Файл: ВК_комм_Симоненко_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 2625

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Работы по обязательной сертификации в ССГА проводят органы по сертификации, центры по сертификации и испытательные лаборатории (центры), при условии их аккредитации в установленном порядке и наличии разрешения на право проведения этих работ (лицензии). Сертификация объектов ГА проводится по установленным в ССГА формам сертификации. Выбор формы сертификации осуществляет орган по сертификации с учетом процедуры сертификации конкретного объекта ГА, установленной документами нормативной базы ССГА.

При сертификации проверяются характеристики (показатели) объектов ГА и используются методы испытаний и (или) оценки соответствия, позволяющие провести идентификацию и подтвердить соответствие объекта ГА установленным требованиям. Сертификация объектов ГА в общем случае включает следующие основные этапы:

подачу заявки на сертификацию;

рассмотрение и принятие решения по заявке;

проведение необходимых проверок;

анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата;

оформление, регистрацию и выдачу сертификата и лицензии на применение знака соответствия;

инспекционный контроль за сертифицированным объектом ГА (в соответствии со схемой сертификации);

информация о результатах сертификации.

Для проведения сертификации объекта ГА заявитель подает заявку в соответствующий орган по сертификации (при отсутствии на момент подачи заявки органа по сертификации заявка направляется в специально уполномоченный орган в области гражданской авиации). Орган по сертификации рассматривает заявку и поручает центру по сертификации проведение работ по оценке соответствия объекта ГА нормативным требованиям. Решение о возможности выдачи сертификата принимает орган по сертификации на основании комплексного заключения о соответствии объекта ГА требованиям нормативных документов. Комплексное заключение разрабатывается центром по сертификации на основании результатов рассмотрения акта (протокола) инспекционной проверки, протокола испытаний (отчета об испытаниях), заключения по документации заявителя и другой информации, полученной в процессе экспертизы, проверки и испытаний. В случае отсутствия аккредитованного центра по сертификации, работу по оценке соответствия объекта ГА установленным требованиям проводит орган по сертификации. Допускается по поручению Центрального органа ССГА работу по оценке соответствия конкретного объекта ГА установленным требованиям проводить органу по сертификации при наличии аккредитованного центра по сертификации. На объекты ГА, для которых по результатам сертификации подтверждено соответствие требованиям нормативных документов, выдается сертификат на срок до двух лет. Сроки действия сертификата могут продлеваться по основаниям и в порядке, установленным в федеральных авиационных правилах. Сертификат вступает в силу с момента (даты) его регистрации в Государственном реестре ССГА.


Инспекционный контроль за сертифицированными объектами ГА организуют и проводят в установленном порядке органы по сертификации, выдавшие сертификаты на эти объекты ГА, при необходимости привлекая к работам по инспекционному контролю центры по сертификации. Инспекционный контроль осуществляется по программе, утвержденной органом по сертификации, проводившим сертификацию соответствующего объекта ГА. Результаты инспекционного контроля оформляются актом, в котором на основании полученных результатов дается оценка возможности сохранения действия сертификата. Сертификат может быть аннулирован (отменен), либо действие сертификата может быть приостановлено, а равно в его действие могут быть введены ограничения органом, выдавшим этот сертификат, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами.

При возникновении спорных вопросов участник сертификации или аккредитации ССГА может подать апелляцию (жалобу) в Центральный орган системы сертификации. Если участник сертификации или аккредитации не удовлетворен результатом рассмотрения апелляции, то он может подать апелляцию в специально уполномоченный орган в области гражданской авиации. Указанные органы рассматривают вопросы, связанные с деятельностью органов по сертификации, центров по сертификации, испытательных лабораторий (центров), учебных центров, экспертов и заявителей по вопросам сертификации, аккредитации, применения знаков соответствия, выдачи, отмены или приостановления действия сертификатов и аттестатов аккредитации. Для рассмотрения апелляций специально уполномоченным органом в области гражданской авиации формируется апелляционная комиссия. Состав апелляционной комиссии и ее руководитель утверждаются специально уполномоченным органом в области гражданской авиации. Конкретные правила процедуры рассмотрения апелляций устанавливаются в положении об апелляционной комиссии, утверждаемом специально уполномоченным органом в области гражданской авиации. При несогласии заявителя с решением апелляционной комиссии, оно может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Признание зарубежных сертификатов и знаков соответствия осуществляется в установленном порядке специально уполномоченным органом в области гражданской авиации в пределах своей компетентности в соответствии с Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации и Общими правилами по проведению аккредитации в Российской Федерации. Процедуры признания сертификатов и знаков соответствия на конкретные объекты ГА устанавливаются в документах нормативной базы ССГА. На основе признанных зарубежных сертификатов и знаков соответствия выдаются сертификаты и лицензии на применение знаков соответствия ССГА, а сертифицированные объекты ГА вносятся в Государственный реестр ССГА.


