Файл: ВК_комм_Травников_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1356

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В общей сложности утверждено и вступило в силу более 40 федеральных авиационных правил, регламентирующих различные виды авиационной деятельности.


Статья 3. Международные договоры Российской Федерации


Комментарий к статье 3


1. Положения ст. 3 ВК о соотношении норм, содержащихся в ВК, и норм международного права вытекают из требований п. 4 ст. 15 Конституции, определяющего приоритет международного договора по отношению к противоречащим им нормам законов РФ, в том числе, естественно, ВК.

Это означает, что в случае обнаружения противоречия между международным договором РФ и ВК правоприменительные органы должны руководствоваться не правилами ВК, а нормами, содержащимися в международном договоре РФ. Это правило, несомненно, распространяется и на другие нормативные правовые акты, указанные в п. 1 ст. 2 ВК.

2. Необходимо отметить, что п. 4 ст. 15 Конституции не только устанавливает примат международного договора. Этот пункт Конституции включает в правовую систему РФ общепризнанные принципы и нормы международного права, как и международные договоры РФ.

Несмотря на то, что комментируемая статья не содержит указаний для правотворческих и правоприменительных органов на то, каким образом осуществлять трансформацию общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ в нормативные правовые акты, указанные в п. 1 ст. 2 ВК, представляется, что целесообразно использовать наиболее эффективный, по нашему мнению, способ имплементации.

Поскольку в международном праве не существует общего документа с исчерпывающим перечнем общепризнанных принципов и норм международного права, а международные договоры РФ не всегда доступны для всех заинтересованных российских органов, предпочтительным представляется принятие нормативных правовых актов РФ, трансформирующих общепризнанные нормы и принципы международного права, а также положения международных договоров РФ, в нормы актов, указанных в п. 1 ст. 2 ВК.

В будущем было бы целесообразно отразить указанные действия в комментируемой статье.


Статья 4. Ответственность за нарушение воздушного законодательства Российской Федерации


Комментарий к статье 4


1. В статье 4 ВК под лицами понимаются юридические и физические лица, т.е. коммерческие и некоммерческие организации, граждане РФ, субъекты РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

2. Термин "воздушное законодательство" в ст. 4 ВК имеет расширительное значение и включает в себя ВК, другие федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, Федеральные правила использования воздушного пространства, федеральные авиационные правила, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты. Это можно объяснить прежде всего тем, что в федеральных законах, устанавливающих ответственность за различные виды нарушений, отсутствует понятие "воздушное законодательство".


3. Известно, что российское законодательство предусматривает следующие виды ответственности: уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную.

4. Уголовная ответственность наступает вследствие совершения физическим лицом противоправного деяния (действия или бездействия), предусмотренного УК. УК содержит следующие статьи, предусматривающие ответственность за нарушение воздушного законодательства:

глава 27 "Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта":

статья 263 "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта";

статья 266 "Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями";

статья 268 "Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта".

Статьи 263 и 266 предусматривают уголовную ответственность для физических лиц, профессионально занятых в эксплуатации и обслуживании воздушного транспорта, деятельность которых связана с безопасностью полетов.

Статья 268 действует в отношении других физических лиц (кроме лиц, указанных в ст. 263) - пассажиров и иных лиц, не входящих в состав экипажа воздушного судна.

Анализируя ст. 263, 266 и 268 и сопоставляя их диспозиции со статьями Гражданского и Воздушного кодексов, можем предположить, что они действуют в отношении физических лиц, занятых в воздушных перевозках гражданской авиацией. Важно отметить, что рассматриваемые статьи УК применяются только в случаях, когда противоправные деяния по неосторожности (отсутствие умысла) повлекли за собой причинение тяжкого вреда здоровью человека или привели к смерти одного или нескольких лиц.

Иное юридическое содержание имеет ст. 271 "Нарушение правил международных полетов". По кругу лиц ее действие распространяется на всех, кто выполняет международные полеты, - на членов экипажей не только гражданских, но и государственных, а также экспериментальных воздушных судов, т.е. не только относящихся к воздушному транспорту. Применение этой статьи не требует наступления последствий.

