ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 4676
Скачиваний: 3
На случаи отказов или аварий гидротехнических сооружений должны быть заранее разработаны необходимая проектная документация по их раннему предотвращению (с учетом расчетных материалов по воздействию волн прорыва из водохранилищ) и соответствующие инструкции по их ликвидации. Повреждения гидротехнических сооружений, создающие опасность для людей, оборудования и других сооружений, должны устраняться немедленно. Противоаварийные устройства, водоотливные и спасательные средства должны быть исправными и постоянно находиться в состоянии готовности к действию. Капитальный ремонт гидротехнических сооружений должен проводиться в зависимости от их состояния без создания по возможности помехи работе электростанции.
8. Декларирование безопасности гидротехнических сооружений. Декларирование безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании Постановления Правительства РФ от 06.11.1998 N 1303 "Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений" <388>. Декларирование безопасности гидротехнических сооружений, аварии которых могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, является обязательным при их проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации, а также после реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации.
--------------------------------
<388> СЗ РФ. 1998. N 46. Ст. 5698.
Декларация безопасности является основным документом, обосновывающим безопасность гидротехнических сооружений, их соответствие критериям безопасности, проекту, действующим техническим нормам и правилам, а также определяющим характер и масштаб возможных аварийных ситуаций и меры по обеспечению безопасной эксплуатации.
При составлении декларации безопасности должны учитываться следующие требования:
а) полнота и достоверность данных о гидротехническом сооружении и его безопасности;
б) всестороннее и полное выявление степени опасности и разработка сценариев возможных аварий и повреждений;
в) обоснованность применяемых методов анализа, достаточность выполненных оценок риска и уровня безопасности гидротехнического сооружения с учетом его класса;
г) полнота учета всех факторов, влияющих на результаты оценки безопасности;
д) эффективность и достаточность реализованных и планируемых мер по обеспечению безопасности, соответствие содержания декларации безопасности законодательным и другим нормативным правовым актам, правилам и нормам.
Декларация безопасности должна содержать:
а) общую информацию, включающую данные о гидротехнических сооружениях и природных условиях района их расположения, меры по обеспечению безопасности, предусмотренные проектом, правилами эксплуатации и предписаниями органа надзора, сведения о финансовом обеспечении гражданской ответственности за вред, который может быть причинен в результате аварии гидротехнических сооружений, основные сведения о собственнике и эксплуатирующей организации;
б) анализ и оценку безопасности гидротехнических сооружений, включая определение возможных источников опасности;
в) сведения об обеспечении готовности эксплуатирующей организации к локализации и ликвидации опасных повреждений и аварийных ситуаций;
г) порядок информирования населения, органа надзора, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о возможных и возникших на гидротехнических сооружениях аварийных ситуациях;
д) заключение, включающее оценку уровня безопасности отдельных гидротехнических сооружений и комплекса гидротехнических сооружений объекта, а также перечень необходимых мероприятий по обеспечению безопасности;
е) другие данные о безопасности гидротехнических сооружений.
Декларация безопасности подписывается декларантом.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с учетом предложений органов надзора устанавливает:
а) дополнительные требования к содержанию деклараций безопасности и методику их составления, учитывающие особенности декларирования безопасности гидротехнических сооружений различных видов в зависимости от их назначения, класса, конструкции, условий эксплуатации и специальных требований к безопасности;
б) форму декларации безопасности гидротехнических сооружений.
Согласно Приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15.12.2009 N 412 "Об утверждении Дополнительных требований к содержанию деклараций безопасности гидротехнических сооружений и методики их составления, учитывающих особенности декларирования безопасности гидротехнических сооружений различных видов в зависимости от их назначения, класса, конструкции, условий эксплуатации и специальных требований к безопасности" <389> устанавливаются дополнительные требования к безопасности гидротехнических сооружений.
--------------------------------
<389> БНА федеральных органов исполнительной власти. 2010. N 15.
9. Проблемы сохранения водных биоресурсов при эксплуатации ГЭС. Сооружение плотин и водохранилищ на равнинных реках России и их эксплуатация привела к потере нерестилищ рыб, а также радикальному изменению гидрологического, гидрохимического и гидробиологического режимов рек.
