ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 4702
Скачиваний: 3
8. Статистическая справка. По заявлению заместителя главы Правительства Московской области Н. Пищева, на обводнение и строительство основных гидротехнических сооружений и другие работы в 2012 - 2013 годах Подмосковью требуется 200,5 млрд. рублей. И это пока предварительные цифры.
По его словам, всего до 2013 года нужно обводнить 65 тыс. га торфяников. Пока обводнено 6 тысяч га, в этом году предстоит обводнить 22 тысячи га <362>.
--------------------------------
<362> См.: http:// www.mk.ru/ social/ article/ 2011/ 05/ 27/ 592877-rossiya-opyat-igraet-s-ognem.html.
Статья 53. Использование водных объектов для обеспечения пожарной безопасности
Комментарий к статье 53
1. Общий обзор статьи. Она содержит важные положения и состоит из двух частей. В первой из них устанавливаются безоговорочные условия использования водных объектов для обеспечения пожарной безопасности (по видам водных объектов - "любые", по количеству изъятой воды - "необходимое", по платности - "бесплатно", по правовому оформлению - "без какого-либо разрешения"). Хотя в статье не оговариваются условия времени (сроков) и субъектов, следует полагать, что забор воды для обеспечения пожарной безопасности может быть осуществлен любым лицом в любое время.
Во второй части сформулирован запрет использования водных объектов, предназначенных для обеспечения пожарной безопасности, в иных целях. Тем самым установлен приоритет обеспечения пожарной безопасности по сравнению со всеми иными целями водопользования, в том числе по сравнению с обеспечением питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, поскольку степень опасности для жизнедеятельности людей в данном случае наиболее высока и требует незамедлительной ликвидации.
2. Цель, сфера действия и адресаты статьи.
Цели комментируемой статьи состоят в создании правового основания для использования водных объектов как необходимого источника воды при ликвидации и предупреждении пожаров, спасении людей и имущества.
Сфера действия. Предписания комментируемой статьи рассчитаны на их безоговорочное применение в случаях возникновения пожаров или создания угрозы их возникновения и распространения. Пожарная безопасность должна быть обеспечена всеми возможными способами, в том числе и наличием запасов воды для ликвидации источников возгорания, пожаров, снижения ущерба. Именно поэтому никто не вправе использовать водные объекты, предназначенные для обеспечения пожарной безопасности, в других - пусть даже очень важных - целях, а сам процесс использования с юридической точки зрения не ограничивается никакими условиями. Поэтому сфера действия предписаний статьи распространяется на поведение субъектов, участвующих в предупреждении и ликвидации пожаров.
Адресатами статьи являются все собственники и пользователи водных объектов, которые могут быть использованы для обеспечения пожарной безопасности, а также работники органов пожарного надзора и природоохранных органов.
3. Основные понятия. Это понятия "забор (изъятие)", "водные ресурсы" (см. комментарий к ст. 1), "пожарная безопасность".
Пожарная безопасность - состояние защищенности населения, объектов национальной экономики и иного назначения, а также окружающей природной среды от опасных факторов и воздействий пожаров.
4. Правовое регулирование обеспечения пожарной безопасности. Соответствующие требования устанавливаются в Законе Российской Федерации от 21.12.1994 N 69-Ф3 "О пожарной безопасности" (с послед. изм. и доп.), а также в подзаконных актах (стандартах, правилах, инструкциях и пр.). Они обеспечивают состояние защищенности от пожаров, т.е. неконтролируемого горения, причиняющего (могущего причинить) вред жизни и здоровью людей, системам жизнеобеспечения, материальный ущерб имуществу, экологический вред и другие негативные последствия.
5. Юридическая ответственность. Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности (ст. 219), а также за уничтожение или повреждение лесных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем (ч. 1 ст. 261) или путем поджога (ч. 2 ст. 261) <363>.
--------------------------------
<363> См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.Э. Жалинского. М.: Городец, 2010. С. 675 - 676, 814 - 815.
