Файл: ВК_комм_Симоненко_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 2531

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Своевременное выделение и подготовка дежурных поисково-спасательных сил и средств к проведению ими в установленные сроки поисково-спасательных работ осуществляются командиром авиационной части (руководителем авиационного предприятия), от которой выделены эти силы и средства. Оснащение авиационных и наземных поисково-спасательных сил и средств аварийно-спасательным имуществом и снаряжением, а также транспортом высокой проходимости осуществляется авиационными частями (авиационными предприятиями).

Аварийно-спасательное имущество и снаряжение хранятся на борту дежурного поисково-спасательного воздушного судна или в специально отведенном месте. За сохранность аварийно-спасательного имущества и снаряжения отвечает бортовой авиационный техник или специально назначенное лицо.

Авиационный поиск и спасание терпящего или потерпевшего бедствие воздушного судна Российской Федерации на территории иностранного государства осуществляются в порядке, установленном в данном государстве, в соответствии с международными договорами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права. Терпящим и потерпевшим бедствие воздушным судам иностранных государств оказывается помощь на тех же условиях, что и терпящим или потерпевшим бедствие воздушным судам Российской Федерации.

В случае если все принятые для поиска потерпевшего бедствие воздушного судна, его пассажиров и экипажа меры не дали результатов, решение о прекращении поиска этого воздушного судна принимается специально уполномоченным органом, осуществившим государственную регистрацию или государственный учет этого воздушного судна. Решение о прекращении поиска на территории Российской Федерации потерпевшего бедствие воздушного судна государственной авиации иностранного государства принимается Министерством обороны Российской Федерации, а потерпевшего бедствие иного воздушного судна иностранного государства - Государственной службой гражданской авиации Министерства транспорта и связи Российской Федерации. Потерпевшее бедствие воздушное судно, поиск которого официально прекращен, считается пропавшим без вести. Поиск пропавшего без вести воздушного судна возобновляется немедленно при получении любых новых сведений о месте его нахождения независимо от времени, прошедшего с момента прекращения поиска.

Порядок подготовки руководящего состава и специалистов авиационных объединений (далее - органы управления полетами) и пунктов управления полетами к проведению поисково-спасательных работ, подготовка летного состава к действиям в аварийных ситуациях, подготовка спасательной парашютно-десантной группы и наземной поисково-спасательной команды определяются Министерством обороны РФ.


Подготовка органов (пунктов) управления полетами к проведению поисково-спасательных работ включает в себя теоретическую и практическую подготовку должностных лиц по управлению поисково-спасательными силами и средствами на основании разрабатываемого плана подготовки органа (пункта) управления полетами. Для проведения занятий привлекается летный и инженерно-технический руководящий состав, в том числе медицинский персонал и профессиональные спасатели, представители ЕС ОрВД, органов местного самоуправления и гидрометеорологической службы, пожарные и специалисты Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства внутренних дел РФ.

Контроль готовности органов (пунктов) управления полетами и должностных лиц к проведению поисково-спасательных работ осуществляют руководители федеральных органов исполнительной власти, а также лица, определенные начальником федерального управления.

Поисково-спасательные работы с применением поисково-спасательных сил и средств должны начинаться в случае:

получения сигнала бедствия с борта воздушного судна;

получения доклада от экипажа воздушного судна, наблюдавшего бедствие;

получения сообщения о бедствии от очевидцев бедствия;

получения сообщения о бедствии от правоохранительных органов или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

неприбытия воздушного судна в пункт назначения в течение 10 минут после расчетного времени и отсутствия радиосвязи с ним в течение более 5 минут;

получения экипажем воздушного судна разрешения на посадку и непроизведения ее в установленное время с потерей радиосвязи с ним;

потери радиосвязи с экипажем воздушного судна и одновременного пропадания отметки радиолокационной проводки или потери радиосвязи более чем на 5 минут, если радиолокационная проводка не велась;

получения и подтверждения сведений из пункта приема информации международной спутниковой системы "КОСПАС-САРСАТ" для определения места нахождения морских и воздушных судов, потерпевших бедствие;

возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

наличия указаний координационных центров.