В соответствии со ст. 20 Закона "О сертификации продукции и услуг" юридические и физические лица, а также федеральные органы исполнительной власти, виновные в нарушении правил обязательной сертификации, несут в соответствии с действующим законодательством уголовную, административную либо гражданско-правовую ответственность.


Статья 49. Допуск к эксплуатации аэродромов и аэропортов


Комментарий к статье 49


Подробно о допуске к эксплуатации аэродромов гражданской авиации рекомендуем обратиться к Руководству по государственной регистрации и допуску к эксплуатации гражданских аэродромов Российской Федерации, утвержденному Инструкцией Департамента воздушного транспорта Минтранса России от 11 февраля 1994 г. N ДВ-26/И (раздел 4 "Допуск аэродрома к эксплуатации").

Более подробно остановимся на вопросе допуска к эксплуатации аэродромов государственной и экспериментальной авиации.

Приказом Минэкономики России от 19 июня 1998 г. N 232 утверждено Положение об Отделе летной службы и экспериментальной авиации Минэкономики России <65>, которое определяет Отдел летной службы и экспериментальной авиации (в дальнейшем именуется - Отдел) как структурное подразделение Минэкономики России. Главной задачей Отдела являются осуществление государственного регулирования деятельности в области экспериментальной авиации, обеспечение государственного контроля за летной годностью авиационной техники, соблюдением правил летной эксплуатации и технического обслуживания воздушных судов.

--------------------------------

<65> См.: Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314. Указанное Министерство преобразовано в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (приложение N 1).


В своей деятельности Отдел руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, Положением о Министерстве экономики РФ, приказами, распоряжениями и инструкциями Министерства, указаниями министра экономики РФ и его заместителей, а также иными актами.

На Отдел возложена функция организации допуска к эксплуатации аэродромов экспериментальной авиации с выдачей свидетельства о допуске аэродрома к эксплуатации. Допуск аэродромов государственной авиации осуществляется в соответствии с Федеральными авиационными правилами государственной регистрации аэродромов государственной авиации (Приказом Минобороны России от 14 ноября 2002 г. N 440), в соответствии с которыми допуск аэродромов к эксплуатации осуществляется на основании оценки соответствия аэродрома требованиям норм годности к эксплуатации аэродромов приказами руководителей федеральных органов исполнительной власти и организаций, имеющих государственную авиацию, главнокомандующих (командующих) видами (родами войск, объединениями) Вооруженных Сил РФ, в оперативном управлении или хозяйственном ведении которых находятся эти аэродромы.


Для обеспечения безопасности и регулярности полетов устанавливаются следующие минимумы:

- аэродрома;

- воздушного судна;

- командира воздушного судна;

- вида авиационных работ.

Минимум аэродрома для взлета - минимально допустимые значения видимости на ВПП (видимости) и при необходимости высоты нижней границы облаков, при которых разрешается выполнять взлет на воздушном судне данного типа.

Минимум аэродрома для посадки - минимально допустимые значения видимости на ВПП (видимости) и ВПР (ВНГО), при которых разрешается выполнять посадку на воздушном судне данного типа.

Минимум аэродрома тренировочного для взлета - минимально допустимые значения видимости на ВПП (видимости) и при необходимости высоты нижней границы облаков, при которых разрешается выполнять взлет при тренировочных полетах на воздушном судне данного типа.

Минимум аэродрома тренировочного для посадки - минимально допустимые значения видимости на ВПП (видимости) и ВПР (ВНГО), при которых разрешается выполнять посадку при тренировочных полетах на воздушном судне данного типа.

