ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 4687
Скачиваний: 3
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда <132>.
--------------------------------
<132> Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3012.
Судебная практика по такого рода делам, связанным с обжалованием действий (бездействий) и решений, осуществляемых (принятых) в ходе исполнения государственной функции по предоставлению водного объекта в пользование, уже постепенно формируется.
Примеры.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.11.2010 N Ф07-11675/2010 по делу N А21-2530/2010: суд установил, что общество не приложило к заявлению документ о предоставлении в пользование земельного участка, необходимого для осуществления водопользования, расположенного в непосредственной близости к месту швартовки дебаркадера, в связи с чем пришел к выводу о том, что Министерство правомерно отказало обществу в предоставлении водного объекта <133>.
--------------------------------
<133> Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.11.2010 N Ф07-11675/2010 по делу N А21-2530/2010.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.04.2011 по делу N А32-20440/2010: ООО "Кубанские Аграрные Технологии" обратилось в арбитражный суд к Департаменту по вопросам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и водных отношений Краснодарского края с заявлением: признать незаконным решение от 16.06.2010 N 68-1768/10-01-08 об отказе в рассмотрении вопроса о предоставлении испрашиваемого водного объекта в пользование заявителя; обязать департамент выдать решение о предоставлении обществу в пользование водного объекта с указанием условий использования <134>.
--------------------------------
<134> Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.04.2011 по делу N А32-20440/2010.
8. Момент вступления в силу решения о предоставлении водного объекта или его части определен в части 5 комментируемой статьи. Таким моментом является регистрация его в государственном водном реестре.
8.1. Нормативные основы государственной регистрации решения о предоставлении водного объекта в пользование. Такая регистрация осуществляется в государственном водном реестре в соответствии с Правилами оформления государственной регистрации в государственном водном реестре договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, прекращения договоров водопользования, утвержденными Приказом МПР России от 22.08.2007 N 216 "Об утверждении Правил оформления государственной регистрации в государственном водном реестре договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, прекращения договоров водопользования".
Для осуществления государственной регистрации в государственном водном реестре решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, прекращения договоров водопользования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в орган регистрации по месту осуществления водопользования вносятся:
- сопроводительное письмо о регистрации принятого решения о предоставлении водного объекта в пользование с описью представляемых на регистрацию документов;
- копии документов, удостоверяющих полномочия органа, принявшего решение о предоставлении водного объекта в пользование;
- оригинал решения о предоставлении водного объекта в пользование и копия такого решения в случае представления на государственную регистрацию решения о предоставлении водного объекта в пользование;
- копия заявления о предоставлении водного объекта в пользование и обосновывающих материалов, внесенных водопользователем для принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование <135>.
--------------------------------
<135> Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 22.08.2007 N 216 "Об утверждении правил оформления государственной регистрации в государственном водном реестре договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, прекращения договоров водопользования" // БНА федеральных органов исполнительной власти. 2007. 8 октября. N 41.
8.2. Субъекты государственной регистрации (в рамках государственной функции) в государственном водном реестре решений о предоставлении водных объектов в пользование, прекращения прав пользования водными объектами.
Данная функция осуществляется:
- территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов в отношении водохранилищ, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, или частей таких водохранилищ, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, а также морей или их отдельных частей, береговая линия которых примыкает к зоне деятельности Агентства;
- отделами водных ресурсов в субъектах Российской Федерации бассейновых водных управлений от имени территориального органа Агентства по соответствующим субъектам Российской Федерации в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъектов Российской Федерации;
- уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия в соответствии с частью 1 статьи 26 комментируемого Закона, в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъектов Российской Федерации.
Закрепление полномочий по государственной регистрации в государственном водном реестре решений о предоставлении водных объектов в пользование, прекращения права пользования водными объектами по субъектам Российской Федерации, расположенных в зоне деятельности территориальных органов Агентства за отделами водных ресурсов в субъектах Российской Федерации бассейновых водных управлений осуществляется приказом руководителя территориального органа Агентства в соответствии с техническими, квалификационными и кадровыми ресурсами отдела водных ресурсов в субъектах Российской Федерации бассейнового водного управления <136>.
--------------------------------
<136> Приказ Федерального агентства водных ресурсов от 19.10.2007 N 203 "О реализации полномочий и распределении функций по государственной регистрации в государственном водном реестре договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, прекращения прав пользования водными объектами в Федеральном агентстве водных ресурсов".
9. Особые полномочия Правительства РФ. Они носят, в первую очередь, нормотворческий характер. Часть 6 комментируемой статьи отсылает нас к Порядку подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, который утверждается Правительством РФ. Данный нормативный правовой акт утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 844 и вступил в силу 1 января 2007 года, с названием "Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование", в которые были внесены изменения 4 марта 2009 г.
