ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 1433
Скачиваний: 2
2. Договор фрахтования воздушного судна (воздушный чартер) следует отличать от договора аренды воздушного судна, в том числе с экипажем. По договору аренды воздушное судно поступает во владение и пользование арендатора, который чаще всего становится его эксплуатантом. По договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) эксплуатант выступает фрахтовщиком. Фрахтователь же довольно часто не является ни пассажиром, ни грузоотправителем, ни грузополучателем. По договору воздушный чартер всегда является консенсуальным (Медведев Д.А., Смирнов В.Т. Указ. соч. С. 440, 441).
3. Часть вторая ст. 787 ГК, носящая императивный характер, требует определять порядок заключения договора фрахтования, а также форму этого договора транспортными уставами и кодексами. Однако в ВК (в отличие, например, от КТМ) эта установка не выполнена. В будущем при внесении изменений в ВК это упущение должно быть восполнено.
Статья 105. Перевозочные документы
Комментарий к статье 105
1. В статью 105 ВК внесено существенное изменение, касающееся передачи всех прав на установление видов перевозочных документов и их форм Минтрансу России (п. 1 и 4 ст. 105 ВК). В прежней редакции названной статьи полномочия на установление формы почтовой накладной находились в совместном ведении специально уполномоченного органа в области почтовой связи (Россвязи) и специально уполномоченного органа в области гражданской авиации (Росавиации).
2. Положения ст. 785 и 786 ГК устанавливают, что транспортная накладная, билет и багажная квитанция являются документальным подтверждением, удостоверяющим заключение договоров перевозки, служат основанием для утверждения о строго формальном характере (заключение в письменном виде по установленной форме) договора грузовой перевозки, который не может заключаться конклюдентными действиями, в отличие, например, от пассажирских перевозок городским транспортом общего пользования (Медведев Д.А., Смирнов В.Т. Указ. соч. С. 441). Утверждение о строго формальном характере будет верным и для воздушных перевозок пассажиров и багажа, что подтверждается п. 2 ст. 105 ВК и п. 44 ФАП воздушных перевозок: "Договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза удостоверяются соответственно билетом, багажной квитанцией, грузовой накладной".
3. Статья 105 ВК существенно изменена Федеральным законом от 01.12.2007 N 314-ФЗ "О внесении изменения в статью 105 Воздушного кодекса Российской Федерации" в связи с введением электронных перевозочных документов и автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок. Данным вопросам полностью посвящены п. 3, 6 - 8 названной статьи и отчасти п. 4 (см. также комментарий к ст. 85.1).
4. В соответствии с п. 5.2.3 Положения о Минтрансе России формы билета, багажной квитанции и грузовой накладной в гражданской авиации утверждаются этим Министерством. Так, форма пассажирского билета и багажной квитанции покупонного автоматизированного оформления в гражданской авиации утверждена Приказом Министра транспорта РФ от 29.01.2007 N 15; форма электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации утверждена Приказом Министра транспорта РФ от 08.11.2006 N 134.
Статья 106. Услуги и льготы, предоставляемые пассажирам воздушных судов
Комментарий к статье 106
1. Настоящая статья, регулирующая предоставление услуг и льгот пассажирам воздушного транспорта, остается неизменной с момента принятия в 1997 г. ВК. Порядок предоставления услуг и льгот пассажирам детализируется в ФАП воздушных перевозок. Так, в п. 37 названных ФАП закреплена обязанность перевозчика или уполномоченного агента предоставлять пассажиру достоверную и полную информацию об условиях перевозки, в том числе: о нормах бесплатного провоза багажа; о предметах и вещах, запрещенных к перевозке; об особых условиях перевозки багажа; об условиях применения тарифа; о правилах перевозчика и перевозчике, который будет фактически осуществлять перевозку; о способе проезда до аэропорта отправления; о месте и времени начала и окончания регистрации на рейс; о требованиях, связанных с пограничным, таможенным, иммиграционным, санитарно-карантинным, ветеринарным, фитосанитарным и другими видами контроля; о правилах и порядке проведения предполетного и послеполетного досмотра пассажиров и багажа; о типе воздушного судна. В соответствии с п. 38 ФАП при оплате или оформлении перевозки груза должна предоставляться информация: об условиях договора воздушной перевозки груза; о правилах перевозки груза; об условиях применения тарифа; о требованиях, связанных с пограничным, таможенным, иммиграционным, санитарно-карантинным, ветеринарным, фитосанитарным и другими видами контроля.
Кроме того, в ФАП воздушных перевозок указана информация, которая должна быть предназначена пассажиру в аэропорту (п. 92) и на борту воздушного судна (п. 95), а также перечень необходимых услуг, предоставляемых в аэропорту (п. 93) и, согласно правилам перевозчика, на борту воздушного судна (п. 94). Перечисленные услуги и информация предоставляются бесплатно.
