Файл: ВК_комм_Симоненко_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 2506

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В соответствии со статьей 797 ГК РФ досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора допускается только в случаях, прямо предусмотренных федеральным законом или договором. Пунктом 1 этой статьи установлен обязательный претензионный порядок во взаимоотношениях по перевозке грузов между лицом, обладающим правом заявить иск к перевозчику, и перевозчиком. Арбитражный суд вправе возвратить исковое заявление, если истец не представил документы, подтверждающие соблюдение претензионного порядка урегулирования спора с перевозчиком (п. 6 ч. 1 ст. 108 АПК РФ 1995 г.), либо оставить без рассмотрения ошибочно принятый к рассмотрению иск (п. 5 ст. 87 АПК РФ 1995 г.).

Определение порядка обращения с претензией к перевозчику ГК РФ отнес к компетенции соответствующих транспортных уставов и кодексов. Порядок предъявления претензий к воздушному перевозчику предусмотрен ст. ст. 122 - 127 ВК РФ.

Претензия должна быть заявлена в письменной форме с приложением к претензии также коммерческого акта в случае недостачи или повреждения (порчи) груза. ВК РФ лишил коммерческий акт правоустанавливающего значения. Его отсутствие не лишает пассажира, грузоотправителя и грузополучателя права на предъявление претензии (п. 5 ст. 124 ВК РФ). Однако в случае недостачи, повреждения (порчи) груза наличие коммерческого акта для предъявления претензии необходимо, если у грузополучателя отсутствует грузовая накладная (пп. 2 п. 2 ст. 125 ВК РФ).

К претензии должен быть приложен также документ, удостоверяющий количество и стоимость отправленного груза. Отсутствие последнего не лишает права на обращение с претензией, но может затруднить принятие перевозчиком решения об удовлетворении претензии.

Претензия к перевозчику предъявляется по месту нахождения органа транспорта. Согласно ВК РФ претензия предъявляется к перевозчику в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя.


Статья 125. Лица, имеющие право на предъявление требований в случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки почты


Комментарий к статье 125


Право на предъявление перевозчику заявления в случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) багажа, а также просрочки его доставки принадлежит пассажиру или управомоченному им лицу, в случае прекращения по инициативе перевозчика договора воздушной перевозки - принадлежит только пассажиру.

Право на предъявление вытекающих из перевозок грузов претензий и исков имеют: в случае утраты груза - грузополучатель при предъявлении грузовой накладной, выданной перевозчиком грузоотправителю, с отметкой аэропорта пункта назначения о прибытии (неприбытии) груза, а при невозможности предъявления такой накладной - документа об оплате стоимости груза и справки перевозчика об отправке груза с отметкой аэропорта пункта назначения о прибытии (неприбытии груза); в случае недостачи (порчи) груза - грузополучатель при предъявлении грузовой накладной или коммерческого акта; в случае просрочки доставки груза - грузополучатель при предъявлении грузовой накладной; в случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) почты, а также просрочки ее доставки - организация почтовой связи пункта назначения почты.


Комментируемая статья предоставляет право на предъявление претензии и иска к перевозчику страховщику при предъявлении соответствующих перевозочных документов, а также документов, подтверждающих факты заключения договора страхования и выплаты страхового возмещения.

Необходимо отметить, что страховщик имеет право на предъявление претензии к перевозчику в случае несохранности груза и в силу ст. 965 ГК РФ, согласно которой к страховщику переходят от страхователя после уплаты страхового возмещения права требования, которые страхователь имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования. Таким лицом нередко является перевозчик. Правило этой статьи позволяет заключить, что переданное страхователем страховщику право требования к третьим лицам включает и его право на предъявление претензии и иска к любому перевозчику без договора поручения или доверенности. К такому выводу пришел Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 25 января 2001 г. N 1 "О некоторых вопросах практики применения ТУЖД РФ" <109>.

--------------------------------

<109> Вестник ВАС РФ. 2001. N 4. С. 5.


Статья 126. Срок предъявления претензии к перевозчику при внутренних воздушных перевозках


Комментарий к статье 126


Комментируя положения статьи, определяющей срок предъявления претензий к перевозчику при внутренних воздушных перевозках, полагаем необходимым указать на отличие исковой давности от приобретательной давности и от претензионных сроков.

Исковая давность - это не срок, в течение которого заинтересованное лицо может обратиться в суд за защитой своего права. Обращаться в суд можно и по истечении срока исковой давности (п. 1 ст. 199 ГК РФ). Истечение срока исковой давности не влечет за собой и погашения самого права. Поэтому должник не вправе требовать обратно добровольно исполненное после истечения давности (ст. 206 ГК РФ). Исковая давность является сроком, при соблюдении которого суд общей юрисдикции, государственный арбитражный суд или третейский суд в случае обращения к ним с иском обязаны предоставить защиту лицу, право которого нарушено. Пропуск же срока, если об этом заявила заинтересованная сторона, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (п. 2 ст. 199 ГК РФ).

