ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 3805
Скачиваний: 2
Статья 43. Утратила силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ.
Комментарий к статье 43
Статья 43 Кодекса в ранее действовавшей редакции регламентировала порядок зачисления в бюджеты средств от продажи государственного и муниципального имущества. В части порядка перечисления в бюджеты средств, получаемых в процессе приватизации государственного и муниципального имущества, определения нормативов их распределения между бюджетами разных уровней, а также определения размеров затрат на организацию приватизации статья отсылала к законодательству РФ о приватизации.
В соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ признаны утратившими силу как ст. 43 Кодекса, так и ст. 33 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", устанавливавшие порядок распределения денежных средств, полученных в результате сделок купли-продажи государственного или муниципального имущества. В действующей редакции Кодекса (ст. ст. 51, 57 и 62) установлено, что средства, получаемые от продажи государственного и муниципального имущества, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме, а также установлены нормативы распределения средств от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между уровнями бюджетов бюджетной системы РФ.
Статьи 44 - 45. Утратили силу. - Федеральный закон от 20.08.2004 N 120-ФЗ.
Комментарий к статьям 44 - 45
Статья 44 Кодекса была посвящена финансовой помощи, а ст. 45 - безвозмездным перечислениям. Обе статьи утратили силу в соответствии с Законом 2004 г. N 120-ФЗ, изложившим в новой редакции гл. 16 Кодекса, регулирующую предоставление финансовой помощи, субвенций, иных безвозмездных и безвозвратных перечислений.
Статья 46. Штрафы и иные суммы принудительного изъятия
Комментарий к статье 46
1. В соответствии с изменениями, внесенными Законом 2007 г. N 63-ФЗ, в комментируемой статье закреплены нормативы распределения между бюджетами бюджетной системы РФ доходов в виде средств, полученных в результате применения мер гражданско-правовой, налоговой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафов, конфискации, компенсации, а также средств, полученных в возмещение вреда, причиненного России, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иных сумм принудительного изъятия. Ранее нормативы распределения таких средств ежегодно утверждались федеральным законом о федеральном бюджете (например, такие положения содержатся в ст. 10 Закона о федеральном бюджете на 2007 г.).
Следует иметь в виду, что доходы в виде денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства о налогах и сборах в соответствии с п. 2 ст. 41 Кодекса относятся к налоговым доходам бюджетов, остальные же из указанных выше доходов согласно п. 3 указанной статьи - к неналоговым доходам бюджетов.
Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает нормативы распределения между бюджетами бюджетной системы РФ сумм денежных взысканий (штрафов) за нарушения различных отраслей законодательства РФ.
Речь идет прежде всего об административных штрафах (за исключением административных штрафов за нарушения законодательства о налогах и сборах, см. ниже), представляющих собой согласно п. 2 ч. 1 ст. 3.2 и ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ вид административного наказания (денежного взыскания) за совершение административных правонарушений.
Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства РФ о суде и судоустройстве, об исполнительном производстве и судебные штрафы - это денежные взыскания (штрафы), предусмотренные ст. ст. 17.3 - 17.9, 17.14 и 17.15 КоАП РФ (в ред. от 2 октября 2007 г. <1>); ч. 3 ст. 57, ч. 2 ст. 140, ч. 3 ст. 159, ч. 4 ст. 162, ч. 2 ст. 168, ч. 2 ст. 226, ч. 4 ст. 246, ч. 2 ст. 249, ст. 431 ГПК РФ; ч. 1 ст. 258, ч. 4 ст. 103, ч. 3 ст. 333 УПК РФ; ч. 9 ст. 66, ч. 2 ст. 96, ч. 5 ст. 154, ч. 4 ст. 156, ч. 2 ст. 157, ч. 3 ст. 194, ч. 4 ст. 205, ч. 3 ст. 210, ч. 3 ст. 215, ст. 331, ст. 332 АПК РФ.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2007. N 41. Ст. 4845.
2 - 3. В пункте 2 комментируемой статьи установлены нормативы распределения между бюджетами бюджетной системы РФ сумм денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства о налогах и сборах, т.е. сумм налоговых санкций, представляющих собой согласно п. 1 ст. 114 части первой НК РФ меру ответственности за совершение налоговых правонарушений. В соответствии с п. 2 указанной статьи (здесь и далее в ред. от 27 июля 2006 г.) налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных гл. 16 и 18 части первой НК РФ.
