Файл: БК_комм_Борисов_2008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 3734

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

финансирование дефицитов соответствующих бюджетов. Государственные внутренние заимствования России осуществляются для финансирования ненефтегазового дефицита федерального бюджета, представляющего собой согласно п. 1 ст. 96.7 Кодекса разницу между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году;

погашение долговых обязательств соответственно России, субъекта РФ или муниципального образования.

3 - 4. В пункте 3 комментируемой статьи определено понятие государственных внутренних заимствований России, а в п. 4 статьи - понятие государственных внешних заимствований России. Говоря упрощенно, к первым относятся заимствования, по которым возникают долговые обязательства России в валюте РФ, ко вторым - заимствования, по которым возникают долговые обязательства России в иностранной валюте.

Пункт 4 комментируемой статьи, кроме того, определяет цели осуществления государственных внешних заимствований России: финансирование ненефтегазового дефицита федерального бюджета, а также погашение государственных долговых обязательств России.

Право осуществлять государственные внутренние и внешние заимствования России от имени России предоставлено Правительству РФ. При этом предусмотрено, что таким правом Правительство РФ может наделить Минфин России. Соответствующие полномочия Минфина России закреплены в ст. 165 Кодекса, а также в Положении о Минфине России.

5. Пункт 5 комментируемой статьи предусматривает право Правительства РФ (в случае наделения соответствующими полномочиями - Минфина России) осуществлять внутренние (внешние) заимствования с превышением установленного на соответствующий финансовый год федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период верхнего предела государственного внутреннего (внешнего) долга РФ.

Такие заимствования могут осуществляться в целях замещения внешних (внутренних) заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга РФ в рамках установленного на соответствующий финансовый год федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период общего объема государственного долга РФ (суммы внутреннего и внешнего долга).

Верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга России на конец очередного финансового года и каждого года планового периода согласно п. 2 ст. 199 Кодекса относится к основным характеристикам федерального бюджета.

Законом о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг. (ст. 1) утверждены:

верхний предел государственного внутреннего долга России на 1 января 2009 г. в сумме 1824700,7 млн. руб., на 1 января 2010 г. и на 1 января 2011 г. - 2275764,7 и 2856847,4 млн. руб. соответственно;


верхний предел государственного внешнего долга России на 1 января 2009 г. в сумме 43,3 млрд. долларов США, или 32,1 млрд. евро, на 1 января 2010 г. - 43,9 млрд. долларов США, или 32,3 млрд. евро, на 1 января 2011 г. - 45,0 млрд. долларов США, или 33,0 млрд. евро.

6. В п. 6 комментируемой статьи определено понятие государственных заимствований субъектов РФ. К таковым относятся:

государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени субъекта РФ, по которым возникают долговые обязательства субъекта РФ;

кредиты, привлекаемые в соответствии с положениями Кодекса в бюджет субъекта РФ от других бюджетов бюджетной системы РФ, кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства субъекта РФ.

Также определены понятия внутренних и внешних заимствований субъектов РФ. Говоря упрощенно, к первым относятся заимствования, по которым возникают долговые обязательства субъекта РФ в валюте РФ, ко вторым - заимствования, по которым возникают долговые обязательства субъекта РФ в иностранной валюте.

Целями осуществления государственных внешних заимствований субъекта РФ являются обеспечение погашения существующего государственного внешнего долга субъекта РФ и (или) финансирование дефицита бюджета субъекта РФ. Как говорилось выше, целями осуществления государственных внутренних заимствований субъекта РФ является финансирование дефицита бюджета субъекта РФ, а также погашение долговых обязательств субъекта РФ.

Государственные внутренние и внешние заимствования субъекта РФ осуществляются в соответствии с Кодексом и законами субъекта РФ. Право осуществлять государственные внутренние и внешние заимствования субъекта РФ от имени субъекта РФ принадлежит высшему исполнительному ОГВ субъекта РФ. Таким правом законом субъекта РФ может быть наделен финансовый орган субъекта РФ, т.е. орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий составление и организацию исполнения бюджета субъекта РФ.