Глава 4. УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
И ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ
Вводные замечания
1. Вопросы для изучения. Содержание и структура данной главы являются сложными, так как в ней перечислены не только полномочия субъектов управления, но и указаны непосредственные объекты и функции (средства) управления в области использования и охраны водных объектов. Это означает, что при освоении норм следует уяснить как предписания статей 24 - 36, так и нормы глав 5 и 6 комментируемого Кодекса. В первую очередь нужно обратить внимание на:
1) круг субъектов управления в области использования и охраны водных объектов и, более того, на полномочия субъектов, наделенных более общими полномочиями в сфере экологического контроля и надзора;
2) классификацию и содержание их полномочий;
3) специфику функций и состав бассейновых советов;
4) правовые основания и особенности организации бассейновых округов; гидрографического и водохозяйственного районирования территории Российской Федерации;
5) основания, порядок и требования к информационному обеспечению в области использования и охраны водных объектов, в частности содержание, цели и порядок осуществления государственного мониторинга водных объектов; содержание, цели, порядок ведения государственного водного реестра и правила, а также сроки предоставления его данных;
6) круг и статус субъектов данного направления информационного обеспечения;
7) содержание, цели, порядок составления и утверждения схем комплексного использования и охраны водных объектов, их юридическое значение;
8) содержание, цели и юридическое значение водохозяйственных балансов, лимитов и квот, забора (изъятия) водных ресурсов, различия между этими эколого-экономическими инструментами;
9) цели и порядок резервирования источников питьевого водоснабжения;
10) систему нормативов и их роль в водном и экологическом законодательстве;
11) задачи, объекты, субъектов и особенности правового регулирования и осуществления государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, их соотношение с условиями государственного экологического контроля и надзора;
12) круг прав и обязанностей должностных лиц, осуществляющих государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов.
13) ответственность субъектов управления в области использования и охраны водных объектов и ответственность лиц (физических и юридических), совершающих деяния по нарушению требований данного сегмента водного (и экологического) законодательства.
2. Общий обзор главы. Она включает ряд статей, как правило, больших по объему. Условно можно выделить несколько групп норм:
1) первая группа объединяет указания на субъектов управления в области водных отношений и определяет их компетенцию. В эту группу входят статьи 24, 25, 26, 27, 29, содержащие перечни полномочий, функций, порядков деятельности органов государственной власти РФ, ее субъектов, органов местного самоуправления и бассейновых советов, а также предписаний о порядке передачи осуществления отдельных полномочий Федерацией ее субъектам;
2) во вторую группу входят положения статей 28 и 32, характеризующие предметы управления. В этих нормах определяются понятия бассейновых округов, гидрографических единиц, водохозяйственного районирования территории Российской Федерации. Здесь же дается перечень бассейновых округов. Кроме того, для конкретизации данных предписаний в статьях главы 4 указываются цели гидрографического и водохозяйственного районирования, а также содержатся отсылочные (к подзаконным актам) нормы о порядках установления границ бассейновых округов, гидрографических единиц и водохозяйственных участков;
3) к третьей группе относятся те статьи комментируемой главы, которые регулируют вопросы информационного обеспечения в области водных отношений. Это статьи о государственном мониторинге водных объектов (ст. 30), о государственном водном реестре (ст. 31), частично - статья 33 - о схемах комплексного использования и охраны водных объектов, которая определяет не только содержание информации и атрибуты, порядок, цели ее использования, источники информации (например, водохозяйственные балансы), но служит необходимым звеном при осуществлении иных функций управления водными ресурсами, в том числе планирования, нормирования охраны водных объектов и проч.;
4) в четвертую группу следует отнести статью 35, регулирующую порядок, требования и цели разработки и установления нормативов допустимых воздействий на водные объекты и целевых показателей качества воды в водных объектах;
5) пятую группу также представляет одна статья - 36 "Государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов", являющаяся объемной - по тексту - и детальной - по содержанию. Помимо задач и субъектов государственного контроля и надзора здесь указаны критерии отнесения водных объектов к сфере контрольно-надзорной деятельности федеральных и иных органов, права и обязанности должностных лиц;
6) несколько особняком стоит статья 34 "Резервирование источников питьевого водоснабжения", которая по логике должна была быть помещена в главу 5 "Водопользование", но с учетом значения регламентируемой в ней деятельности отнесена к сфере управления в области водных отношений.
3. Основные понятия. Некоторые из них разъяснены в статье 1 ВК РФ, некоторые встречаются в предыдущих главах. Но все же большая часть терминов употребляется впервые именно в комментируемой главе. В числе таких терминов общие правовые понятия, например "утверждение", "порядок", "уведомление", "официальное предписание" и т.п., и сугубо специальные понятия, используемые исключительно или преимущественно в водном и (или) экологическом законодательстве: "бассейновые округа", "водный реестр", "водохозяйственный баланс", "гидрографическое районирование", "качество воды" и др.
4. Основные тенденции развития правового института "управление водными ресурсами". История данного института характеризуется многочисленными примерами подчиненных политическим, а не экологическим соображениям решений, эколого-значимых ошибок, трагедиями или потенциальными трагедиями, успехами и просчетами. Возможно, именно история управления в области охраны и использования водных объектов России является наиболее показательной в плане того, как управленческие и эколого-политические решения могут повлиять на состояние окружающей среды, уровень защиты экологических прав граждан, сохранение биоразнообразия.
Невосполнимый вред водным ресурсам России был нанесен в советский, особенно сталинский период, т.е. в период, когда принимались решения о строительстве каналов, водохранилищ, гидротехнических сооружений, осушении болот и т.п., в целом "о преобразовании природы" без учета показателей и потребностей в сохранении состояния и качества окружающей среды и такого компонента, как водные ресурсы. Достаточно привести примеры затопления ценных сельскохозяйственных угодий, нарушения естественных гидрологических балансов, фактического уничтожения многих водных объектов, в том числе Аральского моря, изменения климата регионов (Каракалпакия), затопления и уничтожения памятников истории и культуры.