ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 4704
Скачиваний: 3
Нередко на один и тот же региональный орган государственной власти возлагаются все функции в области использования и охраны водных объектов (надзор, мониторинг, разработка нормативных правовых актов, осуществление мер по охране и т.д.).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.04.2007 N 219 <180>, утвердившим положение о ведении государственного мониторинга водных объектов, на собственников водных объектов, также как и на органы государственной власти, возлагаются определенные обязанности. Поэтому когда субъекты Российской Федерации выступают собственниками водных объектов, они также наделяют соответствующие службы (должностных лиц) необходимостью исполнять данные обязанности (подробнее см. комментарий к ст. 30).
--------------------------------
<180> СЗ РФ. 2007. N 16. Ст. 1921.
13. Осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации - см. комментарий к п. 20 ст. 24.
Примеры реализации данного полномочия - информация, размещенная на официальном сайте Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области www.priroda.kurganobl.ru о том, что в феврале 2011 года были подписаны соглашения между Федеральным агентством водных ресурсов и Правительством Курганской области:
1) о предоставлении из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации субсидий на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений. На капитальный ремонт гидротехнических сооружений Курганского водохранилища и водохранилища на реке Хмелевке в городе Куртамыше из федерального бюджета предоставляется 36 млн. рублей, из областного бюджета и бюджета города Кургана - 4 млн. 635 тыс. рублей;
2) о предоставлении из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации субвенций на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений. На проведение мероприятий по охране водных объектов, предотвращение негативного воздействия вод, предоставление прав пользования водными объектами выделяется 28 млн. 747,5 тыс. рублей.
В связи с передачей отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области в ходе проведенных мероприятий уже получены результаты, имеющие высокую социальную значимость, среди которых можно отметить следующие:
- общая протяженность расчищенных участков русел рек и укрепленных аварийных участков берегов водных объектов Курганской области достигла 13,44 км;
- количество защищенного населения, проживающего на территории, подверженной негативному воздействию вод, составило 6841 человек;
- завершается капитальный ремонт гидротехнических сооружений Курганского гидроузла и берегоукрепления нижнего бьефа Курганского гидроузла, сооружений гидроузла на р. Хмелевка в г. Куртамыше;
- разработана и утверждена целевая программа Курганской области "Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений в Курганской области на 2011 - 2013 годы".
Одним из примеров негативного воздействии вод являются наводнения, которые занимают одно из первых мест в ряду опасных природных процессов по повторяемости, охвату территорий и среднегодовому материальному ущербу. Для увеличения эффективности мероприятий по борьбе с негативным воздействием вод противопаводковые мероприятия должны акцентироваться не на компенсации ущерба, нанесенного объектам недвижимости, а на восстановлении стокорегулирующей роли водосборов, нейтрализации антропогенных факторов, рациональном освоении, использовании и ограничении хозяйственной деятельности на паводкоопасных территориях.
Учитывая, что затопление объектов недвижимости является в основном следствием бессистемной застройки пойменных земель, важным моментом в решении указанных проблем является принятие нормативных правовых актов по вопросам страхования и установления особого порядка предоставления земель в соответствии с установленными режимами хозяйственными деятельности на паводкоопасных территориях.
14. Осуществление мер по охране водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации. Реализация данного полномочия возможна в первую очередь путем правотворчества и осуществления конкретных охранных мероприятий.
Охрана водных объектов осуществляется несколькими способами, среди которых можно выделить следующие:
- установление прав и обязанностей пользователей водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации (как в нормативных правовых актах, принятых в пределах предоставленных полномочий, так и в договорах и решениях о предоставлении водных объектов в пользование);
- регулирование деятельности источников загрязнения;
- реализация конкретных мероприятий - расчистка русла, укрепление берегов, и т.д.
Как представляется, главное в проводимом комплексе мероприятий - восстановление естественных способностей водоемов и водотоков к самоочищению. Для этого необходимо ставить задачи хотя бы частичного восстановления естественных регуляторов вод - пойменных лугов, болот и лесов, которым был нанесен ущерб хозяйственной деятельностью человека. Важным вопросом является и удаление вредных донных отложений из заиленных водотоков и водоемов.
15. Утверждение перечней объектов, подлежащих региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов. Реализация предоставленного полномочия возможна только в тесном взаимодействии с уполномоченным федеральным органом в данной сфере - Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, которое на основании определенных Правительством РФ критериев отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов и региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов, утверждает перечень объектов, подлежащих федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов. После утверждения перечня объектов, подлежащих федеральному уровню надзора, региональные власти могут утвердить перечни подлежащих региональному надзору объектов.
Примеры.
В частности, распоряжением Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга от 15 апреля 2008 г. N 52-р утверждены Перечень водотоков на территории Санкт-Петербурга, подлежащих региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов (312 объектов) и Перечень водоемов на территории Санкт-Петербурга, подлежащих региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов (505 объектов).
Администрация Приморского края пошла по другому пути, утвердив в своем Постановлении от 19 августа 2008 г. N 204-па "Перечень объектов, подлежащих региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов в Приморском крае" не перечень конкретных объектов, а следующие критерии:
- объекты хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой физическими и юридическими лицами и связанной с использованием и охраной полностью расположенных в пределах территории Приморского края водных объектов и не относящихся к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов;
- объекты хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой физическими и юридическими лицами и связанной с использованием территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос полностью расположенных в пределах территории Приморского края водных объектов и не относящихся к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов.
