Файл: ВодК_комм_Дубовик_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 4699

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правительством РФ было принято Постановление от 30.12.2006 N 882 "Об утверждении Правил использования поверхностных водных объектов для взлета, посадки воздушных судов" <162>, которым, в частности, установлено следующее:

--------------------------------

<162> СЗ РФ. 2007. N 5. Ст. 650.


- использование водных объектов для взлета, посадки воздушных судов (в том числе с обустройством на акватории водного объекта посадочных площадок и аэродромов, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов), кроме разового взлета, разовой посадки, осуществляется на основании и условиях договора водопользования, заключаемого в установленном порядке, и в соответствии с требованиями правил охраны жизни людей на водных объектах, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

- использование водных объектов для разового взлета, разовой посадки, в том числе при проведении аварийно-спасательных работ и для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, оказания врачебной помощи, доставки почтовых грузов в труднодоступные или отдаленные местности и в других подобных случаях, не требующее обустройства акватории водного объекта и ее разметки для взлета, посадки воздушных судов, осуществляется в соответствии с требованиями правил охраны жизни людей на водных объектах (см. комментарий к ст. 47).

21. Осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации. Поскольку такого рода деятельность имеет значение для обеспечения безопасности населения и территорий, данное полномочие отнесено к федеральному уровню. В его реализации задействованы структуры МЧС России как особого органа, наделенного правом, средствами и техникой, действующего на единой правовой основе на всей территории Российской Федерации. Реализация данного полномочия возложена на Федеральное агентство водных ресурсов.

При размещении, строительстве и вводе в эксплуатацию хозяйственных и иных объектов, а также при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние вод, водных биоресурсов и среду их обитания, а также иные экосистемы. Размещение различных объектов, а также внедрение новых технологических процессов должны согласовываться с уполномоченным федеральным органом государственной власти.

В частности, порядок такого согласования установлен в целях предотвращения или снижения воздействия указанной деятельности на водные биоресурсы и среду их обитания в Постановлении Правительства РФ от 28.07.2008 N 569 "Об утверждении правил согласования размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания" <163>.


--------------------------------

<163> СЗ РФ. 2008. N 31. Ст. 3740.


Такое согласование осуществляют Росрыболовство и его территориальные органы. Так, Росрыболовство осуществляет согласование в случае размещения указанных объектов и внедрения технологических процессов на территории двух и более субъектов Российской Федерации, во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском и Каспийском морях. Территориальные органы осуществляют согласование в случае, если размещение указанных объектов и внедрение новых технологических процессов планируется на территории одного субъекта Российской Федерации (см. также Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.08.2010 N 337 "Об утверждении Методических указаний по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории субъектов Российской Федерации" <164>).

--------------------------------

<164> БНА. 2010. N 45.


22. Утверждение методики исчисления вреда, причиненного водным объектам. Исходя из необходимости соблюдения конституционного принципа равенства перед законом и с учетом единства гражданско-правового регулирования на территории всей страны указанное полномочие может быть реализовано только на федеральном уровне.

О порядке возмещения вреда - см. комментарий к статье 68.

Постановление Правительства РФ от 04.11.2006 N 693 "О порядке утверждения методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства" <165> установило, что методика разрабатывается и утверждается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

--------------------------------

<165> СЗ РФ. 2006. N 46. Ст. 4791.


В соответствии с Приказом МПР РФ от 30.03.2007 N 71 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства" <166> Методика применяется в случаях исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, в том числе при причинении вреда водному объекту, повлекшему за собой загрязнение и (или) засорение водных объектов, вследствие нарушения правил эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств, повлекших за собой аварийный сброс вредных (загрязняющих) веществ в водный объект, а также при авариях на предприятиях, транспорте и других объектах, включая аварийные разливы нефти.

--------------------------------


<166> Российская газета. 2009. N 113.


23. Определение критериев отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору за использованием и охраной водных объектов, региональному государственному надзору за использованием и охраной водных объектов. Это полномочие является в определенной степени новым, в ранее действующий Водный кодекс 1995 г. аналогичная обязанность Правительства РФ была введена Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" <167>. Однако до ноября 2006 г. такие критерии Правительством РФ определены не были, и руководствоваться в данном вопросе следовало положениями правительственного Постановления от 29.10.2002 N 777 "О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю" <168>.

--------------------------------

<167> СЗ РФ. 2006. N 1. Ст. 10.

<168> СЗ РФ. 2002. N 44. Ст. 4390.


4 ноября 2006 года Правительство РФ приняло подготовленное в целях реализации статьи 36 комментируемого Кодекса соответствующее Постановление N 640 "О критериях отнесения объектов к объектам, подлежащим государственному федеральному контролю и государственному региональному контролю за использованием и охраной водных объектов" <169>, согласно которому критерием отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору за использованием и охраной водных объектов, является использование:

--------------------------------

<169> СЗ РФ. 2006. N 45. Ст. 4713.


