ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 3119
Скачиваний: 2
б) возникновение значительных вредных воздействий на лиц, находившихся на борту воздушного судна (дыма, едких паров, токсичных газов, повышенной или пониженной температур, давления и т.п.);
в) значительное снижение работоспособности членов экипажа или повышение психофизиологической нагрузки на экипаж;
г) получение серьезных телесных повреждений каким-либо лицом на борту воздушного судна;
д) значительное ухудшение характеристик устойчивости и управляемости, летных или прочностных характеристик воздушного судна;
е) возникновение реальной возможности повреждения жизненно важных элементов воздушного судна в результате взрыва, пожара, нелокализованного разрушения двигателя, трансмиссии и т.п.;
ж) разрушение (заклинивание или рассоединение) элементов управления, другое повреждение элементов воздушного судна, не приведшее к авиационному происшествию.
Столкновение (опасное сближение) двух или нескольких воздушных судов расследуется как одно событие, а классифицируется и учитывается для каждого воздушного судна в соответствии с наступающими последствиями. Отчетные материалы расследования оформляются на каждое воздушное судно.
Организация и проведение расследований авиационных происшествий с экспериментальными воздушными судами осуществляется Российским авиационно-космическим агентством с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации.
Комиссия по расследованию авиационного происшествия (далее - комиссия по расследованию) утверждается Российским авиационно-космическим агентством <*>, имеет статус государственной комиссии и пользуется полномочиями, установленными воздушным законодательством Российской Федерации. Для работы в составе комиссии, ее рабочих органов или в качестве экспертов могут привлекаться работники Российского авиационно-космического агентства, полномочные представители заинтересованных органов исполнительной власти, работники организаций независимо от организационно-правовой формы, в том числе научно-исследовательских и конструкторских организаций разработчиков, изготовителей и эксплуатантов авиационной техники, аэропортов, авиаремонтных организаций, авиационно-технических баз и центров, учебных заведений, органов обслуживания воздушного движения (управления полетами), гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, медицинских учреждений. Комиссия по расследованию осуществляет свою деятельность под руководством председателя.
--------------------------------
<*> О полномочиях см.: Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314.
Если авиационное происшествие явилось следствием столкновения экспериментального воздушного судна с воздушным судном другого вида авиации, председатель комиссии по расследованию назначается решением Правительства РФ. Организация расследования, а также состав его участников определяются по согласованию заинтересованных сторон. В случае вовлечения в авиационное происшествие с государственным или гражданским воздушным судном представителей авиационного персонала экспериментальной авиации Российской Федерации, а также в случае вовлечения в авиационное происшествие с экспериментальным воздушным судном авиационного персонала государственной или гражданской авиации состав участников расследования согласовывается с заинтересованными сторонами, при этом председатель комиссии по расследованию и ее состав утверждаются специально уполномоченным органом по расследованию того вида авиации, к которому относится воздушное судно, потерпевшее авиационное происшествие. Если при расследовании авиационного происшествия не требуется проведения дополнительных исследований, срок расследования не должен превышать 30 суток. Срок расследования может быть продлен Российским авиационно-космическим агентством по ходатайству председателя комиссии по расследованию.
В случае авиационного происшествия с экспериментальным воздушным судном на авианесущем корабле, находящемся в автономном плавании, предварительное расследование проводит старший авиационный начальник по месту происшествия. Завершение расследования осуществляется комиссией по расследованию по прибытии авианесущего корабля к месту базирования. Доставку комиссии по расследованию и привлекаемых к расследованию специалистов на место происшествия и обратно организует авиационная организация - владелец воздушного судна, потерпевшего бедствие.
В каждой авиационной организации должна быть согласована с Российским авиационно-космическим агентством и утверждена руководителем организации инструкция, определяющая обязанности и ответственность конкретных должностных лиц, авиационного персонала, порядок их действий при авиационном происшествии или инциденте. Для оперативного оповещения руководящих должностных лиц, направления аварийно-спасательных сил и средств к месту авиационного происшествия, формирования и сбора комиссии по расследованию устанавливается порядок передачи информации о происшествии.
Авиационный персонал органа управления воздушным движением в случае авиационного происшествия, а также при потере радиосвязи с экипажем или пропадании отметки воздушного судна на экране радиолокатора обязан передать первичное сообщение о случившемся в соответствии с имеющейся схемой оповещения о терпящих бедствие воздушных судах.
