ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 4691
Скачиваний: 3
Кроме экологических негативных последствий такой политики в области использования водных ресурсов следует учитывать и социально-демографические, экономические и медицинские ее результаты. Значительная часть населения страны вынужденно сменила место жительства и род занятий, начинают - уже в XXI веке - сказываться последствия снижения деторождаемости, ранней смертности, возрастают расходы на лечение и т.п. В период существования СССР было допущено тотальное загрязнение поверхностных и подземных вод, порождающее, в свою очередь, мутации водных организмов, распространено "цветение" искусственно созданных водных объектов, добыча рыбы во внутренних водоемах сократилась до 4 - 6% и т.д.
На современном этапе Российская Федерация стоит на пороге кризиса с питьевой водой, добычей водных биоресурсов, сохранностью и возможностью использования вод в самых разных целях, сталкивается с заболеваниями людей и животных из-за зараженности вод и водных организмов паразитарными и инфекционными организмами. Эта ситуация ежегодно воспроизводится в государственных докладах о состоянии и об охране окружающей среды в Российской Федерации, ее субъектов, в данных WWF, Гринпис и др. организаций.
В конце 80-х годов прошлого столетия именно из-за управленческих решений в области водопользования произошел коренной перелом в сфере охраны окружающей среды. Разработанный и активно лоббируемый Минводхозом СССР проект переброски северных и сибирских рек на юг вызвал бурный протест общественности, научных работников системы Академии Наук СССР, экологов и политиков. По итогам рассмотрения проекта было принято знаменитое постановление ЦК КПСС, не только запретившее реализацию проекта, но и сыгравшего самую существенную роль в создании демократических, гласных, эколого-обоснованных структур, законов и решений: от создания надведомственного органа управления охраной окружающей среды до введения институтов экологической экспертизы, экологической информации, ответственности за ее сокрытие и фальсификацию и многое другое.
В начале XXI столетия идея переброски северных рек на юг вновь была озвучена, но с учетом негативного опыта принятия управленческих решений по вопросам использования и охраны вод не получила поддержки.
Водный кодекс РФ 2006 г. предусматривает достаточно надежные механизмы, надлежащее использование которых препятствует нарушению законности и правопорядка в сфере управления водными ресурсами страны.
5. Проблемные ситуации и трудности применения. Частично они порождены лежащими вне сферы водного (и экологического) права обстоятельствами: осуществляемой на протяжении ряда лет административно-правовой реформой, сменой экономических приоритетов, изменением смежного (гражданского, налогового, административного, финансового) и иного законодательства, перераспределением компетенции и сфер ведения между Федерацией, ее субъектами, органами местного самоуправления, возникающими при этом конфликтами интересов, провозглашением целей борьбы с коррупцией в целом и в сфере экологического управления в частности, задачами, необходимостью усиления борьбы с экологической преступностью и правонарушаемостью, потребностями гармонизации водного (и иного природоресурсного) права с требованиями, предъявляемыми для охраны окружающей среды странами - участниками ЕС как основными деловыми партнерами России, так и международным сообществом во исполнение принятых Российской Федерацией обязательств.
Частично проблемные ситуации применения предписаний ВК РФ вызваны нестабильностью самого водного законодательства: принятие ВК РФ 2006 г. привело к отмене многих ранее действовавших подзаконных актов и потребовало объемной правотворческой работы по конкретизации его положений. Все это, безусловно, затрудняет работу тех, кто участвует в управлении водными ресурсами, осуществляет информационное обеспечение этой деятельности, контроль и надзор в данной сфере, борьбу с нарушениями водного законодательства.
Но, в принципе, такого рода трудности преодолимы с течением времени, конечно, при наличии стабильности закона и при желании освоить новое законодательство, эффективно реализовывать полученные полномочия, соблюдать права и законные интересы водопользователей.
Статья 24. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений
Комментарий к статье 24
1. Общий обзор статьи. Она включена в текст Кодекса по правилам юридической техники, согласно которым любой федеральный закон или кодекс, особенно регулирующий общественные отношения по предметам совместного ведения двух уровней государственной власти, должен включать нормы о компетенции этих уровней государственной власти. Статья структурно построена путем перечисления в двадцати двух пунктах соответствующих полномочий. Она содержит открытый перечень полномочий. Перечисленные в ней конкретные полномочия являются основными, наиболее важными. Их реализация отнесена к федеральному уровню власти.
2. Цель, сфера действия и адресаты статьи.
Основная цель состоит в установлении полномочий федеральных органов государственной власти (законодательной и исполнительной) в области регулирования водных отношений, а тем самым в их разделении с полномочиями иных субъектов управления.
Сфера действия предписаний статьи 24 ВК РФ распространяется на всю территорию страны и охватывает собой многообразную деятельность нормотворческого, финансового, природоохранного характера.
На первый взгляд, адресатами норм являются лишь органы государственной власти Российской Федерации в области водных отношений. Но фактически предписания статьи предназначены и для тех адресатов права, которые подпадают под решения (правового и иного содержания и значения) или полномочия.
3. Основные понятия. Большая их часть раскрывается в иных статьях ВК РФ (например, "водные объекты", "государственный мониторинг водных объектов", "государственный водный реестр" и т.п.). Они разъясняются в комментариях к этим статьям.
