлении водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства на основании Решения Правительства Российской Федерации и направляют проекты предложений с обосновывающими материалами в Территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов.
Территориальный орган (за исключением Отделов водных ресурсов бассейновых водных управлений Федерального агентства водных ресурсов в субъектах Российской Федерации) рассматривает документы о подготовке предложений о предоставлении водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства, осуществляет подготовку предложений и направляет документы с обосновывающими материалами в Федеральное агентство водных ресурсов.
Территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов направляет предложение в Федеральное агентство водных ресурсов о предоставлении водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также об изменении условий водопользования или прекращении прав пользования водными объектами по действующим решениям Правительства Российской Федерации. Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет подготовку проектов актов Правительства Российской Федерации и представляет их с необходимыми документами и обосновывающими материалами в МПР России <112>.
--------------------------------
<112> Приказ Федерального агентства водных ресурсов от 19.10.2007 г. N 204 "О реализации полномочий и распределении функций по предоставлению (прекращению) права пользования водными объектами в Федеральном агентстве водных ресурсов" // voda.mnr.gov.ru.
Решение принимается Правительством РФ. Государственная регистрация в государственном водном реестре решений Правительства Российской Федерации о предоставлении в пользование водных объектов, находящихся в федеральной собственности, для обеспечения обороны страны и безопасности государства, является функцией Федерального агентства водных ресурсов <113>.
--------------------------------
<113> Приказ Федерального агентства водных ресурсов от 19.10.2007 N 203 "О реализации полномочий и распределении функций по государственной регистрации в государственном водном реестре договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, прекращения прав пользования водными объектами в Федеральном агентстве водных ресурсов".
5. Предоставление водных объектов в пользование на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
Часть 4 ст. 11 Кодекса является отсылочной нормой к статьям 24 - 27 ВК РФ (см. комментарий к ним).
Решения о предоставлении водных объектов в пользование оформляются без платы, его подписывает руководитель исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование определяют, что <114>:
--------------------------------
<114> Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 N 844 "О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование" // СЗ РФ. 2007. N 1 (часть II). Ст. 295.
- предоставление в пользование водохранилищ, перечень которых устанавливается Правительством РФ в соответствии с частью 2 статьи 26 Водного кодекса РФ, или частей таких водохранилищ, а также морей или их отдельных частей осуществляется на основании решения Федерального агентства водных ресурсов или его территориального органа;
- предоставление в пользование водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъекта Российской Федерации, а также водных объектов, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, осуществляется на основании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
- предоставление в пользование водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, осуществляется на основании решения органа местного самоуправления.
На основании решений предоставляются водные объекты или их части: для строительства причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений, гидротехнических сооружений, мостов, для проведения разведки и добычи полезных ископаемых, при строительстве подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов.
О содержании решений по предоставлению водных объектов в пользование, порядке принятия таких решений см. комментарий к статьям 22 и 23.
Источниками права, обеспечивающими принятие решений о предоставлении в пользование водных объектов, являются следующие нормативные правовые акты:
1) Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 N 844 "О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование";
2) Административный регламент по осуществлению Росводресурсами государственной функции по предоставлению права пользования водными объектами на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование, утвержденный Приказом Минприроды России от 22.12.2008 N 340;
3) Приказ Федерального агентства водных ресурсов от 19.10.2007 N 204 "О реализации полномочий и распределении функций по предоставлению (прекращению) права пользования водными объектами в Федеральном агентстве водных ресурсов";
4) Приказ Федерального агентства водных ресурсов от 19.10.2007 N 203 "О реализации полномочий и распределении функций по государственной регистрации в государственном водном реестре договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, прекращения прав пользования водными объектами в Федеральном агентстве водных ресурсов" <115>;
--------------------------------
<115> Текст Приказа официально опубликован не был.
5) Приказ МПР России от 14.03.2007 N 56 "Об утверждении типовой формы решения о предоставлении водного объекта в пользование" <116>.
--------------------------------
<116> Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 14.03.2007 N 56 "Об утверждении типовой формы решения о предоставлении водного объекта в пользование" // БНА РФ. 2007. N 22.
6. Проблемные ситуации и трудности применения комментируемой статьи в настоящее время выявляются и разрешаются с помощью судебной практики.