Претензионные сроки - это сроки, предусмотренные законом или договором, для предъявления к обязанному лицу требования в досудебном порядке. Пунктом 1 ст. 797 ГК РФ предусмотрено, что до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом. Указанная статья не установила каких-либо сроков на предъявление претензий к перевозчику и не предусмотрела, что такие сроки могут быть определены в транспортных уставах и кодексах. В данной статье ГК РФ определен (косвенным образом) лишь 30-дневный срок на рассмотрение претензии перевозчиком, по истечении которого грузоотправитель или грузополучатель при условии соблюдения порядка предъявления претензии получает право на обращение с иском к перевозчику в суд, арбитражный суд. Имеется в виду, что претензии к перевозчику должны предъявляться грузоотправителем (грузополучателем) в любой момент в пределах срока исковой давности с таким расчетом, чтобы у перевозчика имелось не менее 30 дней (до истечения срока исковой давности) для рассмотрения предъявленной претензии.


Согласно АПК РФ 1995 г. (п. 3 ст. 4) спор может быть передан на рассмотрение арбитражного суда лишь после соблюдения претензионного порядка, если он установлен федеральным законом или предусмотрен договором. В практике арбитражных судов исходят из того, что для принятия иска к рассмотрению, когда претензионный порядок предусмотрен договором, достаточно факта направления претензии. Несоблюдение претензионного срока само по себе не влечет отказа в принятии иска к рассмотрению.

Вместе с тем ВК РФ предусмотрел специальные нормы о сроках на предъявление претензий к перевозчику и порядке их исчисления, которые выглядят (судя по формулировкам) как пресекательные сроки. Так, претензия к перевозчику при внутренних воздушных перевозках может быть предъявлена в течение шести месяцев, которые исчисляются следующим образом: в случаях недостачи или повреждения (порчи) груза, просрочки в его доставке - со дня, следующего за днем выдачи груза; в случае утраты груза - через 10 дней по истечении срока доставки; о возмещении вреда во всех остальных случаях - со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии. При этом перевозчик вправе принять к рассмотрению претензию по истечении установленного срока, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии. В соответствии с положениями комментируемой статьи перевозчик может принять претензию, заявленную по истечении установленного на ее предъявление срока, только при наличии уважительных причин его пропуска. Следовательно, воздушный перевозчик вправе не рассматривать претензию, заявленную по истечении установленного для ее предъявления срока. Тем не менее грузоотправитель и грузополучатель вправе обратиться в арбитражный суд с иском.

Однако расчет на то, чтобы перевозчик, возвращая претензию грузоотправителя или грузополучателя без рассмотрения по мотиву пропуска установленного срока на ее предъявление, тем самым делал бы невозможным для грузоотправителя (грузополучателя) защиту им же (перевозчиком) нарушенных прав, как это было прежде, себя не оправдал. Причиной тому явилось несомненное противоречие соответствующих норм ВК РФ положениям ст. 797 ГК РФ, что позволило судебно-арбитражной практике определить свое отношение к указанному противоречию исходя из приоритета Гражданского кодекса. Предъявление грузоотправителем (грузополучателем) претензии за пределами установленного срока может иметь для него лишь то последствие, что на него могут быть отнесены судебные расходы. Однако данное обстоятельство при соблюдении порядка предъявления претензии ни при каких условиях не может быть признано препятствием для судебной защиты нарушенных прав.

В ГК РФ не сказано о претензиях пассажиров об утрате, повреждении (порче) багажа. ВК РФ закрепил такие правила в статье 125 и комментируемой статье. Согласно положениям указанных статей, пассажир в течение шести месяцев со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии, имеет право предъявить перевозчику заявление в случае утраты, недостачи, повреждения (порчи) багажа (с предъявлением багажной квитанции или коммерческого акта), просрочки его доставки, а также прекращения по инициативе перевозчика договора воздушной перевозки пассажира.


Истечение установленного ВК РФ шестимесячного срока дает перевозчику право не принимать от грузоотправителя, грузополучателя и пассажира заявление о нарушении договора воздушной перевозки. Но перевозчик вправе принять претензию, если признает уважительной причину пропуска срока на предъявление претензии (п. 2 ст. 126). Что касается права на обращение в суд, то судебная практика исходит из того, что пропуск срока на предъявление претензии не является основанием к отказу в принятии исковых заявлений. Так, Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 29 сентября 1994 г. N 7 <110> "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" указал (п. 5), что истечение установленного законодательством пресекательного срока на предъявление гражданином претензии не является основанием к отказу в судебной защите, так как это противоречит ст. 46 Конституции РФ и Закону о защите прав потребителей.

--------------------------------

<110> Бюллетень ВС РФ. 1995. N 1.