4. Конституционные предпосылки. Российская Федерация, ее субъекты и органы местного самоуправления являются основными участниками водных правоотношений наряду с физическими и юридическими лицами. Однако если физические и юридические лица обладают правами и обязанностями в области водных правоотношений, то органы государственной власти и местного самоуправления, действующие от имени государства и муниципальных образований, кроме прав и обязанностей (которые имеются в случае, когда они выступают собственниками, пользователями, владельцами водных объектов и проч.) обладают еще и полномочиями, которые они осуществляют в пределах своей компетенции.
Компетенция (круг, сфера полномочий) устанавливается, как правило, в положении о конкретном органе власти (или в решений о его создании), имеющем юридическую силу и принятом в установленном порядке (обычно это нормативный правовой акт, принятый соответствующим органом власти в установленном порядке).
Конституцией России установлены предметы ведения Российской Федерации и предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в различных областях.
Статьей 71 Конституции РФ определено, что к исключительному ведению Российской Федерации отнесены:
"а) принятие и изменение федеральных законов, контроль за их соблюдением (в том числе в области использования и охраны водных объектов);
в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (например, право собственности на водный объект как неотъемлемую часть земельного участка и его защита);
г) формирование федеральных органов государственной власти, непосредственно осуществляющих полномочия Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов;
д) федеральная государственная собственность и управление ею (на водные объекты и другие природные ресурсы);
е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации (относительно использования и охраны всех водных объектов в Российской Федерации);
з) федеральные налоги и сборы (установление основ определения водного налога);
к) международные договоры Российской Федерации (например, об установлении линии государственной границы России, об отнесении водных объектов к особо охраняемым с международным статусом);
н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
о) уголовное, уголовно-процессуальное законодательство; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство (установление мер ответственности за водные правонарушения, подследственности, порядка предоставления водных объектов в пользование, основ охраны имущественных отношений);
р) метеорологическая служба, стандарты; геодезия и картография (в области охраны и использования водных объектов, оценки их качества и состояния, наименования географических объектов)".
Предметами совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в соответствии со статьей 72 Конституции являются:
- вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными, ресурсами (п. "в");
- разграничение государственной собственности (п. "г");
- природопользование;
- охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории (п. "д");
- осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий (п. "з");
- административное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды (п. "к");
- защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей (п. "м");
- выполнение международных договоров Российской Федерации (п. "о").
Вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения в соответствии со статьей 73 Конституции субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
Однако эти нормы следует применять в совокупности с иными установленными Конституцией России и федеральными законами нормами.
Федеральная политика в сфере водных отношений основывается на положениях Конституции РФ, устанавливающей:
- в статье 9, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, а также многообразие форм собственности на землю и другие природные ресурсы;
- в статье 42 - право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением;
- в статье 55 - возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина только федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства;
- в статье 57 - обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы;
- в статье 58 - обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии с частью 3 ст. 80 Конституции России основные направления внутренней и внешней политики, государства определяет Президент РФ. Федеральное Правительство в соответствии со статьей 114 Конституции обеспечивает проведение в стране единой государственной политики, в связи с чем также может принимать нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения.
5. Владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности. Данное полномочие в совокупности с другими нормами Водного кодекса указывает на возможность Российской Федерации иметь в собственности водные объекты. Традиционно собственник обладает правомочиями владеть объектом; т.е. числить его на своем балансе, обладать им. При этом владелец водного объекта обязан нести бремя расходов на его содержание в надлежащем состоянии, охрану.
Правомочие пользования предполагает возможность правообладателя использовать водный объект для целей, указанных в комментируемом Кодексе. Пользование означает извлечение из водного объекта его полезных свойств в соответствии с требованиями законодательства.
Российская Федерация может распорядиться водным объектом путем предоставления его в пользование либо отчуждения. В силу естественных природных свойств водных объектов их перемещение в пространстве, свойственное смене пользователей либо владельцев объектов материального мира, как правило, не происходит. Предоставление водного объекта в пользование может происходить на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование (см. главу 3 и комментарий к ней).
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" <137> недвижимое имущество (недвижимость), права на которое подлежат государственной регистрации, представляет собой земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, леса и многолетние насаждения, предприятия как имущественные комплексы.
--------------------------------
<137> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594.
Таким образом, право собственности на водные объекты в Российской Федерации в соответствии с законодательством требует регистрации. Однако в практической деятельности федеральных органов власти такая регистрация не осуществляется, право собственности на водные объекты имеется у Российской Федерации в силу закона.
Комментируемый Кодекс отнес все водные объекты, за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, к федеральной собственности.
В соответствии с Федеральным законом от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью Российской Федерации, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более субъектов Российской Федерации или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к федеральной собственности. Под земельными участками, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, понимаются земельные участки, в состав которых входят земли, покрытые поверхностными водами, в пределах береговой линии.
Таким образом, для определения права собственности на водный объект доминирующими являются следующие признаки:
1) принадлежность земельного участка;
2) вид водного объекта (такие поверхностные водоемы, как пруд и обводненный карьер, могут находиться в региональной, муниципальной и частной собственности);
3) нахождение водного объекта на территории двух и более субъектов Российской Федерации.