Файл: ВК_комм_Иванова_2004.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 3097

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

осуществлению контроля за техническим состоянием и безопасностью эксплуатации воздушных судов авиации общего назначения, предназначенных для спортивных, учебных, рекламных и иных подобных целей.

2. Лицензирование деятельности в области гражданской авиации осуществляет специально уполномоченный орган в области гражданской авиации в порядке, установленном федеральными авиационными правилами.

3. Выдача соответствующих лицензий гражданам и указанным в статье 8 настоящего Кодекса юридическим лицам при отсутствии сертификатов запрещается.

4. Выдача соответствующей лицензии авиационному предприятию или индивидуальному предпринимателю может быть обусловлена возложением на него в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанностей по выполнению социально значимых воздушных перевозок и (или) авиационных работ.

5. Некоммерческая деятельность в области государственной, экспериментальной и гражданской авиации, в том числе авиации общего назначения, может осуществляться без лицензий.

6. Решение о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии может быть обжаловано в суд.

7. Лицензирование деятельности в области авиации осуществляется возмездно.


Комментарий к статье 9


Законодательным актом, регулирующим отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <*>, в соответствии с которым лицензированию подлежат, в частности, перевозки воздушным транспортом пассажиров; перевозки воздушным транспортом грузов; деятельность по техническому обслуживанию воздушного движения; деятельность по техническому обслуживанию воздушных судов; деятельность по ремонту воздушных судов; деятельность по применению авиации в отраслях экономики. Кроме того, лицензированию подлежат: разработка авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения; производство авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения; ремонт авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения; испытание авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 13.08.2001. N 33 (часть I). Ст. 3430.


В соответствии с указанным Федеральным законом Правительство РФ в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности, определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности, а также устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.


В соответствии с комментируемой статьей Постановлением Правительства РФ от 24 января 1998 г. N 85 <*> утверждены Федеральные авиационные правила лицензирования деятельности в области гражданской авиации, которые действуют до момента вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в Воздушный кодекс РФ.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 02.02.1998. N 5. Ст. 622.


Поскольку такого закона еще нет, в соответствии с указанными Правилами лицензированию подлежат следующие виды деятельности:

а) осуществление и обеспечение воздушных перевозок (внутренних и международных) пассажиров, багажа, грузов и почты на коммерческой основе;

б) обслуживание воздушного движения, а также обслуживание воздушных судов, пассажиров, багажа, грузов и почты на аэродромах и в аэропортах;

в) проведение авиационных работ для обеспечения потребностей граждан и юридических лиц, в том числе выполняемых в воздушном пространстве иностранных государств, и деятельность по обеспечению авиационных работ;

г) подготовка специалистов соответствующего уровня согласно перечням должностей авиационного персонала;

д) деятельность общественных объединений в области авиации:

- по подготовке специалистов соответствующего уровня согласно перечням должностей авиационного персонала для обеспечения полетов воздушных судов авиации общего назначения, предназначенных для спортивных, учебных, рекламных и иных подобных целей;

- по осуществлению контроля за техническим состоянием и безопасностью эксплуатации воздушных судов авиации общего назначения, предназначенных для спортивных, учебных, рекламных и иных подобных целей.

В соответствии с указанными Правилами лицензии выдаются Федеральной авиационной службой России и в отдельных случаях ее региональными управлениями. Однако в связи с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (приложение N 1 <*>) функции указанной Федеральной службы переданы Федеральному агентству воздушного транспорта.

--------------------------------

<*> Не приводится.


Постановлением Правительства РФ от 27 мая 2002 г. N 346 <*> утверждены:

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 10.06.2002. N 23. Ст. 2159.


Положение о лицензировании разработки авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;

Положение о лицензировании производства авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;

Положение о лицензировании ремонта авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;

Положение о лицензировании испытаний авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения.

Порядок взимания платы за соответствующие лицензии установлен в Положении о временном порядке взимания платы за лицензии на осуществление лицензируемой деятельности на воздушном транспорте, утвержденном Приказом Федеральной авиационной службы России от 2 августа 1996 г. N 38 "О мерах по совершенствованию организации и контроля за лицензированием перевозочной и другой деятельности на воздушном транспорте в Российской Федерации" <*>, установлена плата за лицензию на осуществление деятельности на воздушном транспорте в Российской Федерации в размере 0,00143 от доходов, декларируемых (планируемых) предприятием от лицензируемой деятельности на заявленный срок действия лицензии. Внесение платы за лицензию производится в 10-дневный срок со дня принятия решения лицензионной комиссией.


--------------------------------

<*> Не опубликован.


Оформление и выдача лицензии производятся после предъявления заявителем документов, подтверждающих перечисление денежных средств в качестве платы за лицензию. При неоплате за лицензию в установленный срок решение о выдаче лицензии аннулируется.

Выдача соответствующих лицензий гражданам и юридическим лицам, подлежащим обязательной сертификации в соответствии со ст. 8 Воздушного кодекса РФ, при отсутствии сертификатов запрещается.

Кроме того, выдача соответствующей лицензии авиационному предприятию или индивидуальному предпринимателю может быть обусловлена возложением на него в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанностей по выполнению социально значимых воздушных перевозок и (или) авиационных работ.

Некоммерческая деятельность в области государственной, экспериментальной и гражданской авиации, в том числе авиации общего назначения, может осуществляться без лицензий.

Решение о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии может быть обжаловано в суд.