В главе 33 "Преступления против воинской службы" ст. 351 "Нарушение правил полетов или подготовки к ним" предусматривает ответственность только специальных субъектов - военнослужащих Минобороны России и иных лиц, проходящих военную службу в других федеральных органах исполнительной власти РФ, таких, как МВД, ФСБ, МЧС России и др. (ст. 331 УК РФ). В статье используется термин "летательный аппарат", что дает возможность применять данную статью не только к военному авиационному персоналу, но и к военнослужащим, осуществляющим эксплуатацию других летательных аппаратов (ракет, управляемых снарядов и т.п.).

Представляется, что существует уголовно-правовой вакуум в отношении тех лиц авиационного персонала экспериментальной и государственной авиации, которые не являются военнослужащими.


5. Административная ответственность наступает вследствие противоправного виновного деяния, совершенного физическими и юридическими лицами, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях предусмотрена такая ответственность.

В главе 11 "Административные правонарушения на транспорте" содержится три статьи: 11.3 "Действия, угрожающие безопасности полетов"; 11.4 "Нарушение правил использования воздушного пространства"; 11.5 "Нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов".

Санкции указанных статей КоАП предусматривают административные денежные штрафы различных размеров для физических и юридических лиц. Кроме того, санкция ст. 11.5 предусматривает лишение права управления воздушным судном на срок до одного года.

В главе 18 "Административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации" содержится ст. 18.1 "Нарушение режима Государственной границы". Эта статья, несомненно, касается полетов воздушных судов. Санкция п. 2 этой статьи, кроме денежных штрафов, предусматривает для иностранных граждан и лиц без гражданства административное выдворение за пределы РФ.

В главе 19 "Административные правонарушения против порядка управления" содержится ст. 19.22 "Нарушение правил государственной регистрации транспортных средств всех видов механизмов и устройств". Данная статья, безусловно, относится и к гражданским воздушным судам.

6. Гражданско-правовая ответственность наступает в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, вытекающих из условий договора, применительно к настоящему ВК - договора воздушной перевозки.

Такая ответственность предусмотрена в гл. 40 ГК "Перевозки", в ст. 793 "Ответственность за нарушение обязательств по перевозке", 794 "Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование данных транспортных средств", 795 "Ответственность перевозчика за задержку отправления пассажиров", 796 "Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа", 800 "Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира".


Статья 5. Отношения, регулируемые воздушным законодательством Российской Федерации


Комментарий к статье 5


1. Участниками (субъектами) регулируемых воздушным законодательством РФ отношений являются Российская Федерация в лице федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им структурных подразделений, физические лица (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства), российские и иностранные юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации). В регулируемых воздушным законодательством РФ отношениях могут принимать участие иностранные государства, субъекты РФ и муниципальные образования. При этом нормы воздушного законодательства РФ применяются к отношениям с участием иностранных государств, иностранных юридических лиц, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом (например, Законом о положении иностранных граждан).


2. Воздушное законодательство РФ регулирует отношения между указанными выше субъектами, возникающие в процессе организации и непосредственного использования воздушного пространства РФ при выполнении полетов воздушных судов, ракет и других летательных аппаратов, производстве стрельб и взрывных работ, а также при осуществлении иной деятельности, которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.

3. Воздушное законодательство РФ регулирует отношения, возникающие в связи с деятельностью в области авиации на территории РФ, в том числе при государственном регулировании в области гражданской, государственной и экспериментальной авиации, допуске к эксплуатации воздушных судов и аэродромов, при подготовке авиационного персонала и другие.

4. Воздушное законодательство РФ регулирует отношения в связи с нахождением воздушных судов России за ее пределами, т.е. или на территории иностранного государства, или в воздушном пространстве над открытым морем, или на территории, не находящейся под чьим-либо суверенитетом (например, Антарктида). В случае нахождения воздушного судна РФ на территории иностранного государства воздушное законодательство РФ применяется, если оно не противоречит правилам, действующим в этом государстве. Если же воздушное законодательство РФ противоречит правилам, установленным в иностранном государстве, или в российском законодательстве отсутствуют нормы, предусмотренные в иностранном государстве, то будут действовать правила иностранного государства. Во всех перечисленных случаях действует также примат международного договора.

