Файл: ВК_комм_Симоненко_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 2596

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

организацию дежурства поисково-спасательных сил и средств и пунктов управления полетами в системе авиационного поиска и спасания;

организацию и проведение поисково-спасательных работ, оказание помощи и эвакуацию пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие.

Проведение мероприятий по поисково-спасательному обеспечению осуществляют командиры авиационных частей и руководители авиационных предприятий через начальников соответствующих поисково-спасательных и парашютно-десантных служб.

Для решения задач поисково-спасательного обеспечения в каждой авиационной части (на каждом авиационном предприятии) создается учебная база, позволяющая вырабатывать и закреплять навыки летного состава в использовании средств спасения и жизнеобеспечения, выживании в условиях автономного существования и эвакуации с использованием различных средств, а также обеспечивать подготовку летного состава, наземной поисково-спасательной команды и спасательной парашютно-десантной группы к проведению поисково-спасательных работ.

Более подробно о проведении спасательных работ судов государственной и экспериментальной авиации предлагаем обратиться к Приказу Минобороны России и Министерства промышленности и энергетики РФ от 12 июля 2004 г. N 206/37 "Об утверждении Наставления по авиационному поиску и спасанию в государственной и экспериментальной авиации" <98>.

--------------------------------

<98> Российская газета. 08.09.2004. N 195.


Статья 89. Обеспечение поисковых и аварийно-спасательных работ


Комментарий к статье 89


Воздушное судно, терпящее или потерпевшее бедствие, подлежит немедленному поиску и спасанию. Авиационный поиск и спасание организуются уполномоченным органом, который по согласованию с федеральными органами исполнительной власти определяет:

перечень аварийно-спасательного имущества и снаряжения для оснащения дежурных поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп;

требования к оборудованию помещений на аэродроме для экипажей указанных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп;

действия экипажа воздушного судна, терпящего или потерпевшего бедствие, а также поисково-спасательных служб при проведении поисково-спасательных работ;

сигналы, применяемые при проведении поисково-спасательных работ;

сроки проведения поиска с использованием радиотехнических средств.

Авиационный поиск и спасание включают в себя:

аварийное оповещение соответствующих поисково-спасательных служб о воздушных судах, терпящих или потерпевших бедствие;

организацию дежурства поисково-спасательных сил и средств и пунктов управления полетами в системе авиационного поиска и спасания;


организацию и проведение поисково-спасательных работ в отношении воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, оказание помощи пассажирам и экипажам, а также их эвакуацию в медицинские учреждения или в ближайшие населенные пункты (на аэродромы);

управление поисково-спасательными силами и средствами, обеспечение приоритетного использования ими воздушного пространства при проведении поисково-спасательных работ.

Полет воздушного судна считается обеспеченным в поисково-спасательном отношении, если воздушное судно оснащено аварийным радиомаяком и аварийно-спасательными средствами, его экипаж обучен их использованию, а маршрут его полета находится в зоне досягаемости поисково-спасательных средств.

При выполнении полетов над акваторией морей и океанов воздушное судно должно быть обеспечено спасательными плавательными средствами по количеству пассажиров и членов экипажа, а пассажиры должны быть проинструктированы относительно действий при аварийном приводнении.

В воздушном пространстве Российской Федерации для организации авиационного поиска и спасания устанавливаются зоны авиационного поиска и спасания, совпадающие по своим границам с зонами Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (далее - ЕС ОрВД). Порядок организации авиационного поиска и спасания в зоне авиационного поиска и спасания определяется федеральным управлением по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Зоны авиационного поиска и спасания делятся на районы, в которых ответственные за авиационный поиск и спасание контролируют готовность дежурных поисково-спасательных сил и средств к проведению поисково-спасательных работ.

В зоне авиационного поиска и спасания на базе командного пункта авиационного объединения, на командующего которого возложена ответственность за организацию использования воздушного пространства и управление воздушным движением, создается координационный центр.

Применение авиационных сил и средств для проведения поисково-спасательных работ осуществляется командующим войсками военного округа (флотом), командующим авиационным объединением и руководителем межрегионального территориального управления гражданской авиации.

