Файл: ВодК_комм_Дубовик_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 4695

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- информационного обеспечения управления и контроля в области использования и охраны водных объектов.

Государственный мониторинг водных объектов включает:

- регулярные наблюдения за состоянием водных объектов, количественными и качественными показателями поверхностных и подземных вод;

- сбор, хранение, пополнение и обработку данных наблюдений;

- создание и ведение банков данных;

- оценку и прогнозирование изменений состояния водных объектов, количественных и качественных показателей поверхностных и подземных вод.

Государственный мониторинг водных объектов состоит из:

- мониторинга поверхностных водных объектов (ГМПВО);

- мониторинга подземных водных объектов (МПВО);

- мониторинга водохозяйственных систем и сооружений (ГМВХСиС).

Федеральное агентство по недропользованию в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 N 293 <147>, организует государственное геологическое изучение недр (см. также комментарий к ст. 30).

--------------------------------

<147> СЗ РФ. 2004. N 26. Ст. 2669.


9. Установление порядка ведения государственного водного реестра и его ведение. Данное полномочие является новым, поскольку ранее действовавший Водный кодекс РФ 1995 г. содержал только такую функцию государственного управления в области использования и охраны водных объектов, как государственный учет поверхностных и подземных вод и государственный водный кадастр.

Государственный водный реестр является систематизированным сводом документированных сведений о водных объектах различных форм собственности (федеральной, региональной, муниципальной и частной). В данный реестр включаются сведения об использовании водных объектов, о речных бассейнах и о бассейновых округах. В реестре регистрируются договора водопользования, решения о предоставлении водных объектов в пользование, переход прав и обязанностей по договорам водопользования, прекращение договоров водопользования.

Порядок ведения государственного водного реестра утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2007 N 253 <148>, а его ведение осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти - Федеральным агентством водных ресурсов.

--------------------------------

<148> СЗ РФ. 2007. N 19. Ст. 2357.


В государственный водный реестр включаются данные государственного водного кадастра Российской Федерации по состоянию на 1 января 2007 г., ведение которого осуществлялось в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.11.1996 N 1403 <149>.

--------------------------------

<149> СЗ РФ. 1996. N 49. Ст. 5566.


В целях формирования государственного водного реестра до 1 июля 2007 г. Федеральному агентству водных ресурсов передали на безвозмездной основе сведения по состоянию на 1 января 2007 г. следующие федеральные органы исполнительной власти:

а) Министерство сельского хозяйства Российской Федерации - сведения об использовании водных объектов для нужд сельского хозяйства, в том числе в целях водопотребления и водоотведения, а также о государственных мелиоративных системах и об отнесенных к государственной собственности отдельно расположенных гидротехнических сооружениях на водных объектах;


б) Федеральная регистрационная служба - сведения о документах, на основании которых возникло право собственности на водные объекты, гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах;

в) Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - данные государственного водного кадастра Российской Федерации по поверхностным водным объектам;

г) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - сведения о санитарно-эпидемиологической обстановке на водных объектах;

д) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования - сведения о поднадзорных гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах, о водных объектах, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий федерального значения, и режимах использования водоохранных зон водных объектов;

е) Федеральная служба по надзору в сфере транспорта - сведения о поднадзорных гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах;

ж) Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору - сведения о поднадзорных гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах, об объектах, оказывающих негативное воздействие на водные объекты, в том числе осуществляющих сбросы загрязняющих веществ;

з) Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости - сведения о гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах, в том числе о кадастровых номерах земельных участков, в границах которых расположены водные объекты, а также земельных участков, занятых указанными сооружениями;

и) Федеральное агентство морского и речного транспорта - сведения о пользовании акваториями водных объектов и береговой полосой внутренних водных путей Российской Федерации;

к) Федеральное агентство по недропользованию - данные государственного водного кадастра Российской Федерации по подземным водным объектам;

л) Федеральное агентство по рыболовству - сведения о водных объектах рыбохозяйственного значения.

Реестр формируется и ведется в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов и их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.

Сведения, содержащиеся в реестре, относятся к государственным информационным ресурсам и носят открытый характер, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа.

Подробнее см. комментарии к статье 31.

10. Утверждение порядка подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование. В соответствии со статьей 23 комментируемого Кодекса данное полномочие осуществляется Правительством РФ. Утверждение порядка подготовки и заключения договора водопользования, если право на заключение такого договора приобретается на аукционе, и порядка проведения аукциона осуществляется также федеральным Правительством.


Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 844 <150>. Данное Постановление конкретизирует перечень документов, сроки их рассмотрения и другие вопросы, связанные с предоставлением водных объектов в пользование.

--------------------------------

<150> СЗ РФ. 2007. N 1. Ч. 2. Ст. 295.


Решение о предоставлении водного объекта (или его части), находящегося в государственной или муниципальной собственности, в пользование принимает соответственно исполнительный орган государственной власти Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, либо орган местного самоуправления.

К договору водопользования применяются положения Гражданского кодекса Российской Федерации об аренде - он признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре. Комментируемым Кодексом (см. комментарий к главе 3) установлено содержание договора водопользования, срок предоставления водных объектов в пользование и другие условия договора.

11. Определение порядка создания и осуществления деятельности бассейновых советов. Это полномочие реализуется исключительно федеральным Правительством. Бассейновые советы разрабатывают рекомендации по использованию и охране водных объектов в границах бассейнового округа. В статье 28 комментируемого Кодекса закреплены двадцать бассейновых округов, соответственно должны быть созданы двадцать бассейновых советов.

