ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 4724
Скачиваний: 3
2. Цели, сфера действия и адресаты статьи. Основная цель заключается в установлении повышенного уровня защиты особо ценных в экологическом отношении объектов и территорий, усилении ограничений хозяйственной деятельности при определении правового режима таких объектов и территорий.
Сфера действия статьи охватывает, с одной стороны, хозяйственную деятельность, в результате которой образуются сточные воды (коммунальное хозяйство, промышленное производство и проч.) или дренажные воды (сельскохозяйственное производство, перерабатывающая промышленность и т.п.), а с другой - функционирование находящихся на особом правовом режиме акваторий и территорий.
Адресатами статьи являются водопользователи (физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели), субъекты экологического управления, сотрудники администраций ООПТ, иные лица, участвующие в охране водных объектов особой ценности, работники природоохранных органов, осуществляющие контрольно-надзорные функции.
3. Основные понятия. Используемые в тексте комментируемой статьи термины и обороты обозначают место, способы, предметную сторону действий.
3.1 Водные объекты - см. комментарий к ст. 1.
3.2. Сточные воды - см. комментарий к ст. 1.
3.3 Дренажные воды - см. комментарий к ст. 1.
3.4. Водные объекты, содержащие природные лечебные ресурсы - см. комментарий к ст. ст. 49, 50.
3.5. Особо охраняемые водные объекты - см. комментарий к ст. 66.
3.6 Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения - см. комментарий к ст. 34.
3.7. Зоны и округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов - см. комментарий к ст. 49.
3.8. Рыбоохранные зоны - особо охраняемые территории, созданные с целью сохранения условий для воспроизводства водных биоресурсов <255>.
--------------------------------
<255> См.: Комментарий к Федеральному закону от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" / Под ред. О.Л. Дубовик (ч. 5. ст. 48).
3.9. Рыбохозяйственные заповедные зоны - водные объекты рыбохозяйственного значения или их участки, имеющие важное значение для сохранения водных биоресурсов ценных видов <256>.
--------------------------------
<256> См.: Комментарий к Федеральному закону от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" / Под ред. О.Л. Дубовик (ч. 3.1 ст. 49).
3.10. Сброс - привнесение путем слива, выпуска, спуска (залпового или аварийного) сточных или дренажных вод в водные объекты через канализационные системы или иные приспособления с места образования таких вод, являющихся, по сути, отходами в жидкой форме.
4. Статистическая справка. Объем сточных вод, сброшенных в поверхностные водные объекты в 2009 г., составил 47,7 куб. км (2008 г. - 52,1 куб. км). К категории загрязненных отнесено 15,9 куб. км сточных вод (33% от общего объема).
Сброс загрязняющих веществ со сточными водами, тыс. т.
Загрязняющие вещества |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
Нефтепродукты |
3,7 |
4,6 |
3,1 |
3,1 |
2,5 |
Взвешенные вещества |
359,4 |
327,7 |
311,9 |
291,8 |
254,1 |
Фосфор общий |
23,4 |
23,3 |
22,6 |
22,1 |
19,3 |
Фенолы |
0,04 |
0,04 |
0,03 |
0,03 |
0,03 |
СПАВ |
2,3 |
2,3 |
2,1 |
2,2 |
1,9 |
Соединения меди |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
Соединения железа |
5,6 |
8,2 |
7,3 |
6,2 |
6,1 |
Соединения цинка |
0,4 |
0,7 |
0,6 |
0,6 |
0,7 |
5. Связи норм статьи с иными предписаниями Водного кодекса РФ.
При толковании положений статьи 44 в литературе указывается, что в Водном кодексе РФ регулированию "использования водных объектов для целей сброса сточных или дренажных вод посвящены статья 1 (понятие "использование", "сточные воды", "дренажные воды", "водные объекты"), статья 5 (определяющая виды водных объектов), статья 11 (регулирующая представление водных объектов в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование, а в пункте 2 ч. 2 указывающая сброс сточных и дренажных вод), статьи 13 и 22 (о содержании правовых документов), статья 37 (упоминающая среди иных целей водопользования сброс сточных или дренажных вод), 38 (о видах водопользования), статья 39 (регулирующая права и обязанности собственников водных объектов и водопользователей), статья 55 и другие статьи главы 6 об охране водных объектов. Так, в статье 65 Водного кодекса РФ содержится запрет использования сточных вод для удобрения почв в пределах водоохранных зон" <257>.
