Файл: ВодК_комм_2_Боголюбов_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1701

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Подобные акты принимались и в других регионах (например, Постановление правительства Вологодской области от 17 мая 2006 г. N 472 "О водоохранных зонах и их прибрежных защитных полосах"). Согласно этому акту водоохранные зоны и их прибрежные защитные полосы определяются для рек, озер, водохранилищ, других водоемов и водотоков названной области.

В других федеративных государствах (ФРГ, США, Австралия, Канада) водные отношения также в значительной мере регулируются на уровне субъектов федерации (соответственно в землях, штатах, провинциях).

В зависимости от природно-климатических условий и времени освоения территорий в разных штатах США существуют разные порядки водопользования. В ряде засушливых и сравнительно поздно освоенных штатах действует правило старшинства водопользования (первый по времени - первый по праву). В "старых" восточных штатах США применяют так называемые принципы берегового права, заключающиеся в исключительном праве на водопользование прибрежных земельных собственников. В США имеет место разрешительный порядок природопользования <22>.

--------------------------------

<22> Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира: Справочник. М.: Юридическая литература, 1993. С. 8, 53, 117, 170, 175; Сиваков Д.О. Правовая охрана вод: американский опыт // Вестник Московского государственного университета леса (Лесной вестник). 2006. N 3(45). С. 88 - 91; Жариков Ю.Г., Масевич М.Г. Недвижимое имущество: правовое регулирование. М.: БЕК, 1997. С. 180 - 183.


В ФРГ конкретные законы по правовому режиму земель, вод, недр, флоры и фауны, природных ландшафтов и охраняемых территорий издаются и применяется федеральными землями. Традиции регионального водного законодательства восходят к XIX в., когда земли были княжествами.

В Австралии действуют законодательные акты как федерации, так и отдельных штатов, служащие защите от различных видов загрязнения окружающей среды. Таковым, например, является принятый в штате Южная Австралия в 1987 г. Закон об охране вод от загрязнения нефтью и иными вредными веществами.

Водное право и водное законодательство не стоят на месте с отменой советских нормативно-правовых актов. В частности, согласно Федеральному закону от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" <23> вместо системы ГОСТов будут приниматься технические регламенты. В области водного хозяйства долгое время разрабатывался проект Федерального закона "О питьевой воде и питьевом водоснабжении".

--------------------------------

<23> СЗ РФ. 2002. N 52. Ст. 5140.


Российское водное законодательство тесно взаимосвязано с источниками международного права, прежде всего с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., участницей которой является Россия. Важным достоинством этого фундаментального международного договора является достаточно подробное определение правовых режимов внутренних морских вод, территориального моря, прилежащей зоны, исключительной экономической зоны, континентального шельфа, открытого моря. В сущности, названная Конвенция - ключевой акт международного морского права.


На межгосударственном уровне действует так называемое международное речное право - совокупность правовых норм, определяющих статус водоемов и водотоков, находящихся на территории двух и более государств. Сферой его действия охвачены отношения по изучению, использованию и охране больших и малых, естественных и искусственных водных объектов либо целых водных систем (бассейнов рек и т.д.) <24>. Основным актом международного речного права является ратифицированная Россией Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер, подписанная в Хельсинки в 1992 г. Конвенция охватывает многие важные вопросы, связанные с использованием и охраной вод, включая обмен информацией, совместные научные исследования, координацию водохозяйственных и водоохранных мероприятий, предотвращающих любое негативное трансграничное воздействие (загрязнение вод, вред природной среде и т.п.). Кроме того, Россия исполняет ряд двухсторонних соглашений и договоров с соседними государствами по использованию и охране международных водотоков и водоемов.

--------------------------------

<24> Гуреев С.А., Тарасова И.Н. Международное речное право. М.: Международные отношения, 1993. С. 7 - 12.


Озабоченность международного сообщества относительно болот и других природных объектов, не выдерживающих бесцеремонного "хозяйственного освоения", побудила заключить Конвенцию от 2 февраля 1971 г. о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве мест обитаний водоплавающих птиц. По месту заключения в одном из иранских городов Конвенция получила название Рамсарской, а дата - 2 февраля - стала Международным днем водно-болотных угодий.