Проверка готовности дежурных поисково-спасательных сил и средств, в том числе с использованием поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, проводится командующим авиационным объединением, имеющим зону авиационного поиска и спасания, или уполномоченным им лицом, а также представителем федерального управления.

Для обеспечения своевременного авиационного поиска и спасания организуется дежурство поисково-спасательных сил и средств, состоящих из:


персонала пунктов управления полетами;

поисково-спасательных воздушных судов со спасательными парашютно-десантными группами на борту;

наземных поисково-спасательных сил и средств на аэродромах;

персонала пунктов приема информации международной спутниковой системы "КОСПАС-САРСАТ";

радиотехнических средств федеральных органов исполнительной власти для своевременного приема и пеленгации сигналов бедствия, передаваемых экипажами воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие.

Поисково-спасательные воздушные суда, осуществляющие дежурство, оборудуются поисковой аппаратурой, оснащаются аварийно-спасательным имуществом и снаряжением. Вертолеты, кроме того, оборудуются поисковыми фарами и устройствами для подъема потерпевших бедствие на борт воздушного судна.

Для проведения наземного поиска и спасания пассажиров и экипажа воздушного судна, потерпевшего бедствие, на всех аэродромах создаются штатные или нештатные наземные поисково-спасательные команды. В состав этих команд входят 8 - 10 человек (в том числе медицинский работник и радист). Для их перевозки выделяется транспорт высокой проходимости или специальная поисковая техника.

Обязанности наземной поисково-спасательной команды, порядок дежурства и ее действия при проведении поисково-спасательных работ определяются командиром авиационной части (руководителем авиационного предприятия).

Для оказания помощи пассажирам и экипажу на всех аэродромах создаются штатные или нештатные спасательные парашютно-десантные группы в составе 6 - 8 человек.

На дежурство в системе авиационного поиска и спасания назначаются два - три авиационных спасателя (в том числе медицинский работник), подготовленных к прыжкам с парашютом в различных условиях днем и ночью. В период дежурства спасательная парашютно-десантная группа подчиняется командиру экипажа дежурного поисково-спасательного воздушного судна, а после десантирования - руководителю поисково-спасательных работ. Спасательные работы на территории и в районе аэродромов проводятся силами и средствами наземной поисково-спасательной команды и нештатных команд технической помощи, назначаемых на каждую летную смену в порядке, определяемом командиром авиационной части (руководителем авиационного предприятия).

Указанные работы на территории и в районе аэродромов осуществляются за счет средств собственника или пользователя аэродрома с возмещением расходов виновником авиационного происшествия.

На аэродромах, где полеты производятся над акваторией морей и океанов, должно быть организовано дежурство спасательного судна со спасателями на борту.

К дежурству в системе авиационного поиска и спасания привлекаются летчики (штурманы) 1 и 2 классов, прошедшие специальную подготовку и действующие на основании приказа по авиационной части (авиационному предприятию). Экипажи вертолетов должны быть подготовлены к выполнению посадок на незнакомые и необозначенные площадки, к десантированию авиационных спасателей, аварийно-спасательного имущества и снаряжения, а также к эвакуации пострадавших.


Обязанности и порядок действий экипажей поисково-спасательных воздушных судов при проведении поисково-спасательных работ определяются командиром авиационной части (руководителем авиационного предприятия), от которой выделяется экипаж. Подготовка экипажей поисково-спасательных воздушных судов осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии с полученными заявками по обеспечению полетов и перелетов воздушных судов начальник поисково-спасательной и парашютно-десантной службы авиационного объединения, имеющего зону авиационного поиска и спасания, составляет план дежурства поисково-спасательных сил и средств на сутки. На основании этого плана командный пункт авиационного объединения доводит до органов ЕС ОрВД аэродромов сведения о количестве и дислокации ближайших дежурных поисково-спасательных сил и средств, которые вносятся в плановые таблицы полетов на этих аэродромах и доводятся до сведения летного состава на предполетной подготовке. Информация о дежурных поисково-спасательных силах и средствах в зоне авиационного поиска и спасания доводится до сведения командных (диспетчерских) пунктов авиационных частей (авиационных предприятий) по их запросу и ежедневно докладывается в Главный координационный центр.

