ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 3798
Скачиваний: 2
Автономным учреждением согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона "Об автономных учреждениях" признается некоммерческая организация, созданная Россией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий ОГВ, полномочий ОМСУ в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта. В соответствии с п. 1 ст. 296 части первой ГК РФ (в ред. от 3 ноября 2006 г.) и ч. 2 ст. 3 Федерального закона "Об автономных учреждениях" автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.
В пункте 1 ст. 113 части первой ГК РФ и п. 1 ст. 2 Закона об унитарных предприятиях унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности России, субъекту РФ или муниципальному образованию.
Согласно п. 2 ст. 2 Закона об унитарных предприятиях в России создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:
унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта РФ, муниципальное предприятие;
унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие.
В соответствии с п. 2 ст. 295 части первой ГК РФ и п. 2 ст. 18 Закона об унитарных предприятиях предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
В пункте 1 ст. 297 части первой ГК РФ и п. 1 ст. 19 Закона об унитарных предприятиях установлено, что казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.
Доходы от использования и продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, относятся к неналоговым доходам бюджетов только после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Уплаченные с таких доходов налоги и сборы относятся к налоговым доходам бюджетов.
В отношении средств, получаемых бюджетами в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, средств, получаемых бюджетами в возмещение вреда, причиненного России, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иных сумм принудительного изъятия см. комментарий к ст. 46 Кодекса.
Под средствами самообложения граждан согласно ч. 1 ст. 56 Закона о местном самоуправлении понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30% от общего числа жителей муниципального образования и для которых размер платежей может быть уменьшен. В соответствии с ч. 2 этой же статьи вопросы введения и использования указанных разовых платежей граждан решаются на местном референдуме (сходе граждан).
Следует отметить, что из состава неналоговых доходов бюджетов "выпал" такой вид доходов, как средства, вносимые в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг соответственно для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд и не подлежащие возврату лицу, внесшему такие средства, в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Дело в том, что этот вид неналоговых доходов бюджетов предусматривался изменениями, внесенными в комментируемую статью Законом 2007 г. N 53-ФЗ, внесшим изменения и в Закон о поставках для государственных и муниципальных нужд. Однако принятый практически следом за ним Закон 2007 г. N 63-ФЗ, изложивший комментируемую статью полностью в новой редакции, этот вид доходов не упоминает.
4. Как определено в ст. 6 Кодекса, межбюджетные трансферты - это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ. Там же определено, что дотации - это межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.
Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определены соответственно в ст. ст. 129, 135 и 142 Кодекса.
5. В части 10 ст. 5 Закона 2007 г. N 63-ФЗ установлено, что п. 5 комментируемой статьи (в части, касающейся доходов от сдачи в аренду государственного (муниципального) имущества, переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям культуры и искусства, здравоохранения, науки, образования, а также архивным учреждениям, доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средств безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности) Кодекса в новой редакции применяется со дня вступления в силу федерального закона, определяющего особенности использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований, и средств от иной приносящей доход деятельности.
В соответствии с ч. 11 ст. 5 Закона 2007 г. N 63-ФЗ (в ред. Закона 2007 г. N 247-ФЗ) до дня вступления в силу указанного Федерального закона:
1) доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление федеральным бюджетным учреждениям культуры и искусства, здравоохранения, науки, образования, а также архивным учреждениям, отражаются на лицевых счетах указанных учреждений, открытых в органах Федерального казначейства, и направляются на содержание и развитие их материально-технической базы сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных ведомственной структурой расходов федерального бюджета;
2) порядок использования доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности субъекта РФ и в муниципальной собственности и переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям субъектов РФ (муниципальным бюджетным учреждениям) культуры и искусства, здравоохранения, науки, образования, а также архивным учреждениям, устанавливается соответственно законом субъекта РФ и муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования;
3) бюджетное учреждение на основании закона (решения) о бюджете вправе использовать на обеспечение своей деятельности полученные им средства от оказания платных услуг, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования, и средства от иной приносящей доход деятельности на основании документа (генерального разрешения) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в котором указываются источники образования и направления использования указанных средств и устанавливающие их нормативные правовые акты России и субъектов РФ (муниципальные правовые акты), а также положения устава бюджетного учреждения;
4) бюджетное учреждение с учетом положений п. 3 осуществляет операции с указанными средствами в установленном финансовым органом порядке в соответствии со сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности, подлежащей представлению в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета бюджетного учреждения;
5) заключение и оплата бюджетным учреждением договоров, подлежащих исполнению за счет средств, указанных в п. 3, производятся в соответствии со сметами доходов и расходов по приносящей доход деятельности;
6) бюджетное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, за счет средств, указанных в п. 3 настоящей части, в порядке, установленном гл. 24.1 Кодекса в новой редакции;
7) финансовый орган вправе принимать решение об осуществлении операций со средствами, указанными в п. 3, на счетах, открытых ему или Федеральному казначейству в учреждениях Банка России или кредитных организациях с учетом положений бюджетного законодательства РФ и обслуживаемых без взимания платы;
8) для отражения операций с доходами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, применяются следующие группа и входящие в нее подгруппы доходов бюджетов, являющиеся едиными для бюджетов бюджетной системы РФ:
доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности: доходы от собственности по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
рыночные продажи товаров и услуг;
безвозмездные поступления от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
целевые отчисления от государственных и муниципальных лотерей.
