ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 4725
Скачиваний: 3
6. Использование подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Согласно части 3 комментируемой статьи порядок осуществления данного вида деятельности устанавливается законодательством о недрах.
Таким образом, использование подземных водных объектов для указанных целей должно осуществляться с соблюдением правил использования и охраны недр.
Основные требования по рациональному использованию и охране недр установлены статьей 23 Федерального закона от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах". Согласно пункту 11 указанной нормы наряду с другими к таким требованиям относится предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или промышленного водоснабжения либо резервирование которых осуществлено в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В случае нарушения требований статьи 23 Закона "О недрах" право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством.
Отметим, что в соответствии со статьей 19 Закона "О недрах" собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 10 Закона "О недрах" участки недр предоставляются в пользование для добычи подземных вод на срок до 25 лет.
Согласно пункту 3 ст. 10.1 Закона "О недрах" основанием возникновения права пользования участками недр для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности, является решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр.
Согласно части 4 комментируемой статьи в случаях, если на территориях отсутствуют поверхностные воды, но при этом имеются в наличии достаточные ресурсы подземных вод, которые, в свою очередь, пригодны для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в соответствии с законодательством о недрах допускается в исключительных случаях использование подземных вод для целей, не связанных с питьевым и хозяйственно-бытовым водоснабжением (о целях водопользования см. комментарий к ст. 37).
Охрана подземных вод от загрязнения. Гигиенические требования к охране поземных вод от загрязнения содержатся в санитарных правилах СП 2.1.5.1059-01, утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 16.07.2001. Согласно пункту 1.2 указанных Правил их требования распространяются на подземные воды, используемые или потенциально пригодные к использованию для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и лечебных целей.
Субъектами исполнения Правил являются индивидуальные предприниматели и юридические лица, граждане, деятельность которых связана с проектированием, строительством и эксплуатацией объектов по добыче питьевых подземных вод, других хозяйственных и иных объектов, деятельность которых оказывает или может оказывать влияние на состояние подземных вод, а также организации, осуществляющие управление и контроль в области охраны подземных вод в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1.3. Правил).
Рассматриваемыми правилами устанавливаются гигиенические требования по предотвращению такого воздействия хозяйственной или иной деятельности на подземные воды, которое может привести к ограничению использования этих вод для питьевых, хозяйственно-бытовых и лечебных целей, а также оказывать влияние на здоровье населения.
В пункте 2.2 рассматриваемых Правил устанавливаются критерии загрязненности подземных вод. Они считаются загрязненными при обнаружении динамических тенденций изменения состава и свойств воды, обусловленного проникновением загрязнений с поверхности почвы, из водотоков, смежных водоносных горизонтов, латерального подтока вод иного (относительно фона) минерального состава, а также обусловленного изменением условий питания и разгрузки, уровнем эксплуатируемого и первого от поверхности водоносных горизонтов.
Пункт 2.4. Правил устанавливает перечень мер, образующих систему, обеспечивающую санитарную охрану подземных вод. В этот перечень включены:
- гигиеническое нормирование состава и свойств подземных вод, используемых для питьевых и лечебных целей;
- организация и эксплуатация зон санитарной охраны (ЗСО) источников централизованного питьевого водоснабжения и округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
- регламентирование порядка представления в пользование недр для добычи полезных ископаемых (включая добычу питьевых вод), а также для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- регламентирование различных видов хозяйственной или иной деятельности, оказывающих влияние на состояние подземных вод (включая источники нецентрализованного хозяйственно-питьевого водоснабжения), в том числе и на перспективу;
- санитарно-эпидемиологическая экспертиза технологий, проектов строительства, реконструкции объектов, прямо или косвенно влияющих на состояние подземных вод;
- привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации за нарушение санитарных норм и правил.
Пункт 3.1 Правил устанавливает перечень видов деятельности, при которых осуществляется санитарная охрана подземных вод. К ним относятся:
- буровые работы;
- добыча полезных ископаемых открытыми разрезами, карьерами и шахтным способом;
- орошение и удобрение сельскохозяйственных полей доочищенными сточными водами и их осадками;
- закачка в глубокие и продуктивные горизонты жидких отходов;
- организация и эксплуатация полигонов твердых бытовых отходов, промышленных отходов, хранилищ радиоактивных отходов, шламохранилищ, золоотвалов;
- прокладка магистральных продуктопроводов;
- организация и эксплуатация подземных хранилищ газа;
- осуществление хозяйственной и иной деятельности в пределах зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, лечебных подземных вод и округов санитарной охраны курортов;
- строительство гидротехнических сооружений, изменяющих условия питания и разгрузки подземных вод, и прочих видах хозяйственной и иной деятельности, оказывающих влияние на качество подземных вод (перечень открытый).
