Файл: ВК_комм_Симоненко_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 2639

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Решения и действия лицензионных органов могут быть обжалованы в установленном порядке в суд.


Глава II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА


Статья 11. Использование воздушного пространства


Комментарий к статье 11


Использование воздушного пространства Российской Федерации в рамках правового регулирования предполагает такой вид деятельности, в процессе которой происходит перемещение в воздушном пространстве воздушных судов, ракет и других материальных объектов. Использование воздушного пространства, связанного со строительством высотных сооружений, а также деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и аналогичные действия также являются предметом регулирования воздушного законодательства. Пользователями воздушного пространства признаются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.

В соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации использование воздушного пространства производится с разрешения соответствующего центра Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (далее - ЕС ОрВД) на основании заявок (расписаний, графиков), подаваемых пользователями воздушного пространства. Запрос и выдача разрешений на использование воздушного пространства Российской Федерации производятся в соответствии с Правилами предоставления заявок (расписаний, графиков) на использование воздушного пространства Российской Федерации и сообщений об использовании воздушного пространства Российской Федерации в органы ЕС ОрВД и органы ВВС и ПВО, утвержденными вышеназванным Постановлением Правительства РФ.

Использование воздушного пространства может быть запрещено или ограничено Федеральными правилами.

Использование воздушного пространства без разрешения центров ЕС ОрВД допускается в случаях:

а) отражения воздушного нападения, предотвращения и прекращения нарушений государственной границы Российской Федерации или вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации;

б) оказания помощи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, выполнения поисково-спасательных работ;

в) запуска, посадки, поиска и эвакуации космических аппаратов и их экипажей;

г) предотвращения и прекращения нарушений;

д) полетов в специальных районах.

Лица, принявшие решение об использовании воздушного пространства без разрешения центров ЕС ОрВД, обязаны немедленно уведомить об этом соответствующие центры ЕС ОрВД и органы ВВС и ПВО и обязаны принять все возможные меры для обеспечения безопасности использования воздушного пространства в своих зонах и районах ЕС ОрВД.


Запрос и выдача разрешений на использование воздушного пространства Российской Федерации производятся в соответствии с Правилами запроса и выдачи разрешений использования воздушного пространства Российской Федерации.

Кроме того, пользователи воздушного пространства обязаны организовать связь с соответствующими органами ОВД (управления полетами), а в случае использования воздушного пространства для полетов воздушных судов - и с органами ВВС и ПВО.

Связь и радиотехническое обеспечение центров ЕС ОрВД организуются на принципах совместного использования технических средств связи и радиотехнического обеспечения Министерства обороны РФ и предприятий гражданской авиации.

Использование средств связи и радиотехнического обеспечения гражданскими и военными секторами центров ЕС ОрВД определяется соглашениями (договорами) между Министерством обороны РФ и Федеральным агентством воздушного транспорта о порядке совместной эксплуатации таких средств. Эксплуатация указанных средств осуществляется без взаимных расчетов.

Прекращение эксплуатации радионавигационных средств, используемых при полетах воздушных судов по воздушным трассам, осуществляется:

в отношении радионавигационных средств гражданской авиации - по решению соответствующего руководителя территориального органа Федерального агентства воздушного транспорта по согласованию с соответствующим командующим объединением ВВС и ПВО (командующим авиационным объединением, командиром авиационного соединения);

в отношении радионавигационных средств Министерства обороны РФ - по решению соответствующего командующего объединением ВВС и ПВО (командующего авиационным объединением, командира авиационного соединения) по согласованию с руководителем соответствующего территориального органа Федерального агентства воздушного транспорта (Правила организации связи и радиотехнического обеспечения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1084).

Использование воздушного пространства в районах, находящихся за пределами территории Российской Федерации, где ответственность за организацию воздушного движения и контроль за соблюдением внутригосударственных и международных требований, стандартов, норм и процедур в области использования воздушного пространства и деятельности в области авиации возложены на Российскую Федерацию, осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.


Статья 12. Государственное регулирование использования воздушного пространства


Комментарий к статье 12


Регулирование и организация использования воздушного пространства Российской Федерации возложены на ЕС ОрВД, состоящую из военной и гражданской подсистем. Структура и функции руководящих и оперативных органов Единой системы определены Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1084.


Руководство и контроль за деятельностью оперативных органов военной подсистемы осуществляет Управление по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением Министерства обороны РФ. Оперативными органами военной подсистемы являются войсковые части (военные секторы центров ЕС ОрВД), подчиненные этому Управлению в специальном отношении.

Руководство и контроль за деятельностью оперативных органов гражданской подсистемы осуществляет Управление государственного регулирования организации воздушного движения Федерального агентства воздушного транспорта.

Функции оперативных органов гражданской подсистемы осуществляют организации аэронавигационного обслуживания, являющиеся дочерними предприятиями федерального унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации".

В соответствии с полномочиями по государственному регулированию, предоставленными Воздушным кодексом РФ, военные органы ЕС ОрВД планируют использование воздушного пространства и обеспечивают разрешительный порядок его использования во взаимодействии с гражданскими органами ЕС ОрВД. Указания военных органов Единой системы по вопросам разрешения (запрета) использования воздушного пространства являются обязательными для гражданских органов.


Статья 13. Государственные приоритеты в использовании воздушного пространства


Комментарий к статье 13


Учитывая, что все пользователи воздушного пространства обладают равными правами на его использование, в интересах экономики и обороны страны, в целях удовлетворения потребностей пользователей воздушного пространства, обеспечения безопасности использования воздушного пространства устанавливаются государственные приоритеты использования воздушного пространства в случае возникновения потребности в использовании его одновременно двумя и более пользователями.