В круг водно-болотных угодий входят не только болота и заболоченные территории, но и мелководные прибрежья морей и озер, дельт и устьев рек, острова, различные морские акватории (лиманы, лагуны) <25>. Россия, как и иные государства СНГ, является участником Рамсарской конвенции.

--------------------------------

<25> См.: Вода России. Информационное издание Минприроды России. 1999. N 2. С. 2.


Некоторые специалисты выдвигают новый термин: "международное водное право". Данный термин гораздо шире, чем "международное речное право". Дело в том, что отношения в области водного хозяйства даже на международном уровне регулируются с применением как публично-правовых, так и частноправовых норм. В ходе общеевропейского и международного осознания водных проблем возникли условия для консолидации комплексного правового массива, призванного регламентировать отношения в области водного хозяйства. Его можно именовать международным водным правом, но есть основания применять термин "международное речное право" в широком смысле слова <26>.

--------------------------------

<26> Калиниченко Т.Г. Формирование и развитие международного водного права // Экологическое право. 2005. N 6. С. 33 - 39; Сиваков Д.О. О проблемах развития международного речного права // Законодательство и экономика. 2003. N 12. С. 75 - 77.



И международные договоры, и водное законодательство, и подзаконные акты являются источниками водного права. Водное право - система правовых норм, регулирующих общественные отношения по использованию, охране и восстановлению водных объектов. Правовому регулированию подлежат различные виды использования (питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение, судоходство, орошение, и т.д.) как естественных (реки, озера моря), так и искусственных водных объектов (каналы, водохранилища, пруды). Нормы водного права содержатся в международных договорах, законах, подзаконных актах, в судебных прецедентах, обычаях.

Водное право имеет свой метод регулирования, состоящий из специфических способов, средств и приемов воздействия на общественные отношения. Оно регулирует общественные отношения путем как властных предписаний, так и предоставления субъектам этих отношений самостоятельности и равноправия. Первый способ применяется при административном акте предоставления водоема в пользование (либо изъятия такового из пользования), второй - при заключении договоров водопользования. Поэтому водное право имеет черты как публичного, так и частного права.


Статья 3. Основные принципы водного законодательства


Комментарий к статье 3


Через десятилетие после принятия Водного кодекса РФ 1995 г. была осознана необходимость прямо в тексте главного "водного" закона изложить основные начала водного права, которые в случае пробелов и противоречий будут служить своеобразным ориентиром, необходимым для судебных органов и других правоприменителей. Таким образом, комментируемая статья - новелла Водного кодекса РФ 2006 г.

Некоторые исследователи высказали сомнения в необходимости выработки принципов той или иной отрасли законодательства. Формулировки этих принципов могут быть неопределенно-растяжимыми и слабо действовать как правовые нормы. Во многом с этой позицией можно согласиться. Однако вряд ли можно считать лишним, например, принцип приоритета водопользования в целях питьевого водоснабжения. Как представляется, данный принцип может быть руководством к действию как для участников водных отношений, так и для судебных инстанций, решающих спор.

Само установление принципов водного законодательства предопределяет характерные черты водных отношений (см. комментарий к ст. 4 ВК РФ). В частности, имеются в виду следующие основные положения (принципы):

- обязательность соблюдения участниками водных отношений целевого и в то же время комплексного использования водного фонда;

- приоритет использования для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

- бассейновый подход к регулированию водных отношений;

- гласность водопользования;

- платность водопользования;

- стимулирование охраны водных объектов.

Принципы водного законодательства тесно взаимосвязаны. Так, приоритет охраны водного объекта в процессе его использования выражается в преимущественности сохранения особо охраняемых водных объектов. В свою очередь, платность пользования водными объектами проявляется при стимулировании охраны водных объектов, а целевое использование водных объектов связана с его комплексностью.


Названные в комментируемой статье принципы направлены на обеспечение экологических приоритетов и учет интересов всех участников водных отношений. Однако, как отмечают критики, при всей своей обоснованности принципы не всегда имеют полное и последовательное развитие в названной статье ВК РФ.

В соответствии со статьей 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы (а значит, и воды) используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Данное конституционное положение имеет прямое отношение к принципам Водного кодекса РФ. Оно прямо связано с первым обозначенным в Кодексе принципом значимости водных объектов как основы жизни и деятельности человека.