Следует отметить, что в ранее действовавшей редакции Кодекса (т.е. до внесения изменений Законом 2007 г. N 63-ФЗ) об осуществлении субъектами РФ заимствований в иностранной валюте не говорилось вообще, что являлось одним из пробелов Кодекса.

7. Пункт 7 комментируемой статьи определяет понятие муниципальных заимствований. К таковым относятся:

муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, по которым возникают муниципальные долговые обязательства;

кредиты, привлекаемые в соответствии с положениями Кодекса в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы РФ и от кредитных организаций, по которым возникают муниципальные долговые обязательства.

Осуществление муниципальных заимствований предусмотрено в ст. 64 Закона о местном самоуправлении: муниципальные образования вправе привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг, в порядке, установленном представительным ОМСУ в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов федеральных ОГВ.


Как говорилось выше, целями осуществления муниципальных внутренних заимствований является финансирование дефицита местного бюджета, а также погашение долговых обязательств муниципального образования.

Муниципальные заимствования осуществляются в соответствии с Кодексом и уставом муниципального образования. Право осуществлять муниципальные заимствования от имени муниципального образования принадлежит местной администрации.


Статья 104. Заимствования и гарантии субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в иностранной валюте


Комментарий к статье 104


1. Закон 2007 г. N 63-ФЗ, изложивший комментируемую статью в новой редакции, восполнил имевшиеся ранее в Кодексе пробелы в части осуществления субъектами РФ внешних заимствований. Согласно п. 6 ст. 103 Кодекса государственные внешние заимствования субъектов РФ - это государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени субъекта РФ, и кредиты, привлекаемые в соответствии с положениями Кодекса в бюджет субъекта РФ от иностранных банков, по которым возникают долговые обязательства субъекта РФ, выраженные в иностранной валюте.

Выпуск внешних облигационных займов субъектов РФ регламентирован Кодексом и Законом о государственных и муниципальных ценных бумагах (Законом 2007 г. N 63-ФЗ в данный Закон также внесены соответствующие изменения).

В соответствии с п. 2 ст. 6 названного Закона обязательства субъекта РФ, возникшие в результате эмиссии соответствующих государственных ценных бумаг и составляющие внешний долг субъекта РФ, должны быть выражены в иностранной валюте. Условные денежные единицы и драгоценные металлы могут быть указаны в Генеральных условиях эмиссии и обращения государственных ценных бумаг, а также в реквизитах сертификатов в качестве соответствующей оговорки, на основании которой определяется величина платежа по данным ценным бумагам. Обязательства субъекта РФ, возникшие в результате эмиссии соответствующих государственных ценных бумаг, составляющие внешний долг и удостоверяющие право на получение доходов в денежной форме или погашение в денежной форме, подлежат оплате в иностранной валюте.

Там же установлено, что субъекты РФ могут осуществлять эмиссию государственных ценных бумаг, приводящую к образованию внешнего долга, при условии представления при государственной регистрации проспекта эмиссии государственных ценных бумаг сведений о доходах, расходах, размере дефицита бюджета и источниках его финансирования за три последних года, предшествующих указанной эмиссии.

Норма п. 1 комментируемой статьи, согласно которой выпуск внешних облигационных займов субъектов РФ осуществляется с учетом приоритета государственных внешних заимствований России, закреплена также и в п. 2 ст. 6 Федерального закона "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг".


Иные внешние заимствования, нежели выпуск внешних облигационных займов, осуществляются субъектами РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

Пункт 1 комментируемой статьи также содержит положения, определяющие цели, в которых субъекты РФ вправе осуществлять внешние заимствования. Применение данных положений зависит от доли межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в течение двух из трех последних отчетных лет в объеме собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ. Необходимо иметь в виду, что данные положения вступают в силу в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ только с 1 января 2011 г.

2 - 3. В силу п. 2 комментируемой статьи осуществление субъектами РФ и муниципальными образованиями заимствований у России в иностранной валюте, предоставление России гарантий в иностранной валюте возможно исключительно в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований). При этом в п. 4 комментируемой статьи установлено, что такие заимствования и предоставление таких гарантий не являются внешними заимствованиями и не приводят к образованию внешнего долга субъекта РФ, муниципального образования.

