ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 4701
Скачиваний: 3
3.6. Места традиционного проживания. Данное понятие в законодательстве также не раскрыто. Его можно определить как территории, на которых в течение определенного исторического периода осуществляют свою жизнедеятельность коренные малочисленные народы. Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации утвержден названным выше распоряжением Правительства РФ от 08.05.2009 N 631-р.
Места традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности в указанном распоряжении определены путем обозначения конкретных муниципальных районов, городских округов и населенных пунктов. Представляется не совсем удачным обозначенный распоряжением подход в части определения мест традиционного проживания границами населенных пунктов. Места проживания и хозяйственной деятельности рассматриваемых народов выходят за территории конкретных населенных пунктов, в частности, например, при осуществлении охоты, рыболовства и пр.
При заключении данных мест в границы населенных пунктов (сел, поселков) малочисленные народы получают право на традиционное природопользование только в границах населенного пункта.
3.7. Традиционное природопользование коренных малочисленных народов. Данное понятие содержится в статье 1 Федерального закона от 07.05.2001 N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" <372> (применительно к указанным народам), согласно которой под таким природопользованием понимается исторически сложившиеся и обеспечивающие неистощительное природопользование способы использования объектов животного и растительного мира, других природных ресурсов коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Однако этот Закон устанавливает данное понятие применительно к отношениям, связанным с образованием, охраной и использованием территорий традиционного природопользования.
--------------------------------
<372> СЗ РФ. 2001. N 20. Ст. 1972.
В свою очередь, под указанными территориями в Законе понимаются особо охраняемые природные территории, образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами. Таким образом, понятие, приведенное в Законе, не может автоматически применяться к положениям комментируемой статьи, так как обеспечивает специальную область отношений коренных малочисленных народов. Представляется нежелательным применение данного понятия в комментируемой статье. Целесообразнее заменить его на понятие "традиционный образ жизни" или включить в Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" понятие "традиционное природопользование".
4. Порядок использования водных объектов. Согласно комментируемой статье в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливается порядок использования водных объектов в целях обеспечения защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни этих народов.
Пример.
В соответствии с Порядком использования водных объектов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера на территории Тюменской области в целях обеспечения защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни этих народов, утвержденном Постановлением Правительства Тюменской области от 24.02.2009 N 41-п, определено, что коренные малочисленные народы Севера, общины малочисленных народов, а также лица, которые относятся к малочисленным народам, постоянно проживают в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и для которых традиционное хозяйствование и занятие традиционными промыслами являются подсобными видами деятельности по отношению к основному виду деятельности в других отраслях народного хозяйства, социально-культурной сфере, органах государственной власти или органах местного самоуправления, вправе безвозмездно пользоваться водными объектами в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера на территории Тюменской области. Не требуется заключение договора водопользования или принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для осуществления традиционного природопользования в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера.
При использовании водного объекта одновременно лицами, не являющимися представителями коренных малочисленных народов, и лицами из числа таких народов, устанавливается приоритет использования в пользу последних. Так, в указанном Порядке говорится, что использование гражданами водных объектов для личных и бытовых нужд в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера осуществляется с учетом интересов этих народов.
Некоторые субъекты Российской Федерации прямо устанавливают приоритетное право для коренных малочисленных народов и лиц, к ним относящихся, по использованию водных объектов в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Российской Федерации для осуществления традиционного природопользования <373>. В Порядках зачастую устанавливается и режим охраны водных объектов, который, по сути, дублирует режим, установленный в ВК РФ.
--------------------------------
<373> См: Постановление Правительства Республики Бурятия от 03.12.2007 N 385.
Пример.
Согласно пункту 4 Порядка использования водных объектов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера на территории Забайкальского края, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Забайкальского края от 30.11.2009 N 12-Н\П, водные объекты, находящиеся в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, подлежат охране от загрязнения и засорения в соответствии с водным законодательством, в том числе запрещается:
1) сброс в водные объекты отходов производства и потребления, сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты;
2) захоронение в водных объектах ядерных материалов, радиоактивных веществ, отходов производства и потребления, в том числе затопление выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов);
3) проведение на основе ядерных и иных видов промышленных технологий взрывных работ, при которых выделяются радиоактивные и (или) токсичные вещества.
5. Право на традиционное природопользование. В части 2 комментируемой статьи закреплено право лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, и их общин на использование водных объектов для традиционного природопользования в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности. Как было уже указано, федеральное законодательство не раскрывает понятия традиционного природопользования в отношении всех мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности.
Сформулированное в Федеральном законе "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" понятие традиционного природопользования может быть применимо только в отношении образованных территорий традиционного природопользования.
При толковании понятия традиционного природопользования применительно к комментируемой статье принципиальным является один вопрос: должно ли традиционное природопользование обязательно обеспечивать неистощительное природопользование? Из общего принципа охраны окружающей среды и природопользования следует, что любой вид природопользования должен осуществляться рационально. В таком случае любая деятельность, в том числе и традиционная, должна основываться на принципе рационального природопользования.
Термин "неистощительное использование" применяется в ЛК РФ применительно к лесам - возобновляемому природному ресурсу. Но как применить данный термин к использованию невозобновляемых природных ресурсов, например полезных ископаемых? В данном случае возможно лишь рациональное их использование. Представляется не вполне удачным включение в комментируемую статью термина "традиционное природопользование" в связи с отсутствием определения его понятия. Полагаем, что под традиционным природопользованием в статье следует понимать исторически сложившиеся способы использования природных ресурсов, осуществляемые коренными малочисленными народами и их общинами при условии соблюдения принципа рационального природопользования.
