Файл: ВК_комм_Симоненко_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 2511

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Воздушный кодекс РФ в комментируемой статье также повторяет текст указанной нормы ГК РФ, но устанавливает максимальный предел подлежащего возмещению ущерба (за исключением случаев сдачи пассажиром багажа с объявленной ценностью): размер возмещения за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа во всяком случае не должен превышать двух установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда за килограмм веса багажа.

Несмотря на то что ВК РФ включает в себя нормы, в основном дублирующие положения ГК РФ, правила, регулирующие порядок определения размера подлежащего возмещению ущерба, причиненного несохранностью груза, перевозимого воздушным и морским транспортом, обладают некоторыми особенностями.

При воздушных перевозках грузов стоимость утраченных, недостающих или поврежденных (испорченных) грузов может быть возмещена в размере, не превышающем двух установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда за килограмм веса груза. При отсутствии цены груза в договоре или в счете продавца стоимость груза определяется исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было.


Статья 120. Ответственность перевозчика за просрочку доставки пассажира, багажа или груза


Комментарий к статье 120


Комментируемой статьей установлена ответственность за просрочку в доставке пассажира, багажа или груза. За просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере 25% установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

Указанная норма исключает из числа оснований применения соответствующего штрафа такое нарушение договора перевозки пассажира со стороны перевозчика, как задержку отправления транспортного средства, что может иметь принципиальное значение в ситуации, когда пассажир отказывается от перевозки из-за длительной задержки отправления самолета. При таких обстоятельствах пассажир в соответствии с п. 2 ст. 795 ГК РФ вправе требовать возврата уплаченной провозной платы. Представляется, однако, что и в данном случае перевозчик не может быть освобожден от уплаты законной неустойки, установленной ГК РФ, в размере, предусмотренном статьей.

Необходимо отметить, что в ГК РФ отсутствуют нормы об ответственности перевозчика за несвоевременную доставку багажа.


В соответствии со статьей 795 ГК РФ перевозчик несет ответственность за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия в пункт назначения. В этих случаях перевозчик (воздушно-транспортное предприятие) уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном комментируемой статьей.

Помимо ссылки на непреодолимую силу как на основание освобождения от ответственности транспортной организации, ст. 795 ГК РФ и почти текстуально воспроизводящая ее комментируемая статья называют устранение неисправности транспортных средств, угрожающей жизни или здоровью пассажира, а также иные обстоятельства, не зависящие от перевозчика.

В случае, когда речь идет об устранении неисправности транспортного средства, подразумевается транспортное средство, поданное под погрузку. Применительно к самолетам - объявлена посадка. Ссылка воздушно-транспортного предприятия на то, что самолет не может быть подан к очередному рейсу в связи с задержкой в аэропорту отправления, не принимается во внимание, так как перевозчик должен выполнить свои обязательства перед пассажирами, предоставив другой самолет.

Не могут быть приняты во внимание и такие обстоятельства, как неисправность поставщика горючего для заправки самолета, отсутствие денег для оплаты услуг наземных служб аэропорта и т.п. Все эти обстоятельства охватываются риском предпринимательской деятельности, которую ведут коммерческие транспортные организации.

Международные перевозки пассажиров подчиняются правилам, согласованным в международно-правовых актах. Применительно к воздушному транспорту, например, следует назвать Конвенцию для унификации некоторых правил, касающихся международной воздушной перевозки, подписанную в Варшаве 12 октября 1929 г. и ратифицированную СССР в 1934 г. (Варшавская конвенция).

Гватемальский протокол 1971 г., касающийся пассажирских перевозок, повысил предел ответственности перед пассажиром и установил, что она наступает независимо от вины воздушного перевозчика. Правда, Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок от 28 мая 1999 г. (принята в Монреале, но еще не вступила в силу) в ст. 19 указывает, что за вред, причиненный вследствие задержки при перевозке пассажиров, багажа или груза, перевозчик отвечает, если не докажет, что им, его служащими и агентами были приняты все возможные, разумно необходимые меры к тому, чтобы избежать вреда, или что у него не было возможности принять такие меры. Поэтому в связи с противоречивостью решений, предлагаемых Гватемальским протоколом и Монреальской конвенцией, следует руководствоваться действующей в России Варшавской конвенцией.

В соответствии со ст. 19 Варшавской конвенции перевозчик несет ответственность за вред, произошедший вследствие опоздания при воздушной перевозке пассажира. Конвенция не раскрывает понятие вреда. Представляется, что термин "вред" в данном контексте охватывает как имущественный, так и моральный вред. При этом любая оговорка, клонящаяся к освобождению перевозчика от ответственности, является недействительной и не порождает никаких последствий (ст. 23 Варшавской конвенции).


Таким образом, и в международных воздушных перевозках ответственность за просрочку в доставке пассажира не может быть снята с перевозчика ссылкой на условия, помещенные на обороте авиабилета, о праве перевозчика отменить рейс, изменить расписание без предупреждения пассажира.

Нельзя считать, что пассажир добровольно соглашается с условиями договора перевозки, обозначенными в авиабилете. Он участвует в договоре присоединения, условия которого односторонне навязаны перевозчиком. Пассажир - сторона, присоединившаяся к договору, а согласно п. 2 ст. 428 ГК РФ "присоединившаяся к договору сторона вправе потребовать расторжения или изменения договора, если договор присоединения хотя и не противоречит закону и иным правовым актам, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушения обязательства либо содержит другие явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она, исходя из своих разумно понимаемых интересов, не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора".