Подъем дежурных поисково-спасательных воздушных судов и выход наземных поисково-спасательных команд осуществляются на основании решений начальника смены Главного координационного центра, начальника смены координационного центра и начальника смены регионального координационного центра.

Поисково-спасательная работа считается начатой с момента подачи команды на вылет (выход) дежурным поисково-спасательным силам и средствам (подачи команды на перенацеливание на поиск находящимся в полете воздушным судам), а оконченной - с начала эвакуации пострадавших в лечебные учреждения, на ближайший аэродром (в населенный пункт) или с момента установления факта гибели экипажа воздушного судна.



Статья 90. Аварийно-спасательные работы на аэродроме и в районе аэродрома


Комментарий к статье 90


Аварийно-спасательные работы на территории аэродрома можно охарактеризовать как действия направленные на спасание людей, материальных ценностей, локализации чрезвычайных ситуаций и подавление или доведение до минимального уровня воздействия причинных факторов. Практически каждые аварийно-спасательные работы содержат факторы, угрожающие жизни и здоровью проводящих эти работы людей и требуют определенной высокой подготовки, экипировки и оснащения.

К аварийно-спасательным работам на территории аэродрома можно отнести газоспасательные, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и другие, перечень которых может быть дополнен решением Правительства РФ.


Статья 91. Поиск и спасание терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, их пассажиров и экипажей в районах открытого моря и на территориях иностранных государств


Комментарий к статье 91


Поиск и спасание терпящего или потерпевшего бедствие воздушного судна, его пассажиров и экипажа на территории иностранного государства производится в условиях соблюдения законодательства иностранного государства и норм международного права, заключенных международных договоров.

В соответствии с заключенными международными договорами между государствами терпящее или потерпевшее бедствие воздушное судно и находящиеся на его борту лица подлежат немедленному поиску и спасанию. Осуществляется это обычно на равных основаниях независимо от государственной принадлежности воздушного судна и обстоятельств бедствия.

Каждая из сторон договора на территории своего государства может принимать в соответствии со своим национальным законодательством и правилами необходимые меры поисково-спасательного обеспечения полетов воздушных судов, направленные на выполнение незамедлительных и эффективных работ по поиску и спасанию пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, оказанию необходимой помощи пострадавшим. Стороны договора принимают определенные меры по созданию и финансово-материальному обеспечению поисково-спасательных органов на территориях своих государств, организуют поисково-спасательное обеспечение полетов воздушных судов, в том числе:

определяют границы районов поиска и спасания, при необходимости по согласованию с сопредельными государствами, в пределах которых они осуществляют поисково-спасательное обеспечение полетов;

создают координационные центры поиска и спасания с организацией прямых линий связи на оперативных уровнях между ними;

обеспечивают скоординированные действия органов, осуществляющих поисковые и аварийно-спасательные работы.


Между договаривающимися сторонами определяется порядок публикации и распространения необходимой информации об условиях допуска поисково-спасательных сил и средств на территорию своего государства. В целях достижения согласованных действий, направленных на поисково-спасательное обеспечение полетов воздушных судов, на оперативное проведение поисковых и аварийно-спасательных работ, обмена опытом и информацией по данным вопросам поисково-спасательными организациями периодически могут проводиться совещания в рамках созданных совместно координирующих органов, а также совместные учения поисково-спасательных сил. Данные координирующие органы осуществляют сотрудничество по усовершенствованию средств поисково-спасательного обеспечения, разработке единых принципов организации поиска и спасания пассажиров и членов экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, унификации применяемых технических средств и аварийно-спасательного снаряжения, осуществлению их взаимных поставок на договорной основе.


Статья 92. Сообщения о терпящих или потерпевших бедствие воздушных судах


Комментарий к статье 92


Сообщения о потерпевших или терпящих бедствие воздушных судах имеют статус особой важности. Поэтому граждане, любые юридические лица, обладающие возможностями передачи информации с использованием средств связи, обязаны по первому требованию предоставить средства связи для осуществления передачи сообщения о терпящем или потерпевшем бедствие воздушном судне либо передать самостоятельно такое сообщение. При этом плата за передачу первого сообщения о терпящем или потерпевшем бедствие воздушном судне не взимается.