Следовательно, водные объекты в частности и водный фонд в целом - основа жизни и деятельности человека, необходимая для существования общества. Под основой жизни и деятельности человека следует иметь в виду прежде всего пресные воды, но не стоит исключать и морские воды, богатые биологическими и другими природными ресурсами. Исходя из названного принципа, водные отношения не могут носить полностью коммерческий характер. Именно поэтому водные отношения регулируются гражданским законодательством лишь в той мере, в которой они не отрегулированы специальным водным законодательством.

Из первого принципа логически выходит второй: приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов вне зависимости от их видов и разновидностей должно быть подчинено экологическим интересам. Чтобы экологически ориентировать и организовать водопользование, законодатель предусматривает требования к использованию водных объектов, изложенные в отдельной главе Кодекса. Данные требования можно разделить на основные, распространяющиеся на все виды водопользования, и специальные по отдельным видам водопользования (питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение, сброс сточных и дренажных вод, транспорт, лесосплав, рекреация, пожарная безопасность).

Приоритет охраны водных объектов перед их использованием проявляется в таком частном случае, как приоритет сохранения особо охраняемых водных объектов. К особо охраняемым водным объектам относятся водные объекты разных видов и разновидностей: участки морских вод, водотоки и водоемы, особо ценные водно-болотные угодья. Кроме того, особо охраняемыми водными объектами можно считать и места нереста ценных видов рыб, зоны охраны истоков или устьев рек.

Особо охраняемые водные объекты могут иметь международное, федеральное, региональное и местное значение. При этом требования по особо охраняемым водным объектам международного значения должны соответствовать положениям Конвенции 1971 г. о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве мест обитаний водоплавающих птиц.


Целевое использование водного объекта во многом совпадает с основными началами земельного законодательства. Однако в отличие от земельного водный фонд не делится на категории по своим правовым режимам, отвечающим целевому назначению. Один и тот же водный объект (например, река) или даже его часть может быть использована в разных целях: судоходство, лесосплав, рекреация, рыбное хозяйство и т.д. Таким образом, целевое использование водного объекта не исключает его комплексный характер и в этом смысле не противоречит принципу комплексности использования водных объектов.

Вместе с тем целевой характер водопользования не является условным и имеет большое юридическое значение. Согласно ВК РФ цель, вид и способ пользования водным объектом должны быть отражены в договорах водопользования и в решениях о предоставлении в пользование водного объекта.

Принцип целевого использования водных объектов получил отражение в ряде глав ВК РФ, в частности в главе 5, регулирующей водопользование. Согласно комментируемой статье приоритетной целью использования является использование водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Предоставление же водных объектов в пользование физическим и юридическим лицам для других целей допускается лишь при наличии достаточных водных ресурсов. В свою очередь, чтобы обеспечить этот приоритет, некоторые специалисты выдвинули весьма дискуссионное предложение принять Федеральный закон "О питьевой воде и питьевом водоснабжении".

Не менее важен принцип равного доступа к приобретению прав пользования водными объектами, а значит, и равных возможностей для реализации этих прав. Как представляется, данное положение направлено против недобросовестности чиновников и прибрежных земельных собственников, ущемляющих интересы других водопользователей. Согласно статье 14 Федерального закона от 3 июня 2006 г. "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы. С названным принципом связано еще одно положение - равный доступ физических и юридических лиц к приобретению в собственность водных объектов (прудов и обводненных карьеров). Однако его следует толковать с учетом "единства судьбы" этих небольших водоемов с земельными участками, на которых они находятся.

В то же время в силу принципа гласности водопользования решения о предоставлении водных объектов в пользование, а также договоры водопользования должны быть доступны любому лицу (кроме информации, составляющей государственную тайну).

Контроль общественности над водопользованием обеспечивает принцип участия граждан и общественных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на водные объекты, а также обязанностей по охране вод. В частности, граждане и общественные организации могут принимать участие в подготовке решений в области использования и охраны вод, а органы государственной власти и местного самоуправления, а также субъекты хозяйственной и иной деятельности, в свою очередь, обязаны обеспечить возможность такого участия.