Государственный контроль за соблюдением рассматриваемых Санитарных правил осуществляется органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (пункт 2.6 Правил).
Таким образом, из анализа законодательства можно прийти к выводу о том, что система мер охраны и использования водных объектов (пригодных для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения) достаточно четко и подробно регламентирует данный вид деятельности.
7. Трудности применения предписаний статьи, в первую очередь, связаны с отсылочным характером норм комментируемой статьи. Кроме того, проблемы возникают в связи с необходимостью поиска и анализа большого количества нормативного материала, регулирующего отношения в данной сфере.
8. Статистическая справка. По данным Государственного доклада "О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2008 г.", ресурсный потенциал подземных вод России составляет 869,1 млн. куб. м/сут. Степень освоения разведанных месторождений подземных вод и их запасов пока остается низкой: из 6371 месторождения полностью или частично введено в эксплуатацию лишь 3315 (52%) месторождений. Эксплуатационные запасы подземных вод составляют 93,82 млн. куб. м/сут., в том числе по сумме категорий А + В + С1 - 82,47 млн. куб. м/сут.
В 2006 г. было добыто 25,0 млн. куб. м/сут. подземных вод, использовано 23,60 млн. куб. м/сут., в том числе: на хозяйственно-питьевое водоснабжение 16,40 млн. куб. м/сут. (69%), производственно-техническое водоснабжение - 6,65 млн. куб. м/сут. (28%), остальные 3% - на орошение земель и обводнение пастбищ.
По-прежнему велики потери при транспортировке воды в водопроводно-канализационной сети. При вертикальном дренаже и водоотливе извлечено 4,86 млн. куб. м/сут. подземных и шахтных вод, из которых 4,01 млн. куб. м/сут. сброшено в гидросеть без использования и 0,85 млн. куб. м/сут. израсходовано на технические нужды.
Использование подземных вод на хозяйственно-питьевое водоснабжение в расчете на одного человека в среднем по России составляет 114 л/сут., в том числе по федеральным округам (л/сут.): Северо-Западный - 44; Сибирский - 100; Приволжский - 101; Южный - 102; Дальневосточный - 104; Уральский - 107 и Центральный - 169. Доля подземных вод в балансе хозяйственно-питьевого водоснабжения, как и в прошлые годы, составляет 45%. Более 60% городов и поселков городского типа удовлетворяют потребности в питьевой воде, используя подземные воды, а около 20% из них имеют смешанные источники водоснабжения. В сельской местности доля подземных вод в хозяйственно-питьевом водоснабжении составляет 80 - 85%.
В результате извлечения и добычи подземных вод на отдельных территориях образовались крупные региональные депрессионные воронки значительных размеров (до 46 тыс. кв. км) со снижением уровня в центре до 55 - 100 м (города Москва, Санкт-Петербург, Брянск, Курск, Краснодар, Тихорецк).
На территории России, по данным государственного мониторинга состояния недр, выявлено 6118 участков загрязнения подземных вод, при этом более 70% участков загрязнения выявлены в грунтовых водоносных горизонтах, обычно не являющихся источниками питьевого водоснабжения населения. По экспертным оценкам, в целом по Российской Федерации доля загрязненных подземных вод не превышает 5 - 6% объемов их использования для питьевого водоснабжения населения.
Загрязнение 2407 участков (39% общего количества) связано с деятельностью промышленных предприятий, 841 участка (14%) - с сельскохозяйственной деятельностью, 707 участков (12%) - с коммунальным хозяйством, 521 участка (8%) - в результате подтягивания некондиционных природных вод при нарушении режима их эксплуатации, 588 участков (10%) - с деятельностью промышленных, коммунальных и сельскохозяйственных объектов (загрязнение подземных вод "смешанное"), а для 1054 участков (17%) источник загрязнения подземных вод не установлен. Основными загрязняющими веществами являются соединения азота (нитраты, нитриты, аммиак или аммоний - на 2501 участке), нефтепродукты (на 1767 участках), сульфаты, хлориды (на 1009 участках), тяжелые металлы (медь, цинк, свинец, кадмий, кобальт, никель, ртуть или сурьма - на 457 участках), фенолы (на 362 участках).