Статья 93. Оповещение о потерпевшем бедствие воздушном судне


Комментарий к статье 93


В данной статье предусматривается алгоритм действий, направленных на реализацию наиболее оперативного оповещения тем или иным лицом уполномоченных органов о потерпевшем бедствие воздушном судне.

Члену экипажа терпящего бедствие воздушного судна или его командиру, другим гражданам, которым стало известно о потерпевшем бедствие воздушном судне, необходимо найти возможность оповестить об этом ближайшие орган местного самоуправления, организацию или воинскую часть. Получившие информацию о потерпевшем бедствие воздушном судне органы местного самоуправления, организации либо воинские части обязаны немедленно проинформировать о случившемся соответствующее авиационное предприятие либо специально уполномоченный орган в области гражданской авиации, специально уполномоченный орган в области обороны или специально уполномоченный орган в области оборонной промышленности.

Руководитель организации, в районе ответственности которого произошло авиационное происшествие, немедленно передает устное сообщение в Российское авиационно-космическое агентство, региональные управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральной службы безопасности РФ, соответствующий орган прокуратуры по поднадзорности, на территории которых произошло авиационное происшествие <99>.


--------------------------------

<99> По системе и структуре федеральных органов исполнительной власти см. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 (приложение N 1).


Конечным получателем информации о потерпевшем бедствие воздушном судне является специально уполномоченный орган в области гражданской авиации, который немедленно реагирует на полученное сообщение и принимает все необходимые меры для поиска и спасения пассажиров и экипажа потерпевшего бедствие воздушного судна.


Статья 94. Прекращение поиска потерпевшего бедствие воздушного судна, его пассажиров и экипажа


Комментарий к статье 94


В случае если все принятые для поиска потерпевшего бедствие воздушного судна государственной авиации, его пассажиров и экипажа меры не дали результатов, решение о прекращении поиска этого воздушного судна принимается специально уполномоченным органом, осуществившим государственную регистрацию или государственный учет этого воздушного судна.

Решение о прекращении поиска на территории Российской Федерации потерпевшего бедствие воздушного судна государственной авиации иностранного государства принимается Министерством обороны Российской Федерации, а потерпевшего бедствие иного воздушного судна иностранного государства - Федеральным агентством воздушного транспорта.

Потерпевшее бедствие воздушное судно государственной авиации, поиск которого официально прекращен, считается пропавшим без вести. Поиск пропавшего без вести воздушного судна возобновляется немедленно при получении любых новых сведений о месте его нахождения независимо от времени, прошедшего с момента прекращения поиска.

Решение о прекращении поиска экспериментального воздушного судна, потерпевшего бедствие, принимает Российское авиационно-космическое агентство.


Глава XIV. РАССЛЕДОВАНИЯ АВИАЦИОННОГО

ПРОИСШЕСТВИЯ ИЛИ ИНЦИДЕНТА


Статья 95. Цели и порядок расследования авиационного происшествия или инцидента


Комментарий к статье 95


В соответствии с Правилами расследования авиационных происшествий и инцидентов с экспериментальными воздушными судами в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2000 г. N 303, специально уполномоченным органом, осуществляющим регулирование деятельности в области расследования авиационных происшествий и инцидентов с экспериментальными воздушными судами в Российской Федерации, а также их классификацию и учет, является Российское авиационно-космическое агентство (!) <100>. Авиационные происшествия и инциденты с экспериментальными воздушными судами Российской Федерации подлежат обязательному расследованию в соответствии с законодательством Российской Федерации и вышеуказанными Правилами.

--------------------------------

<100> Здесь важно иметь в виду, что Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 Российское авиационно-космическое агентство преобразовано в Федеральное космическое агентство, а его функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности переданы Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации, правоприменительные функции, функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом в сфере авиации - Федеральному агентству по промышленности.