Статья 127. Срок предъявления претензии к перевозчику при международных воздушных перевозках


Комментарий к статье 127


Комментируемая статья устанавливает иные сроки предъявления претензии к перевозчику при международных воздушных перевозках, чем установленные в статье 126 ВК РФ для предъявления претензии к перевозчику при внутренних воздушных перевозках.

Поскольку, как отмечалось в комментариях к статье 126 ВК РФ, Гражданский кодекс отнес определение порядка предъявления претензий к ведению транспортных уставов и кодексов, а срок на их предъявление определил как неотъемлемую часть порядка, ВК РФ установил, что в случае повреждения (порчи) багажа или груза при международных воздушных перевозках лицо, имеющее право на его получение, при обнаружении вреда должно заявить перевозчику уведомление в письменной форме не позднее чем через 7 дней со дня получения багажа и не позднее чем через 14 дней со дня получения груза. В случае просрочки доставки багажа или груза претензия должна быть предъявлена в течение 21 дня со дня передачи багажа или груза в распоряжение лица, имеющего право на его получение. Указанное уведомление является основанием для составления коммерческого акта.


Статья 128. Начало течения срока исковой давности


Комментарий к статье 128


В соответствии с пунктом 3 статьи 797 ГК РФ срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.

В свое время (после принятия части второй ГК РФ и до введения в действие новых транспортных уставов и кодексов) в юридической литературе высказывались опасения в связи с тем, что в ст. 797 ГК не был непосредственно определен начальный момент течения годичного срока исковой давности (соответствующие правила следовало предусмотреть в транспортных уставах и кодексах). Для некоторых авторов данное обстоятельство послужило причиной оправдания пресекательных сроков на предъявление претензий к перевозчику. Так, по мнению О.Н. Садикова, данное обстоятельство "создает очевидные правоприменительные трудности, ибо остается неясным, с какого момента следует исчислять течение годичной давности. Ведь транспортные уставы и кодексы связывают этот момент с отклонением претензии или неполучением ответа на нее". Вывод же о том, что пресекательные претензионные сроки сохраняют свое правовое значение, О.Н. Садиков аргументировал, в частности, и тем обстоятельством, что уже принятый новый ВК РФ (п. 2 ст. 128) ввел шестимесячный срок на предъявление претензий к перевозчику и предусмотрел "начало течения исковой давности на следующий день после получения ответа об отклонении претензии полностью или частично, а в случае неполучения ответа - через сорок пять дней после получения претензии перевозчиком" <111>.


--------------------------------

<111> Гражданское право России. Часть вторая. Обязательственное право: Курс лекций. С. 410.


Подробный анализ положений ст. 797 ГК РФ со всей очевидностью показал, что попытки сохранить прежний порядок определения начального срока течения исковой давности, основанный на пресекательном характере претензионных сроков, неминуемо приведет к значительному увеличению реального срока на защиту нарушенных прав грузоотправителей и грузополучателей, поскольку при таком подходе часть срока исковой давности остается не поглощенной временем, отводимым на предъявление и рассмотрение соответствующей претензии.

Данное обстоятельство в полной мере учтено при подготовке иных транспортных уставов и кодексов. Например, согласно ст. 141 ТУЖД (ст. 125 УЖТ РФ) иски к перевозчику предъявляются в течение одного года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий (а не со дня получения ответа на претензию или истечения срока для такого ответа).

Аналогичным образом решен вопрос о начальном моменте исчисления срока исковой давности в КТМ РФ. Согласно ст. 408 КТМ РФ годичный срок исковой давности исчисляется по требованиям: возмещения ущерба за утрату груза - по истечении 30 дней со дня, в который груз должен быть выдан; возмещения ущерба за повреждение груза, просрочки его доставки и возврата перебора или взыскания недобора провозных платежей - со дня выдачи груза и, если груз не был выдан, - со дня, в который он должен быть выдан; в остальных случаях - со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления требования.


Статья 129. Ответственность за вред, причиненный при столкновении воздушных судов


Комментарий к статье 129


Комментируемая статья содержит общие положения порядка определения имущественной ответственности владельцев воздушных судов при столкновении воздушных судов, а также при причинении воздушным судном повреждения другому воздушному судну. При применении ответственности за вред, причиненный при столкновении воздушных судов, необходимо учитывать положения ГК РФ, которые регулируют вопросы ответственности за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих.

В качестве обязанного лица по общему правилу выступает лицо, владеющее источником повышенной опасности на любом законном основании, - собственник, унитарное предприятие или учреждение, арендатор, доверительный управляющий, а также лицо, уполномоченное доверенностью, распоряжением в форме административного акта на владение источником повышенной опасности.

Под источником повышенной опасности согласно трактовке ГК РФ понимается не только собственно объект деятельности - вещь, но и сама деятельность - действия или бездействие владельца источника повышенной опасности.