Файл: БК_комм_Борисов_2008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 3665

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

--------------------------------

<1> БНА. 2007. N 27.


Как определено в п. 2 указанной Инструкции, цель ревизии (проверки) - определение правомерности, в том числе целевого характера, эффективности и экономности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности.

В соответствии с п. 3 Инструкции в зависимости от темы ревизии (проверки) в ходе ревизии (проверки) проводится комплекс контрольных действий по изучению:

соответствия деятельности учредительным документам;

расчетов сметных назначений;

исполнения смет доходов и расходов;

использования средств федерального бюджета, в том числе на приобретение товаров, работ, услуг для государственных нужд;

использования средств федерального бюджета, полученных в виде трансфертов (субвенций и субсидий, включая субвенции и субсидии, выделенные из федерального бюджета организациям любых форм собственности, бюджетных кредитов и инвестиций);

исполнения бюджетов субъектов РФ в соответствии с заключенными в установленном порядке соглашениями о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта РФ, а также контроля за их исполнением;

соблюдения требований бюджетного законодательства РФ получателями средств федерального бюджета, межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, ссуд и инвестиций, предоставляемых из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ;

использования средств государственных внебюджетных фондов;

поступления и расходования средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

обеспечения сохранности материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;

использования федерального имущества, находящегося в оперативном управлении или хозяйственном ведении, поступления в федеральный бюджет доходов от использования материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;

ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, достоверности бухгалтерской (бюджетной) отчетности.


Статья 269. Финансовый контроль, осуществляемый главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета и главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета


Комментарий к статье 269


1 - 3. Комментируемая статья в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ полностью изложена в новой редакции, необходимость чего вызвана следующим.

Прежде всего указанным Законом полностью изложена в новой редакции ст. 158 Кодекса, определяющая бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств. Данные изменения, как и предопределенные ими изменения, внесенные в комментируемую статью, по мнению авторов законопроекта, принятого в качестве Закона 2007 г. N 63-ФЗ, создают необходимые предпосылки для развития бюджетирования, ориентированного на результаты (БОР). В частности, определено, что главные распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств в части обеспечения не только правомерного, но и целевого, эффективного использования бюджетных средств.


Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 152 Кодекса), новациями Закона 2007 г. N 63-ФЗ являются введение в состав участников бюджетного процесса и описание бюджетных полномочий главных администраторов (администраторов) доходов бюджета (новая ст. 160.1 Кодекса) и главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита бюджета (новая ст. 160.2 Кодекса). Соответственно, комментируемая статья дополнена положениями, определяющими предмет финансового контроля, осуществляемого главными администраторами доходов бюджета и главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета.

Главные распорядители бюджетных средств в соответствии с п. 1 комментируемой статьи наделены правом проводить проверки подведомственных распорядителей (получателей) бюджетных средств и государственных (муниципальных) унитарных предприятий, а главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета согласно п. 3 комментируемой статьи - проверки подведомственных администраторов источников финансирования дефицита бюджета.

В отношении таких основных инструментов финансового контроля, как ревизия и проверка, целесообразно отметить, что согласно определениям, данным в п. 4 Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации, утвержденной Приказом Минфина России от 14 апреля 2000 г. N 42н <1>:

--------------------------------

<1> Финансовая газета. 2000. N 23.


ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством РФ и нормативными актами установлена ответственность за их осуществление;

проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации.

Однако следует иметь в виду, что указанный Приказ Минфина России от 14 апреля 2000 г. N 42н в соответствии с Приказом Минфина России от 30 мая 2007 г. N 48н <1> признан утратившим силу, так как Приказом Минфина России от 2 мая 2007 г. N 39н утверждена Инструкция о порядке проведения ревизий и проверок Федеральной службой финансово-бюджетного надзора (см. комментарий к ст. 268 Кодекса). Указанная же Инструкция разницу между ревизией и проверкой не определяет.

--------------------------------

<1> СПС "КонсультантПлюс".


Статья 270. Финансовый контроль, осуществляемый контрольными и финансовыми органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований



Комментарий к статье 270


Комментируемая статья определяет предмет финансового контроля, осуществляемого контрольными и финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований:

операции с бюджетными средствами получателей средств соответствующих бюджетов. Необходимо иметь в виду, что в соответствии с изменениями, внесенными Законом 2007 г. N 63-ФЗ, из предмета финансового контроля указанных органов изъяты операции с бюджетными средствами главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств;

операции со средствами администраторов источников финансирования дефицита соответствующих бюджетов. Данные операции включены в предмет финансового контроля указанных органов в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ;

соблюдение получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.

Бюджетным полномочиям органов государственного и муниципального финансового контроля посвящена ст. 157 Кодекса, согласно п. 3 которой полномочия органа государственного (муниципального) финансового контроля, созданного законодательным (представительным) органом, определяются законом (муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования), а полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов РФ, органами (должностными лицами) местных администраций, устанавливаются соответственно высшим исполнительным ОГВ субъекта РФ, местной администрацией.

Бюджетные полномочия финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований как исполнительных органов государственной власти (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований) регламентированы положениями ст. 154 Кодекса.