Аэродромы экспериментальной авиации допускаются к эксплуатации при метеоминимумах I, II, III категории, при этом радиотехническое, светотехническое и метеорологическое оборудование, установленное на аэродромах, радиотехническое оборудование и средства радиосвязи на пунктах управления полетами должны соответствовать требованиям годности к эксплуатации, подтвержденным соответствующим сертификатом годности к эксплуатации. Минимум аэродрома I, II, III категории заносится в свидетельство о годности. Сертификаты годности аэродромов к эксплуатации, выданные аэродромам экспериментальной авиации Международным авиационным комитетом и дающие право гражданским воздушным судам выполнять полеты при минимумах I, II, III категории, признаются действительными для полетов экспериментальных воздушных судов. Аэродромы экспериментальной авиации, допущенные к эксплуатации при минимумах I, II, III категории или имеющие сертификат годности аэродрома к эксплуатации, относятся к категорированным аэродромам.

Допуск аэродромов к эксплуатации при метеоминимуме I, II или III категории осуществляется только приказом главнокомандующего Военно-воздушными силами по представлениям соответствующих руководителей федеральных органов исполнительной власти, организаций, главнокомандующих (командующих) видами (родами войск, объединениями) Вооруженных Сил РФ. Аэродрому, допущенному к эксплуатации при метеоминимуме I, II, III категории, присваивается наименование "категорированный". Оценка соответствия аэродрома требованиям норм годности к эксплуатации аэродромов производится комиссией, в случае:

- приема в эксплуатацию вновь построенного, реконструированного или технически переоснащенного аэродрома;


- допуска к эксплуатации на аэродроме воздушного судна нового типа, высшего класса, с большей полетной массой;

- продления срока действия свидетельства.

В состав комиссии входят представители федерального органа исполнительной власти, организации или объединения вида (рода войск) Вооруженных Сил РФ, в чьем оперативном управлении или хозяйственном ведении находится аэродром, по следующим направлениям деятельности:

безопасность полетов;

летная подготовка;

организация воздушного движения в районе аэродрома;

штурманское и аэронавигационное обеспечение;

связь и радиотехническое обеспечение;

метеорологическое и орнитологическое обеспечение;

поисково-спасательное обеспечение;

охрана и оборона аэродромов;

инженерно-авиационное обеспечение;

инженерно-аэродромное обеспечение;

авиационно-техническое обеспечение;

обеспечение горючим и смазочными материалами (в области авиации);

пожарная безопасность (в области авиации);

медицинское обеспечение (в области авиации).

Комиссию возглавляет председатель, назначенный из лиц руководящего состава, имеющих соответствующую подготовку и опыт полетов. При необходимости допускается привлечение научных или иных организаций, компетентных в направлениях деятельности, изложенных выше. В случае образования межведомственной комиссии ее состав утверждается главнокомандующим Военно-воздушными силами, соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти, организаций (их уполномоченными представителями). При этом председатель комиссии назначается от Главного командования Военно-воздушных сил. Для образования межведомственной комиссии федеральный орган исполнительной власти направляет ходатайство в Главное командование Военно-воздушных сил, которое обязано в течение месяца со дня поступления ходатайства по согласованию с направившей его организацией подготовить и утвердить у соответствующих руководителей состав комиссии и план ее работы.

Для определения готовности аэродрома к эксплуатации воздушных судов выполняется его облет на воздушном судне того типа (класса), который предполагается эксплуатировать на данном аэродроме. В Вооруженных Силах РФ программа облета утверждается командующим объединением вида (рода войск) Вооруженных Сил РФ. В федеральных органах исполнительной власти, организациях, имеющих государственную авиацию, программа облета утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти, организации, чьим решением комиссия была образована. По результатам облета составляется заключение комиссии. По результатам работы комиссии составляется акт обследования аэродрома на соответствие требованиям норм годности к эксплуатации аэродромов. В случае выявления недостатков, препятствующих открытию аэродрома для эксплуатации воздушных судов, акт утверждается после устранения этих недостатков. В отдельных случаях аэродром допускается к эксплуатации при незначительном отступлении от требований норм годности к эксплуатации аэродромов, если они компенсируются введением мер, обеспечивающих эквивалентный уровень безопасности полетов. Для разработки предложений по обеспечению эквивалентного уровня безопасности полетов на аэродроме могут привлекаться компетентные в данной области научные организации. По итогам их работы составляется заключение.