В зависимости от порядка зачисления в бюджеты бюджетной системы РФ налоговые санкции разделены на три группы:
налоговые санкции, исчисляемые исходя из сумм налогов (сборов), предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах. К таким налоговым санкциям относятся штрафы, предусмотренные ст. 119, п. 3 ст. 120, ст. ст. 122 и 123 части первой НК РФ;
налоговые санкции, предусмотренные ст. ст. 116, 117, 118, п. п. 1 и 2 ст. 120, ст. ст. 125, 126, 128, 129, 129.1, 132, 133, 134, 135 и 135.1 части первой НК РФ;
налоговые санкции, предусмотренные ст. 129.2 части первой НК РФ.
Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает нормативы распределения между бюджетами бюджетной системы РФ сумм денежных взысканий (штрафов) за административные правонарушения в области налогов и сборов, предусмотренных КоАП РФ. Речь идет об административных штрафах, предусмотренных ст. ст. 15.3, 15.4, 15.5, 15.6, 15.7, 15.8, 15.9 и 15.11 КоАП РФ.
4 - 5. В пунктах 4 и 5 комментируемой статьи аналогично соответствующему положению подп. 1 п. 1 комментируемой статьи установлено, что суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение бюджетного законодательства РФ в части бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов подлежат зачислению в бюджеты соответствующих субъектов РФ и бюджеты соответствующих муниципальных образований в полном объеме.
В бюджеты соответствующих субъектов РФ и бюджеты соответствующих муниципальных образований в полном объеме подлежат зачислению и суммы денежных взысканий (штрафов), установленных соответственно законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
6. Пункт 6 комментируемой статьи устанавливает порядок зачисления в бюджеты бюджетной системы РФ сумм конфискаций, компенсаций и иных средств, в принудительном порядке изымаемых в доход России, субъектов РФ, муниципальных образований, федеральных и территориальных ГВБФ. При этом указано, что такие изъятия осуществляются в соответствии с законодательством РФ и решениями судов, что учитывает норму ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
В отношении сумм от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования, а также по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, установлено зачисление в местные бюджеты. При этом не вполне понятно, как данная норма согласуется с положениями п. 2 ст. 11 и п. 2 ст. 16 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" <1>, согласно которым указанными средствами распоряжаются государственные природные заповедники и национальные парки в случае, если правонарушения совершены на этих особо охраняемых природных территориях.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1024.
Статья 47. Собственные доходы бюджетов
Комментарий к статье 47
Комментируемая статья определяет состав доходов, относящихся к собственным доходам бюджетов. О понятиях налоговых и неналоговых доходов, безвозмездных поступлений см. комментарий к ст. 41 Кодекса.
Как установлено в п. 1 ст. 26.15 Закона об организации органов власти субъектов РФ (здесь и далее в ред. от 4 июля 2003 г.), собственные доходы бюджета субъекта РФ формируются за счет:
а) доходов от региональных налогов и сборов в соответствии со ст. 26.16 названного Закона;
б) доходов от федеральных налогов и сборов в соответствии со ст. 26.17 названного Закона;
в) безвозмездных перечислений из бюджетов других уровней, в том числе за счет дотаций в соответствии со ст. 26.18 названного Закона, иных средств финансовой помощи из федерального бюджета в соответствии со ст. 26.19 названного Закона и других безвозмездных перечислений;
г) доходов от использования имущества субъекта РФ;
д) части прибыли государственных унитарных предприятий, имущество которых находится в собственности субъекта РФ, остающейся после уплаты налогов и сборов и иных обязательных платежей, в размере, устанавливаемом законами субъекта РФ, и доходов от оказания государственными учреждениями субъекта РФ платных услуг;
е) штрафов и иных поступлений в соответствии с федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ.
Согласно п. 2 ст. 26.15 Закона об организации органов власти субъектов РФ состав собственных доходов бюджета субъекта РФ может быть изменен в соответствии с федеральным законом только в случае изменения полномочий ОГВ субъекта РФ по предметам ведения субъектов РФ и по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), и (или) изменения системы налогов и сборов России.
