Файл: БК_комм_Борисов_2008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 3698

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Комментарий к статье 69.2


1. Выше говорилось (см. комментарий к ст. 69.1 Кодекса), что исходя из выполнения государственных (муниципальных) заданий должны планироваться бюджетные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг. Это понятие предусматривалось ст. 176 ранее действовавшей редакции Кодекса, однако на практике эти нормы не применялись. С целью более четкой увязки между бюджетными ассигнованиями и оказываемыми за их счет государственными (муниципальными) услугами физическим и юридическим лицам Законом 2007 г. N 63-ФЗ в Кодекс включена комментируемая статья, конкретизирующая понятие "государственное (муниципальное) задание".

Как определено в ст. 6 Кодекса, государственное (муниципальное) задание - это документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг. Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает требования к содержанию государственного (муниципального) задания. Такие задания должны характеризовать объем, перечень, качество и условия оказания соответствующих услуг физическим и юридическим лицам, позволяя четко определить планируемые или отчетные результаты использования бюджетных средств.

2 - 4. Пункт 2 комментируемой статьи закрепляет обязательность учета государственного (муниципального) задания при планировании бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам. Аналогичная норма содержится в п. 3 ст. 174.2 Кодекса.

Согласно подп. 9 п. 1 ст. 158 Кодекса формирование государственных (муниципальных) заданий относится к бюджетным полномочиям главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств. Порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения его выполнения согласно п. п. 3 и 4 комментируемой статьи устанавливают соответственно Правительство РФ, высшие исполнительные ОГВ субъекта РФ и местные администрации муниципальных образований.

Нормы п. п. 3 и 4 комментируемой статьи согласуются с положениями ч. 5 ст. 4 Федерального закона "Об автономных учреждениях", согласно которым условия и порядок формирования задания учредителя и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются:

1) Правительством РФ в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;

2) высшим исполнительным ОГВ субъекта РФ в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;

3) местной администрацией в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.

В соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона "Об автономных учреждениях" учредитель осуществляет финансовое обеспечение выполнения задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки, а также финансовое обеспечение развития автономных учреждений в рамках программ, утвержденных в установленном порядке. В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества или особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.


В части 1 ст. 20 Федерального закона "Об автономных учреждениях" установлено, что объем финансового обеспечения выполнения задания, установленного учредителем государственному или муниципальному учреждению (бюджетному или автономному), не может зависеть от типа такого учреждения.

Необходимо иметь в виду, что положения п. п. 2 - 4 комментируемой статьи (как и соответствующие положения подп. 9 п. 1 ст. 158 и п. 3 ст. 174.2 Кодекса) в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ вступают в силу с 1 января 2009 г. При этом установлено, что до дня вступления в силу этих положений использование при составлении проектов бюджетов, формирование и финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий, а также раздельное планирование бюджетных ассигнований на исполнение действующих и принимаемых обязательств может осуществляться в случаях и порядке, устанавливаемых соответствующими финансовыми органами.


Статья 70. Обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений


Комментарий к статье 70


Комментируемая статья определяет перечень бюджетных ассигнований на обеспечение деятельности бюджетных учреждений, представляющих собой согласно ст. 69.1 Кодекса составную часть бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг. В ранее действовавшей редакции комментируемой статьи (т.е. до внесения изменения Законом 2007 г. N 63-ФЗ) говорилось о целях, исключительно на которые бюджетные учреждения вправе расходовать бюджетные средства.

В соответствии со ст. 144 Трудового кодекса РФ (в ред. от 30 июня 2006 г. <1>) системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2006. N 27. Ст. 2878.


в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. В соответствии с Федеральным законом от 4 февраля 1999 г. N 22-ФЗ "Об оплате труда работников федеральных государственных учреждений" <1> Постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2006 г. N 256 <2> с 1 мая 2006 г. установлена тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений в размере 1100 руб. и утверждены межразрядные тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений; в государственных учреждениях субъектов РФ - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1999. N 7. Ст. 869.

<2> СЗ РФ. 2006. N 18. Ст. 2015.


в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами ОМСУ.


Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном ст. 72 Кодекса.

Бюджетные учреждения обязаны уплачивать налоги и сборы, плательщиками которых они являются, в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, а также иные обязательные платежи в бюджетную систему РФ. В п. 3 ст. 41 Кодекса установлено, что доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, относятся к неналоговым доходам бюджетов только после уплаты таких налогов и сборов.

Возмещение вреда, причиненного бюджетным учреждением при осуществлении его деятельности, осуществляется в порядке, предусмотренном гл. 24.1 Кодекса.


Статья 71. Утратила силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ.


Комментарий к статье 71


Статья 71 Кодекса в ранее действовавшей редакции устанавливала, что все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 МРОТ осуществляются исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов. Тем самым статья позволяла бюджетным учреждениям, не являющимся государственными или муниципальными заказчиками, закупать товары, работы, услуги на ограниченную сумму. Статья утратила силу в связи с принятием Закона 2007 г. N 63-ФЗ. Соответственно, бюджетные учреждения вправе осуществлять закупки без заключения государственных или муниципальных контрактов только в случаях, предусмотренных законодательством РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд (см. комментарий к ст. 72 Кодекса).