Аналогичные нормы содержатся в Кодексе РФ об административных правонарушениях (ст. ст. 8.32 "Нарушение правил пожарной безопасности в лесах", 20.4 "Нарушение требований пожарной безопасности") <364>.
--------------------------------
<364> См.: Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях / Под общей ред. Н.Г. Салищевой. 7-е издание. М.: Проспект, 2011.
6. Статистическая справка. Согласно официальной статистике МЧС России за 2010 год произошло 179 тыс. 98 пожаров, что на 4,5% меньше чем в прошлом году, при которых погибло 12 тыс. 983 человек (уменьшение по сравнению с прошлым годом составило 6,9%).
На пожарах получили травмы 13 тыс. 67 человек. Специализированными службами было спасено 84 тыс. 548 человек и материальных ценностей на сумму более 44,6 млрд. рублей. Снижение количества пожаров и погибших при них людей, по сравнению с прошлым годом, зарегистрировано на территориях всех федеральных округов <365>.
--------------------------------
<365> http://www.mchs.gov.ru/stats/detail.php?ID=213801
Статья 54. Использование водных объектов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации
Комментарий к статье 54
1. Общий обзор статьи. Статья состоит из двух частей. В первой части содержится положение об установлении порядка использования водных объектов в целях обеспечения жизнедеятельности и защиты среды обитания коренных малочисленных народов. Во второй части закреплено право указанных народов на использование водных объектов для традиционного природопользования.
2. Цели, сфера действия и адресаты статьи.
Целями являются правовое обеспечение прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока по водопользованию, защита исконной среды их обитания и традиционного образа жизни этих народов. Положения статьи развивают норму статьи 69 Конституции Российской Федерации <366>, согласно которой Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
--------------------------------
<366> СЗ РФ. 2009. N 4. Ст. 445.
Сфера действия статьи распространяется на ту часть территории Российской Федерации и ее территориальное море, в отношении тех водных объектов или их частей, которые необходимы для поддержания традиционной жизнедеятельности коренных малочисленных народов, а также распространяется на поведение физических и юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления, которое соответствует установленным в законодательстве положениям либо противоречит им.
Адресатами являются лица из числа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, их общины, физические и юридические лица, органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, которые в соответствии с законодательством наделены правами и несут обязанности, связанные с охраной и использованием водных объектов, которые используются или могут быть использованы коренными малочисленными народами для традиционного природопользования.
3. Основные понятия. В статье используются следующие понятия: "использование водных объектов", "коренные малочисленные народы", "традиционное проживание", "традиционная хозяйственная деятельность", "исконная среда обитания", "традиционный образ жизни", "традиционное природопользование".
3.1. Использование водных объектов - см. комментарий к ст. 1.
3.2. Коренные малочисленные народы. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 20.07.2000 N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" <367> коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации признаются народы, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
--------------------------------
<367> СЗ РФ. 2000. N 30. Ст. 3122.
Во исполнение названного Закона распоряжением Правительства РФ от 17.04.2006 N 536-р <368> был утвержден Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, в котором приводится закрытый перечень таких народов. Определение народов и закрепление их в указанном Перечне осуществляется на основе приведенного понятия "коренные малочисленные народы", основными признаками которого являются:
--------------------------------
<368> СЗ РФ. 2006. N 17. Ст. 1905.
- необходимость проживания на территориях традиционного расселения своих предков;
- сохранение традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;
- численность не менее 50 тысяч человек;
- осознание себя самостоятельными этническими общностями.
В зависимости от наличия или отсутствия указанных признаков перечень народов может пополняться либо сокращаться. В настоящее время насчитывается 40 наименований коренных малочисленных народов.
Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока Российской Федерации
Наименование
коренных |
|
Алеуты |
Камчатский край |
Алюторцы |
Камчатский край |
Вепсы |
Республика Карелия, Ленинградская область |
Долганы |
Красноярский край, Республика Саха (Якутия) |
Ительмены |
Камчатский край, Магаданская область |
Камчадалы |
Камчатский край |
Кереки |
Чукотский автономный округ |
Кеты |
Красноярский край |
Коряки |
Камчатский
край, Чукотский автономный округ,
|
Кумандинцы |
Алтайский
край, Республика Алтай, Кемеровская
|
Манси |
Ханты-Мансийский
автономный округ, районы Тюменской |
Нанайцы |
Хабаровский
край, Приморский край, Сахалинская
|
Нганасаны |
Красноярский край |
Негидальцы |
Хабаровский край |
Ненцы |
Ямало-Ненецкий
автономный округ, Ненецкий
|
Нивхи |
Хабаровский край, Сахалинская область |
Ороки (ульта) |
Сахалинская область |
Орочи |
Хабаровский край |
Саамы |
Мурманская область |
Селькупы |
Ямало-Ненецкий
автономный округ, районы Тюменской
|
Сойоты |
Республика Бурятия |
Тазы |
Приморский край |
Теленгиты |
Республика Алтай |
Телеуты |
Кемеровская область |
Тофалары (тофа) |
Иркутская область |
Тубалары |
Республика Алтай |
Тувинцы - тоджинцы |
Республика Тыва |
Удэгейцы |
Приморский край, Хабаровский край |
Ульчи |
Хабаровский край |
Ханты |
Ханты-Мансийский
автономный округ, Ямало-Ненецкий
|
Челканцы |
Республика Алтай |
Чуванцы |
Чукотский автономный округ, Магаданская область |
Чукчи |
Чукотский автономный округ, Камчатский край |
Чулымцы |
Томская область, Красноярский край |
Шорцы |
Кемеровская
область, Республика Хакасия,
Республика |
Эвенки |
Республика
Саха (Якутия), Красноярский край,
|
Эвены |
Республика
Саха (Якутия), Хабаровский край,
|
Энцы |
Красноярский край |
Эскимосы |
Чукотский автономный округ, Камчатский край |
Юкагиры |
Республика Саха (Якутия), Магаданская область |
--------------------------------
<369> В утвержденном Перечне наименование субъекта РФ не приводится. В данном случае наименование субъекта РФ приведено из Единого перечня коренных малочисленных народов Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.03.2000 N 255.
3.3. Традиционный образ жизни. Согласно статье 1 Федерального закона от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" <370> данное понятие рассматривается как исторически сложившийся способ жизнеобеспечения малочисленных народов, основанный на историческом опыте их предков в области природопользования, самобытной социальной организации проживания, самобытной культуры, сохранения обычаев и верований.
--------------------------------
<370> СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2208.
3.4. Исконная среда обитания. В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" исконной средой обитания малочисленных народов считается исторически сложившийся ареал, в пределах которого малочисленные народы осуществляют культурную и бытовую жизнедеятельность и который влияет на их самоидентификацию, образ жизни.
3.5. Традиционная хозяйственная деятельность. В федеральном законодательстве это понятие не раскрыто. Рассматриваемое понятие можно определить как исторически сложившуюся хозяйственную деятельность, осуществляемую коренными малочисленными народами в местах своей традиционной жизнедеятельности. Содержание данного понятия можно определить по видам рассматриваемой деятельности. Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации утвержден распоряжением Правительства РФ от 08.05.2009 N 631-р <371>.
--------------------------------
<371> СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2493.
К числу видов указанной деятельности относится: животноводство, в том числе кочевое (оленеводство, коневодство, яководство, овцеводство); переработка продукции животноводства, включая сбор, заготовку и выделку шкур, шерсти, волоса, окостенелых рогов, копыт, пантов, костей, эндокринных желез, мяса, субпродуктов; разведение зверей, переработка и реализация продукции звероводства; рыболовство (в том числе морской зверобойный промысел) и реализация водных биологических ресурсов; промысловая охота, переработка и реализация охотничьей продукции; земледелие (огородничество), а также разведение и переработка ценных в лекарственном отношении растений; заготовка древесины и недревесных лесных ресурсов для собственных нужд; собирательство (заготовка, переработка и реализация пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений); добыча и переработка общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд; строительство национальных традиционных жилищ и других построек, необходимых для осуществления традиционных видов хозяйственной деятельности.