Файл: ВодК_комм_Дубовик_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 4710

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Статья 28. Бассейновые округа


Комментарий к статье 28


1. Общий обзор статьи. Статья состоит из трех частей, в которых определяются значение и структура бассейновых округов (ч. 1), перечисляются бассейновые округа (ч. 2) и содержится отсылочная норма о порядке утверждения их границ (ч. 3). Тем самым в статье устанавливается бассейновый принцип организации и осуществления управления в области использования и охраны вод в Российской Федерации. Согласно статье 3 ВК РФ регулирование водных отношений в границах бассейновых округов (бассейновый подход) относится к основным принципам водного законодательства (см. комментарий к статье 3).

2. Цели, сфера действия и адресаты статьи. Главная цель статьи заключается в обеспечении правовой базы для реализации бассейнового принципа и, следовательно, в организации системы управления использованием и охраной водных субъектов.

Сфера действия норм распространяется на территорию Российской Федерации применительно к утвержденным границам бассейновых округов.

Адресаты статьи - это не только субъекты, осуществляющие принятие и реализацию управленческих решений, но и водопользователи, должностные лица природоохранных и правоохранительных органов, прокуратуры, судов.

3. Основные понятия. Ведущим понятием является "бассейновый округ". В части 1 комментируемой статьи это понятие определяется как единица управления, что означает необходимость его трактовки как предмета, с одной стороны, и образование соответствующих управленческих структур, с другой стороны. Конкретизация понятия "бассейновый округ" достигается путем указания на его составляющие - речной бассейн и подземные водные объекты, а также моря, их связанность между собой.

Из этой нормы Водного кодекса можно заключить, что помимо бассейновых округов, являющихся основными единицами управления в области использования и охраны водных объектов, есть территории с водными объектами, которые не отнесены к основным единицам управления. Это - территории вне перечисленных в самом Водном кодексе речных бассейнов.

Речной бассейн - см. комментарий к ст. 1.

4. Значение бассейнового принципа. Рациональное использование и охрана вод в стране обеспечивается на основе единых правовых требований, установленных Водным кодексом РФ. Бассейновый принцип управления в данной сфере позволяет учитывать региональные природно-климатические, экологические и иные особенности в управленческой практике.

На бассейновый подход к организации использования и охраны вод было обращено внимание давно. Как писал профессор О.С. Колбасов, еще на ранних стадиях крупных законопроектных работ в области советского водного законодательства (1925 - 1929 гг.) было замечено, что в отличие от земли, ее недр и лесов, которые без всякого ущерба для их правильной эксплуатации могут быть поделены между республиками, краями, областями и районами, воды не поддаются такому делению. В силу присущих им естественных свойств природные запасы воды на более или менее обширных площадях, нередко простирающихся в пределах территорий нескольких смежных республик, краев, областей и районов, оказываются в неразрывной взаимосвязи, образуя так называемые бассейны крупных рек и других водоемов. Каждый из таких водных бассейнов представляет собой некоторое единство в физическом и хозяйственном отношениях, поскольку характер пользования водами в одной части бассейна, как правило, в той или иной степени влияет на состояние бассейна в целом и может ухудшить или улучшить условия водопользования в других его частях. Это обстоятельство приводит к необходимости рассматривать водный бассейн как единый объект государственного управления, независимо от границ административно-территориальных образований, лежащих на площади бассейна <186>.


--------------------------------

<186> Колбасов О.С. Водное законодательство в СССР. М.: Юрид. лит., 1972. С. 128.


5. Формирование и развитие бассейнового подхода. В Водном кодексе РФ от 16.11.1995 N 167-ФЗ бассейновый принцип был отнесен к основным принципам государственного управления в области использования и охраны водных объектов (ст. 69). Он был сформулирован следующим образом: "сочетание рационального использования и охраны всего бассейна водного объекта и его части в границах территорий отдельных субъектов Российской Федерации (сочетание бассейнового и административно-территориального принципов)". Кодекс содержал также подробные требования по бассейновым соглашениям о восстановлении и охране водных объектов (ст. 120). Научному обоснованию подходов к обеспечению правовой охраны окружающей среды на основе бассейнового принципа была посвящена монография профессора А.М. Муртазалиева <187>.