Статья 270.1. Внутренний финансовый аудит


Комментарий к статье 270.1


Комментируемая статья, содержащая существенную новацию о возможности создания в органах исполнительной власти (органах местной администрации) подразделений внутреннего финансового аудита, введена Законом 2007 г. N 63-ФЗ.

Изменение внесено в рамках реализации поставленной в Бюджетном послании Президента РФ на 2007 г. задачи по дальнейшему расширению самостоятельности и ответственности главных распорядителей бюджетных средств, прежде всего путем разработки и внедрения методов и процедур оценки качества финансового менеджмента на ведомственном уровне, развития внутреннего аудита, укрепления финансовой дисциплины.

Основными функциями подразделений внутреннего финансового аудита органов исполнительной власти (органов местной администрации) согласно комментируемой статье являются:

разработка и контроль за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета;


подготовка и организация осуществления мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств.


Статьи 271 - 273. Утратили силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ.


Комментарий к статьям 271 - 273


Статьи 271 - 273 Кодекса содержали общие положения о подготовке, рассмотрении и утверждении отчета об исполнении бюджета. Выше говорилось (см. комментарий к ст. 264.1 Кодекса), что в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ Кодекс дополнен новым разделом VIII.1, устанавливающим единую методологию и порядок составления, проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности. По мнению законодателя, указанные правоотношения образуют собой самостоятельную стадию бюджетного процесса, которые требуют обособленного правового регулирования в Кодексе. Соответственно в связи с принятием указанного Закона ст. ст. 271 - 273 Кодекса утратили силу, а основы составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности установлены новой гл. 25.1 разд. VIII.1 Кодекса.


Глава 27. ПОДГОТОВКА, РАССМОТРЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ

ОТЧЕТА ОБ ИСПОЛНЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА


Утратила силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ.


Комментарий к главе 27


Глава 27 Кодекса регламентировала подготовку, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении федерального бюджета. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 264.1 Кодекса), в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ Кодекс дополнен новым разделом VIII.1, устанавливающим единую методологию и порядок составления, проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности. По мнению законодателя, указанные правоотношения образуют собой самостоятельную стадию бюджетного процесса, которые требуют обособленного правового регулирования в Кодексе. Соответственно, в связи с принятием указанного Закона гл. 27 Кодекса утратила силу, а составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности России регламентированы положениями новой гл. 25.2 разд. VIII.1 Кодекса.


Часть четвертая. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ

БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Глава 28. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 281. Нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации


Комментарий к статье 281


В части 1 комментируемой статьи дано определение понятия нарушения бюджетного законодательства РФ: неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного Кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля над исполнением бюджетов бюджетной системы РФ, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения.

Данное определение содержит два признака, характеризующих совершенное деяние (действия или бездействие) в качестве нарушения бюджетного законодательства РФ, - противоправность (нарушение норм Кодекса в виде их неисполнения или ненадлежащего исполнения) и наказуемость (за совершение деяния Кодексом предусмотрено применение к нарушителю мер принуждения).


Однако достаточных оснований для признания существования нарушений бюджетного законодательства РФ в качестве самостоятельного вида правонарушений нет. Среди видов ответственности в зависимости от степени общественной опасности и характера противоправных действий (бездействия) за нарушения установленных запретов традиционно выделяют такие виды, как уголовно-правовая, гражданско-правовая и административно-правовая ответственность.

Нет единого мнения о том, является ли налоговая ответственность видом административной ответственности или налоговая ответственность представляет собой самостоятельный вид ответственности. Различна и позиция высших судебных органов по данному вопросу. С одной стороны, исходя из правовой позиции Пленума ВАС России, изложенной в п. 34 Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" <1>, налоговая ответственность является самостоятельным видом правовой ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах наряду с уголовно-правовой и административно-правовой. С другой стороны, КС России (как следует из правовой позиции, выраженной в Постановлении от 15 июля 1999 г. N 11-П <2>) считает, что существует только три вида правовой ответственности - уголовная, гражданская и административная, а налоговая ответственность, по сути, является административной ответственностью.

--------------------------------

<1> Вестник ВАС РФ. 2001. N 7.

<2> СЗ РФ. 1999. N 30. Ст. 3988.


Приказом Минфина России от 26 апреля 2001 г. N 35н в целях установления единого порядка применения органами Федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации утверждена Инструкция о порядке применения органами Федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации <1>.

--------------------------------

<1> Российская газета. 2001. 21 июля.


Указанным Приказом Минфина России рекомендовано органам, исполняющим бюджеты субъектов РФ, использовать положения названной Инструкции в части применения мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации.

Следует иметь в виду, что после издания названной Инструкции в Кодекс неоднократно вносились изменения, в том числе и в части положений об ответственности за нарушения бюджетного законодательства РФ.

Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 241 Кодекса), ч. 2 комментируемой статьи введена Законом 2006 г. N 6-ФЗ, устраняющим пробелы и противоречия между Кодексом, Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" и частью первой ГК РФ. В соответствии с п. 2 ст. 241 Кодекса в случае возбуждения дела о банкротстве в отношении должников по денежным обязательствам и обязательным платежам, определяемым в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", перед бюджетами бюджетной системы РФ сроки, способы и порядок исполнения этих обязательств, а также размер процентов, начисляемых на сумму требований по этим обязательствам, размер штрафов, пеней за неисполнение этих обязательств определяются в соответствии с названным Законом.