2. При наличии у пассажира прав на льготную перевозку для оформления билета, кроме документов, удостоверяющих личность пассажира, предъявляются также документы, подтверждающие права на льготу.
3. Согласно п. 135 ФАП воздушных перевозок, сверх установленной нормы бесплатного провоза багажа пассажир вправе бесплатно провезти при себе: дамскую сумочку или портфель, папку для бумаг, зонтик, трость, букет цветов, верхнюю одежду, печатные издания для чтения в полете, детское питание для ребенка во время полета, телефон сотовой связи, фотоаппарат, видеокамеру, портативный компьютер, костюм в портпледе, детскую люльку при перевозке ребенка, костыли, носилки, кресло-коляску при перевозке пассажира с ограниченной подвижностью.
4. В соответствии с п. 106 ФАП воздушных перевозок пассажиру предоставляется льгота при перевозке ребенка в возрасте до двух лет (возраст, согласно п. 103 ФАП, определяется на дату начала перевозки от аэропорта отправления, указанную в перевозочном документе). При этом бесплатно можно перевозить только одного ребенка и только при внутренних перевозках, а при международных - со скидкой 90% от нормального или специального (льготного) тарифа, если отсутствуют особые условия применения специального тарифа, а также при условии, что ребенку не предоставляется отдельное место. При предоставлении единственному ребенку в возрасте до двух лет отдельного места либо при перевозке с пассажиром и других детей в возрасте до 12 лет (в том числе до двух лет) с предоставлением им отдельных мест установлена 50-процентная скидка от нормального или специального (льготного) тарифа, если отсутствуют особые условия применения специального тарифа.
Статья 107. Прекращение по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза
Комментарий к статье 107
1. Указанный в ст. 107 ВК перечень оснований, по которым перевозчик в одностороннем порядке может расторгать договоры воздушной перевозки, является исчерпывающим и закрытым. Он повторяется в п. 230 ФАП воздушных перевозок. Указание дополнительных оснований для одностороннего расторжения договоров в устанавливаемых перевозчиком правилах воздушных перевозок или в иных документах неправомерно в силу п. 2 ст. 102 ВК.
2. Пунктом 2 ст. 107 ВК предусмотрено, что в случае прекращения по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза пассажиру, грузоотправителю возвращается сумма, уплаченная за перевозку, за исключением случая, предусмотренного в подп. 6 п. 1.
Попутно необходимо заметить, что в официальном тексте ВК, в подп. 4 п. 1 комментируемой статьи, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пассажир "воздушного судна", а не "воздушного груза".
Статья 108. Прекращение по инициативе пассажира воздушного судна действия договора воздушной перевозки пассажира
Комментарий к статье 108
1. В ФАП воздушных перевозок различаются случаи добровольного и вынужденного отказа пассажира от перевозки. В силу п. 227 названных ФАП вынужденным отказом пассажира от перевозки признается отказ в случае:
отмены или задержки рейса, указанного в билете;
изменения перевозчиком маршрута перевозки;
выполнения рейса не по расписанию;
несостоявшейся отправки пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и дату, указанные в билете;
несостоявшейся перевозки пассажира на воздушном судне, вызванной задержкой пассажира в аэропорту из-за продолжительности проведения его досмотра, если при досмотре багажа или личном досмотре пассажира не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов;
необеспечения перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки;
внезапной болезни пассажира либо болезни или смерти члена его семьи, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждено медицинскими документами;
непредоставления пассажиру обслуживания по классу, указанному в билете;
неправильного оформления билета перевозчиком или уполномоченным агентом.
2. В соответствии с п. 228 ФАП воздушных перевозок перевозчик может признать отказ пассажира от перевозки вынужденным и в других случаях. Во всех случаях вынужденного отказа пассажира от перевозки перевозчик делает отметку в перевозочном документе либо выдает пассажиру документ, подтверждающий обстоятельства, указанные в п. 227 этих ФАП.
3. Согласно п. 235 ФАП воздушных перевозок, в случае вынужденного отказа пассажира от перевозки или части перевозки в связи с нарушением сроков перевозки пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, за исключением случая, когда перевозка пассажира была выполнена частично и пассажир принял выполненную часть перевозки, сумма за которую не возвращается. При вынужденном отказе пассажира от перевозки по причинам, не связанным с нарушением сроков перевозки, пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, если перевозка ни на одном участке не была выполнена, либо сумма за невыполненную часть перевозки, если перевозка была выполнена частично.
4. Пункт 236 ФАП воздушных перевозок уточняет, что в случае добровольного отказа пассажира от перевозки с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за двадцать четыре часа до начала перевозки из аэропорта отправления, аэропорта трансфера, аэропорта остановки пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, если перевозка ни на одном участке не была выполнена, либо возвращается разница между суммой, уплаченной за всю перевозку, и суммой, взимаемой за выполненную часть перевозки, если перевозка была выполнена частично. При добровольном отказе пассажира от перевозки с уведомлением перевозчика менее чем за двадцать четыре часа до начала перевозки из аэропорта отправления, аэропорта трансфера, аэропорта остановки с пассажира удерживается сумма в размере не более двадцати пяти процентов от суммы, уплаченной за всю перевозку, если перевозка ни на одном участке не была выполнена, либо от суммы, уплаченной за невыполненную часть перевозки, если перевозка была выполнена частично.