Руководитель организации, в районе ответственности которого произошло авиационное происшествие, немедленно передает устное сообщение в Российское авиационно-космическое агентство, региональные управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, соответствующий орган прокуратуры по поднадзорности, на территории которых произошло авиационное происшествие.
В устном сообщении указываются:
1) вид авиационного происшествия;
2) дата, время (местное и московское);
3) место авиационного происшествия (координаты точки потери радиосвязи или пропадания отметки на экране радиолокатора);
4) метеоусловия в момент происшествия;
5) тип и принадлежность воздушного судна;
6) данные о командире экипажа, членах экипажа, наличии служебных пассажиров на борту;
7) характер полетного задания;
8) пункт вылета и намеченный пункт посадки;
9) обстоятельства авиационного происшествия, достоверно известные к моменту передачи сообщения;
10) степень повреждения воздушного судна;
11) наличие и характер опасных грузов на борту;
12) физико-географическая характеристика местности, где произошло происшествие;
13) данные об организации и проведении поисково-спасательных работ;
14) другие достоверные сведения об авиационном происшествии, известные к моменту передачи сообщения.
Российское авиационно-космическое агентство информирует об авиационном происшествии Службу безопасности полетов авиации Вооруженных Сил РФ и Управление государственного надзора Федеральной службы воздушного транспорта России. В течение 24 часов с момента авиационного происшествия руководитель организации экспериментальной авиации - владельца воздушного судна представляет письменное донесение об авиационном происшествии в Российское авиационно-космическое агентство.
В письменном донесении указываются:
- вид авиационного происшествия;
- дата, время (местное и московское), место происшествия;
- тип, заводской номер воздушного судна (двигателей), их наработка с начала эксплуатации, количество ремонтов, дата и место последнего ремонта и наработка после него;
- наименование организаций, являющихся владельцем, разработчиком и изготовителем воздушного судна;
- метеоусловия в момент происшествия;
- фамилия, имя, отчество командира экипажа (проверяющего), членов экипажа, уровень их подготовки, класс, общий налет, в том числе на воздушном судне данного типа;
- характер полетного задания с указанием последнего пункта вылета и пункта назначения;
- наличие служебных пассажиров;
- последствия происшедшего, количество погибших и получивших телесные повреждения, а также количество погибших и получивших телесные повреждения из числа лиц, находившихся не на борту воздушного судна;
- наличие и характер опасных грузов на борту;
- краткое описание обстоятельств авиационного происшествия;
- степень повреждения воздушного судна;
- разрушения (если они имели место) на земной поверхности, нанесенные падением (вынужденной посадкой) воздушного судна;
- требуемая дополнительная помощь для ведения поисковых или аварийно-спасательных работ.
Устное сообщение и письменное донесение не могут содержать предположительные заключения об обстоятельствах и причинах происшествия.
С момента авиационного происшествия ответственность за проведение первоначальных действий возлагается на руководителя организации, в районе ответственности которого произошло авиационное происшествие. С момента прибытия комиссии по расследованию на место происшествия ответственность за все действия по расследованию возлагается на председателя комиссии. Члены экипажа потерпевшего бедствие воздушного судна, органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане до прибытия комиссии по расследованию должны принять все возможные меры по обеспечению сохранности потерпевшего бедствие воздушного судна, его составных частей и обломков, бортовых и наземных средств объективного контроля, документации и предметов, находящихся на борту этого воздушного судна.