Оценивая условия договора перевозки пассажира, установленные перевозчиком, следует также иметь в виду норму ст. 16 Закона о защите прав потребителей: условия договора, ущемляющие права потребителей, по сравнению с правилами, установленными законодательством, признаются недействительными. Включенные в авиабилет сведения о том, что время отправления и прибытия, указанное в билете, расписании или других документах, не гарантируется и не является условием договора перевозки, ущемляют права пассажира-потребителя по сравнению со ст. 792 ГК РФ и ст. 103 Воздушного кодекса РФ.


Статья 121. Ответственность грузоотправителя


Комментарий к статье 121


Комментируемая статья не содержит специальных правил о конкретных мерах имущественной ответственности, применяемых к грузоотправителям за неисполнение или ненадлежащее исполнение отдельных условий обязательств, вытекающих из договора перевозки груза, а лишь ограничивается общими положениями об ответственности грузоотправителей за вред, причиненный перевозчиком или лицом, перед которым перевозчик несет ответственность, вследствие неправильности или неполноты сведений, предоставленных грузоотправителем.

См. комментарий к статьям 116 - 119 ВК РФ.


Статья 122. Ответственность перевозчика за утрату, повреждение (порчу) или просрочку доставки почты


Комментарий к статье 122


Комментируемая статья не конкретизирует меры имущественной ответственности, применяемые к перевозчику в случае утраты, повреждения (порчи) или просрочки доставки почты, а лишь указывает лицо, перед которым перевозчик несет материальную ответственность. Учитывая, что почта является грузом, следует применять положения ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств по перевозке, в соответствии с которыми перевозчик несет ответственность за несохранность груза, произошедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.


В соответствие с положениями ст. 796 ГК РФ ущерб, причиненный при перевозке груза, возмещается перевозчиком:

в случае утраты или недостачи груза - в размере стоимости утраченного или недостающего груза;

в случае его повреждения (порчи) - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза - в размере его стоимости;

в случае утраты груза, сданного к перевозке с объявлением его ценности, - в размере объявленной стоимости груза.

Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, предусмотренной договором, а при отсутствии цены в договоре - исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза, если эта плата не входит в стоимость груза.

Документы о причинах несохранности груза (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза.

См. комментарий к статьям 116 - 119 ВК РФ.


Статья 123. Соглашения о повышении пределов ответственности перевозчика


Комментарий к статье 123


Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору перевозки пассажира влечет для соответствующих сторон договора перевозки пассажира, допустивших нарушение договора, применение ответственности, установленной ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. Причем всякие соглашения транспортных организаций с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках грузов предусмотрена транспортными уставами и кодексами (ст. 793 ГК РФ).

Таким образом, применительно к договору перевозки пассажира не допускаются никакие соглашения между перевозчиком и пассажирами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика. Данная формула в принципе не исключает соглашений, направленных на ограничение или устранение предусмотренной законом ответственности пассажира, а также на усиление ответственности перевозчика.

Видимо, исходя из этого положения, законодатель включил в Воздушный кодекс норму, согласно которой перевозчик имеет право заключать соглашения с пассажирами, грузоотправителями или грузополучателями о повышении пределов своей ответственности по сравнению с пределами, установленными Воздушным кодексом или международными договорами Российской Федерации. По смыслу комментируемой статьи стороны могут договориться об усилении ответственности перевозчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства перевозки пассажира и багажа. Вместе с тем применительно к договору воздушной перевозки пассажира данная норма представляется чисто гипотетической. Трудно представить ситуацию, когда перевозчик соглашается принять на себя более высокую, чем это предусмотрено законодательством, ответственность. Вероятно, это возможно лишь при достаточно сильной конкуренции на рынке транспортных услуг.


Таким образом, ВК РФ не только не отошел от позиции ГК РФ, запрещающей ограничивать или устранять ответственность перевозчика соглашением сторон, если такая ответственность определена законодательством, но и прямо ориентирует участников договоров воздушной перевозки груза на возможность по их волеизъявлению увеличивать ответственность перевозчика за нарушение обязательств по перевозке груза.


Статья 124. Порядок предъявления требований в случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки почты


Комментарий к статье 124


Комментируемая статья устанавливает порядок предъявления требований в случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки почты. Указанной статьей предусматривается составление коммерческого акта, удостоверяющего обстоятельства, которые могут служить основанием для имущественной ответственности, но только в том случае, если речь идет о вреде, причиненном багажу (недостача или повреждение (порча) багажа, обнаружение багажа без перевозочных документов либо перевозочных документов без багажа).

В соответствии с п. 4 комментируемой статьи в случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки почты перевозчику предъявляются заявление или претензия в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя.

Коммерческий акт об опоздании прибытия или задержке вылета самолета не составляется, и потому согласно указанному пункту пассажир "предъявляет заявление" в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения. Статья 124 ВК РФ указывает, где предъявлять заявление, но не определяет кому. С учетом того что аэропорты, как правило, являются самостоятельными юридическими лицами, заявление, по-видимому, следует предъявлять представителю перевозчика. Практически подача заявления воздушному перевозчику в аэропорту отправления или в аэропорту прибытия представляется более чем проблематичной. Следует считать, что и применительно к воздушному транспорту решение о том, подавать или не подавать заявление перевозчику в связи с задержкой отправления или опозданием прибытия самолета до предъявления иска, принимает пассажир.

В отношении почты перевозчик и организация почтовой связи также составляют коммерческий акт в случаях несоответствия фактического наименования груза, его веса или количества единиц груза данным, указанным в перевозочном документе, повреждений (порчи), а также недостачи груза, обнаружения груза без перевозочных документов либо перевозочных документов груза.

Статьей 124 ВК РФ установлен досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров (п. 3). До предъявления к перевозчику иска в случае нарушения договора воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки почты перевозчику предъявляется претензия.