Перечисленные в статье приоритеты применяются в случае получения двух и более представлений на установление режимов для проведения мероприятий, совпадающих по месту и времени. В этом случае начальники дежурных смен военных секторов ГЦ и ЗЦ ЕС ОрВД имеют право переносить указанные мероприятия и обязаны немедленно информировать об этом организации, подавшие представления, и согласовывать с ними время действия в соответствии с государственными приоритетами.

В указанном случае может устанавливаться запрещение или ограничение их деятельности в определенных районах путем введения временных, местных режимов или кратковременных ограничений в соответствии с государственными приоритетами.

В соответствии с Правилами разработки и установления временных, местных режимов и кратковременных ограничений использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1084, временный режим использования воздушного пространства устанавливается начальником военного сектора ГЦ ЕС ОрВД на срок до трех суток в пределах части воздушного пространства, в том числе на воздушных трассах Российской Федерации, а также на воздушных трассах Российской Федерации, открытых для международных полетов, и в районах гражданских аэродромов в случаях:


полетов воздушных судов литера "А";

проведения поисково-спасательных мероприятий, запуска и посадки космических объектов, учений, воздушных парадов и показов новой авиационной техники, а также осуществления иной деятельности, которая может представлять угрозу безопасности использования воздушного пространства (радиоизлучения, световые и электромагнитные излучения и т.п.);

полетов на испытания (исследования) авиационной и ракетной техники, на установление рекордов, на проверку боевой готовности сил и средств ВВС и ПВО, полетов для обеспечения международных договоров Российской Федерации и полетов аэростатов.

Местный режим использования воздушного пространства устанавливается начальником военного сектора ЗЦ ЕС ОрВД на срок до трех суток в пределах части воздушного пространства зоны ЕС ОрВД, в том числе на воздушных трассах и местных воздушных линиях в нижнем воздушном пространстве зоны ЕС ОрВД.

Кратковременные ограничения на использование воздушного пространства устанавливаются военными секторами центров ЕС ОрВД на срок до трех часов в своих зонах (районах) ЕС ОрВД, в том числе на воздушных трассах и местных воздушных линиях, для обеспечения суточного плана использования воздушного пространства.

При чрезвычайных ситуациях кратковременные ограничения могут устанавливаться на срок до трех часов в районах аэропортов, открытых для международных полетов.

О готовности к обеспечению временного режима соответствующие органы пользователей воздушного пространства и центры ЕС ОрВД докладывают в установленном порядке в военный сектор ГЦ ЕС ОрВД, а местного режима - в военный сектор ЗЦ ЕС ОрВД не позднее чем за три часа до начала их действия.

Контроль за соблюдением временных, местных режимов и кратковременных ограничений осуществляют органы, которые довели их до пользователей воздушного пространства.

Приступать к осуществлению деятельности, связанной с использованием воздушного пространства, для обеспечения которой установлены режимы, без получения подтверждения от соответствующих органов ЕС ОрВД о готовности к их обеспечению запрещается.

Временные, местные режимы и кратковременные ограничения устанавливаются:

а) с полным запрещением использования воздушного пространства, за исключением деятельности пользователей воздушного пространства, в интересах которых устанавливаются временные, местные режимы и кратковременные ограничения;

б) с частичным запрещением использования воздушного пространства, при котором разрешается деятельность других пользователей воздушного пространства на определенных условиях.

Государственные приоритеты применяются в координировании использования воздушного пространства, осуществляемого в процессе планирования и обслуживания воздушного движения с целью качественного и своевременного выполнения деятельности в зависимости от складывающейся воздушной, метеорологической и аэронавигационной обстановки.



Статья 14. Организация использования воздушного пространства


Комментарий к статье 14


В соответствии с комментируемой статьей организация использования воздушного пространства предусматривает обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства. Организация использования воздушного пространства включает в себя: установление структуры воздушного пространства; планирование и координирование использования воздушного пространства; обеспечение разрешительного порядка использования воздушного пространства; организацию воздушного движения (обслуживание (управление) воздушного движения, организация потоков воздушного движения); организацию воздушного пространства в целях обеспечения обслуживания (управления) воздушного движения и организации потоков воздушного движения; контроль за соблюдением федеральных правил использования воздушного пространства. Организация использования воздушного пространства осуществляется органами единой системы организации воздушного движения, а также органами пользователей воздушного пространства и органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) в установленных для них зонах и районах в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 67 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1084, обслуживание (управление) воздушного движения осуществляется центрами Единой системы организации воздушного движения и органами пользователей воздушного пространства в процессе выполнения суточного плана использования воздушного пространства и включает в себя полетно-информационное обслуживание, консультативное обслуживание, диспетчерское обслуживание воздушного движения, а также аварийное оповещение.

Постановлением Правительства РФ от 18 июня 1998 г. N 605 "О государственном регулировании и организации воздушного пространства Российской Федерации" утверждено Положение о Единой системе организации воздушного движения Российской Федерации.

Единая система организации воздушного движения Российской Федерации предназначена для обеспечения безопасного, экономичного, регулярного воздушного движения и другой деятельности по использованию воздушного пространства Российской Федерации в интересах граждан, экономики, обороны и безопасности государства, а также обслуживания воздушного движения (управления полетами) над открытым морем, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию международными договорами Российской Федерации.

Единая система состоит из формируемых Правительством РФ, Министерства обороны Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального агентства воздушного транспорта и Федеральной аэронавигационной службы, соответствующих военных и гражданских органов, функционирующих на основе единой нормативной правовой базы и четкого распределения ответственности за организацию использования воздушного пространства.