В соответствии с ч. 1 ст. 55 Закона о местном самоуправлении к собственным доходам местных бюджетов относятся:
1) средства самообложения граждан в соответствии со ст. 56 названного Закона;
2) доходы от местных налогов и сборов в соответствии со ст. 57 названного Закона;
3) доходы от региональных налогов и сборов в соответствии со ст. 58 названного Закона;
4) доходы от федеральных налогов и сборов в соответствии со ст. 59 названного Закона;
5) безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, предоставляемые в соответствии со ст. ст. 60 и 61 названного Закона, иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней, предоставляемые в соответствии со ст. 62 названного Закона, и другие безвозмездные перечисления;
6) доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;
7) часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;
8) штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции ОМСУ;
9) добровольные пожертвования;
10) иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и решениями ОМСУ.
Согласно ч. 2 ст. 55 Закона о местном самоуправлении в состав собственных доходов бюджетов муниципальных районов, в которых формирование представительных органов муниципальных районов осуществляется в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 35 названного Закона (т.е. представительный орган муниципального района состоит из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства), включаются субвенции, предоставляемые из бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, на решение вопросов местного значения межмуниципального характера, установленных п. п. 5, 6, 12 - 14 и 16 ч. 1 ст. 15 Закона о местном самоуправлении. Размер указанных субвенций определяет представительный ОМСУ муниципального района по единому для всех поселений, входящих в состав данного муниципального района, нормативу в расчете на одного жителя либо потребителя бюджетных услуг соответствующего поселения.
В части 2 ст. 55 Закона о местном самоуправлении установлено, что состав собственных доходов местных бюджетов может быть изменен федеральным законом только в случае изменения установленного ст. ст. 14 - 16 названного Закона перечня вопросов местного значения и (или) изменения системы налогов и сборов России. Федеральный закон, предусматривающий изменение состава собственных доходов местных бюджетов, вступает в силу с начала очередного финансового года, но не ранее чем через три месяца после его принятия.
Статья 48. Утратила силу. - Федеральный закон от 20.08.2004 N 120-ФЗ.
Комментарий к статье 48
Статья 48 Кодекса была посвящена регулирующим доходам бюджетов - федеральным и региональным налогам и иным платежам, отчисляемым по нормативам (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты. Данная статья утратила силу в соответствии с Законом 2004 г. N 120-ФЗ.
Глава 7. ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
Статья 49. Утратила силу. - Федеральный закон от 20.08.2004 N 120-ФЗ.
Комментарий к статье 49
Статья 49 Кодекса устанавливала виды доходов федерального бюджета. В связи с принятием Закона 2004 г. N 120-ФЗ, внесшего изменения в Кодекс, наряду с прочим в части разграничения налоговых доходов между уровнями бюджетной системы РФ утратили силу и ст. 49, и ст. 55 Кодекса, устанавливавшая виды доходов бюджетов субъектов РФ, и ст. 60 Кодекса, устанавливавшая виды доходов местных бюджетов.
Статья 50. Налоговые доходы федерального бюджета
Комментарий к статье 50
Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 41 Кодекса), согласно ст. 13 части первой НК РФ (в ред. от 1 июля 2005 г.), к федеральным налогам и сборам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина. К специальным налоговым режимам в соответствии с п. 2 ст. 18 части первой НК РФ (в ред. от 29 июля 2004 г.) относятся: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); упрощенная система налогообложения; система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Статья 50 Кодекса о налоговых доходах федерального бюджета (как и ст. 56 Кодекса о налоговых доходах бюджетов субъектов РФ, и ст. 61 Кодекса о налоговых доходах местных бюджетов) изложена полностью в новой редакции в соответствии с Законом 2004 г. N 120-ФЗ. В результате внесенных изменений Кодексом (а не принимаемым ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете) установлены единые для каждого уровня бюджетной системы нормативы отчислений от федеральных налогов, что позволяет повысить предсказуемость и стабильность налоговых доходов каждого уровня бюджетной системы, создать стимулы для экономического развития территорий, повышения эффективности использования бюджетных средств.