--------------------------------
<257> См.: Практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации. С. 262.
6. Проблемные ситуации и трудности применения предписаний статьи. Поскольку в ней установлен ряд запретов, чаще всего сложности возникают при определении того, насколько нормы Уголовного кодекса РФ и Кодекса об административных правонарушениях РФ, а также законов субъектов Федерации отражают цели, смысл этих запретов, и в какой степени посягательства на водные объекты в виде запрещенных сбросов сточных или дренажных вод охватываются признаками составов экологических преступлений либо правонарушений (см. об этом комментарий к ст. 68). Значительные трудности возникают и в связи с необходимостью использовать смежное законодательство об охране окружающей среды, об особо охраняемых природных территориях, рыболовстве, санитарно-эпидемиологическое законодательство и др. Наконец, требуется устанавливать законность сбросов, осуществляемых в нарушение норм комментируемой статьи, по особым (исключительным) решениями уполномоченных органов.
7. Конкретизация положений статьи 44 в актах российского законодательства. Использование водных объектов для сброса сточных и (или) дренажных вод, как уже отмечалось, регламентируется во многих источниках права. Среди них Федеральные законы:
а) "Об охране окружающей среды", в котором устанавливается, что для предотвращения негативного воздействия на окружающую среду необходимо установление нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты <258>;
--------------------------------
<258> СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.
б) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии", в котором определено, что для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты <259>.
--------------------------------
<259> СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1650.
Использование водных объектов для сброса сточных и (или) дренажных вод регламентируется также в Постановлениях Правительства РФ:
а) от 30.12.2006 N 844, которым утверждены Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование. В Правилах оговаривается, какие документы необходимы для предоставления водного объекта для сброса сточных или дренажных вод <260>;
--------------------------------
<260> СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 2). Ст. 295.
б) от 10.03.2009 N 223 "О лимитах (предельных объемах) и квотах забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод" <261>;
--------------------------------
<261> СЗ РФ. 2009. N 11. Ст. 1318.
в) от 07.12.1996 N 1425 "Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения", в котором для территории, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям лечебных грязей, минеральным озерам и лиманам, пляжам, запрещается сброс сточных и дренажных вод в водные объекты (за исключением сброса очищенных вод через специальные глубоководные выпуски) <262>;
--------------------------------
<262> СЗ РФ. 1996. N 51. Ст. 5798.
г) от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" <263>, а также другие виды водопользования, отрицательно влияющие на санитарное и экологическое состояние этих объектов.
--------------------------------
<263> СЗ РФ. 1996. N 2. Ст. 135.
8. Нарушения запретов. Основания и виды юридической ответственности в данном случае установлены административным, гражданским, уголовным законодательством Российской Федерации (см. комментарий к ст. ст. 68, 69). Незаконные сбросы представляют существенную опасность для водных биоресурсов, качества вод в водных объектах, здоровья людей, могут привести к возникновению очагов инфекционных заболеваний и т.п.
Имеется большое число инфекционных заболеваний, источником которых является главным образом загрязненная незаконными сбросами вода.
Например, в июле 2010 года в Нижегородской области причиной возникновения вспышечной инфекции с симптомами острого кишечного заболевания стало загрязнение одной из артезианских скважин, используемых для водоснабжения жилого микрорайона, стоками предприятия, находящегося в процедуре банкротства.
Статья 45. Использование водохранилищ
Комментарий к статье 45
1. Общая характеристика статьи. Она состоит из девяти частей, две из которых разбиты на пункты. В ней регулируются основные вопросы использования водохранилищ, определяется круг источников права и их содержание. В части 1 названы два вида нормативных актов: правила использования водных ресурсов водохранилищ и правила технической эксплуатации и благоустройства водохранилищ. В части 2 определяется предмет правового регулирования указанных нормативных актов. Здесь же сформулированы полномочия федерального органа исполнительной власти по установлению режима пропуска паводков и др.
