Файл: ВодК_комм_Дубовик_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 4724

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Цели, сфера действия и адресаты статьи. Основная цель заключается в установлении повышенного уровня защиты особо ценных в экологическом отношении объектов и территорий, усилении ограничений хозяйственной деятельности при определении правового режима таких объектов и территорий.

Сфера действия статьи охватывает, с одной стороны, хозяйственную деятельность, в результате которой образуются сточные воды (коммунальное хозяйство, промышленное производство и проч.) или дренажные воды (сельскохозяйственное производство, перерабатывающая промышленность и т.п.), а с другой - функционирование находящихся на особом правовом режиме акваторий и территорий.

Адресатами статьи являются водопользователи (физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели), субъекты экологического управления, сотрудники администраций ООПТ, иные лица, участвующие в охране водных объектов особой ценности, работники природоохранных органов, осуществляющие контрольно-надзорные функции.

3. Основные понятия. Используемые в тексте комментируемой статьи термины и обороты обозначают место, способы, предметную сторону действий.

3.1 Водные объекты - см. комментарий к ст. 1.

3.2. Сточные воды - см. комментарий к ст. 1.

3.3 Дренажные воды - см. комментарий к ст. 1.

3.4. Водные объекты, содержащие природные лечебные ресурсы - см. комментарий к ст. ст. 49, 50.

3.5. Особо охраняемые водные объекты - см. комментарий к ст. 66.

3.6 Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения - см. комментарий к ст. 34.

3.7. Зоны и округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов - см. комментарий к ст. 49.

3.8. Рыбоохранные зоны - особо охраняемые территории, созданные с целью сохранения условий для воспроизводства водных биоресурсов <255>.

--------------------------------

<255> См.: Комментарий к Федеральному закону от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" / Под ред. О.Л. Дубовик (ч. 5. ст. 48).


3.9. Рыбохозяйственные заповедные зоны - водные объекты рыбохозяйственного значения или их участки, имеющие важное значение для сохранения водных биоресурсов ценных видов <256>.

--------------------------------

<256> См.: Комментарий к Федеральному закону от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" / Под ред. О.Л. Дубовик (ч. 3.1 ст. 49).


3.10. Сброс - привнесение путем слива, выпуска, спуска (залпового или аварийного) сточных или дренажных вод в водные объекты через канализационные системы или иные приспособления с места образования таких вод, являющихся, по сути, отходами в жидкой форме.

4. Статистическая справка. Объем сточных вод, сброшенных в поверхностные водные объекты в 2009 г., составил 47,7 куб. км (2008 г. - 52,1 куб. км). К категории загрязненных отнесено 15,9 куб. км сточных вод (33% от общего объема).



Сброс загрязняющих веществ со сточными водами, тыс. т.


Загрязняющие вещества

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Нефтепродукты

3,7

4,6

3,1

3,1

2,5

Взвешенные вещества

359,4

327,7

311,9

291,8

254,1

Фосфор общий

23,4

23,3

22,6

22,1

19,3

Фенолы

0,04

0,04

0,03

0,03

0,03

СПАВ

2,3

2,3

2,1

2,2

1,9

Соединения меди

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

Соединения железа

5,6

8,2

7,3

6,2

6,1

Соединения цинка

0,4

0,7

0,6

0,6

0,7


5. Связи норм статьи с иными предписаниями Водного кодекса РФ.

При толковании положений статьи 44 в литературе указывается, что в Водном кодексе РФ регулированию "использования водных объектов для целей сброса сточных или дренажных вод посвящены статья 1 (понятие "использование", "сточные воды", "дренажные воды", "водные объекты"), статья 5 (определяющая виды водных объектов), статья 11 (регулирующая представление водных объектов в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование, а в пункте 2 ч. 2 указывающая сброс сточных и дренажных вод), статьи 13 и 22 (о содержании правовых документов), статья 37 (упоминающая среди иных целей водопользования сброс сточных или дренажных вод), 38 (о видах водопользования), статья 39 (регулирующая права и обязанности собственников водных объектов и водопользователей), статья 55 и другие статьи главы 6 об охране водных объектов. Так, в статье 65 Водного кодекса РФ содержится запрет использования сточных вод для удобрения почв в пределах водоохранных зон" <257>.