Статья 10. Приостановление действия сертификата и (или) лицензии или их аннулирование


1. Действие сертификата и (или) лицензии может быть приостановлено, а равно в их действие могут быть введены ограничения органами, выдавшими эти документы, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами.

2. Сертификат и (или) лицензия могут быть аннулированы органами, выдавшими эти документы, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами.


Комментарий к статье 10


В соответствии с Приказом Минтранса России "О Системе сертификации в гражданской авиации Российской Федерации" сертификат может быть аннулирован (отменен) либо действие сертификата может быть приостановлено, а равно в его действие могут быть введены ограничения органом, выдавшим этот сертификат, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами.

Информация о приостановлении, отмене (аннулировании) действия сертификата доводится приостановившими или отменившими (аннулировавшими) их органами по сертификации до сведения держателя сертификата, специально уполномоченного органа в области гражданской авиации и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а также соответствующих лицензирующих органов.

Решение о приостановке или отмене (аннулировании) действия сертификата принимается органом по сертификации, выдавшим сертификат, и вступает в силу с момента (даты) регистрации решения в Государственном реестре ССГА.

В случае приостановления действия или аннулирования (отмены) сертификата держатель сертификата обязан прекратить использование знака соответствия.

Что касается лицензии, то в соответствии с Федеральными авиационными правилами лицензирования деятельности в области гражданской авиации лицензия может быть аннулирована или действие ее приостановлено в случаях:


а) представления лицензиатом соответствующего заявления;

б) обнаружения недостоверных данных в документах, представленных для получения лицензии;

в) нарушения лицензиатом условий действия лицензии;

г) невыполнения лицензиатом предписаний или распоряжений государственных органов или приостановления ими в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельности предприятия, учреждения или организации, а также физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;

д) ликвидации юридического лица или прекращения действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя.

Лицензионный орган в 3-дневный срок со дня принятия решения о приостановлении действия лицензии или ее аннулировании в письменной форме информирует об этом решении лицензиата и органы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам <*>.

--------------------------------

<*> Министерство Российской Федерации по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу (см.: Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314) (приложение N 1 - не приводится).


В случае изменения обстоятельств, повлекших приостановление действия лицензии, действие лицензии может быть возобновлено.

Лицензия считается возобновленной после принятия лицензионным органом соответствующего решения, о котором не позднее чем в 3-дневный срок с момента принятия он сообщает лицензиату и органам Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.

Приостановление действия лицензии может осуществляться также и другими органами, которым это право предоставлено законодательством Российской Федерации.

Решения и действия лицензионных органов могут быть обжалованы в установленном порядке в суд.

См. комментарий к ст. 8 ВК РФ.


Глава II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА


Статья 11. Использование воздушного пространства


1. Использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.

2. Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.


Комментарий к статье 11


Использование воздушного пространства Российской Федерации в рамках правового регулирования предполагает такой вид деятельности, в процессе которой происходит перемещение в воздушном пространстве воздушных судов, ракет и других материальных объектов. Использование воздушного пространства, связанного со строительством высотных сооружений, а также деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и аналогичные действия также являются предметом регулирования воздушного законодательства. Пользователями воздушного пространства признаются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.


В соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации использование воздушного пространства производится с разрешения соответствующего центра Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (далее - ЕС ОрВД) на основании заявок (расписаний, графиков), подаваемых пользователями воздушного пространства. Запрос и выдача разрешений на использование воздушного пространства Российской Федерации производятся в соответствии с Правилами предоставления заявок (расписаний, графиков) на использование воздушного пространства Российской Федерации и сообщений об использовании воздушного пространства Российской Федерации в органы ЕС ОРВД и органы ВВС и ПВО, утвержденными вышеназванным Постановлением Правительства РФ.

Использование воздушного пространства может быть запрещено или ограничено Федеральными правилами.

Использование воздушного пространства без разрешения центров ЕС ОрВД допускается в случаях:

а) отражения воздушного нападения, предотвращения и прекращения нарушений государственной границы Российской Федерации или вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации;

б) оказания помощи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, выполнения поисково-спасательных работ;

в) запуска, посадки, поиска и эвакуации космических аппаратов и их экипажей;

г) предотвращения и прекращения нарушений;

д) полетов в специальных районах.

Лица, принявшие решение об использовании воздушного пространства без разрешения центров ЕС ОрВД, обязаны немедленно уведомить об этом соответствующие центры ЕС ОрВД и органы ВВС и ПВО и обязаны принять все возможные меры для обеспечения безопасности использования воздушного пространства в своих зонах и районах ЕС ОрВД.

Запрос и выдача разрешений на использование воздушного пространства Российской Федерации производятся в соответствии с Правилами запроса и выдачи разрешений использования воздушного пространства Российской Федерации.

Кроме того, пользователи воздушного пространства обязаны организовать связь с соответствующими органами ОВД (управления полетами), а в случае использования воздушного пространства для полетов воздушных судов - и с органами ВВС и ПВО.

Связь и радиотехническое обеспечение центров ЕС ОрВД организуются на принципах совместного использования технических средств связи и радиотехнического обеспечения Министерства обороны РФ и предприятий гражданской авиации.

Использование средств связи и радиотехнического обеспечения гражданскими и военными секторами центров ЕС ОрВД определяется соглашениями (договорами) между Министерством обороны РФ и Федеральным агентством воздушного транспорта о порядке совместной эксплуатации таких средств. Эксплуатация указанных средств осуществляется без взаимных расчетов.