Файл: ВК_комм_Иванова_2004.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 3059

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- самолеты и вертолеты, наземный транспорт высокой проходимости, а также спасательные катера.

Состав сил и средств аварийно-спасательной службы определяется начальником управления ГА в соответствии с требованиями законодательства в зависимости от размеров районов ответственности, условий базирования и выполняемых задач. Спасание воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, осуществляется немедленно и безвозмездно, независимо от их ведомственной и государственной принадлежности. Организация и проведение поисково-спасательных работ осуществляется в соответствии с руководством по организации и проведению аварийно-спасательных работ на территории и в районе аэродромов гражданской авиации. Поисково-спасательные работы организуются командиром (начальником) предприятия ГА, а при его отсутствии - руководителем поисково-спасательных работ, и выполняются в случаях:

- получения сигнала бедствия с борта воздушного судна;

- получения сообщения о бедствии морского судна;

- если в течение 10 мин. после расчетного времени воздушное судно не прибыло в пункт назначения, а радиосвязь с ним отсутствует;

- если экипаж воздушного судна получил разрешение на посадку и не произвел ее в установленное время, а радиосвязь с ним прекратилась;

- если по сообщению экипажа или по другим сообщениям известно, что состояние воздушного судна или остаток топлива не гарантируют безопасного окончания полета;

- получения сообщения о предполагаемой посадке космического корабля в районе ответственности;

- если при полете по воздушной трассе (вне трассы) потеряна связь с экипажем воздушного судна и его местонахождение в течение 20 мин. установить не удалось;

- указания командира (начальника) предприятия ГА или вышестоящего начальника.

Для проведения поисково-спасательных работ в районе ответственности предприятия ГА организуется дежурство подготовленных к поиску экипажей, поисковых воздушных судов и аварийно-спасательных команд. Выделяемые на дежурство поисково-спасательные воздушные суда должны быть оборудованы поисковой аппаратурой и иметь на борту комплекты спасательного имущества и снаряжения. Вертолеты, кроме этого, должны быть оборудованы поисковыми фарами и грузоподъемными лебедками, обеспечивающими одновременный подъем спасаемого и спасателя. При вылете на поиск на борту воздушного судна должна находиться парашютно-десантная группа (группа спасателей) в составе двух - трех человек, в том числе медицинский работник. Для проведения поисково-спасательных работ, кроме специально выделенных, могут использоваться самолеты и вертолеты, не имеющие поисково-спасательного оборудования, - для выполнения визуального поиска и эвакуационных работ, а также резервные, санитарные, патрульные и находящиеся в воздухе воздушные суда, которые могут быть направлены в район поиска.


Аварийно-спасательные работы организуются и выполняются в случаях:

- получения сообщения о предстоящей посадке воздушного судна, терпящего бедствие;

- авиационных происшествий;

- предпосылок авиационных происшествий, если требуется эвакуация воздушного судна;

- оказания помощи населению при стихийных бедствиях;

- по требованию других организаций и ведомств в соответствии с планом взаимодействия;

- по указанию командира (начальника) предприятия ГА или вышестоящего начальника.

Непосредственное руководство проведением аварийно-спасательных работ на территории и в районе аэродрома возлагается на заместителя начальника аэропорта или другое должностное лицо, назначенное приказом командира (начальника) предприятия ГА. Руководитель аварийно-спасательных работ несет ответственность за своевременное принятие мер по спасанию пассажиров и экипажей воздушных судов, потерпевших бедствие, проведение аварийно-спасательных работ на территории и в районе аэродромов, а также за постоянную готовность сил и средств, выделенных для этих целей. В зависимости от обстановки расчетам аварийно-спасательной команды подаются следующие сигналы оповещения:

- "Тревога" - когда авиационное происшествие произошло внезапно или когда до ожидаемой посадки на данном аэродроме воздушного судна, терпящего бедствие, остается менее 30 мин.;

- "Готовность" - когда до ожидаемой посадки на данном аэродроме воздушного судна, терпящего бедствие, остается 30 мин. и более.

