Файл: ВодК_комм_Дубовик_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 4696

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Во исполнение данного полномочия приняты Постановления Правительства РФ от 30.12.2006 N 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты" <153> и от 23.07.2007 N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" <154>, а также утвержденные приказами Министерства природных ресурсов Российской Федерации методики:

--------------------------------

<153> СЗ РФ. 2007. N 4. Ст. 514.

<154> СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4088.


- определения нормативов допустимого воздействия (НДВ) на водные объекты (утв. Приказом МПР от 12.12.2007 N 328 "Об утверждении методических указаний по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты" <155>);

--------------------------------

<155> Российская газета. 2008. N 62.


- определения нормативов допустимых сбросов (НДС) в водные объекты (утв. Приказом МПР от 17.12.2007 N 333 "Об утверждении методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" <156>).

--------------------------------

<156> БНА. 2008. N 22.


14.1. Нормативы допустимого воздействия (НДВ) на водные объекты. Это допустимое совокупное воздействие всех источников, расположенных в пределах речного бассейна или его части, на водный объект или его часть. НДВ разрабатываются и утверждаются по водному объекту или его участку в соответствии с гидрографическим и (или) водохозяйственным районированием в целях поддержания поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства.

НДВ на водные объекты предназначены для установления безопасных уровней содержания загрязняющих веществ, а также других показателей, характеризующих воздействие на водные объекты, с учетом природно-климатических особенностей водных объектов данного региона и сложившейся в результате хозяйственной деятельности природно-техногенной обстановки.

НДВ на водные объекты устанавливаются с учетом состояния водного объекта и его экологической системы на основе нормативов качества воды в водном объекте в соответствии с положениями Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 881 разработку нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляет Федеральное агентство водных ресурсов при содействии Госкомрыболовства, Росгидромета и Роспотребнадзора.

Нормативы допустимого воздействия на водные объекты устанавливаются на период не менее 15 лет, исходя из состояния каждого конкретного водного объекта. Корректировка нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется на основе результатов государственного надзора за использованием и охраной водных объектов не чаще одного раза в 5 лет.

14.2. Нормативы допустимых сбросов (НДС) веществ в водные объекты. Это нормативы, установленные для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.


Соответственно, НДС в настоящее время пришел на смену ранее широко использовавшимся ПДС (предельно-допустимым сбросам). Величины НДС определяются исходя из нормативов качества воды водного объекта. Если нормативы качества воды в водных объектах не могут быть достигнуты из-за воздействия природных факторов, не поддающихся регулированию, то величины НДС определяются исходя из условий соблюдения в контрольном пункте сформировавшегося природного фонового качества воды.

Расчетная величина норматива допустимого сброса тесно связана с числовым значением норматива качества вод водных объектов.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 469 нормативы допустимых сбросов утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Росгидрометом, Роспотребнадзором, Россельхознадзором, Ростехнадзором.

НДС разрабатываются на пять лет. Пересмотр и уточнение НДС осуществляется до истечения срока их действия в следующих случаях:

- при изменении более чем на 20% показателей, определяющих водохозяйственную обстановку на водном объекте;

- при изменении технологии производства, методов очистки сточных вод, параметров сброса;

- при утверждении в установленном порядке нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

Как НДВ, так и НДС устанавливаются по отношению к нормативам качества воды водного объекта.

14.3. Нормативы качества воды разрабатываются для условий питьевого, хозяйственно-бытового и рыбохозяйственного водопользования, определяемых в соответствии с действующим законодательством.

Нормативы качества воды водного объекта включают:

- общие требования к составу и свойствам поверхностных вод для различных видов водопользования;

- перечень предельно допустимых концентраций (ПДК) веществ в воде водных объектов питьевого и хозяйственно-бытового водопользования (устанавливается СанПиНами);

- перечень ПДК веществ для водных объектов рыбохозяйственного значения (утверждается приказом Госкомрыболовства).

