Файл: ВодК_комм_Дубовик_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 4702

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

8. Статистическая справка. По заявлению заместителя главы Правительства Московской области Н. Пищева, на обводнение и строительство основных гидротехнических сооружений и другие работы в 2012 - 2013 годах Подмосковью требуется 200,5 млрд. рублей. И это пока предварительные цифры.

По его словам, всего до 2013 года нужно обводнить 65 тыс. га торфяников. Пока обводнено 6 тысяч га, в этом году предстоит обводнить 22 тысячи га <362>.

--------------------------------

<362> См.: http:// www.mk.ru/ social/ article/ 2011/ 05/ 27/ 592877-rossiya-opyat-igraet-s-ognem.html.


Статья 53. Использование водных объектов для обеспечения пожарной безопасности


Комментарий к статье 53


1. Общий обзор статьи. Она содержит важные положения и состоит из двух частей. В первой из них устанавливаются безоговорочные условия использования водных объектов для обеспечения пожарной безопасности (по видам водных объектов - "любые", по количеству изъятой воды - "необходимое", по платности - "бесплатно", по правовому оформлению - "без какого-либо разрешения"). Хотя в статье не оговариваются условия времени (сроков) и субъектов, следует полагать, что забор воды для обеспечения пожарной безопасности может быть осуществлен любым лицом в любое время.

Во второй части сформулирован запрет использования водных объектов, предназначенных для обеспечения пожарной безопасности, в иных целях. Тем самым установлен приоритет обеспечения пожарной безопасности по сравнению со всеми иными целями водопользования, в том числе по сравнению с обеспечением питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, поскольку степень опасности для жизнедеятельности людей в данном случае наиболее высока и требует незамедлительной ликвидации.

2. Цель, сфера действия и адресаты статьи.

Цели комментируемой статьи состоят в создании правового основания для использования водных объектов как необходимого источника воды при ликвидации и предупреждении пожаров, спасении людей и имущества.

Сфера действия. Предписания комментируемой статьи рассчитаны на их безоговорочное применение в случаях возникновения пожаров или создания угрозы их возникновения и распространения. Пожарная безопасность должна быть обеспечена всеми возможными способами, в том числе и наличием запасов воды для ликвидации источников возгорания, пожаров, снижения ущерба. Именно поэтому никто не вправе использовать водные объекты, предназначенные для обеспечения пожарной безопасности, в других - пусть даже очень важных - целях, а сам процесс использования с юридической точки зрения не ограничивается никакими условиями. Поэтому сфера действия предписаний статьи распространяется на поведение субъектов, участвующих в предупреждении и ликвидации пожаров.

Адресатами статьи являются все собственники и пользователи водных объектов, которые могут быть использованы для обеспечения пожарной безопасности, а также работники органов пожарного надзора и природоохранных органов.


3. Основные понятия. Это понятия "забор (изъятие)", "водные ресурсы" (см. комментарий к ст. 1), "пожарная безопасность".

Пожарная безопасность - состояние защищенности населения, объектов национальной экономики и иного назначения, а также окружающей природной среды от опасных факторов и воздействий пожаров.

4. Правовое регулирование обеспечения пожарной безопасности. Соответствующие требования устанавливаются в Законе Российской Федерации от 21.12.1994 N 69-Ф3 "О пожарной безопасности" (с послед. изм. и доп.), а также в подзаконных актах (стандартах, правилах, инструкциях и пр.). Они обеспечивают состояние защищенности от пожаров, т.е. неконтролируемого горения, причиняющего (могущего причинить) вред жизни и здоровью людей, системам жизнеобеспечения, материальный ущерб имуществу, экологический вред и другие негативные последствия.

5. Юридическая ответственность. Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности (ст. 219), а также за уничтожение или повреждение лесных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем (ч. 1 ст. 261) или путем поджога (ч. 2 ст. 261) <363>.

--------------------------------

<363> См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.Э. Жалинского. М.: Городец, 2010. С. 675 - 676, 814 - 815.


Аналогичные нормы содержатся в Кодексе РФ об административных правонарушениях (ст. ст. 8.32 "Нарушение правил пожарной безопасности в лесах", 20.4 "Нарушение требований пожарной безопасности") <364>.