6. Проблемные ситуации. В настоящее время законодатель в число субъектов, ведущих традиционный образ жизни, включил только коренные малочисленные народы. Статья 69 Конституции РФ закрепила положение, гарантирующее обеспечение прав коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. На международном уровне центральным документом по обеспечению прав коренных народов является Конвенция N 169 Международной организации труда "О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах", в которой Россия не участвует.
На сегодняшний день ратифицированным Россией документом в области обеспечения традиционного образа жизни коренного населения является Конвенция о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 5 июня 1992 г.) <374>. В ней указано, что участники Конвенции признают большую и традиционную зависимость многих местных общин и коренного населения, являющихся хранителями традиционного образа жизни, от биологических ресурсов, и желательность совместного пользования на справедливой основе выгодами, связанными с использованием традиционных знаний, нововведений и практики, имеющих отношение к сохранению биологического разнообразия и устойчивому использованию его компонентов, и в соответствии со своим национальным законодательством обеспечивают уважение, сохранение и поддержание знаний, нововведений и практики коренных и местных общин, отражающих традиционный образ жизни, которые имеют значение для сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия, способствуют их более широкому применению с одобрения и при участии носителей таких знаний, нововведений и практики, а также поощряют совместное пользование на справедливой основе выгодами, вытекающими из применения таких знаний, нововведений и практики.
--------------------------------
<374> СЗ РФ. 1996. N 19. Ст. 2254.
Следует особо отметить, что Конвенция специально не оговаривает, что коренное население должно быть малочисленным. Таким образом, в соответствии с основным ратифицированным Россией международным документом, затрагивающим вопросы традиционного образа жизни, должны предоставляться определенные права для всего коренного населения (в том числе народов) и местных общин. Однако в настоящее время законодатель данную норму развил лишь в отношении коренных малочисленных народов.
Глава 6. ОХРАНА ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ
Вводные замечания
1. Вопросы для изучения. Эта глава характеризуется особой эколого-правовой и эколого-политической значимостью. Хотя многие ее нормы на первый взгляд кажутся узкоспециализированными, на самом деле они призваны сыграть самую существенную роль в охране водных ресурсов России как неотъемлемого компонента окружающей среды, важного климатообразующего фактора, условия жизнедеятельности людей. Учитывая роль водных ресурсов России в обеспечении экологических и экономических интересов страны и в поддержании глобального экологического равновесия, их хозяйственное и даже социально-психологическое значение, при освоении текстов статей комментируемой главы следует обратить внимание на:
- правовые конструкции, используемые для обеспечения охраны водных объектов (нормативы, квоты и т.п.);
- сущность и смысл охраны водных объектов и связанных с ними иных природных ресурсов, в первую очередь животного и растительного мира, почв, а также здоровья и безопасности населения;
- источники права, детализирующие нормы ВК РФ, регулирующие охрану водных объектов.
- круг субъектов, обязанных осуществлять меры по охране водных объектов;
- виды угроз для состояния, качества и возможности законного пользования водными объектами;
- классификацию требований, проводимую в нормах главы (по разным основаниям, например по видам деятельности, то есть в отношении проектирования, размещения, строительства, рыболовства, сброса сточных вод и т.п.; по видам водных объектов, то есть в отношении рек, озер, болот, ледников, расположенных на территориях традиционного природопользования др.; по видам воздействий - загрязнения, засорения, истощения и иным негативным воздействиям; по мерам охраны); по мерам (защиты и профилактики - ограничения, запреты, нормативы и т.п.; по специальным пространственно-целевым определениям режимов охраны, то есть по установлению водоохранных зон, прибрежных защитных полос и других охранительных средств);
- специальные требования по охране водных объектов и их содержание, цели и экологический смысл;
- последствия нарушения требований охраны водных объектов.
2. Общий обзор главы. Она состоит из 17 статей, регулирующих в общем виде охрану водных объектов, но одновременно устанавливающих и конкретные требования по их защите от негативного антропогенного воздействия.
Глава открывается статьей 55 "Основные требования к охране водных объектов". В ней перечислены субъекты природоохранных мероприятий и сформулированы - в наиболее общем виде - задачи по предотвращению загрязнения, засорения и истощения вод и ликвидации последствий этих вредных явлений (процессов). Устанавливается в данной статье и общая обязанность физических и юридических лиц осуществлять водохозяйственные и природные мероприятия при использовании ими водных объектов.
В последующих статьях комментируемой главы регулируется охрана водных объектов от загрязнения и засорения (ст. 56), например, путем установления ограничений и запретов на сбросы и засорение водных объектов отходами производства и потребления, на осуществление некоторых видов работ, привнесение радионуклидов, засорение ядерными материалами и радиоактивными веществами, пестицидами и другими опасными химическими веществами, производство опасных работ.
Следует все же отметить, что эти и многие другие запреты по главе 6 ВК РФ имеют "вторичный" характер, т.к. все они предусмотрены действующим уголовным и административным законодательством.
Аналогично следует расценить абстрактные нормы статьи 57 "Охрана болот от загрязнения и засорения": позитивным моментом является выделение собственно объекта охраны - болот, равно как ледников и снежников (ст. 58). Более конкретными, хотя и требующими обращения к законодательству о недрах, являются предписания статьи 59 "Охрана подземных водных объектов". Здесь возникает коллизия правового регулирования: в ряде статей комментируемого Кодекса содержатся отсылочные - к законодательству о недрах - нормы, затрагивающие использование, управление, собственность и иные институты правового оборота (и обращения) с подземными водными объектами. Выделение мер охраны подземных водных объектов, следовательно, может быть расценено как исключение из общего правила либо как основание пересмотра подходов к правовому регулированию использования и охраны этой группы объектов.