Таким образом:

- НДВ и НДС устанавливаются в зависимости от целевого предназначения водного объекта и по отношению к нормативам качества воды водного объекта;

- при комплексном использовании водного объекта при расчете НДВ и НДС принимаются наиболее жесткие нормативы качества воды;

- возможен пересмотр сроков действия НДВ и НДС в случаях, определенных подзаконными актами;

- при установлении НДВ и НДС учитывается существующие состояние водного объекта, на который оказывается воздействие (производится сброс);

- при расчете величин НДВ и НДС гидрологические условия принимаются как наиболее неблагоприятные из возможных;

- в силу различия понятий НДВ и НДС в первом случае рассматриваются не только сбросы веществ в водный объект, но также и такие виды воздействия, как изъятие воды из водного объекта, использование его для строительства сооружений и изменение водного режима;


- расчетной единицей для НДВ является водохозяйственный участок, для НДС - субъекты хозяйственной или иной деятельности.

15. Территориальное перераспределение стока поверхностных вод, пополнение водных ресурсов подземных водных объектов. Это чрезвычайно важная деятельность, позволяющая сочетать экономические, социальные и экологические потребности государства, населения страны и хозяйствующих субъектов. Именно поэтому она отнесена к полномочиям федерального уровня (см. также вводные замечания к данной главе).

Важным направлением водохозяйственной деятельности является строительство и эксплуатация крупных гидротехнических систем, позволяющих перераспределять речной сток из регионов, имеющих избыток водных ресурсов, в районы с их дефицитом. В настоящее время в России действует 34 системы подобного рода с суммарной протяженностью около 3 тыс. км. Ими перераспределяется около 15 куб. км воды в год.

Для улучшения водообеспечения безводных сельскохозяйственных районов широко используются групповые водоводы. Их протяженность составляет от нескольких десятков до нескольких сотен километров.

Наиболее крупными каналами для перераспределения речного стока являются: на реке Кубани - Большой Ставропольский, пропускная способность которого 180 куб. м/с, и Кубанский оросительный (210 куб. м/с); на реке Дон - Донской (250 куб. м/с); на Волге - канал им. Москвы (125 куб. м/с).

16. Утверждение правил использования водохранилищ. Данное полномочие реализуется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, указанные правила утверждаются для каждого водохранилища. Правилами использования водных ресурсов водохранилищ определяется режим их использования, включая режим наполнения водохранилищ. Правилами технической эксплуатации и благоустройства водохранилищ определяется порядок использования их дна и берегов (см. также комментарий к ст. 45).

Вопрос использования водохранилищ регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.04.2009 N 349 "Об утверждении Положения о разработке, согласовании и использовании правил использования водохранилищ, в том числе типовых правил использования водохранилищ" <157>, распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 197-р "О перечне водохранилищ" <158>, Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24.08.2010 N 330 "Об утверждении типовых правил использования водохранилищ" <159> и другими актами.

--------------------------------

<157> СЗ РФ. 2009. N 18. Ч. 2. Ст. 2247.

<158> СЗ РФ. 2009. N 8. Ст. 1032.

<159> Российская газета. 2010. N 219.


Территориальная неравномерность, большая внутригодовая и многолетняя изменчивость речного стока затрудняют обеспечение населения и экономики России необходимым количеством воды. Эта проблема решается за счет регулирования стока рек водохранилищами. Причем наиболее эффективное и многоцелевое использование водных ресурсов достигается в каскадно расположенных водохранилищах, образующих единую водохозяйственную систему. Примером могут служить Волжско-Камский и Ангаро-Енисейский каскады.


16.1. Статистическая справка. Сегодня Россия имеет 103 крупнейших водохранилища, каждое объемом свыше 100 млн. куб. м. Суммарная площадь их водной поверхности составляет 101155,7 тыс. кв. км, полезный объем - 338649,2 млн. куб. м. Кроме них для различных видов водопользования построено большое число водохранилищ с полезным объемом от 1 до 100 млн. куб. м, а также малые водохранилища и пруды с полезным объемом менее 1 млн. куб. м.

16.2. Основная цель создания водохранилищ. Она понимается как планируемые изменения в природе. К ним относятся: выравнивание естественной неравномерности стока между сезонами года и годами различной водности, между днями недели и часами суток в интересах гидроэнергетики, ирригации, водоснабжения, рыбного хозяйства; вовлечение в хозяйственное использование непродуктивных земель и создание на них более продуктивной водной среды для развития рыбоводства; улучшение природных условий прилегающих территорий.