--------------------------------

<364> См.: Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях / Под общей ред. Н.Г. Салищевой. 7-е издание. М.: Проспект, 2011.


6. Статистическая справка. Согласно официальной статистике МЧС России за 2010 год произошло 179 тыс. 98 пожаров, что на 4,5% меньше чем в прошлом году, при которых погибло 12 тыс. 983 человек (уменьшение по сравнению с прошлым годом составило 6,9%).

На пожарах получили травмы 13 тыс. 67 человек. Специализированными службами было спасено 84 тыс. 548 человек и материальных ценностей на сумму более 44,6 млрд. рублей. Снижение количества пожаров и погибших при них людей, по сравнению с прошлым годом, зарегистрировано на территориях всех федеральных округов <365>.

--------------------------------

<365> http://www.mchs.gov.ru/stats/detail.php?ID=213801


Статья 54. Использование водных объектов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации


Комментарий к статье 54


1. Общий обзор статьи. Статья состоит из двух частей. В первой части содержится положение об установлении порядка использования водных объектов в целях обеспечения жизнедеятельности и защиты среды обитания коренных малочисленных народов. Во второй части закреплено право указанных народов на использование водных объектов для традиционного природопользования.


2. Цели, сфера действия и адресаты статьи.

Целями являются правовое обеспечение прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока по водопользованию, защита исконной среды их обитания и традиционного образа жизни этих народов. Положения статьи развивают норму статьи 69 Конституции Российской Федерации <366>, согласно которой Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

--------------------------------

<366> СЗ РФ. 2009. N 4. Ст. 445.


Сфера действия статьи распространяется на ту часть территории Российской Федерации и ее территориальное море, в отношении тех водных объектов или их частей, которые необходимы для поддержания традиционной жизнедеятельности коренных малочисленных народов, а также распространяется на поведение физических и юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления, которое соответствует установленным в законодательстве положениям либо противоречит им.

Адресатами являются лица из числа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, их общины, физические и юридические лица, органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, которые в соответствии с законодательством наделены правами и несут обязанности, связанные с охраной и использованием водных объектов, которые используются или могут быть использованы коренными малочисленными народами для традиционного природопользования.

3. Основные понятия. В статье используются следующие понятия: "использование водных объектов", "коренные малочисленные народы", "традиционное проживание", "традиционная хозяйственная деятельность", "исконная среда обитания", "традиционный образ жизни", "традиционное природопользование".

3.1. Использование водных объектов - см. комментарий к ст. 1.

3.2. Коренные малочисленные народы. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 20.07.2000 N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" <367> коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации признаются народы, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

--------------------------------

<367> СЗ РФ. 2000. N 30. Ст. 3122.


Во исполнение названного Закона распоряжением Правительства РФ от 17.04.2006 N 536-р <368> был утвержден Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, в котором приводится закрытый перечень таких народов. Определение народов и закрепление их в указанном Перечне осуществляется на основе приведенного понятия "коренные малочисленные народы", основными признаками которого являются:


--------------------------------

<368> СЗ РФ. 2006. N 17. Ст. 1905.


- необходимость проживания на территориях традиционного расселения своих предков;

- сохранение традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;

- численность не менее 50 тысяч человек;

- осознание себя самостоятельными этническими общностями.

В зависимости от наличия или отсутствия указанных признаков перечень народов может пополняться либо сокращаться. В настоящее время насчитывается 40 наименований коренных малочисленных народов.


Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока Российской Федерации


Наименование коренных
малочисленных народов
Севера, Сибири и
Дальнего Востока
Российской Федерации


Наименование субъектов Российской Федерации, на
территориях которых проживают коренные
малочисленные народы Российской Федерации <369>

Алеуты

Камчатский край

Алюторцы

Камчатский край

Вепсы

Республика Карелия, Ленинградская область

Долганы

Красноярский край, Республика Саха (Якутия)

Ительмены

Камчатский край, Магаданская область

Камчадалы

Камчатский край

Кереки

Чукотский автономный округ

Кеты

Красноярский край

Коряки

Камчатский край, Чукотский автономный округ,
Магаданская область

Кумандинцы

Алтайский край, Республика Алтай, Кемеровская
область

Манси

Ханты-Мансийский автономный округ, районы Тюменской
области, Свердловская область, Республика Коми