Как определено в ст. 6 Кодекса, целевой иностранный кредит (заимствование) - это форма финансирования проектов, включенных в программу государственных внешних заимствований РФ, которая предусматривает предоставление средств в иностранной валюте на возвратной и возмездной основе путем оплаты товаров, работ и услуг в соответствии с целями этих проектов. Целевые иностранные кредиты (заимствования) включают связанные кредиты иностранных государств, иностранных юридических лиц, а также нефинансовые кредиты международных финансовых организаций.

Там же определено, что:

связанные кредиты иностранных государств, иностранных юридических лиц - это форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок товаров, работ и услуг за счет средств иностранных государств, иностранных юридических лиц в основном в стране кредитора;

нефинансовые кредиты международных финансовых организаций - это форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок преимущественно на конкурсной основе товаров, работ и услуг в целях осуществления инвестиционных проектов или проектов структурных реформ при участии и за счет средств международных финансовых организаций.

4. Законом 2007 г. N 63-ФЗ установлено, что ограничения на заимствования, указанные в п. 4 комментируемой статьи, в период с 1 января 2008 г. по 1 января 2011 г. не распространяются на случаи, предусмотренные ст. 2 Закона 2000 г. N 116-ФЗ.

Статьей же 2 Закона 2000 г. N 116-ФЗ предусмотрено, что субъекты РФ, имеющие внешний долг на дату введения в действие указанного Закона (т.е. на 8 августа 2000 г.), могут осуществлять внешние заимствования при условии, что объем внешних заимствований субъекта РФ в текущем финансовом году не превышает объем обязательств по погашению основной суммы внешнего долга субъекта РФ в текущем финансовом году.


Там же предусмотрено, что объем внешних заимствований субъекта РФ может превышать объем обязательств по погашению основной суммы внешнего долга субъекта РФ за финансовый год при условии, что осуществляемые внешние заимствования:

направляются исключительно на сокращение объема внешнего долга субъекта РФ;

обеспечивают сокращение расходов на обслуживание долга;

приводят к отнесению сроков погашения внешнего долга на более поздние сроки.

С 1 января 2011 г. ст. 2 Закона 2000 г. N 116-ФЗ в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ утрачивает силу.


Статья 105. Реструктуризация долга


Комментарий к статье 105


1. Комментируемая статья регламентирует реструктуризацию долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг. Реструктуризация долга аналогична такому способу прекращения гражданско-правовых обязательств, как новация. Согласно п. 1 ст. 414 части первой ГК РФ обязательство прекращается соглашением сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения (новация). Статья 818 части второй ГК РФ предусматривает новацию долга в заемное обязательство: по соглашению сторон долг, возникший из купли-продажи, аренды имущества или иного основания, может быть заменен заемным обязательством; замена долга заемным обязательством осуществляется с соблюдением требований о новации (ст. 414 ГК РФ) и совершается в форме, предусмотренной для заключения договора займа (ст. 808 ГК РФ).

Проведение в соответствии с комментируемой статьей реструктуризации государственного или муниципального долга в программах государственных заимствований России, государственных заимствований субъектов РФ, муниципальных заимствований не отражается (п. 7 ст. 108, п. 2 ст. 110 и п. 2 ст. 110.1 Кодекса).

2 - 3. Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает возможность осуществления при реструктуризации частичного списания (сокращения) суммы основного долга.

В случае если сумма расходов на обслуживание реструктурируемого долга включается в общий объем реструктурируемых обязательств, то в соответствии с п. 3 комментируемой статьи данная сумма в объем расходов на обслуживание долгового обязательства в текущем финансовом году не включается.


Статья 106. Предельный объем заимствований субъектов Российской Федерации, муниципальных заимствований


Комментарий к статье 106


Комментируемая статья в действующей редакции устанавливает предельные объемы государственных заимствований субъектов РФ и предельные объемы муниципальных заимствований в текущем финансовом году: они не должны превышать сумму, направляемую в текущем финансовом году на финансирование дефицита соответствующего бюджета и (или) погашение долговых обязательств соответствующего бюджета.