С помощью водохранилищ были созданы водные транспортные пути на главных судоходных реках России, таких как Волга, Кама, Дон, Енисей. Из водохранилищ осуществляется хозяйственно-питьевое водоснабжение большинства крупных городов - Москвы, Екатеринбурга, Челябинска, Нижнего Тагила и многих других.

Водохранилища эффективно используются и для защиты от наводнений, например, Зейское и Бурейское на Дальнем Востоке, Краснодарское на Северном Кавказе.

17. Установление режима пропуска паводков, специальных попусков, наполнения и сработки (выпуска воды) водохранилищ. Это полномочие осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (см. также комментарий к ст. 45).

При строительстве и эксплуатации водохранилищ возникают неизбежные отрицательные последствия: затопление земель, повышение уровня грунтовых вод и заболачивание, изменение качества воды вследствие замедления стока, избыточное развитие сине-зеленых водорослей (так называемое "цветение" воды).

При создании водохранилищ в равнинных условиях образуются обширные мелководья, что особенно характерно для Волжского каскада. Чтобы вернуть затопленные земли для дальнейшего сельскохозяйственного использования, их отделяют от основной акватории дамбами или системой польдеров. Для снижения того отрицательного влияния, которое водохранилища, особенно малые, оказывают на новые берега, широко используют метод намыва берегоукрепительных пляжей. Мерами, позволяющими снизить вредное воздействие водохранилищ на другие элементы экосистемы, являются установление специальных режимов пропуска паводков, специальных попусков, наполнения и сработки водохранилищ.

18. Определение порядка осуществления государственного надзора за использованием и охраной водных объектов, а также за соблюдением особых условий водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) в границах охранных зон гидроэнергетических объектов. Таковое осуществляется исключительно Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 25.12.2006 N 801 <160> утверждено Положение об осуществлении государственного контроля и надзора и за использованием и охраной водных объектов (см. также комментарий к ст. 36).


--------------------------------

<160> СЗ РФ. 2007. N 1. Ч. 2. Ст. 259.


19. Определение порядка резервирования источников питьевого водоснабжения. Учитывая значение этой деятельности для обеспечения жизнедеятельности людей, обеспечения населения и территорий (регионов, страны), данное полномочие отнесено к тем, которые реализуются на федеральном уровне (подробнее см. комментарий к ст. 34).

Постановлением Правительства РФ от 20.11.2006 N 703 <161> утверждены Правила резервирования источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в соответствии с которыми резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на случай возникновения чрезвычайной ситуации осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в целях обеспечения питьевой водой граждан, проживающих в городах и других населенных пунктах, водоснабжение которых питьевой водой обеспечивается преимущественно за счет поверхностных водных объектов или недостаточно защищенных от загрязнения и засорения подземных водных объектов.

--------------------------------

<161> СЗ РФ. 2006. N 40. Ст. 5034.


Статистическая справка. По данным Доклада ООН "О состоянии водных ресурсов мира", к 2050 году около 2 млрд. человек в 48 странах мира будут испытывать дефицит в водных ресурсах, а водообеспеченность 46 стран уже ниже критического уровня (1700 куб. м на человека в год). Из-за загрязнения водных объектов и отсутствия доступа населения к централизованным системам водоснабжения и канализации ежегодно в мире от кишечных заболеваний умирает 2,2 млн. человек, более 50% больничных мест в мире заняты пациентами, страдающими болезнями, вызванными употреблением некачественной питьевой воды (информация взята из материалов круглого стола на тему "О проблемах использования и охраны водных объектов, являющихся источниками питьевого водоснабжения", проведенного Комитетом по природным ресурсам, природопользованию и экологии Госдумы России 20.05.2009).

В России сосредоточено около четверти мировых запасов пресных поверхностных и подземных вод. Однако особенностью использования водных запасов на территории страны является их нерациональная эксплуатация, что привело к тотальному загрязнению водных объектов, в том числе являющихся источниками питьевого водоснабжения.

20. Установление порядка использования водных объектов для взлета и посадки воздушных судов. Данное полномочие является новым. В ранее действовавшем Водном кодексе РФ 1995 г. было установлено, что Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации определяется перечень водных объектов, используемых для взлета (посадки) воздушных судов, а использование водных объектов для указанных целей осуществляется в порядке, устанавливаемом органами исполнительной власти субъектов Федерации в соответствии с российским законодательством.