На 4262 участках (70%) загрязненность подземных вод составляет 1 - 10 ПДК, на 1312 участках (21%) изменяется в пределах 10 - 100 ПДК, на 544 участках (9%) превышает 100 ПДК.
Согласно нормативам СанПиН 2.1.4.1074-01 и ГН 2.1.5.2280-07 чрезвычайно опасной степени загрязнения подземных вод (I класс опасности загрязняющих веществ) подвержены 247 участков - 4% общего количества загрязняющих участков, высокоопасному (II класс) - 1005 участков - 16%, опасному (III класс) - 2551 участок - 42% и умеренно опасному (IV класс) - 1761 участок - 29%. Для 554 участков (9%) загрязнения подземных вод класс опасности по СанПиН 2.1.4.1074-01 и ГН 2.1.5.2280-07 не определен, или загрязняющие вещества отсутствуют в документе. Наибольшую экологическую опасность представляет загрязнение подземных вод на водозаборах питьевого водоснабжения, которое за период 1985 - 2007 гг. было отмечено на 2990 водозаборах, преимущественно одиночных эксплуатационных скважинах с производительностью менее 1,0 тыс. куб. м/сут.
На крупных водозаборах подземных вод, находящихся в ведении жилищно-коммунального хозяйства городов, как правило, организованы зоны санитарной охраны, в пределах которых в основном соблюдаются требования СанПиН 2.1.4.027-95 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого водоснабжения". На малых водозаборах в ряде случаев зоны санитарной охраны либо вообще не созданы, либо хозяйственная деятельность в пределах таких зон не соответствует требованиям указанного выше нормативного документа. Особенно часто отсутствие зон санитарной охраны наблюдается на водозаборах, сооруженных на участках с неоцененными запасами подземных вод. В результате отсутствия зон санитарной охраны на таких водозаборах нередко происходит загрязнение подземных вод. Кроме того, отмечаются случаи неудовлетворительного технического состояния водозаборных скважин <253>.
--------------------------------
<253> Государственный доклад "О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2008 г.". М.: МПР, 2009. С. 34 - 36.
Приведем данные о состоянии поверхностных водных объектов по Государственному докладу "О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2008 г.".
Пример.
Оценки качества воды Рыбинского водохранилища в створах выше и ниже г. Череповец ("загрязненная" и "очень загрязненная") не изменились по сравнению с 2007 г. К характерным загрязняющим веществам относились соединения меди, железа, трудноокисляемые органические вещества по ХПК, соединения марганца и фенолы. В верхней части бассейна наиболее загрязненными остались притоки Иваньковского и Угличского водохранилищ: реки Дубна, Лама, Сестра, Кунья; притоки Рыбинского водохранилища: р. Кошта, испытывающая влияние сточных вод ОАО "Северсталь" и ОАО "Аммофос". Вода вышеперечисленных водотоков оценивалась как "грязная". Качество воды Шекснинского водохранилища в черте г. Белозерск улучшилось (от "грязной" до "загрязненной"), что связано с некоторым снижением среднегодового (максимального) содержания соединений железа 3 ПДК против 4 ПДК в 2007 г. В черте с. Киснема зарегистрирована концентрация y-ГХЦГ, равная 0,008 мкг/куб. дм (при средней за год - 0,003 мкг/куб. дм). Из-за значительной заболоченности водосборного бассейна для Иваньковского водохранилища характерны высокие концентрации железа общего (до 5 ПДК), марганца (до 10 - 19 ПДК) и иона аммония (до 2 ПДК). Качество воды Иваньковского водохранилища оценено в диапазоне "очень загрязненная" - "грязная" <254>.
--------------------------------
<254> Там же. С. 24.
Статья 44. Использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод
Комментарий к статье 44
1. Общий обзор статьи. Она состоит из четырех частей. В части 1 содержится отсылочная норма о необходимости соблюдения требований законодательства Российской Федерации. В частях 2 и 3, разделенных на пункты, запреты сброса сточных и дренажных вод сформулированы по территориальному признаку и признаку экологической ценности. В части 4 сформулирована отсылочная норма о возможности ограничения или приостановления сброса сточных или дренажных вод, а также введения дополнительных, не указанных в ч. ч. 2 и 3, запретов.