Нанайцы

Хабаровский край, Приморский край, Сахалинская
область

Нганасаны

Красноярский край

Негидальцы

Хабаровский край

Ненцы

Ямало-Ненецкий автономный округ, Ненецкий
автономный округ, районы Архангельской области,
Красноярский край, Ханты-Мансийский автономный
округ, Республика Коми

Нивхи

Хабаровский край, Сахалинская область

Ороки (ульта)

Сахалинская область

Орочи

Хабаровский край

Саамы

Мурманская область

Селькупы

Ямало-Ненецкий автономный округ, районы Тюменской
области, Томская область, Красноярский край

Сойоты

Республика Бурятия

Тазы

Приморский край

Теленгиты

Республика Алтай

Телеуты

Кемеровская область

Тофалары (тофа)

Иркутская область

Тубалары

Республика Алтай

Тувинцы - тоджинцы

Республика Тыва

Удэгейцы

Приморский край, Хабаровский край

Ульчи

Хабаровский край

Ханты

Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий
автономный округ, районы Тюменской области, Томская
область, Республика Коми

Челканцы

Республика Алтай

Чуванцы

Чукотский автономный округ, Магаданская область

Чукчи

Чукотский автономный округ, Камчатский край

Чулымцы

Томская область, Красноярский край

Шорцы

Кемеровская область, Республика Хакасия, Республика
Алтай

Эвенки

Республика Саха (Якутия), Красноярский край,
Хабаровский край, Амурская область, Сахалинская
область, Республика Бурятия, Иркутская область,
Забайкальский край, Томская область, Тюменская
область

Эвены

Республика Саха (Якутия), Хабаровский край,
Магаданская область, Чукотский автономный округ,
Камчатский край

Энцы

Красноярский край

Эскимосы

Чукотский автономный округ, Камчатский край

Юкагиры

Республика Саха (Якутия), Магаданская область



--------------------------------

<369> В утвержденном Перечне наименование субъекта РФ не приводится. В данном случае наименование субъекта РФ приведено из Единого перечня коренных малочисленных народов Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.03.2000 N 255.


3.3. Традиционный образ жизни. Согласно статье 1 Федерального закона от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" <370> данное понятие рассматривается как исторически сложившийся способ жизнеобеспечения малочисленных народов, основанный на историческом опыте их предков в области природопользования, самобытной социальной организации проживания, самобытной культуры, сохранения обычаев и верований.

--------------------------------

<370> СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2208.


3.4. Исконная среда обитания. В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" исконной средой обитания малочисленных народов считается исторически сложившийся ареал, в пределах которого малочисленные народы осуществляют культурную и бытовую жизнедеятельность и который влияет на их самоидентификацию, образ жизни.

3.5. Традиционная хозяйственная деятельность. В федеральном законодательстве это понятие не раскрыто. Рассматриваемое понятие можно определить как исторически сложившуюся хозяйственную деятельность, осуществляемую коренными малочисленными народами в местах своей традиционной жизнедеятельности. Содержание данного понятия можно определить по видам рассматриваемой деятельности. Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации утвержден распоряжением Правительства РФ от 08.05.2009 N 631-р <371>.

--------------------------------

<371> СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2493.


К числу видов указанной деятельности относится: животноводство, в том числе кочевое (оленеводство, коневодство, яководство, овцеводство); переработка продукции животноводства, включая сбор, заготовку и выделку шкур, шерсти, волоса, окостенелых рогов, копыт, пантов, костей, эндокринных желез, мяса, субпродуктов; разведение зверей, переработка и реализация продукции звероводства; рыболовство (в том числе морской зверобойный промысел) и реализация водных биологических ресурсов; промысловая охота, переработка и реализация охотничьей продукции; земледелие (огородничество), а также разведение и переработка ценных в лекарственном отношении растений; заготовка древесины и недревесных лесных ресурсов для собственных нужд; собирательство (заготовка, переработка и реализация пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений); добыча и переработка общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд; строительство национальных традиционных жилищ и других построек, необходимых для осуществления традиционных видов хозяйственной деятельности.