Файл: БК_комм_Борисов_2008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 3728

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5. В п. 5 комментируемой статьи установлен порядок отчетности по операциям с нефтегазовыми доходами федерального бюджета:

операции с нефтегазовыми доходами федерального бюджета, со средствами Резервного фонда и средствами Фонда национального благосостояния подлежат отражению в отчете об исполнении федерального бюджета;

Правительство РФ обязано составлять и представлять в составе отчетности об исполнении федерального бюджета в Государственную Думу и Совет Федерации ежеквартальный и годовой отчеты о поступлении и использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета, формировании и использовании средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а также ежеквартальный и годовой отчеты об управлении средствами указанных фондов.

6. Пункт 6 комментируемой статьи в развитие закрепленного в ст. 36 Кодекса принципа прозрачности (открытости) возлагает на Минфин России обязанность по ежемесячному опубликованию сведений:

о поступлении и использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета в отчетном месяце;

о величине активов Резервного фонда и Фонда национального благосостояния на начало отчетного месяца, зачисления средств в указанные фонды, их размещении и использовании в отчетном месяце.


Глава 14. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ДОЛГ


Статья 97. Государственный долг Российской Федерации


Комментарий к статье 97


Государственный долг России возникает прежде всего в результате государственных заимствований России, под которыми согласно п. 1 ст. 103 Кодекса понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени России, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы РФ, кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства России.

Другой составляющей частью государственного долга России являются долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Россией. Из общего определения понятия "государственная или муниципальная гарантия", данного в ст. 6 Кодекса, следует, что государственная гарантия России - это вид долгового обязательства, в силу которого Россия (гарант) обязана при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств федерального бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром. Необходимо иметь в виду, что в соответствии с изменениями, внесенными Законом 2007 г. N 63-ФЗ, государственные (муниципальные) гарантии исключены из определения заимствований ввиду их разной экономической сути.


Третьей составляющей государственного долга России являются долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов РФ об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие Кодекса. Речь идет, наряду с прочим, об обязательствах бывшего Союза ССР, принятых на себя Россией.


Статья 98. Структура государственного долга Российской Федерации, виды и срочность долговых обязательств Российской Федерации


Комментарий к статье 98


1. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 19 Кодекса), ранее действовавшая бюджетная классификация РФ (т.е. до внесения в Кодекс изменений Законом 2007 г. N 63-ФЗ) включала классификацию видов государственных внутренних долгов России, субъектов РФ, муниципальных образований и классификацию видов государственного внешнего долга России.

Указанные классификации исключены из состава бюджетной классификации РФ. Соответственно, Законом 2007 г. N 63-ФЗ внесены изменения в комментируемую статью, которая ранее предусматривала лишь формы государственного долга России.

В действующей редакции п. 1 комментируемой статьи воспроизведена норма, ранее содержавшаяся в ст. ст. 8 и 9 Закона о бюджетной классификации применительно к классификациям государственных внутреннего и внешнего долгов России.

2. В пункте 2 комментируемой статьи непосредственно указаны формы долговых обязательств России, предопределенные понятием государственного долга России, данным в ст. 97 Кодекса, и понятием государственных заимствований России, данным в ст. 103 Кодекса. Выше говорилось (см. комментарий к ст. 97 Кодекса), что в соответствии с изменениями, внесенными Законом 2007 г. N 63-ФЗ, государственные (муниципальные) гарантии исключены из определения заимствований ввиду их разной экономической сути.

3. Пункт 3 комментируемой статьи определяет виды долговых обязательств России в зависимости от срока, на который они приняты:

краткосрочные - на срок менее одного года;

среднесрочные - на срок от одного года до пяти лет;

долгосрочные - на срок от пяти до 30 лет включительно.

4. Утвержденная приложением 9 к Закону о бюджетной классификации классификация видов государственных внутренних долгов России и субъектов РФ, видов муниципального долга включала:

целевой заем 1990 г.;

целевые вклады и чеки на автомобили;

государственный внутренний заем Российской Федерации 1991 г.;

российский внутренний выигрышный заем 1992 г.;

государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО);

задолженность по централизованным кредитам и начисленным процентам организаций агропромышленного комплекса и организаций, осуществляющих завоз продукции в районы Крайнего Севера, переоформленная в вексель Минфина России;

государственные гарантии;

облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК);


облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД);

индексация вкладов населения;

облигации государственных нерыночных займов (ОГНЗ);

облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФК);

кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени России;

кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени субъекта РФ;

государственные ценные бумаги субъектов РФ;

государственные гарантии, предоставленные субъектами РФ;

задолженность третьих лиц, переоформленная в государственный долг субъекта РФ;

кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени муниципального образования;

муниципальные ценные бумаги;

муниципальные гарантии;

задолженность третьих лиц, переоформленная в муниципальный долг;

прочие государственные ценные бумаги РФ;

государственные сберегательные облигации (ГСО);

облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД).