Для выполнения аварийно-спасательных работ на территории и в районе аэродрома в каждой смене аэропорта создается аварийно-спасательная команда, действия которой определяются специальной инструкцией. Поисково-спасательное обеспечение является одним из видов обеспечения деятельности государственной авиации и организуется командирами авиационных частей (руководителями авиационных предприятий).

Поисково-спасательное обеспечение включает в себя:

подготовку летного состава к действиям в аварийных ситуациях, использованию средств спасения и жизнеобеспечения, выживанию в условиях автономного существования;

оснащение воздушных судов государственной авиации (далее - воздушные суда) и летного состава средствами спасения и жизнеобеспечения;

оснащение поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп аварийно-спасательным имуществом и снаряжением;

организацию и контроль эксплуатации средств спасения и жизнеобеспечения, аварийно-спасательного имущества и снаряжения;

подготовку летного состава, наземной поисково-спасательной команды и спасательной парашютно-десантной группы, а также техники к проведению поисково-спасательных работ;

организацию приема сигналов о воздушных судах, терпящих бедствие, и доведение их до пунктов управления полетами государственной авиации (далее - пункты управления полетами) и координационных центров;


организацию дежурства поисково-спасательных сил и средств и пунктов управления полетами в системе авиационного поиска и спасания;

организацию и проведение поисково-спасательных работ, оказание помощи и эвакуацию пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие.

Проведение мероприятий по поисково-спасательному обеспечению осуществляют командиры авиационных частей и руководители авиационных предприятий через начальников соответствующих поисково-спасательных и парашютно-десантных служб.

Для решения задач поисково-спасательного обеспечения в каждой авиационной части (на каждом авиационном предприятии) создается учебная база, позволяющая вырабатывать и закреплять навыки летного состава в использовании средств спасения и жизнеобеспечения, выживания в условиях автономного существования и эвакуации с использованием различных средств, а также обеспечивать подготовку летного состава, наземной поисково-спасательной команды и спасательной парашютно-десантной группы к проведению поисково-спасательных работ.


Статья 89. Обеспечение поисковых и аварийно-спасательных работ


1. Поиск и спасание пассажиров и экипажей терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов являются безвозмездными.

2. Эвакуация потерпевшего бедствие воздушного судна с места бедствия осуществляется силами эксплуатанта или иными силами за счет средств эксплуатанта.

3. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также авиационные предприятия обязаны участвовать в организации поиска потерпевшего бедствие воздушного судна и до прибытия поисковых и аварийно-спасательных сил принять неотложные меры по спасанию людей, оказанию им медицинской и другой помощи, охране данного воздушного судна и находящихся на его борту документации и имущества.

4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе привлекать для проведения поисковых и аварийно-спасательных работ юридических лиц при условии возмещения понесенных ими расходов за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников.

5. Пассажирам и экипажам терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов иностранных государств оказывается помощь на тех же условиях, что и пассажирам и экипажам терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов Российской Федерации.


Комментарий к статье 89


Воздушное судно, терпящее или потерпевшее бедствие, подлежит немедленному поиску и спасанию. Авиационный поиск и спасание организуются Федеральным управлением авиационно-космического поиска и спасания при Министерстве обороны РФ (далее - Федеральное управление), которое по согласованию с федеральными органами исполнительной власти определяет:


перечень аварийно-спасательного имущества и снаряжения для оснащения дежурных поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп;

требования к оборудованию помещений на аэродроме для экипажей указанных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп;

действия экипажа воздушного судна, терпящего или потерпевшего бедствие, а также поисково-спасательных служб при проведении поисково-спасательных работ;

сигналы, применяемые при проведении поисково-спасательных работ;

сроки проведения поиска с использованием радиотехнических средств.

Авиационный поиск и спасание включают в себя:

аварийное оповещение соответствующих поисково-спасательных служб о воздушных судах, терпящих или потерпевших бедствие;

организацию дежурства поисково-спасательных сил и средств и пунктов управления полетами в системе авиационного поиска и спасания;

организацию и проведение поисково-спасательных работ в отношении воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, оказание помощи пассажирам и экипажам, а также их эвакуацию в медицинские учреждения или в ближайшие населенные пункты (на аэродромы);

управление поисково-спасательными силами и средствами, обеспечение приоритетного использования ими воздушного пространства при проведении поисково-спасательных работ.

