Файл: ВодК_комм_Дубовик_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 4732

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в) о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства;

г) о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;

4) привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческих и некоммерческих организаций, их должностных лиц, должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностных лиц государственных внебюджетных фондов, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

5) обращение в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе с исками, заявлениями:

а) о признании недействующими либо недействительными полностью или частично противоречащих антимонопольному законодательству нормативных правовых актов или ненормативных актов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации;

б) о признании недействительными полностью или частично договоров, не соответствующих антимонопольному законодательству;

в) об обязательном заключении договора;

г) об изменении или о расторжении договора;

д) о ликвидации юридических лиц в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством;

е) о взыскании в федеральный бюджет: дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства;

ж) о привлечении к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства лиц, допустивших такое нарушение;

з) о признании торгов недействительными;

и) о понуждении к исполнению решений и предписаний антимонопольного органа;

6) участие в рассмотрении судом или арбитражным судом дел, связанных с применением и (или) нарушением антимонопольного законодательства;

7) ведение реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%. Порядок формирования и ведения реестра устанавливается Правительством Российской Федерации;

8) размещение на сайте антимонопольного органа в сети Интернет решений и предписаний, затрагивающих интересы неопределенного круга лиц;

9) определение доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией;

10) проведение проверки соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, физическими лицами и получение от них необходимых документов и информации, объяснений в письменной или устной форме, а также в установленном законодательством Российской Федерации порядке обращение в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий;


11) осуществление в порядке, установленном Правительством РФ, контроля за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров, например на рынке электрической энергии (мощности), в условиях прекращения государственного регулирования цен (тарифов) на такие товары и т.д.

7. Обязанности субъектов водопользования.

В первую очередь речь идет об обязанности предоставлять информацию в антимонопольный орган.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона "О защите конкуренции" коммерческие и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган по его мотивированному требованию документы, объяснения в письменной или устной форме, информацию (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями для рассмотрения заявлений и материалов о нарушении антимонопольного законодательства, дел о нарушении антимонопольного законодательства, осуществления контроля за экономической концентрацией или определения состояния конкуренции.

Юридическая ответственность за неисполнение данной обязанности. В соответствии со статьей 19.8 КоАП РФ непредставление ходатайств и уведомлений (заявлений) в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган или органы регулирования естественных монополий, если представление таких ходатайств и уведомлений (заявлений) является обязательным в соответствии с антимонопольным законодательством, законодательством о естественных монополиях, представление ходатайств и уведомлений (заявлений), содержащих заведомо недостоверные сведения, а равно нарушение установленных антимонопольных законодательством, законодательством о естественных монополиях порядка и сроков подачи ходатайств и уведомлений (заявлений) влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц, юридических лиц.

Непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган, сведений (информации), если представление таких сведений (информации) является обязательным в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверных сведений влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц, юридических лиц.


Статья 178 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за недопущение, ограничение или устранение конкуренции в виде штрафов или лишения свободы, а по квалифицированным составам - до семи лет лишения свободы <240>.

--------------------------------

<240> См: Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации / Под редакцией А.Э. Жалинского. М.: Городец, 2010 С. 553 - 556.


8. Особые требования. Информация, составляющая коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, представляется в антимонопольный орган в соответствии с требованиями, установленными федеральными законами. Такая информация не подлежит разглашению, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Вред, причиненный физическому или юридическому лицу в результате разглашения антимонопольным органом либо его должностными лицами информации, составляющей коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации.

9. Осуществление государственного контроля за экономической концентрацией в области использовании водных объектов. Правовой основой указанного контроля является Постановление Правительства РФ от 08.04.2009 N 314 "Об утверждении Правил осуществления государственного контроля за экономической концентрацией в области использования водных объектов" <241>.

--------------------------------

<241> СЗ РФ. 2009. N 15. Ст. 1843.


9.1. Круг лиц, предоставляющих информацию. Государственный контроль за экономической концентрацией в области использования водных объектов осуществляется Федеральной антимонопольной службой, которая должна быть уведомлена следующими субъектами:

а) лицом (группой лиц) о предоставлении ему (им) в установленном порядке в пользование части акватории водного объекта, если такое лицо (группа лиц) получает право пользования более чем 100 тыс. кв. метров акватории водного объекта, при условии что до этого получения такое лицо (группа лиц) не имело прав пользования частью акватории водного объекта или имело право пользования менее чем 100 тыс. кв. метров акватории этого водного объекта, - не позднее чем через 45 дней после даты осуществления таких сделок, иных действий;

б) лицом (группой лиц), которому (которым) предоставлено в пользование не менее чем 100 тыс. кв. метров акватории водного объекта, о получении в пользование части акватории водного объекта, если площадь акватории водного объекта, являющегося предметом сделки или взаимосвязанные сделок, иных действий, превышает 100 тыс. кв. метров акватории этого водного объекта, - не позднее чем через 45 дней после даты осуществления таких сделок, иных действий;

в) лицом (группой лиц) о приобретении голосующих акций акционерного общества лицом (группой лиц), распоряжающимся менее чем 50% голосующих акций этого акционерного общества, если в результате такого приобретения это лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 50% таких голосующих акций акционерного общества, владеющего правом пользования частью акватории водного объекта, площадь которого превышает размер, предусмотренный подпунктами "а" и "б" настоящего пункта, - не позднее чем через 45 дней после даты осуществления таких сделок, иных действий;