--------------------------------

<187> Муртазалиев А.М. Правовая охрана окружающей среды в бассейне Каспийского моря. Махачкала, 1997.


6. Перечень бассейновых округов. Он дан в части 2 и является исчерпывающим. В Российской Федерации, таким образом, создано 20 бассейновых округов. При их создании учитывались не только естественно-природные критерии, но и особенности административно-территориального деления страны, а также управление водными ресурсами России.

Из этой нормы вытекает, что решение об образовании новых бассейновых округов должно оформляться федеральным законом, а не подзаконным актом.

7. Порядок утверждения границ бассейновых округов. Принципиальным для обеспечения управления пользованием и охраной вод на основе бассейнового принципа является вопрос о границах бассейновых округов. Согласно части 3 границы бассейновых округов утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ.


Статья 29. Бассейновые советы


Комментарий к статье 29


1. Общий обзор статьи. Статья разделена на четыре части. В первой определены цели создания бассейновых советов, во второй - значение их рекомендаций. Часть 3 перечисляет субъектов, входящих в бассейновые советы. Часть 4 содержит отсылочную норму о порядке их образования, утверждения и деятельности. Таким образом, статья устанавливает общие требования о бассейновых советах. Она отражает специфику подхода к обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды на основе бассейнового принципа.

2. Цели, сфера действия и адресаты статьи. Основная цель заключается в обеспечении комплексного подхода в управлении бассейновыми округами, учитывающего интересы всех субъектов, наделенных функциями по управлению в области использования и охраны водных объектов в пределах (границах) конкретного бассейнового округа. Целями статьи являются также обеспечение гарантий соблюдения интересов Российской Федерации и предотвращение конфликтов между сторонами, участвующими в использовании и охране водных ресурсов соответствующих регионов.


Сфера действия норм распространяется на территории и акватории, входящие в состав соответствующих бассейновых округов, а их адресатами следует считать не только перечисленных в части 3 комментируемой статьи представителей тех или иных органов власти, органов местного самоуправления, водопользователей, общественных объединений, общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, но и должностных лиц природоохранных и правоохранительных органов, прокуратуры, и судей.

3. Основные понятия. Значительная их часть широко используется по всему тексту ВК РФ, например, "бассейновые округа" (см. комментарий к статье 28), "водные объекты", "охрана водных объектов" (см. комментарий к ст. 1), либо обозначает участников водных отношений (см. комментарий к ст. ст. 1, 7). Но в данной статье встречаются и такие понятия, как "бассейновый совет", "общественные объединения", "общины малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", "схема комплексного использования и охраны объектов".

3.1. Бассейновые советы - специфические структуры управления в области использования и охраны водных объектов в пределах того или иного водного бассейна.

Их основное предназначение состоит в разработке рекомендаций в области использования и охраны водных объектов в границах бассейнового округа. Все предложения, которые будут подготавливаться бассейновым советом, не являются нормой, подлежащей неукоснительному исполнению. Они носят рекомендательный характер.

3.2. Общественные объединения. Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.

3.3. Общины малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации - см. комментарий к статье 54.

3.4. Схема комплексного использования и охраны водных объектов - см. комментарий к статье 33.

4. Функциональное назначение рекомендаций, подготавливаемых бассейновыми советами. Они должны учитываться при разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов.

Разработка схем комплексного использования и охраны водных ресурсов регулируется ст. 76 ВК РФ. Такие схемы являются формой планирования использования и охраны водных ресурсов в Российской Федерации. Другой формой планирования в данной сфере служат государственные программы по использованию, восстановлению и охране водных объектов, регулируемые ст. 77 Водного кодекса РФ. Схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов являются документами, на которых основывается разработка государственных программ. Это означает, что рекомендации бассейновых советов учитываются и при разработке федеральных государственных, в том числе бассейновых, программ, а также государственных программ субъектов Российской Федерации.