Коды группы и подгрупп доходов бюджетов, указанных в настоящем пункте, а также перечень входящих в них статей и подстатей доходов бюджетов утверждаются Минфином России.
Статья 42. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности
Комментарий к статье 42
Комментируемая статья определяет перечень доходов бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, - одного из предусмотренных в п. 3 ст. 41 Кодекса видов неналоговых доходов бюджетов.
Гражданско-правовые отношения при аренде имущества регулируются положениями гл. 34 части второй ГК РФ, согласно ст. 606 которой по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Там же установлено, что плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью. Следует отметить, что в комментируемой статье говорится не только об арендной, но и об иной плате за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества.
Уплата банком процентов за пользование денежными средствами, находящимися на счете клиента, предусмотрена ст. 852 части второй ГК РФ:
если иное не предусмотрено договором банковского счета, за пользование денежными средствами, находящимися на счете клиента, банк уплачивает проценты, сумма которых зачисляется на счет. Сумма процентов зачисляется на счет в сроки, предусмотренные договором, а в случае, когда такие сроки договором не предусмотрены, по истечении каждого квартала;
указанные проценты уплачиваются банком в размере, определяемом договором банковского счета, а при отсутствии в договоре соответствующего условия в размере, обычно уплачиваемом банком по вкладам до востребования (ст. 838 части второй ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 334 части первой ГК РФ залог является одним из способов обеспечения исполнения обязательств (наряду с неустойкой, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором). Залог наряду с частью первой ГК РФ регулируется Законом РФ от 29 мая 1992 г. N 2872-1 "О залоге" <1> (названный Закон применяется в части, не противоречащей Гражданскому кодексу РФ).
--------------------------------
<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 23. Ст. 1239.
Доверительное управление имуществом регулируется положениями гл. 53 части второй ГК РФ, в соответствии с п. 1 ст. 1012 которой по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.
Как определено в ст. 6 Кодекса, бюджетный кредит - это денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы РФ, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах. О бюджетных кредитах см. комментарий к ст. 93.2 Кодекса.
Право участников хозяйственного товарищества или общества принимать участие в распределении прибыли предусмотрено в п. 1 ст. 67 части первой ГК РФ, п. 1 ст. 8 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" <1>, п. 2 ст. 31 и п. 2 ст. 32 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" <2>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 785.
<2> СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1.
Право собственника имущества государственного или муниципального предприятия (России, субъекта РФ или муниципального образования) на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия, предусмотрено в п. 1 ст. 295 части первой ГК РФ и п. 1 ст. 17 Закона об унитарных предприятиях. Как установлено в п. 2 ст. 17 Закона об унитарных предприятиях, государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством РФ, уполномоченными ОГВ субъектов РФ или ОМСУ. В соответствии с п. 3 указанной статьи порядок распределения доходов казенного предприятия определяется Правительством РФ, уполномоченными ОГВ субъектов РФ или ОМСУ.
К доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся и другие предусмотренные законодательством РФ доходы, нежели прямо перечисленные в комментируемой статье. При этом прямо установлено, что к таким доходам (в том числе указанным в комментируемой статье) не относятся доходы от использования имущества автономных учреждений, а также государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных (см. комментарий к ст. 41 Кодекса).