Файл: ВодК_комм_Дубовик_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 4728

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Адресатами предписаний, следовательно, являются лица, осуществляющие названные в тексте комментируемой статьи виды деятельности - технологические процессы.

3. Основные понятия. В статье содержится понятие "гидротехническое сооружение", не раскрываемое нормами ВК РФ, поскольку в основном эта сфера регулируется Федеральным законом 1997 г. "О безопасности гидротехнических сооружений".

Указанный Закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.

В соответствии со статьей 3 указанного Закона к гидротехническим сооружениям относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов.

Понятие "водохозяйственная система" определяется в ст. 1 ВК РФ. В отличие от гидротехнических сооружений, водохозяйственная система непосредственно взаимодействует с водным объектом. Это подчеркивается и в одном из принципов водного законодательства, определяющем, что основа регулирования отношений в области использования и охраны водных объектов исходит из взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему. Водохозяйственная система включается в водный объект и непосредственно связана с ним как, например, магистральный канал, водохранилище и т.д.

Вместе с тем в ВК РФ не дается четкого разграничения понятия водный объект, водохозяйственная система и гидротехническое сооружение, что на практике приводит к различным противоречиям.

О понятиях проектирования, строительства, реконструкции и эксплуатации см. комментарий к ст. 68.

4. Определение мест строительства гидротехнических сооружений. Для предоставления земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объекта необходимо иметь в виду, что для каждой территориальной зоны в ходе градостроительного зонирования территории муниципального образования устанавливается градостроительный регламент, определяющий параметры и виды использования соответствующей территории. Поэтому существуют требования для строительства гидротехнических сооружений или водохозяйственных систем, исключающие негативное влияние на состояние окружающей среды.


Предполагаемое место их размещения может быть указано в документах территориального планирования (схемах территориального планирования или генеральных планах), утвержденных на соответствующем уровне власти, равно как и зона негативного воздействия такого объекта на окружающую среду (см., например, ч. ч. 6, 10 ст. 10 или ч. ч. 4, 8 ст. 19 ГрК РФ). Если эти объекты могут влиять на состояние водных объектов, при выборе мест строительства необходимо исходить из требований санитарно-эпидемиологического, земельного, экологического законодательства, согласовать выбор с органом государственного управления использованием и охраной водных объектов и т.д. Выбор земельного участка для последующего размещения на нем определенных гидротехнических сооружений и водохозяйственных систем иного объекта капитального строительства должен производиться с учетом требований законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, а также с учетом возможных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанного объекта (п. 1 ст. 35 Закона об охране окружающей среды).

Во избежание неблагоприятных последствий размещения хозяйственного и иного объекта экологическое законодательство предусматривает ряд требований и запретов.

Согласно ст. 60 ВК РФ при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Водное законодательство выделяет водоохранные зоны с особым эколого-правовым режимом (ст. 65 ВК РФ), в пределах которых устанавливаются прибрежные защитные полосы (там запрещается распашка земель, размещение отвалов размываемых грунтов, выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей).

При технико-экономическом обосновании проекта (ТЭО) проектирования гидротехнических сооружений и водных систем, влияющих на состояние вод, должны учитываться уровень научно-технического прогресса, предельно допустимые нагрузки на водные объекты, должны предусматриваться надежные и эффективные меры предупреждения и устранения загрязнения вод вредными отходами, их обеззараживание и утилизация, внедрение ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий и производств, рациональное использование водных ресурсов.

ТЭО и проекты на строительство и реконструкцию, влияющие на состояние водных объектов, проходят государственную экспертизу на предпроектную и проектную документацию, государственную экологическую экспертизу, а при необходимости - общественную экологическую экспертизу. Государственная экспертиза предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию гидротехнических сооружений и водных систем, влияющих на состояние вод, представляет собой проверку ее соответствия исходным данным, техническим условиям и требованиям нормативной документации по проектированию и строительству.