На реках Волга, Дон и Кубань плотинами было отсечено 100% нерестилищ белуги. В бассейне Волги более чем на 80% уменьшилась площадь нерестилищ осетра, на 60% - севрюги. На р. Дон Цимлянской плотиной было отсечено 80% нерестилищ осетра, 50% - севрюги и сельди. На р. Кубань выше Краснодарского гидроузла были отрезаны места нагула и все нерестилища севрюги, рыбца, шемаи. На р. Оби плотиной Новосибирской ГЭС было ликвидировано 40% нерестовых площадей осетра и около 70% - нельмы. Значительное сокращение нерестовых и нагульно-выростных площадей в результате зарегулирования стока р. Енисей в корне осложнило условия воспроизводства и нагула большинства представителей ценной промысловой ихтиофауны. Плотина Бурейского гидроузла отделила большую часть течения Буреи от Амура, создала преграду для проходных и полупроходных рыб, отрезала основную часть их нерестилищ.
Подобная ситуация характерна для всех зарегулированных рек на территории Российской Федерации и сопредельных стран.
Функционирование гидроузлов на реках привело к коренной перестройке не только водного режима, но и существенно изменило термические условия рек и на участках расположенных ниже плотины. Нарушилась сопряженность водного и температурного режимов на южных реках. Температура воды в реках Ангара и Енисей на участках ниже плотин понизилась в летний период в среднем на 10 град. C и повысилась на 2 - 3 град. C - зимой. Низкие температуры воды в вегетационный период сдвигают сроки нереста, увеличивают период инкубации икры весенне-нерестующих рыб и ее гибель, связанную в первую очередь с ее выеданием другими видами. Повышенный температурный фон воды в зимний период нарушает естественные условия зимовки ихтиофауны. Образуются незамерзающие полыньи в зимний период в нижнем бьефе ГЭС. В результате зарегулирования стока рек Ангара и Енисей плотинами гидростанций тепловой сток сократился на 30%, что ухудшило условия обитания гидробионтов.
При проектировании ГЭС на территории Российской Федерации предполагалось, что в создавшихся водохранилищах, занимающих сотни тысяч гектаров водной поверхности, можно будет получить значительные запасы промысловых видов рыб и тем самым компенсировать в некоторой степени потери рыбного хозяйства. Однако в целом большие надежды на создание в водохранилищах мощных стад промысловых рыб, способных дать значительные уловы, не оправдались. Данные исследований показывают, что режим сработки уровней водохранилищ резко колеблется по годам и внутри года, нарушая тем самым условия нереста и обитания рыб, приводит к массовой гибели отложенной икры, кормовой базы, в конечном итоге - к снижению их рыбопродуктивности, а также к изменению видового состава ихтиофауны. Фактические уловы промысловых рыб в водохранилищах оказались в 5 раз ниже планировавшихся.
Таким образом, игнорирование интересов рыбохозяйственного комплекса при строительстве ГЭС и эксплуатации водохранилищ явилось одной из причин значительного сокращения запасов промысловых рыб, прежде всего проходных и полупроходных рыб, снижения видового разнообразия. В настоящее время встает проблема действительно комплексного использования водных ресурсов водохранилищ, с учетом требований рыбного хозяйства и сохранения биоразнообразия рыб и других водных животных и растений в целом - как восполняемых природных ресурсов.
Следует подчеркнуть, что согласно Федеральному закону от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должен быть соблюден приоритет сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (статья 35). При размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации объектов энергетики необходимо принимать меры по недопущению негативных изменений природной среды, сохранению водного режима, обеспечивающего наиболее благоприятные условия для воспроизводства водных биологических ресурсов (статья 40). Однако эти положения природоохранного закона на практике не реализуются.
Организации, эксплуатирующие гидроэнергетические и гидротехнические сооружения на водохранилищах, обязаны обеспечить режим наполнения и сработки водохранилищ, соблюдая потребности рыбного хозяйства на участках рек и водохранилищ, имеющих значение для сохранения и воспроизводства водных биоресурсов.
