Файл: БК_комм_Борисов_2008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 3663

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Статья 282. Меры, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства


Комментарий к статье 282


Комментируемая статья устанавливает перечень мер принуждения, применяемых в случае совершения нарушения бюджетного законодательства РФ. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 281 Кодекса), закрепление таких мер в Кодексе является признаком наказуемости нарушения бюджетного законодательства.

Предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

Данная мера носит частно-превентивный характер, т.е. направлена на недопущение нарушений бюджетного законодательства лицом, допустившим нарушения бюджетного законодательства.

Следует отметить, что в ст. 284 Кодекса рассматриваемая мера названа как представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса. Согласно п. 2 указанной статьи вынесение руководителям органов исполнительной власти, ОМСУ и получателей бюджетных средств представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса входит в полномочия Росфиннадзора и его территориальных органов.

В соответствии с п. 2 ст. 284.1 Кодекса правом выносить предупреждение руководителям органов исполнительной власти, ОМСУ и получателей бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса наделены руководители органов, исполняющих бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, и их заместители (в соответствии с их полномочиями).

Введенным Законом 2007 г. N 63-ФЗ п. 5 ст. 166 Кодекса министру финансов РФ предоставлено право выносить главным распорядителям средств федерального бюджета и органам управления федеральными ГВБФ предписания о ненадлежащем исполнении бюджета (организации бюджетного процесса). При этом установлено, что указанные предписания являются обязательными для исполнения органами, в адрес которых они вынесены.

Блокировка расходов.

Рассматриваемая мера также носит частно-превентивный характер.

Содержание блокировки расходов бюджета определено в п. 1 ст. 231 Кодекса: сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями либо отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств, если бюджетные ассигнования в соответствии с законом (решением) о бюджете выделялись главному распорядителю бюджетных средств (субъект Российской Федерации, муниципальное образование или другой получатель бюджетных средств) на выполнение определенных условий, однако к моменту составления лимитов бюджетных обязательств либо подтверждения принятых бюджетных обязательств эти условия оказались невыполненными. В указанной статье также установлены случаи и порядок блокировки расходов бюджета.

Необходимо иметь в виду, что в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ ст. 231 Кодекса с 1 января 2009 г. утрачивает силу. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 217 Кодекса), такая мера принуждения в отношении нарушителей бюджетного законодательства РФ, как применение режима блокировки расходов, исключена в рамках нововведений указанного Закона.


Изъятие бюджетных средств.

Данная мера является правовосстановительной, устанавливается и применяется в целях обеспечения сохранности бюджетных средств.

В пункте 1 ст. 284 Кодекса установлено, что руководители ФОИВ и их территориальных органов в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства РФ имеют право в соответствии с договорами (соглашениями) о предоставлении средств из федерального бюджета списывать в бесспорном порядке:

суммы бюджетных средств, выданных ими на возвратной основе, срок возврата которых истек;

суммы процентов (плату) за пользование средствами федерального бюджета, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил;

суммы предоставленных ими субсидий, межбюджетных субсидий, субвенций, бюджетных инвестиций, использованных не по целевому назначению их получателями.

Согласно п. 2 указанной статьи руководители Росфиннадзора и его территориальных органов в установленном порядке при наличии оснований применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства принимают решения о списании в бесспорном порядке сумм предоставленных из федерального бюджета субсидий, субвенций, бюджетных инвестиций, использованных не по целевому назначению их получателями.

В соответствии с п. 2 ст. 284.1 Кодекса руководители органов, исполняющих бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, и их заместители (в соответствии с их полномочиями) в установленном порядке имеют право списывать в бесспорном порядке:

суммы бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, и в других предусмотренных случаях;

суммы бюджетных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек;

суммы процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил.

Приостановление операций по счетам в кредитных организациях.

Право руководителей органов Федерального казначейства и их заместителей (в соответствии с их полномочиями) в установленном порядке приостанавливать операции по счетам в кредитных организациях сроком до одного месяца предусматривалось в ранее действовавшей редакции ст. 284 Кодекса.

Согласно п. 3 действовавшей редакции указанной статьи руководители Федерального казначейства, его территориальных органов (в соответствии с их полномочиями) имеют право приостанавливать в предусмотренных бюджетным законодательством РФ случаях в порядке, установленном Правительством РФ, операции по лицевым счетам, открытым в органах Федерального казначейства главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета, и счетам, открытым получателям средств федерального бюджета в кредитных организациях.

Наложение штрафа.

В соответствующих статьях Кодекса речь идет о наложении административного штрафа, предусмотренного КоАП РФ, т.е. о применении мер ответственности за совершение административных правонарушений. Как указано в п. 2 ст. 284 Кодекса, полномочием привлекать к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ наделены руководители Росфиннадзора и его территориальных органов. Согласно п. 2 ст. 284.1 Кодекса руководители органов, исполняющих бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, и их заместители (в соответствии с их полномочиями) имеют право составлять протоколы, являющиеся основанием для наложения штрафов.


Начисление пени.

Пени являются правовосстановительной мерой принуждения, устанавливаются и применяются в целях возмещения ущерба, причиненного бюджетной системе.

В пункте 1 ст. 284 Кодекса предусмотрено, что руководители ФОИВ и их территориальных органов в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства РФ имеют право в соответствии с договорами (соглашениями) о предоставлении средств из федерального бюджета взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.

Согласно п. 2 ст. 284.1 Кодекса руководители органов, исполняющих бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, и их заместители (в соответствии с их полномочиями) в установленном порядке имеют право взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.