--------------------------------

<257> См.: Практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации. С. 262.


6. Проблемные ситуации и трудности применения предписаний статьи. Поскольку в ней установлен ряд запретов, чаще всего сложности возникают при определении того, насколько нормы Уголовного кодекса РФ и Кодекса об административных правонарушениях РФ, а также законов субъектов Федерации отражают цели, смысл этих запретов, и в какой степени посягательства на водные объекты в виде запрещенных сбросов сточных или дренажных вод охватываются признаками составов экологических преступлений либо правонарушений (см. об этом комментарий к ст. 68). Значительные трудности возникают и в связи с необходимостью использовать смежное законодательство об охране окружающей среды, об особо охраняемых природных территориях, рыболовстве, санитарно-эпидемиологическое законодательство и др. Наконец, требуется устанавливать законность сбросов, осуществляемых в нарушение норм комментируемой статьи, по особым (исключительным) решениями уполномоченных органов.


7. Конкретизация положений статьи 44 в актах российского законодательства. Использование водных объектов для сброса сточных и (или) дренажных вод, как уже отмечалось, регламентируется во многих источниках права. Среди них Федеральные законы:

а) "Об охране окружающей среды", в котором устанавливается, что для предотвращения негативного воздействия на окружающую среду необходимо установление нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты <258>;

--------------------------------

<258> СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.


б) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии", в котором определено, что для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты <259>.

--------------------------------

<259> СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1650.


Использование водных объектов для сброса сточных и (или) дренажных вод регламентируется также в Постановлениях Правительства РФ:

а) от 30.12.2006 N 844, которым утверждены Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование. В Правилах оговаривается, какие документы необходимы для предоставления водного объекта для сброса сточных или дренажных вод <260>;

--------------------------------

<260> СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 2). Ст. 295.


б) от 10.03.2009 N 223 "О лимитах (предельных объемах) и квотах забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод" <261>;

--------------------------------

<261> СЗ РФ. 2009. N 11. Ст. 1318.


в) от 07.12.1996 N 1425 "Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения", в котором для территории, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям лечебных грязей, минеральным озерам и лиманам, пляжам, запрещается сброс сточных и дренажных вод в водные объекты (за исключением сброса очищенных вод через специальные глубоководные выпуски) <262>;

--------------------------------

<262> СЗ РФ. 1996. N 51. Ст. 5798.


г) от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" <263>, а также другие виды водопользования, отрицательно влияющие на санитарное и экологическое состояние этих объектов.

--------------------------------

<263> СЗ РФ. 1996. N 2. Ст. 135.


8. Нарушения запретов. Основания и виды юридической ответственности в данном случае установлены административным, гражданским, уголовным законодательством Российской Федерации (см. комментарий к ст. ст. 68, 69). Незаконные сбросы представляют существенную опасность для водных биоресурсов, качества вод в водных объектах, здоровья людей, могут привести к возникновению очагов инфекционных заболеваний и т.п.

Имеется большое число инфекционных заболеваний, источником которых является главным образом загрязненная незаконными сбросами вода.


Например, в июле 2010 года в Нижегородской области причиной возникновения вспышечной инфекции с симптомами острого кишечного заболевания стало загрязнение одной из артезианских скважин, используемых для водоснабжения жилого микрорайона, стоками предприятия, находящегося в процедуре банкротства.


Статья 45. Использование водохранилищ


Комментарий к статье 45


1. Общая характеристика статьи. Она состоит из девяти частей, две из которых разбиты на пункты. В ней регулируются основные вопросы использования водохранилищ, определяется круг источников права и их содержание. В части 1 названы два вида нормативных актов: правила использования водных ресурсов водохранилищ и правила технической эксплуатации и благоустройства водохранилищ. В части 2 определяется предмет правового регулирования указанных нормативных актов. Здесь же сформулированы полномочия федерального органа исполнительной власти по установлению режима пропуска паводков и др.