Постановлением Правительства РФ от 30.11.2006 N 727 утверждено Положение о создании и деятельности бассейновых советов <151>. Бассейновый совет создается решением Федерального агентства водных ресурсов, в нем определяется количественный и персональных состав бассейнового совета, срок его функционирования - 5 лет.

--------------------------------

<151> СЗ РФ. 2006. N 49. Ч. 2. Ст. 5224.


Организационно-техническое обеспечение деятельности бассейнового совета, в том числе размещение в информационных системах общего пользования информации о создании бассейновых советов, дате и месте проведения заседания бассейнового совета, повестке дня, решениях бассейнового совета, осуществляется соответствующим территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов.

Рекомендации бассейновых советов должны быть учтены при разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов (см. комментарий к ст. 28).

12. Гидрографическое и водохозяйственное районирование территории Российской Федерации. Оно осуществляется для разработки схем комплексного использования и охраны водных объектов. Порядок установления границ гидрографических единиц и водохозяйственных участков (в соответствии с водохозяйственным районированием территории России) утверждается федеральным Правительством. Количество гидрографических единиц (речных бассейнов и подбассейнов рек, впадающих в главную реку речного бассейна) и их границы, а также количество водохозяйственных участков и их границы утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (см. также комментарий к ст. 32).


Постановлением Правительства РФ от 30.11.2006 N 728 "О гидрографическом и водохозяйственном районировании территории Российской Федерации и утверждении границ бассейновых округов" <152> установлено, что основная работа в данной сфере возлагается на Федеральное агентство водных ресурсов.

--------------------------------

<152> СЗ РФ. 2006. N 49. Ч. 2. Ст. 5225.


Основной единицей управления в области использования и охраны водных объектов являются бассейновые округа, которые состоят из речных бассейнов и связанных с ними подземных водных объектов и морей.

Перечень бассейновых округов содержится в ст. 28 комментируемого Кодекса.

В целях обеспечения рационального использования и охраны водных объектов создаются бассейновые советы, осуществляющие разработку рекомендаций в области использования и охраны водных объектов в границах бассейнового округа (см. комментарий к ст. 29). Границы бассейновых округов определяются по границам гидрографических единиц, включенных в бассейновый округ, и границам прилегающих к ним участков внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации и утверждаются Министерством природных ресурсов РФ.

Гидрографическое районирование территории Российской Федерации представляет собой установление, документирование и утверждение количества гидрографических единиц (то есть речных бассейнов и подбассейнов рек, впадающих в главную реку речного бассейна) и их границ.

Гидрографическое районирование территории Российской Федерации осуществляется для разработки схем комплексного использования и охраны водных объектов.

Водохозяйственное районирование территории Российской Федерации представляет собой выделение, документирование и утверждение количества водохозяйственных участков и их границ, которое осуществляется в целях разработки водохозяйственных балансов. Количество водохозяйственных участков и их границы утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов.

13. Установление ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, порядка расчета и взимания такой платы. Это полномочие Правительства РФ, и оно имеет особое значение. В соответствии с главой 25.2 НК РФ организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с российским законодательством, являются налогоплательщиками водного налога. Налоговым кодексом определены объекты налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговые ставки и другие элементы налогообложения.

Одновременно с этим комментируемым Кодексом установлен один из принципов водного законодательства - платность использования водных объектов. Пользование водными объектами осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации. При определении платы за пользование водными объектами учитываются расходы водопользователей на мероприятия по охране водных объектов.


Данный принцип реализуется в комментируемом Кодексе следующим образом: по договору водопользования исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату. Размер платы за пользование водным объектом или его частью, условия и сроки внесения данной платы должны быть отражены в договоре водопользования.

Несвоевременное внесение водопользователем платы за пользование водным объектом влечет за собой уплату пеней в размере 1/150 действующей на день уплаты пеней ставки рефинансирования Банка России, но не более чем в размере 0,2% за каждый день просрочки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению водопользователем платы за пользование водным объектом начиная со следующего за определенным в договоре водопользования днем внесения платы за пользование водным объектом.

Размер ставки платы за пользование водным объектом используется также для определения размера штрафа за забор (изъятие) водных ресурсов в объеме, превышающем установленный договором водопользования объем забора (изъятия) водных ресурсов.

В статье 20 ВК РФ обозначены принципы установления платы за пользование водными объектами (см. комментарий к ст. 20).

Хотя комментируемый Кодекс и не разделяет виды водопользования на специальные и особые, получается, что водопользователи в некоторых случаях будут вынуждены уплачивать водный налог и вместе с тем вносить плату за пользование водным объектом. Это касается тех водопользователей, которые оформили свои права до вступления в силу комментируемого Кодекса.

Федеральным законом "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" внесены изменения в статью 333.8 НК РФ, в соответствии с которыми не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно, заключенных и принятых после введения в действие данного Кодекса.

Таким образом, по договорам водопользования, заключенным после вступления в силу комментируемого Кодекса, и по решениям органов государственной власти и местного самоуправления о предоставлении водных объектов в пользование будет уплачиваться только плата за водопользование.

14. Установление порядка утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и целевых показателей качества воды в водных объектах. Данное полномочие осуществляется Правительством РФ. При этом целевые показатели качества воды в водных объектах разрабатываются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти для каждого речного бассейна или его части с учетом природных особенностей речного бассейна и с учетом условий целевого использования водных объектов в границах речного бассейна.