Статья 109. Срок доставки груза
Комментарий к статье 109
Срок доставки является, таким образом, существенным условием договора воздушной перевозки грузов и должен быть указан в договоре. Это особенность воздушной перевозки, поскольку в ст. 792 ГК предусмотрена возможность доставки груза в пункт назначения "в разумный срок". Срок доставки груза в договоре, как следует из нормы настоящей статьи, может быть указан путем отсылки к соответствующему положению ФАП воздушных перевозок или правилам перевозчика.
Вместе с тем комментируемой статьей ВК установлен приоритет договора воздушной перевозки груза в определении срока его доставки перед положениями ФАП воздушных перевозок или правилами перевозчика. Из этого следует, что нормы указанных ФАП или правила перевозчика о сроках доставки груза должны носить рекомендательный характер.
Статья 110. Изменение договора воздушной перевозки груза
Комментарий к статье 110
1. Обычной практикой в договорах перевозки грузов является возможность изменения их условий в процессе транспортировки груза - либо пункта назначения, либо грузополучателя. Комментируемой статьей при воздушной перевозке предусмотрено право грузоотправителя изменить в грузовой накладной грузополучателя. Однако специфика воздушного транспорта не позволяет утверждать, что новый грузополучатель непременно должен находиться в первоначально указанном пункте назначения. Такое изменение договора допускается до выдачи груза (в п. 188 ФАП воздушных перевозок уточняется - "до момента получения груза грузополучателем или совершения грузополучателем действий, свидетельствующих о востребовании им груза").
Право получить сданный для перевозки груз обратно фактически является правом грузоотправителя на одностороннее расторжение договора перевозки. Право грузоотправителя на распоряжение не принятым или не выданным грузополучателю грузом в совокупности со ст. 112 ВК правильнее назвать обязанностью грузоотправителя, что и закреплено в п. 188 ФАП воздушных перевозок.
2. В ФАП воздушных перевозок содержится целый ряд положений, конкретизирующих вопросы распоряжения грузом: распоряжения грузоотправителя, которые могут нанести ущерб перевозчику или другим лицам, не обязательны для исполнения (п. 184); при невозможности исполнения распоряжения грузоотправителя перевозчик вправе отказаться от исполнения этого распоряжения и обязан немедленно направить уведомление об этом грузоотправителю (п. 185); все распоряжения грузом осуществляются при условии предъявления перевозчику оригинала грузовой накладной и оформляются в письменной форме (п. 186); расходы, связанные с распоряжением грузом, возмещает грузоотправитель, за исключением случая, когда распоряжение грузом вызвано нарушением договора воздушной перевозки груза перевозчиком (п. 187).
Статья 111. Получение груза в пункте назначения
Комментарий к статье 111
Данные вопросы регулируются ФАП воздушных перевозок - разд. XVIII "Выдача груза". В частности, в п. 202 этих ФАП установлено, что перевозка считается выполненной после выдачи груза грузополучателю, указанному в грузовой накладной (п. 205). Грузополучатель должен быть уведомлен перевозчиком о прибытии в его адрес груза в общем случае в течение 12 часов с момента прибытия воздушного судна, а о прибытии груза, требующего особых условий перевозки, за исключением негабаритного, тяжеловесного и объемного, - не позднее чем через 3 часа (п. 204), если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки.
Статья 112. Неполучение груза
Комментарий к статье 112
1. Согласно п. 212 ФАП воздушных перевозок, грузополучатель обязан получить прибывший груз или отказаться от его приемки в течение трех дней со дня, следующего за днем направления уведомления о прибытии в его адрес груза, либо в сроки, предусмотренные правилами перевозчика или указанные в договоре воздушной перевозки.
2. Если грузополучатель не востребовал прибывший груз по истечении 10 дней со дня направления уведомления о прибытии в его адрес груза, перевозчик направляет грузополучателю уведомление о необходимости получения груза (п. 213 ФАП воздушных перевозок).
3. Если по истечении 10 дней после уведомления, указанного в п. 2 комментария к настоящей статье, грузополучатель не востребовал груз либо отказался от его приемки, перевозчик уведомляет грузоотправителя о том, что груз не вручен, одновременно предупреждая его о возможной реализации или уничтожении груза при отсутствии распоряжения им в указанный в уведомлении срок. При отсутствии распоряжений грузоотправителя в 30-дневный срок или при невозможности исполнения его распоряжений груз признается невостребованным и может быть реализован или уничтожен в установленном порядке (п. 213 ФАП воздушных перевозок).
4. Порядок реализации и уничтожения невостребованного груза регулируется в разд. XXI ФАП воздушных перевозок.