В части 3 устанавливаются нормотворческие функции Правительства РФ по определению перечня водохранилищ, для каждого из которых разрабатываются правила использования. Часть 4 статьи утратила силу (в ней ранее предусматривалась возможность комплексного правового регулирования, т.е. объединения указанных выше двух разновидностей правил в единые правила использования водохранилищ). Часть 5 устанавливает способ определения порядка использования водохранилищ, не вошедших в Перечень, утвержденный Правительством РФ.
В части 6 раскрывается содержание правил использования водных ресурсов водохранилища, а часть 7 содержит указание на форму материалов, составляющих указанные правила. В частях 8 и 9 соответственно определяется содержание (необходимые сведения) правил технической эксплуатации и благоустройства водохранилищ и форма входящих в них материалов.
В части 10 содержится норма, определяющая компетенцию Правительства РФ в сфере определения порядка разработки, согласования и утверждения правил использования водохранилищ.
2. Цели, сфера действия и адресаты статьи. Статья предназначена для упорядочения нормативно-правового регулирования использования водохранилищ, создания единой основы правопорядка с учетом специфических условий отдельных водохранилищ и водохозяйственных систем.
По сфере действия статья рассчитана на применение к отношениям, возникающим в связи с использованием особого объекта - водохранилищ. Учитывая значение водохранилищ в народном хозяйстве, обеспечении населения водой, роль водохранилищ в предупреждении чрезвычайных ситуаций и другие аргументы такого рода, следует признать, что комментируемая статья должна приниматься во внимание многими субъектами управления, хозяйствования, коммунально-бытового обеспечения, обеспечения безопасности населения и территорий.
Таким образом, адресатами являются как специальные субъекты - водопользователи, органы государственной власти применительно к отношениям по специальному природопользованию, так и неопределенный круг субъектов - применительно к отношениям по охране водохранилищ, соблюдению их правового режима.
3. Основные понятия. В первую очередь, это понятия "водохранилище", "каскад водохранилищ", "водохозяйственная система", "водные ресурсы", "гидроузел", "нормальный водоподпорный уровень", "зона сработки".
3.1. Водохранилище - искусственный водоем, предназначенный для хранения воды и регулирования стока и созданный, как правило, в русле реки или понижения земной поверхности с помощью устройства плотины, перемычки, иным способом, представляющий собой водный объект с практически стоячей водой, характеризующийся замедленным водообменом.
3.2. Нормальный подпорный уровень (НПУ) в соответствии с Санитарными правилами проектирования, строительства и эксплуатации водохранилищ, утвержденными Главным государственным санитарным врачом СССР 01.07.1985 N 3907-85, представляет собой наивысший проектный подпорный уровень верхнего бьефа, который может поддерживаться в нормальных условиях эксплуатации гидротехнических сооружений.
3.3. Зона сработки в соответствии с "Санитарными правилами проектирования, строительства и эксплуатации водохранилищ", утвержденными Главным государственным санитарным врачом СССР 01.07.1985 N 3907-85 - это территория чаши водохранилища, освобождающаяся от воды в результате сработки рабочей емкости водохранилища в периоды наименьшего стока реки, обычно в периоды летней и зимней межени.
3.4. Водохозяйственная система - см. комментарий к статье 1 ВК РФ.
3.5. Водные ресурсы - см. комментарий к ст. 1 ВК РФ.
3.6. Каскад водохранилищ. Данное понятие не содержится в законодательстве. Каскад как таковой представляет собой естественный или искусственный поток, низвергающийся уступами <264>. Таким образом, каскад водохранилищ представляет собой совокупность водохранилищ, расположенных по ниспадающей, и связанных водным режимом.
--------------------------------
<264> Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2009. С. 276.
3.7. Гидроузел - это комплекс гидротехнических сооружений, устройств <265>.
--------------------------------
<265> Там же. С. 121.
4. Правила использования водохранилищ. Они включают правила использования водных ресурсов водохранилищ, определяющие режим их использования, в том числе режим наполнения и сработки водохранилищ, и правила технической эксплуатации и благоустройства водохранилищ, определяющие порядок использования их дна и берегов.
В случае если режимы использования нескольких водохранилищ, каскада водохранилищ или водохозяйственной системы исключают раздельное функционирование водохранилищ, разрабатываются правила использования указанных водохранилищ, каскада водохранилищ или водохозяйственной системы.