16. Установление перечня должностных лиц, осуществляющих региональный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, а также за соблюдением особых условий водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) в границах охранных зон гидроэнергетических объектов, расположенных на водных объектах, подлежащих региональному государственному надзору за их использованием и охраной. Данное полномочие реализуется субъектами Российской Федерации самостоятельно, исходя из существующей структуры региональных органов исполнительной власти: либо соответствующими полномочиями наделяются уже имеющиеся органы исполнительной власти и их должностные лица, либо в регионе создается новый орган власти, осуществляющий надзорные функции.
Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2006 г. N 801 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного контроля и надзора и за использованием и охраной водных объектов" (СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 2). Ст. 259) продублировало комментируемую норму, уточнив, что должностным лицам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, являющимся государственными инспекторами по надзору в области использования и охраны водных объектов, выдаются служебные удостоверения и форма установленного образца. Кроме того, данное Постановление закрепило права государственных инспекторов по надзору в области использования и охраны водных объектов.
Статья 26. Передача осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации
Комментарий к статье 26
1. Общий обзор статьи. Комментируемая статья велика по объему и состоит из одиннадцати частей, многие из которых включают пункты, конкретизирующие содержание отдельных полномочий, передаваемых Федерацией ее субъектам.
В части 1 дан перечень таких полномочий, а в части 2 указаны признаки тех объектов, на которые они не распространяются. Ряд норм (ч. ч. 3 - 7) посвящены регулированию порядка использования бюджетных средств, расходуемых на осуществление тех полномочий, которые "уступаются" Российской Федерацией в пользу ее субъектов.
В части 8 регулируется правотворческие, а в части 9 - административные (в основном, контрольно-надзорные) полномочия уполномоченного органа исполнительной власти. Часть 10 посвящена определению прав высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, реализуемых при передаче полномочий Федерации в сфере водных отношений ее субъектам.
Завершается статья нормой о контроле всего спектра указанной деятельности со стороны двух субъектов федерального уровня - уполномоченного федерального органа исполнительной власти и Счетной палаты РФ (методы, средства и объем их контрольных функций в комментируемой статье не раскрывается).
2. Цели, сфера действия и адресаты статьи. Она направлена на реализацию положений Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" <181>. Согласно нормам этого Закона полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией России, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Федерации. Комментируемый Кодекс как акт федерального законодательства устанавливает возможность передачи органам государственной власти субъектов Федерации перечисленных в статье полномочий.
--------------------------------
<181> СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.
Федеральные законы, определяющие полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации, должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий, не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия на федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также должны соответствовать другим требованиям, установленным Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Сфера действия статьи распространяется на государственные органы исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Федерации.
Адресаты статьи указаны непосредственно в статье, но ее предписания предназначены и для субъектов контроля и тех лиц, которые являются заявителями и получателями субвенций.
3. Применение норм статьи. Комментируемая статья устанавливает, что перечисленные в части 1 полномочия не передаются в отношении конкретных водных объектов, перечень которых утвержден распоряжением Правительства РФ от 31.12.2008 N 2054-р (72 объекта), то есть тех, которые полностью расположены на территории соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации.
4. Форма предоставления средств на реализацию перечисленных полномочий и субъекты Российской Федерации, их полномочия, источники предоставления средств. Указанные средства выделяются из федерального бюджета в виде субвенций. Это означает, что вопрос о предоставлении субвенций на цели реализации переданных полномочий решается ежегодно при принятии Федерального закона о бюджете Российской Федерации на очередной финансовый год. Следовательно, субъект Федерации, которому в законе о федеральном бюджете не предусмотрено выделение субвенций на указанные цели, не может осуществлять перечисленные в комментируемой статье полномочия.
4.1. Расчет объема предоставляемых из федерального бюджета субвенций. Он осуществляется с 1 января 2007 г. по специальной методике определения общего объема субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 N 636 <182>.
--------------------------------
<182> СЗ РФ. 2006. N 45. Ст. 4710.
В соответствии с данной методикой общий объем субвенций из федерального бюджета рассчитывается по формуле:
S = N3 x Q3 + Nж x Qж + Nб x Об,
где S - общий объем субвенций;
N3 - расходы на предоставление водных объектов или их частей в пользование в расчете на 1 тыс. куб. м (в руб.), определяемые как отношение общих затрат на предоставление водных объектов или их частей в пользование к общему объему забора (изъятия) водных ресурсов, определяемому по данным учета использования водных объектов за предыдущий год с учетом ежегодной индексации;
Q3 - общий объем забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов в соответствии с квотами, выделенными субъектам Российской Федерации в планируемом году;
Nж - расходы на предотвращение негативного воздействия вод в расчете на 1 жителя, проживающего на территории, подверженной негативному воздействию вод (в руб.), определяемые как отношение общих затрат на выполнение противопаводковых мероприятий к численности населения, проживающего на такой территории, за предыдущий год с учетом ежегодной индексации;