- поверхностных водных объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

- водных объектов или их частей, находящихся на землях обороны и безопасности, а также используемых для обеспечения обороны страны и безопасности государства и для обеспечения федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд;

- внутренних морских вод;

- территориального моря Российской Федерации;

- особо охраняемых водных объектов либо водных объектов, являющихся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющих собой часть этих территорий;

- водных объектов или их частей, являющихся объектами, объявленными рыбохозяйственными заповедными зонами;

- водных объектов, являющихся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб;

- трансграничных (пограничных) водных объектов;

- водных объектов или их частей для нужд городов с численностью населения сто тысяч человек и более, а также для нужд предприятий и других организаций, производящих забор воды или сброс сточных вод в объеме более 15 млн. куб. метров в год (см. также комментарий к ст. 36).

24. Утверждение перечней объектов, подлежащих федеральному государственному надзору за использованием и охраной водных объектов. Данное полномочие было введено в статью 81 ВК РФ 1995 г. Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ: "На основании определяемых Правительством Российской Федерации критериев федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечни объектов, подлежащих соответственно государственному федеральному контролю за использованием и охраной водных объектов и государственному региональному контролю за использованием и охраной водных объектов". Руководствуясь этой нормой, Правительство РФ в Постановлении от 04.11.2006 N 640 дало поручение МПР России в месячный срок на основании указанных критериев утвердить перечень объектов, подлежащих государственному федеральному контролю за использованием и охраной водных объектов.


Впоследствии в данную норму вносились изменения Постановлениями Правительства РФ от 30.12.2006 N 845 <170> и от 22.04.2009 N 351 <171>, и в настоящее время установлено, что Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации на основании определенных Правительством Российской Федерации критериев отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору за использованием и охраной водных объектов и региональному государственному надзору за использованием и охраной водных объектов, утверждает перечень объектов, подлежащих федеральному государственному надзору за использованием и охраной водных объектов.

--------------------------------

<170> СЗ РФ. 2007. N 1. Ч. 2. Ст. 296.

<171> СЗ РФ. 2009. N 18. Ч. 2. Ст. 2248.


Приказом МПР РФ от 18.12.2006 N 288 <172> утвержден Перечень объектов, подлежащих государственному федеральному контролю за использованием и охраной водных объектов, который носит формальный характер и дублирует вышеуказанные критерии (см. также комментарий к ст. 36).

--------------------------------

<172> БНА. 2007. N 5.


25. Установление перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный надзор за использованием и охраной водных объектов, а также за соблюдением особых условий водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) в границах охранных зон гидроэнергетических объектов. Данное полномочие федерального Правительства РФ было введено в статью 81 ВК РФ 1995 г. Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ: "Перечень должностных лиц федеральных органов исполнительной власти... осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной водных объектов, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации..." В комментируемом Кодексе закреплена аналогичная обязанность Правительства РФ.

Постановлением Правительства РФ от 25.12.2006 N 801 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов" установлено распределение инспекторских функций между должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющими федеральный государственный надзор за использованием и охраной водных объектов, которые одновременно по должности являются соответствующими государственными инспекторами.

Должностным лицам Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ее территориальных органов и должностным лицам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, являющимся государственными инспекторами по надзору за использованием и охраной водных объектов, выдаются служебные удостоверения и форма установленного образца.

26. Иные установленные комментируемым Кодексом полномочия. Данная формулировка подразумевает, что перечень полномочий федеральных органов власти остается открытым. В частности, федеральные органы власти вправе разрабатывать и принимать федеральные законы и иные нормативные правовые акты по вопросам регулирования водных отношений.



Статья 25. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений


Комментарий к статье 25


1. Общий обзор статьи. Как и статья 24 ВК РФ, комментируемая статья структурно построена путем перечисления полномочий в тринадцати пунктах.

2. Цели, сфера действия и адресаты статьи.

Основная цель заключается в необходимости определить перечень основных полномочий региональных органов государственной власти в области водных отношений, причем этот перечень, как явствует из статьи, закрытый. Между тем в других статьях Кодекса упоминаются не включенные в комментируемую статью полномочия субъектов Федерации. Так, статья 2 закрепляет, что водное законодательство состоит не только из федеральных законодательных актов, но и из законов субъектов Российской Федерации, а статья 6 детализирует право регионов принимать законодательные акты в сфере водных отношений. В свою очередь, законы субъектов Российской Федерации наряду с установленными указанной статьей запретами могут содержать и иные запреты на использование водных объектов общего пользования.

По сфере действия она распространяется на государственные органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, являющихся участниками водных отношений, которые и являются основными адресатами предписаний комментируемой статьи. Но помимо этих субъектов нормы статьи 25 Кодекса должны учитываться всеми физическими и юридическими лицами, осуществляющими водопользование, регулируемое согласно установленным ВК РФ полномочиями исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водных отношений, а также должностными лицами органов природоохранительного надзора, прокуратуры, судьями.

3. Основные понятия. Во многом они уже использованы в нормах статей 1, 2, 24 и др. (см. комментарий к ним).

4. Владение, пользование, распоряжение водными объектами. Эти правомочия присущи любому собственнику, в том числе, если объектом собственности являются природные ресурсы и (или) объекты.

В соответствии со статьей 8 ВК РФ в собственности субъектов Российской Федерации могут находиться пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности, если иное не установлено федеральными законами, т.е. если они не находятся на территории двух и более субъектов Федерации, земельные участки под ними не отнесены федеральными законами к федеральной собственности, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к собственности субъектов Федерации. Для таких субъектов Федерации, как города федерального значения Москва и Санкт-Петербург применяются и муниципальные основания возникновения прав собственности на перечисленные водные объекты.