Уровень подготовки экипажей воздушных судов, находящихся на дежурстве в системе авиационного поиска и спасания, не должен быть ниже уровня подготовки экипажей, обеспечивающих полеты. Контроль за соответствием осуществляется координационным центром зоны авиационного поиска и спасания и пунктами управления полетами в тех районах ЕС ОрВД, в которых поисково-спасательными воздушными судами осуществляется дежурство.

Дежурным поисково-спасательным силам и средствам устанавливаются три степени готовности:

- при готовности N 1:

воздушные суда готовы к немедленному вылету, двигатели опробованы, наземные источники электропитания подключены, аварийно-спасательное имущество и снаряжение находится на борту воздушного судна и подготовлено к немедленному использованию;

летный состав и спасательная парашютно-десантная группа находятся на борту воздушного судна на рабочих местах, а технический состав - у воздушных судов;

задача экипажам поставлена и при необходимости уточняется в полете, командир экипажа находится на радиосвязи с пунктом управления полетами;

наземная поисково-спасательная команда готова к немедленному выходу для выполнения задачи;

вылет вертолетов и выход наземной поисково-спасательной команды осуществляются не позднее 10 минут, а вылет самолетов - не позднее 15 минут после подачи команды;

- при готовности N 2:

воздушные суда готовы к вылету, двигатели опробованы, аварийно-спасательное имущество и снаряжение находится на борту воздушного судна и подготовлено к использованию;


летный и технический состав, а также спасательная парашютно-десантная группа находятся в специально отведенном месте вблизи воздушного судна;

экипажам даны указания по организации взлета и способу поиска;

задача по поиску уточняется перед вылетом и при необходимости в полете;

наземная поисково-спасательная группа находится в местах, определенных командиром авиационной части (руководителем авиационного предприятия), имущество и снаряжение наземной поисково-спасательной команды погружено на транспортные средства, подготовленные для выполнения задач. Местонахождение транспортных средств указано в инструкции по производству полетов в районе аэродрома;

вылет вертолетов и выход наземной поисково-спасательной команды осуществляются не позднее 20 минут, а вылет самолетов - не позднее 30 минут после подачи команды;

- при готовности N 3:

воздушные суда, транспортные средства и другие поисково-спасательные средства готовы к применению и находятся в установленных местах (на аэродромах, стоянках или в гаражах);

летный и технический состав, наземная поисково-спасательная команда и спасательная парашютно-десантная группа находятся на занятиях (работах или отдыхе);

вылет воздушных судов и выход наземной поисково-спасательной команды осуществляются не позднее 1 часа летом и 1 часа 30 минут зимой после подачи команды. При температуре наружного воздуха минус 45 град. С и ниже вылет воздушных судов и выход наземной поисково-спасательной команды осуществляются не позднее 2 часов после подачи команды.

Время дежурства экипажей поисково-спасательных воздушных судов организуется следующим образом:

в готовности N 1 - не более 2 часов;

в готовности N 2 - круглосуточно, но не более 2 суток;

в готовности N 2 только на период полетов с последующим переходом в готовность N 3 - не более 7 суток;

в готовности N 3 - не более 15 суток.

При выполнении полетов и перелетов воздушных судов, а также в случаях, когда аэродром является запасным, выделенные для авиационного поиска и спасания экипажи должны находиться в готовности N 2. Перевод их в готовность N 1 производится при возникновении аварийной ситуации и в случаях, определенных Министерством обороны РФ. Использование экипажей дежурных поисково-спасательных воздушных судов, находящихся в готовности N 1 и 2, в целях, не связанных с авиационным поиском и спасанием, запрещается. Экипажи дежурных поисково-спасательных воздушных судов, находящихся в готовности N 3, могут использоваться при условии соблюдения сроков вылета для выполнения срочных санитарных заданий, тренировок экипажей и выброски парашютистов в районе аэродрома. Для круглосуточного дежурства в системе авиационного поиска и спасания на аэродромах, на которых нет своих поисково-спасательных воздушных судов, могут направляться экипажи и поисково-спасательные воздушные суда других авиационных частей (авиационных предприятий), подготовка которых организуется руководителями, которым подчинены эти экипажи.