5. Строительство и реконструкция гидротехнических сооружений и водохозяйственных систем могут производиться по утвержденным проектам, имеющим положительное заключение государственной предпроектной и проектной и государственной экологической экспертизы, в строгом соответствии с действующими санитарными, строительными нормами и правилами.

Строительство и реконструкция не разрешаются до утверждения проекта и отвода земельного участка в натуре. Утвержденный проект или стоимость проектных работ не могут быть изменены в ущерб требованиям экологической безопасности. Меры по охране водных объектов и окружающей среды должны приниматься в ходе строительных работ.

6. Эксплуатация гидротехнических сооружений и водохозяйственных систем.

Ранее в статье 106 ВК РФ 1995 г. предусматривалось, что граждане и юридические лица при эксплуатации хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, обязаны принимать меры, предотвращающие загрязнение, засорение и истощение водных объектов, и вредное воздействие вод. На собственников водохозяйственных систем согласно ч. 2 ст. 36 Конституции РФ возлагается обязанность не наносить ущерба окружающей среде.

Охрана водных объектов при использовании водохозяйственных систем также выделяется отдельно в ч. 6 ст. 60 комментируемого Кодекса.

7. Законодатель воспрещает превращение естественного режима водотоков и водоемов в искусственный под предлогом их обустройства. Иными словами, обустройством нельзя назвать гидротехническое строительство с наполнением водохранилищ и проводкой каналов. Данные работы должны быть согласованы со всеми заинтересованными сторонами, а документация по ним должна пройти экологическую экспертизу. В настоящее время часть 2 ст. 42 не допускает при использовании водных объектов, входящих в водохозяйственные системы, изменение водного режима этих водных объектов, которое может привести к нарушению прав третьих лиц.

О понятии водного режима см. комментарий к статье 1.

8. Иные требования. Пункт 3 ст. 42 предусматривает, что работы по изменению или обустройству природного водоема или водотока проводятся при условии сохранения его естественного происхождения,


Статья 43. Использование водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения


Комментарий к статье 43


1. Общий обзор статьи. Она состоит из 4 частей и регламентирует порядок использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В первой части комментируемой статьи определяются обязательные признаки поверхностных и подземных водных объектов, используемых в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, и устанавливается юридически значимое основание их статуса, а именно необходимость наличия санитарно-эпидемиологических заключений о их пригодности для указанных целей. Часть 2 является в целом отсылочной нормой и посвящена вопросам установления зон санитарной охраны для указанных категорий водных объектов. Но в то же время в ней устанавливаются основы ведения хозяйственной деятельности и отведения территории для различных видов строительства в зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.


Часть 3 комментируемой статьи посвящена порядку использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и отсылает к законодательству о недрах. Часть 4 устанавливает случаи, в которых допускается использование подземных вод для целей, не связанных с питьевым и хозяйственно бытовым водоснабжением. При этом данная норма, по сути, является отсылочной к законодательству о недрах.

2. Цели, сфера действия и адресаты статьи.

Основной целью комментируемой статьи является урегулирование порядка использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Однако ввиду важности предмета регулирования данной нормы представляется возможным выделить несколько дополнительных целей. Ими являются: охрана указанных водных объектов от истощения и нерационального природопользования, обеспечение населения водой для хозяйственно-бытовых целей и питья, обеспечение здоровья, безопасности граждан, а также регламентация правопорядка в сферах водных и санитарно-эпидемиологических отношений на территории России.

Сфера действия статьи распространяется на поведение, осуществляемое в процессе хозяйственно-бытового и питьевого водоснабжения, а также (в некоторых случаях) на отношения недропользования.

Адресатами статьи являются физические и юридические лица, контрольно-надзорные и правоохранительные органы, а также суды.

3. Основные понятия. К ним относятся: "водоснабжение", "загрязнение", "засорение", "подземные и поверхностные водные объекты", "санитарно-эпидемиологическое заключение", "зона санитарной охраны", "законодательство о недрах".

3.1. Водоснабжение - совокупность мероприятий и сооружений, обеспечивающих забор, подготовку, аккумулирование, подачу и распределение воды для нужд населения и промышленности <242>.