Полет воздушного судна считается обеспеченным в поисково-спасательном отношении, если воздушное судно оснащено аварийным радиомаяком и аварийно-спасательными средствами, его экипаж обучен их использованию, а маршрут его полета находится в зоне досягаемости поисково-спасательных средств.

При выполнении полетов над акваторией морей и океанов воздушное судно должно быть обеспечено спасательными плавательными средствами по количеству пассажиров и членов экипажа, а пассажиры должны быть проинструктированы относительно действий при аварийном приводнении.

В воздушном пространстве Российской Федерации для организации авиационного поиска и спасания устанавливаются зоны авиационного поиска и спасания, совпадающие по своим границам с зонами Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации. Порядок организации авиационного поиска и спасания в зоне авиационного поиска и спасания определяется Федеральным управлением по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Зоны авиационного поиска и спасания делятся на районы, в которых ответственные за авиационный поиск и спасание контролируют готовность дежурных поисково-спасательных сил и средств к проведению поисково-спасательных работ.

В зоне авиационного поиска и спасания на базе командного пункта авиационного объединения, на командующего которого возложена ответственность за организацию использования воздушного пространства и управление воздушным движением, создается координационный центр.


Применение авиационных сил и средств для проведения поисково-спасательных работ осуществляется командующим войсками военного округа (флотом), командующим авиационным объединением и руководителем межрегионального территориального управления гражданской авиации.

Проверка готовности дежурных поисково-спасательных сил и средств, в том числе с использованием поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, проводится командующим авиационным объединением, имеющим зону авиационного поиска и спасания, или уполномоченным им лицом, а также представителем Федерального управления.

Для обеспечения своевременного авиационного поиска и спасания организуется дежурство поисково-спасательных сил и средств, состоящих из:

персонала пунктов управления полетами;

поисково-спасательных воздушных судов со спасательными парашютно-десантными группами на борту;

наземных поисково-спасательных сил и средств на аэродромах;

персонала пунктов приема информации международной спутниковой системы "КОСПАС-САРСАТ";

радиотехнических средств федеральных органов исполнительной власти для своевременного приема и пеленгации сигналов бедствия, передаваемых экипажами воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие.

Поисково-спасательные воздушные суда, осуществляющие дежурство, оборудуются поисковой аппаратурой, оснащаются аварийно-спасательным имуществом и снаряжением. Вертолеты, кроме того, оборудуются поисковыми фарами и устройствами для подъема потерпевших бедствие на борт воздушного судна.

Для проведения наземного поиска и спасания пассажиров и экипажа воздушного судна, потерпевшего бедствие, на всех аэродромах создаются штатные или нештатные наземные поисково-спасательные команды. В состав этих команд входят 8 - 10 человек (в том числе медицинский работник и радист). Для их перевозки выделяется транспорт высокой проходимости или специальная поисковая техника.

Обязанности наземной поисково-спасательной команды, порядок дежурства и ее действия при проведении поисково-спасательных работ определяются командиром авиационной части (руководителем авиационного предприятия).

Для оказания помощи пассажирам и экипажу на всех аэродромах создаются штатные или нештатные спасательные парашютно-десантные группы в составе 6 - 8 человек.

На дежурство в системе авиационного поиска и спасания назначаются два - три авиационных спасателя (в том числе медицинский работник), подготовленных к прыжкам с парашютом в различных условиях днем и ночью. В период дежурства спасательная парашютно-десантная группа подчиняется командиру экипажа дежурного поисково-спасательного воздушного судна, а после десантирования - руководителю поисково-спасательных работ. Спасательные работы на территории и в районе аэродромов проводятся силами и средствами наземной поисково-спасательной команды и нештатных команд технической помощи, назначаемых на каждую летную смену в порядке, определяемом командиром авиационной части (руководителем авиационного предприятия).