Иные меры, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства РФ.

Речь идет прежде всего об уголовной ответственности, установленной соответствующими статьями УК РФ.

Следует отметить, что меры принуждения за нарушения бюджетного законодательства РФ могут быть предусмотрены не только Кодексом, КоАП РФ и УК РФ, но и иными законодательными актами. Например, ст. 70 Закона о федеральном бюджете на 2007 г. устанавливалась ответственность российских юридических лиц за использование не по целевому назначению бюджетных кредитов (см. комментарий к ст. 289 Кодекса).


Статья 283. Основания применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации


Комментарий к статье 283


Комментируемая статья содержит перечень оснований применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ. Данный перечень, как следует из последнего абзаца комментируемой статьи, является открытым.

Соответствующими статьями Кодекса установлены следующие основания применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства:

нецелевое использование бюджетных средств (ст. 289);

невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе (ст. 290);

неперечисление либо несвоевременное перечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе (ст. 291);

непредставление либо несвоевременное представление отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля над их исполнением (ст. 292);


неперечисление либо несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств (ст. 293);

несвоевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств до получателей бюджетных средств (ст. 294);

несоответствие бюджетной росписи расходам, утвержденным бюджетом (ст. 295);

несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств бюджетной росписи (ст. 296);

финансирование расходов сверх утвержденных лимитов (ст. 297);

предоставление бюджетных кредитов с нарушением установленного порядка (ст. 298);

предоставление бюджетных инвестиций с нарушением установленного порядка (ст. 299);

предоставление государственных или муниципальных гарантий с нарушением установленного порядка (ст. 300);

осуществление государственных или муниципальных закупок с нарушением установленного порядка (ст. 301);

нарушение запрета на размещение бюджетных средств на банковских депозитах либо передачу их в доверительное управление (ст. 302);

несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов (ст. 303);

несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов (ст. 304);

несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление бюджетных средств на лицевые счета получателям бюджетных средств (ст. 305);

несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам (ст. 306).


Статья 284. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации


Комментарий к статье 284


1. Комментируемая статья полностью изложена в новой редакции в соответствии с Законом 2004 г. N 182-ФЗ.

Полномочия федеральных ОГВ в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства РФ пересмотрены и систематизированы исходя из их полномочий в области финансового контроля. Как отмечалось в пояснительной записке к законопроекту, внесенные изменения, во-первых, позволят обеспечить выполнение требования Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" <1> о приведении законодательства РФ в соответствие с положениями нормативных правовых актов, проводящих административную реформу, а во-вторых, обеспечат условия функционирования государственной системы в области бюджетного процесса. Вносимые изменения подготовлены также с учетом Постановления КС России от 17 июня 2004 г. N 12-П, признавшего не соответствующими Конституции РФ положения Кодекса, регулирующего вопросы ответственности участников бюджетного процесса.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945.


В пункте 10 Постановления Пленума ВАС России от 22 июня 2006 г. N 23 арбитражным судам при применении положений абз. 4 п. 1 комментируемой статьи, ст. ст. 290 и 291 Кодекса, устанавливающих ответственность заемщика по договору о предоставлении бюджетных средств на возвратной основе в виде взыскания пеней за несвоевременные возврат заемных средств и уплату процентов за пользование этими средствами в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки, предписано исходить из того, что данная ответственность является по правовой природе гражданско-правовой, т.е. законной неустойкой (ст. 332 части первой ГК РФ).


При предъявлении кредитором требования о взыскании пеней и процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии с п. 1 ст. 811 части второй ГК РФ, в том числе в форме взыскания повышенных процентов, удовлетворению подлежит только одно требование. Иное регулирование, предусматривающее одновременное взыскание пеней и процентов, может быть установлено законом или договором, в том числе путем придания пеням штрафного характера.

2. В соответствии с п. 1 ст. 268 Кодекса Росфиннадзор осуществляет финансовый контроль над использованием средств федерального бюджета и средств федеральных ГВБФ, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов. В пункте 2 указанной статьи предусмотрено, что Росфиннадзор осуществляет контроль за исполнением органами государственного (муниципального) финансового контроля, созданными органами исполнительной власти (местными администрациями муниципальных образований), законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре.

Как установлено в ч. 1 ст. 23.7 КоАП РФ (здесь и далее в ред. от 28 декабря 2004 г. <1>), ФОИВ, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.14 "Нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов", 15.15 "Нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе" и 15.16 "Нарушение сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами" КоАП РФ (в ред. от 30 декабря 2006 г. <2>), в отношении получателей средств федерального бюджета и получателей средств бюджетов государственных внебюджетных фондов ГВБФ.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2005. N 1. Ч. 1. Ст. 9.

<2> СЗ РФ. 2007. N 1. Ч. 1. Ст. 33.


Согласно ч. 2 ст. 23.7 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени указанного органа вправе:

1) руководитель ФОИВ, осуществляющего контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере, его заместители;

2) руководители структурных подразделений ФОИВ, осуществляющего контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере, их заместители;

3) руководители территориальных органов ФОИВ, осуществляющего контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере, их заместители.

В пункте 11 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ предусмотрено, что должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, также вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.4 "Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)", ч. 1 ст. 19.5 "Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)", ст. 19.6 "Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения" и ст. 19.7 "Непредставление сведений (информации)" КоАП РФ.