5. Состав бассейновых советов. В них в обязательном порядке входят представители уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также представители водопользователей, общественных объединений, общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Подход законодателя к определению состава бассейновых советов направлен на реализацию положения статьи 1 Конституции РФ о демократическом характере Российского государства. В них должны быть представлены представители всех заинтересованных в оптимальном решении вопросов рационального водопользования и охраны вод в бассейне: публичной власти (государственной - федерального и регионального уровней, и муниципальной), а также представители водопользователей, общественных объединений, общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Хотя круг интересов участвующих в бассейновых советах субъектов может не всегда совпадать, они будут подготавливать согласованные между ними рекомендации. Тем самым такие рекомендации будут способствовать поддержанию политической, социальной и экологической стабильности в такой важной сфере, как использование и охрана вод.

6. Полномочия Правительства РФ по определению порядка создания и деятельности бассейновых советов зафиксированы в положении о создании и деятельности бассейновых советов.

Бассейновый совет создается решением Федерального агентства водных ресурсов на 5 лет в составе председателя бассейнового совета, двух его заместителей и членов бассейнового совета, которые осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе.

Количественный и персональный состав бассейновых советов утверждается Федеральным агентством водных ресурсов по представлениям соответствующих органов, организаций, водопользователей, общественных объединений и общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Председателем бассейнового совета является руководитель соответствующего территориального органа Федерального агентства водных ресурсов.

Председатель бассейнового совета:

- формирует повестку дня заседаний бассейнового совета;

- организует работу бассейнового совета и председательствует на его заседаниях;

- подписывает протоколы заседаний бассейнового совета;

- вносит предложения по изменению состава бассейнового совета;

- направляет информацию о деятельности бассейнового совета и решения бассейнового совета руководителям органов государственной власти и местного самоуправления, а также другим заинтересованным лицам;


- распределяет обязанности между своими заместителями и членами бассейнового совета.

Заседания бассейнового совета проводятся в соответствии с планом деятельности бассейнового совета, утверждаемым бассейновым советом, но не реже одного раза в полугодие.

В случае необходимости и по инициативе, поддержанной не менее чем одной третью членов бассейнового совета, может быть назначено внеочередное заседание бассейнового совета.

На заседание бассейнового совета могут приглашаться представители органов государственной власти и местного самоуправления, а также общественных объединений, не входящие в состав бассейнового совета. Рекомендации бассейновых советов учитываются при разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов.

Бассейновый совет также имеет право запрашивать в установленном порядке материалы по вопросам, относящимся к его полномочиям.

В свою очередь, рекомендации бассейновых советов направляются в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в области использования и охраны водных объектов.

Организационно-техническое обеспечение деятельности бассейнового совета, в том числе размещение в информационных системах общего пользования информации о создании бассейновых советов, дате и месте проведения заседания бассейнового совета, повестке дня, решениях бассейнового совета, осуществляются соответствующим территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов.


Статья 30. Государственный мониторинг водных объектов


Комментарий к статье 30


1. Общий обзор статьи. Статья состоит из восьми частей и определяет правовые основы проведения в Российской Федерации мониторинга водных объектов. В статье определены цели мониторинга водных объектов (ч. 3), основные мероприятия, проводимые при мониторинге (ч. 4), а также состав государственного мониторинга водных объектов (ч. 5). Кроме того, в ней определяются пространственные пределы осуществления государственного мониторинга водных объектов и указываются экологозначимые показатели, подлежащие учету при его проведении (ч. 5). В части 7 перечислены субъекты, осуществляющие государственный мониторинг водных объектов, а в ч. 8 содержится отсылочная норма о порядке осуществления государственного мониторинга.

2. Цели, сфера действия и адресаты статьи. Государственный мониторинг водных объектов осуществляется в целях:

- своевременного выявления и прогнозирования развития негативных процессов, влияющих на качество вод и состояние водных объектов, разработки и реализации мер по предотвращению вредных последствий этих процессов;

- оценки эффективности осуществляемых водоохранных мероприятий;