--------------------------------

<242> http://slovari.yandex.ru/~книги/Естественные%20науки/Водоснабжение


3.2. Загрязнение. Определение данного понятия целесообразно начать с определений загрязнения, применяющихся в естественных науках.

Одно из определений загрязнения в экологии звучит как "неблагоприятное изменение нашего окружения, являющееся полностью или в основном побочным результатом деятельности человека". Под загрязнением также понимается внесение в ту или иную экологическую систему несвойственных ей живых и (или) неживых компонентов, физических или структурных изменений, прерывающих или нарушающих процессы круговорота и обмена веществ, потока энергии с непременным следствием в виде снижения продуктивности или разрушения этой экосистемы <243>.

--------------------------------

<243> http://slovari.yandex.ru/dict/bezopasnost/article/bez/bez-0203.htm


Французский ученый Ф. Рамад определял загрязнение как "неблагоприятное изменение окружающей среды, которое целиком или частично является результатом человеческой деятельности, прямо или косвенно меняет распределение приходящей энергии, уровни радиации, физико-химические свойства окружающей среды и условия существования живых существ" <244>.


--------------------------------

<244> Передельский Л.В. Экология: Учебник. М.: Проспект, 2008. С. 231.


В словаре по естественным наукам приводится следующее определение загрязнения - привнесение в среду или возникновение в ней новых (нехарактерных для нее) физических, химических или биологических агентов, или превышение естественного среднемноголетнего уровня концентрации тех же агентов в рассматриваемый период <245>.

--------------------------------

<245> http://slovari.yandex.ru/dict/gl_natural/article/121/121_565.HTM


В науке различают следующие виды загрязнения окружающей среды:

1) химическое (тяжелыми металлами, пестицидами, СПАВ, пластмассами и т.п.);

2) физическое (тепловое, шумовое, радиоактивное, электромагнитное);

3) биологическое (биогенное, микробиологическое, чужеродными видами).

Под видами загрязнений понимают также любые нежелательные для экосистемы антропогенные изменения:

- ингредиентное (минеральное и органическое) загрязнение как совокупность веществ, чуждых естественным биогеоценозам (бытовые стоки, ядохимикаты и т.д.);

- параметрическое загрязнение, связанное с изменениями качественных параметров окружающей среды (тепловое, шумовое, радиационное, электромагнитное);

- биоценотическое загрязнение, вызывающее нарушение в составе и структуре популяций живых организмов (направленная интродукция и акклиматизация видов и т.д.);

- стациально-деструкционное загрязнение, связанное с нарушением и преобразованием ландшафтов и экосистем в процессе природопользования (например, в результате добычи полезных ископаемых на морском дне).

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" <246> определяет загрязнение окружающей среды как поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду (т.е. наносит экологический вред). Из этого определения следует, что российский законодатель понимает под загрязнением процесс, приводящий к негативным последствиям (к изменениям свойств окружающей среды), а не процесс, который создает угрозу наступления таких последствий.

--------------------------------

<246> СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133; См. также: Комментарий к Федеральному закону от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" / Под ред. О.Л. Дубовик. М., 2010.


Однако следует заметить, что понятия загрязнения, предложенные учеными-экологами - значительно более емкие и описывают больше видов загрязнения, чем понятия, используемые правоведами.

3.3. Засорение. Основное отличие засорения от загрязнения заключается в том, что предметы материального мира, выступающие в качестве засоряющих элементов, не вступают во взаимодействие с компонентами природной среды, то есть не меняют их характеристики.

3.4. Санитарно-эпидемиологическое заключение (гигиенический сертификат, санитарно-гигиеническое заключение) - это документ, устанавливающий по результатам экспертизы соответствие (несоответствие) проектной и иной документации, объектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг, предусмотренных статьями 12, 13, 15 - 28, 40 и 41 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" <247>, и государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. Форма заключения утверждена Приказом Минздрава РФ от 27.10.2000 N 381 "О бланках типовых документов, используемых центрами Госсанэпиднадзора" <248>.