При нахождении воздушного судна РФ в воздушном пространстве над открытым морем следует основываться на положениях Конвенции ООН по морскому праву (подп. "b" п. 1 ст. 87) о свободе полетов воздушных судов над открытым морем и руководствоваться воздушным законодательством РФ, за исключением районов, где осуществляются регулярные полеты гражданской авиации и действуют стандарты ИКАО, установленные приложением 2 к Чикагской конвенции 1944 г.


Статья 6. Понятие уполномоченных органов


Комментарий к статье 6


1. Необходимость включить ст. 6 в ВК возникла в связи с постоянным реформированием структуры федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. Например, статус, наименование, структура и компетенция государственных органов, осуществляющих полномочия в отношении гражданской авиации, за период действия ВК необъяснимо и неоправданно неоднократно изменялись. Аналогичная ситуация существует и в области экспериментальной авиации. Эта перманентная "революция" в сфере государственного управления в столь чувствительных и весьма опасных сферах, как использование воздушного пространства, производство и испытание авиационной техники, обеспечение безопасности полетов и авиационной безопасности, не может не оказывать негативного влияния на весь комплекс авиационной деятельности.


2. Федеральные органы исполнительной власти РФ образуются в соответствии с утвержденной Президентом РФ структурой этих органов. Предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти Президенту РФ представляет Председатель Правительства РФ на основании п. 1 ст. 112 Конституции и Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации". Конкретные полномочия федеральные органы исполнительной власти РФ приобретают после утверждения Президентом РФ или Правительством РФ положений об этих органах.

3. Другие органы могут приобрести полномочия федеральных органов исполнительной власти только при наличии двух условий: этот орган должен быть органом Российской Федерации и должен быть назван Президентом РФ и получить полномочия от Президента или Правительства РФ.

Невыполнение этих двух условий нарушит юридическую логику п. 1 ст. 112 Конституции РФ. Желательно в будущем отразить такое положение в ст. 6 ВК.

К сожалению, эта статья не предусматривает механизма предоставления полномочий федеральных органов исполнительной власти юридическим лицам РФ (коммерческим или некоммерческим организациям). Такая практика имеется в ряде иностранных государств. В РФ такой коммерческой организацией, выполняющей функции государственного управления, является Государственная корпорация ОрВД (федеральное государственное унитарное предприятие) и ее филиалы, которые от имени РФ осуществляют, в частности, планирование, координирование и контроль использования воздушного пространства, а также непосредственное управление воздушным движением, в том числе в районах за пределами РФ, которые выделены Российской Федерации для указанных целей ИКАО.

4. В статье 6 ВК не реализовано положение ст. 79 Конституции о возможности передачи части полномочий РФ (т.е. о наделении полномочиями федеральных органов исполнительной власти РФ) межгосударственным объединениям путем заключения международного договора и его ратификации в соответствии с подп. "д" п. 1 ст. 15 Закона о международных договорах. На практике передача полномочий с соблюдением требований указанных статей Конституции и Закона о международных договорах не осуществлялась. В процессе дальнейших комментариев статей ВК будет обращено внимание на то, что некоторые функции государственного управления (такие, как сертификация типов воздушных судов, сертификация международных и категорированных аэродромов, расследование авиационных происшествий) по необъяснимым причинам изъяты из полномочий федеральных органов исполнительной власти РФ и переданы Межгосударственному авиационному комитету (МАК), статус которого вызывает множество вопросов.

В соответствии со ст. 8 Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства (подписано странами Содружества Независимых Государств в декабре 1992 г.) МАК является лишь исполнительным органом, обеспечивающим выполнение решений Совета по авиации и использованию воздушного пространства, созданного в качестве международной правительственной организации указанным выше Соглашением. Таким образом, МАК не является субъектом международного права и не может самостоятельно осуществлять каких-либо властных полномочий, тем более государственных функций РФ, которые он получил в нарушение общепризнанных норм международного права на основании противоречащих Конституции актов РФ (Указ Президента РФ от 05.08.1992 N 439, Постановление Правительства РФ от 23.04.1994 N 367 и от 07.04.1995 N 316). При этом МАК как исполнительный орган международной организации и его сотрудники, являющиеся международным персоналом, не могут нести ответственность за ненадлежащее исполнение своих функций перед органами государственной власти РФ.