В части 3 устанавливаются нормотворческие функции Правительства РФ по определению перечня водохранилищ, для каждого из которых разрабатываются правила использования. Часть 4 статьи утратила силу (в ней ранее предусматривалась возможность комплексного правового регулирования, т.е. объединения указанных выше двух разновидностей правил в единые правила использования водохранилищ). Часть 5 устанавливает способ определения порядка использования водохранилищ, не вошедших в Перечень, утвержденный Правительством РФ.

В части 6 раскрывается содержание правил использования водных ресурсов водохранилища, а часть 7 содержит указание на форму материалов, составляющих указанные правила. В частях 8 и 9 соответственно определяется содержание (необходимые сведения) правил технической эксплуатации и благоустройства водохранилищ и форма входящих в них материалов.

В части 10 содержится норма, определяющая компетенцию Правительства РФ в сфере определения порядка разработки, согласования и утверждения правил использования водохранилищ.

2. Цели, сфера действия и адресаты статьи. Статья предназначена для упорядочения нормативно-правового регулирования использования водохранилищ, создания единой основы правопорядка с учетом специфических условий отдельных водохранилищ и водохозяйственных систем.

По сфере действия статья рассчитана на применение к отношениям, возникающим в связи с использованием особого объекта - водохранилищ. Учитывая значение водохранилищ в народном хозяйстве, обеспечении населения водой, роль водохранилищ в предупреждении чрезвычайных ситуаций и другие аргументы такого рода, следует признать, что комментируемая статья должна приниматься во внимание многими субъектами управления, хозяйствования, коммунально-бытового обеспечения, обеспечения безопасности населения и территорий.


Таким образом, адресатами являются как специальные субъекты - водопользователи, органы государственной власти применительно к отношениям по специальному природопользованию, так и неопределенный круг субъектов - применительно к отношениям по охране водохранилищ, соблюдению их правового режима.

3. Основные понятия. В первую очередь, это понятия "водохранилище", "каскад водохранилищ", "водохозяйственная система", "водные ресурсы", "гидроузел", "нормальный водоподпорный уровень", "зона сработки".

3.1. Водохранилище - искусственный водоем, предназначенный для хранения воды и регулирования стока и созданный, как правило, в русле реки или понижения земной поверхности с помощью устройства плотины, перемычки, иным способом, представляющий собой водный объект с практически стоячей водой, характеризующийся замедленным водообменом.

3.2. Нормальный подпорный уровень (НПУ) в соответствии с Санитарными правилами проектирования, строительства и эксплуатации водохранилищ, утвержденными Главным государственным санитарным врачом СССР 01.07.1985 N 3907-85, представляет собой наивысший проектный подпорный уровень верхнего бьефа, который может поддерживаться в нормальных условиях эксплуатации гидротехнических сооружений.

3.3. Зона сработки в соответствии с "Санитарными правилами проектирования, строительства и эксплуатации водохранилищ", утвержденными Главным государственным санитарным врачом СССР 01.07.1985 N 3907-85 - это территория чаши водохранилища, освобождающаяся от воды в результате сработки рабочей емкости водохранилища в периоды наименьшего стока реки, обычно в периоды летней и зимней межени.

3.4. Водохозяйственная система - см. комментарий к статье 1 ВК РФ.

3.5. Водные ресурсы - см. комментарий к ст. 1 ВК РФ.

3.6. Каскад водохранилищ. Данное понятие не содержится в законодательстве. Каскад как таковой представляет собой естественный или искусственный поток, низвергающийся уступами <264>. Таким образом, каскад водохранилищ представляет собой совокупность водохранилищ, расположенных по ниспадающей, и связанных водным режимом.

--------------------------------

<264> Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2009. С. 276.


3.7. Гидроузел - это комплекс гидротехнических сооружений, устройств <265>.

--------------------------------

<265> Там же. С. 121.


4. Правила использования водохранилищ. Они включают правила использования водных ресурсов водохранилищ, определяющие режим их использования, в том числе режим наполнения и сработки водохранилищ, и правила технической эксплуатации и благоустройства водохранилищ, определяющие порядок использования их дна и берегов.

В случае если режимы использования нескольких водохранилищ, каскада водохранилищ или водохозяйственной системы исключают раздельное функционирование водохранилищ, разрабатываются правила использования указанных водохранилищ, каскада водохранилищ или водохозяйственной системы.