Требуется проведение комплекса организационных мер по недопущению застройки пойм, разблокирования водотоков от искусственных дамб и дорожных насыпей, предотвращению ущерба, наносимого водным биоресурсам при эксплуатации гидротехнических объектов, с помощью рыбоохранных (рыбопропускных, рыбозащитных и иных) сооружений, а также по усилению контроля за осуществлением рыбохозяйственной мелиорации рек и водоемов. В реках, считающихся перспективными для гидростроительства, необходимо осуществлять комплексное экологическое обследование водного объекта и территории его бассейна, в том числе оценку состояния водных биоресурсов, для выбора створа размещения, установления параметров плотин и водохранилищ, а также разработки режимов эксплуатации водных ресурсов водохранилищ, в том числе с учетом эколого-рыбохозяйственных попусков в нижний бьеф.
В лучшей мировой практике есть примеры комплексного планирования постепенного снижения общего негативного воздействия плотин на бассейн и восстановление нарушенных речных экосистем, в том числе за счет демонтажа (или модификации) неэффективных ГТС, наносящих ущерб окружающей среде, включая водные биоресурсы, а часто и представляющих опасность для населения. Элементами таких решений являются отказ от трансформации наиболее ценных участков водных и долинных экосистем, поддержка бассейновых мероприятий по охране водных экосистем и создание особо охраняемых природных территорий и рыбохозяйственных заповедных зон за счет доходов от гидроэнергетики <390>.
--------------------------------
<390> См.: Материалы пленарного заседания Научного консультативного совета по комплексному использованию водных ресурсов и охране водных экосистем при участии Тематического сообщества по проблемам больших плотин по вопросу: "Оценка влияния строительства и эксплуатации плотин на состояние, сохранение и воспроизводство водных биоресурсов" (25.02.2010, г. Москва).
9. Установление охранных зон с особыми условиями водопользования. Федеральным законом от 21 июля 2011 г. N 257-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" были внесены изменения в ряд законодательных актов. Так, изменениями, внесенными в Водный кодекс РФ, установлено, что водопользование может быть приостановлено или ограничено в случае установления охранных зон гидроэнергетических объектов.
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" дополнен положением, в соответствии с которым в государственный кадастр недвижимости будут вноситься сведения о границах охранной зоны, установленных в отношении объекта недвижимости.
Правительством Российской Федерации разработан проект Постановления "О порядке установления охранных зон для гидроэнергетических объектов, особых условий водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) в их границах" <391>.
--------------------------------
<391> http://www.mnr.gov.ru/regulatory/detail.php?ID=127871
10. Осуществление надзора за особыми условиями водопользования. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления урегулированы ст. ст. 24 - 27 Водного Кодекса РФ. Следует отметить, что в связи с изменением законодательства к числу полномочий органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ в рассматриваемой сфере относится определение порядка осуществления государственного надзора за использованием и охраной водных объектов, а также за соблюдением особых условий водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) в границах охранных зон гидроэнергетических объектов (см. комментарий к ст. ст. 24 - 26 настоящего Кодекса). В связи с изменением полномочий в области использования и охраны водных объектов в отдельных субъектах внесены изменения в областное законодательство.
Например, губернатором Ростовской области в Законодательное собрание области 19.10.2011 был внесен на рассмотрение проект изменений в Областной закон "О полномочиях органов государственной власти Ростовской области в сфере водных отношений".
В пояснительной записке Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов области к законопроекту говорится:
Проект Областного закона "О внесении изменений в Областной закон "О полномочиях органов государственной власти Ростовской области в сфере водных отношений" (далее - законопроект) подготовлен в целях приведения Областного закона от 29 марта 2007 г. N 674-ЗС "О полномочиях органов государственной власти Ростовской области в сфере водных отношений" (далее - Областной закон) в соответствие с Федеральными законами от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", от 21 июля 2011 г. N 257-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса".
В соответствии с указанными Федеральными законами законопроектом вносятся изменения, предусматривающие наделение органов государственной власти Ростовской области дополнительными полномочиями в части надзора в области использования и охраны водных объектов за соблюдением особых условий водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) в границах охранных зон гидроэнергетических объектов, расположенных на водных объектах, подлежащих региональному государственному надзору за их использованием и охраной <392>.