г) лицом (группой лиц), распоряжающимся менее чем 50% долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, о приобретении долей в уставном капитале этого общества с ограниченной ответственностью, если в результате такого приобретения это лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 50% указанных долей общества с ограниченной ответственностью, владеющего правом пользования частью акватории водного объекта, площадь которого превышает размер, предусмотренный подпунктами "а" и "б" настоящего пункта, - не позднее чем через 45 дней после даты осуществления таких сделок, иных действий;

д) лицом (группой лиц) о приобретении им (ими) в результате одной или нескольких сделок (в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора о совместной деятельности или договора поручения) прав, позволяющих определять условия осуществления лицом предпринимательской деятельности или осуществлять функции его исполнительного органа, если в результате такого приобретения это лицо (группа лиц) получает право контролировать лицо, владеющее правом пользования частью акватории водного объекта, площадь которого превышает размер, предусмотренный подпунктами "а" и "б" настоящего пункта, - не позднее чем через 45 дней после даты осуществления таких сделок, иных действий;

е) лицом (группой лиц) о слиянии или присоединении лиц, если в результате такого слияния или присоединения вновь созданное или реорганизованное лицо (группа лиц) получит право пользования частью акватории водного объекта, площадь которого превышает размер, предусмотренный подпунктами "а" и "б" настоящего пункта, - не позднее чем через 45 дней после даты слияния (присоединения).

9.2. Перечень предоставления сведений (документов). Одно из лиц, заинтересованных в осуществлении перечисленных сделок, иных действий, указанных выше (далее - заявитель), представляет в антимонопольный орган уведомление о совершении сделки, иных действий (далее - уведомление), а также:

а) в отношении юридического лица - копии учредительных документов, заверенные в установленном порядке, в отношении физического лица - данные документа, удостоверяющего его личность, с указанием фамилии, имени, отчества, серии и (или) номера документа, даты и места его выдачи, органа, выдавшего документ, по состоянию на дату представления уведомления;

б) копии следующих документов, заверенные в установленном порядке:

- договор водопользования - в случае, если право пользования водным объектом предоставлено в соответствии с договором;

- решение о предоставлении водного объекта в пользование - в случае, если право пользования водным объектом предоставлено в соответствии со статьей 21 Водного кодекса Российской Федерации;

в) сведения об основных показателях хозяйственной деятельности, основных покупателях (потребителях) продукции, работ (услуг), а также о закупках продукции, работ (услуг), сырья и комплектующих по формам, устанавливаемым антимонопольным органом;


г) копии документов, подтверждающих право на осуществление видов деятельности, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для их осуществления требуются специальные разрешения;

д) перечень лиц, входящих в одну группу лиц с заявителем, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу, по форме, устанавливаемой антимонопольным органом;

е) перечень лиц, входящих в одну группу лиц с указанными в пункте 4 указанных Правил лицами, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу, по форме, устанавливаемой антимонопольным органом, или заявление в письменной форме о том, что заявитель такими сведениями не располагает.

В течение 30 дней с даты получения уведомления, документов и сведений, антимонопольный орган обязан рассмотреть уведомление и сообщить в письменной форме заявителю о принятом решении. При этом по результатам рассмотрения уведомления, документов и сведений, предусмотренных пунктом 6 указанных Правил, антимонопольный орган принимает одно из следующих решений:

а) о принятии к сведению уведомления, если сделка, иное действие, заявленные в уведомлении, не привели и не могут привести к ограничению конкуренции;

б) о продлении срока рассмотрения уведомления в связи с необходимостью его дополнительного рассмотрения, а также получения дополнительной информации для принятия предусмотренного подпунктами "а" или "в" настоящего пункта решения по результатам рассмотрения уведомления, если установлено, что заявленные в уведомлении сделка, иное действие могут привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения лица (группы лиц);

в) о принятии к сведению уведомления и одновременной выдаче заявителю предписания, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона "О защите конкуренции", об осуществлении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

10. Судебные решения. В случаях нарушения антимонопольного законодательства материалы рассматриваются в судебных органах.

Пример.

ФАС Поволжского округа было вынесено Постановление от 16.05.2011 по делу N А65-8870/2010 по иску Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан к Средневолжскому территориальному управлению Росрыболовства, г. Самара, к открытому акционерному обществу "Нижнекамскшина", г. Нижнекамск, о признании дополнительного соглашения от 17.08.2007 недействительным.

Согласно материалам дела, между Федеральным государственным учреждением "Средневолжрыбвод" (далее - ФГУ "Средневолжрыбвод") и ОАО "Нижнекамскшина" заключен договор от 16.12.2005 пользования рыбопромысловым участком в целях промышленного рыболовства сроком до 03.09.2007, в соответствии с которым ФГУ "Средневолжрыбвод" сдало, а ОАО "Нижнекамскшина" приняло в бесплатное пользование рыбопромысловый водоем, участок площадью 500 гектар Куйбышевского водохранилища: река Кама - 1575 - 1580 км по судовому ходу, берег от судового хода с прилегающими озерами, залив Лещевый, залив Тарханки (от устья 1,5 километра исключается бывший участок ИП Чупаева К.В.).