Руководитель организации, в районе ответственности которого произошло авиационное происшествие, по получении сообщения о случившемся во взаимодействии с региональным управлением Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:
1. Организует в установленном порядке проведение поисковых и аварийно-спасательных работ;
2. Прибывает на место происшествия с целью определения необходимости принятия дополнительных мер по спасению служебных пассажиров и членов экипажа, тушению пожара (или его предупреждению), сохранению доказательственных материалов;
3. Принимает необходимые меры по сохранению бортовой документации и бортовых средств объективного контроля. Если эти средства находятся в агрессивных жидкостях или в очаге пожара, производится их немедленное изъятие, принимаются меры к сохранению информации, составляется акт об изъятии и о внешнем состоянии. В других случаях изъятие бортовых средств объективного контроля запрещается. Изъятие должно производиться, как правило, совместно с представителями правоохранительных органов;
4. Организует совместно с органами Министерства внутренних дел Российской Федерации (и при необходимости с командованием дислоцированных в данном районе войсковых частей) охрану места происшествия, обеспечивает неприкосновенность воздушного судна и его снаряжения, груза или разрушенных частей (за исключением случаев, когда необходимо извлечь из-под обломков пострадавших), принимает меры по исключению допуска к месту авиационного происшествия посторонних лиц;
5. Дает указание об эвакуации останков погибших после фотографирования и составления схемы их расположения относительно основных частей воздушного судна (при этом следует, по возможности, избегать разборки и повреждения обломков воздушного судна);
6. Организует совместно с представителями правоохранительных органов фотографирование или видеозапись с нескольких положений с земли (и при необходимости с воздуха) состояния и расположения воздушного судна или его обломков с составлением акта осмотра, в котором отражается положение и общее состояние воздушного судна или его обломков, угол столкновения с землей (с наземными препятствиями);
7. Дает указание о фотографировании или фиксировании с помощью видеозаписи показаний приборов, положений переключателей, выключателей, рукояток управления в кабине экипажа и о составлении акта осмотра кабины;
8. Перемещает по согласованию с правоохранительными органами поврежденное воздушное судно, если оно упало на железнодорожную, автомобильную, водную магистраль, аэродром или жилые здания и препятствует движению транспорта, выполнению полетов или спасанию и эвакуации населения;
9. Организует проведение медицинского контроля состояния здоровья членов экипажа (и при необходимости диспетчеров службы управления воздушным движением и других лиц авиационного персонала) в объеме, предусмотренном специальными документами;
10. Запрашивает объяснительные записки у членов экипажа и должностных лиц, ответственных за подготовку и обеспечение полета;
11. Организует поиск обломков воздушного судна на прилегающей к месту происшествия местности и обеспечивает их сохранность в месте обнаружения;
12. Обеспечивает выявление свидетелей авиационного происшествия, составление их списков для представления в комиссию по расследованию и правоохранительные органы;
13. Организует документирование (фотографирование, видеозапись и составление схем) признаков, которые могут быть уничтожены при воздействии внешней среды (отложений льда, копоти на поверхности воздушного судна, характерных следов от движения воздушного судна по земле, взлетно-посадочной полосе и т.п.);
14. Составляет предварительные схемы места авиационного происшествия;
15. Организует внеочередное контрольное наблюдение за погодой;
16. Координирует при необходимости проведение радиологического, химического и бактериологического контроля на месте авиационного происшествия;
17. Дает указание о прекращении заправки и об опечатывании топливных емкостей (топливозаправщиков), из которых осуществлялась заправка воздушного судна, потерпевшего авиационное происшествие;
18. Обеспечивает сохранность бортового спецоборудования, имеющего гриф секретности;
19. Организует изъятие и опечатывание записей (магнитных лент) диспетчерских магнитофонов, фотопленок фоторегистраторов с индикатора радиолокаторов, графиков движения воздушных судов, аппаратного журнала радиообмена и учета времени работы радиотехнических средств, летных книжек, летных дел и медицинских книжек всех членов экипажа, эксплуатационных документов воздушного судна, двигателей и агрегатов, производственной и контрольной документации инженерно-авиационной службы, инструментов и контрольной аппаратуры, которые использовались при подготовке воздушного судна к полету или при устранении неисправностей перед вылетом, документов, характеризующих состояние летного поля, количество и качество заправленных горюче-смазочных материалов, и документов, характеризующих метеоусловия в районе авиационного происшествия, аэродрома и по маршруту полета;
20. Фиксирует воздушные суда, выполнявшие полеты в районе места авиационного происшествия в период времени, близкий к моменту происшествия, и принимает меры по сохранению информации их бортовых средств объективного контроля;
21. Принимает при необходимости меры по отстранению от выполнения своих обязанностей членов экипажа воздушного судна, лиц из числа авиационного персонала наземных служб, непосредственно осуществлявших подготовку воздушного судна к полету, обеспечение полета и управление воздушным движением. Указанные лица допускаются к выполнению своих обязанностей по решению соответствующего руководителя, согласованного с председателем комиссии по расследованию;