При этом Закон о поставках для государственных и муниципальных нужд (п. 14 ч. 2 ст. 55 в ред. от 20 апреля 2007 г.) допускает возможность закупать товары, работы, услуги без заключения государственного или муниципального контракта (т.е. посредством заключения иного гражданско-правового договора) на сумму, не превышающую установленного Банком России предельного размера расчетов наличными деньгами в России между юридическими лицами по одной сделке. Такой предельный размер расчетов наличными деньгами установлен указанием Банка России от 20 июня 2007 г. N 1843-У <1> - 100 тыс. руб.

--------------------------------

<1> Вестник Банка России. 2007. N 39.


Статья 72. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд


Комментарий к статье 72


1. В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о поставках для государственных и муниципальных нужд законодательство РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (далее также - размещение заказа) основывается на положениях Гражданского кодекса РФ, комментируемого Кодекса и состоит из названного Закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. Там же установлено, что нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать настоящему Закону о поставках для государственных и муниципальных нужд.


Закон о поставках для государственных и муниципальных нужд, как определено в ч. 1 его ст. 1, регулирует отношения, связанные с размещением заказов, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории России при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Закон о поставках для государственных и муниципальных нужд согласно ч. 2 его ст. 1 (в ред. от 20 апреля 2007 г.) применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, за исключением случаев, если такие услуги оказываются международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является Россия, а также международными финансовыми организациями, с которыми Россия заключила международные договоры. Перечень указанных международных финансовых организаций утверждается Правительством РФ.

В части 3 ст. 1 Закона о поставках для государственных и муниципальных нужд предусмотрено, что особенности размещения государственного оборонного заказа, заказа на поставку материальных ценностей в государственный резерв могут устанавливаться иными федеральными законами. В частности, Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. N 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе" <1> согласно его преамбуле устанавливает общие правовые и экономические принципы, порядок формирования, размещения, финансирования и исполнения государственного оборонного заказа и регулирует отношения в этой области. Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" <2>, как сказано в его преамбуле, устанавливает общие принципы формирования, размещения, хранения, использования, пополнения и освежения запасов государственного материального резерва и регулирует отношения в данной области. Кроме того, до настоящего времени действует Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" <3>, который, как указано в его преамбуле (в ред. от 2 февраля 2006 г.), устанавливает общие правовые и экономические принципы и порядок формирования и исполнения на контрактной основе заказов на закупку и поставку товаров, работ, услуг для федеральных государственных нужд предприятиями, организациями и учреждениями независимо от форм собственности.


--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 6.

<2> СЗ РФ. 1995. N 1. Ст. 3.

<3> СЗ РФ. 1994. N 34. Ст. 3540.


2 - 3. Согласно п. 3 ст. 219 Кодекса путем заключения государственных (муниципальных) контрактов получателем бюджетных средств принимаются бюджетные обязательства. Там же установлено, что получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде) лимитов бюджетных обязательств.

Соответственно, по общему правилу, установленному в п. 2 комментируемой статьи, государственные (муниципальные) контракты подлежат заключению и оплате только в пределах лимитов бюджетных обязательств.

При этом непосредственно в п. 3 комментируемой статьи предусмотрены изъятия из данного правила. Речь идет о случаях, когда предметами государственного (муниципального) контракта являются:

поставка товаров в соответствии с государственной программой вооружения, утверждаемой Президентом РФ;

выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых составляет более трех лет (одного года - в случае утверждения закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ (решения о местном бюджете) на очередной финансовый год).

В указанных случаях государственные (муниципальные) контракты могут заключаться в пределах средств, установленных на соответствующие цели долгосрочными целевыми программами (проектами) и государственной программой вооружения, утверждаемой Президентом РФ, на срок реализации указанных программ (проектов). Государственные (муниципальные) контракты также могут заключаться в соответствии с решениями Правительства РФ, высшего исполнительного ОГВ субъекта РФ или местной администрации. Порядок принятия таких решений высшими исполнительными ОГВ субъектов РФ и местными администрациями устанавливает Правительство РФ.


Статья 73. Реестры закупок


Комментарий к статье 73


1. Комментируемая статья предусматривает ведение реестров закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов. Обязанность по ведению таких реестров возлагается на бюджетные учреждения, федеральные ОГВ, ОГВ субъектов РФ и ОМСУ, государственных и муниципальных заказчиков.

Статья 18 Закона о поставках для государственных и муниципальных нужд предусматривает ведение реестров государственных или муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов. Согласно ч. 1 указанной статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, ОМСУ, уполномоченные на ведение реестров государственных или муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, осуществляют ведение соответственно реестров государственных контрактов, заключенных от имени России и ее субъекта, муниципальных контрактов, заключенных от имени муниципального образования.