5. Утвержденная приложением 10 к Закону о бюджетной классификации классификация видов государственных внешних долгов России и субъектов РФ, а также государственных внешних активов России в отношении внешних долгов России включала:

100000 Государственный внешний долг России (включая обязательства бывшего СССР, принятые Россией);

111000 по кредитам правительств иностранных государств, полученным федеральным бюджетом, в том числе по связанным кредитам, полученным под государственную гарантию России;

111001 задолженность официальным кредиторам Парижского клуба;

111002 задолженность кредиторам, не являющимся членами Парижского клуба;

111003 задолженность бывшим странам СЭВ;

112000 по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм, в том числе:

112001 задолженность кредиторам Лондонского клуба;

112002 коммерческая задолженность;

113000 по кредитам международных финансовых организаций;

114000 государственные ценные бумаги РФ, указанные в иностранной валюте, в том числе:

114001 еврооблигационные займы;

114002 по облигациям внутреннего государственного валютного займа и облигациям государственного валютного займа 1999 г.;

115000 по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным Минфину России за счет средств Банка России;

116000 государственные гарантии в иностранной валюте, в том числе:

116001 государственные гарантии РФ в иностранной валюте;

116002 государственные гарантии субъектов РФ в иностранной валюте.


Статья 98.1. Прекращение долговых обязательств Российской Федерации, выраженных в валюте Российской Федерации, и их списание с государственного долга Российской Федерации


Комментарий к статье 98.1


1. Комментируемая статья введена Законом 2007 г. N 63-ФЗ и содержит новые для Кодекса положения, предусматривающие списание с государственного внутреннего долга России долговых обязательств, не предъявленных к погашению кредитором в течение срока исковой давности, установленного законодательством РФ (следует обратить внимание на то, что в статье идет речь о прекращении только внутренних долговых обязательств России, т.е. обязательств, выраженных в валюте России). В то же время другой новеллой Закона 2007 г. N 63-ФЗ является норма п. 4 ст. 93.4 Кодекса, определяющая виды требований России, на которые исковая давность не распространяется.


Понятие исковой давности определено в ст. 195 части первой ГК РФ: исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

Соответственно, в случае если кредитор в течение данного срока не предъявит к погашению долговое обязательство России, т.е. не совершит определенные условиями обязательства и (или) нормативными правовыми актами действия, то долговое обязательство считается полностью прекращенным и списывается с государственного внутреннего долга РФ. При этом указанный срок исчисляется с даты, следующей за датой погашения, предусмотренной условиями долгового обязательства либо соответствующими федеральными законами.

Такое долговое обязательство России, как государственная гарантия России, считается полностью прекращенным и списывается с государственного внутреннего долга РФ по истечении срока данной гарантии. В целях увязки с нормами ст. 115 Кодекса, регламентирующей наряду с прочим вопросы прекращения обязательств по государственным и муниципальным гарантиям, Законом 2007 г. N 247-ФЗ в п. 1 комментируемой статьи включено уточнение, согласно которому долговое обязательство России считается прекращенным и в иных случаях, предусмотренных указанной статьей 115.

При этом допускается, что федеральными законами могут быть предусмотрены изъятия из данных правил. Такие изъятия, в частности, установлены непосредственно в п. 4 комментируемой статьи.

2 - 3. Согласно п. 2 комментируемой статьи решение о списании с государственного внутреннего долга РФ прекращенного долгового обязательства России оформляется путем издания Минфином России акта о списании с государственного внутреннего долга РФ долговых обязательств, выраженных в валюте РФ.

Как установлено в п. 3 комментируемой статьи, при списании с государственного внутреннего долга РФ уменьшается объем государственного внутреннего долга РФ по видам списываемых государственных долговых обязательств, выраженных в валюте РФ, на сумму их списания. В источниках финансирования дефицита федерального бюджета данные суммы не отражаются, что является изъятием из общего правила п. 3 ст. 113 Кодекса, согласно которому погашение основной суммы долга России, долга субъекта РФ, муниципального долга, возникшего из государственных или муниципальных заимствований, учитывается в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета путем уменьшения объема источников финансирования дефицита соответствующего бюджета.

4. Пункт 1 комментируемой статьи, устанавливая списание с государственного внутреннего долга России долговых обязательств, не предъявленных к погашению кредитором в течение срока исковой давности, допускает, что федеральными законами могут быть предусмотрены изъятия из данного правила. Такие изъятия и предусмотрены непосредственно в п. 4 комментируемой статьи - правило о списании долгового обязательства России не распространяется на обязательства по кредитным соглашениям и на долговые обязательства России перед субъектами РФ и муниципальными образованиями. Иными федеральными законами, нежели Кодекс, могут быть предусмотрены и другие случаи, когда правило о списании долгового обязательства России не применяется.


5. Списание с государственного внутреннего долга РФ реструктурированных, а также погашенных (выкупленных) долговых обязательств России осуществляется в общем порядке, предусмотренном в ст. ст. 105 и 113 Кодекса соответственно.

6. Пункт 6 комментируемой статьи предоставляет право Минфину России как эмитенту государственных ценных бумаг РФ признавать досрочно погашенными выкупленные или переоформленные в полном объеме выпуски государственных ценных бумаг РФ, с которыми Минфин России не планирует проведение в дальнейшем каких-либо операций.


Статья 99. Структура государственного долга субъекта Российской Федерации, виды и срочность долговых обязательств субъекта Российской Федерации


Комментарий к статье 99


1. Выше говорилось (см. комментарий к ст. 19 Кодекса), что ранее действовавшая бюджетная классификация РФ (т.е. до внесения в Кодекс изменений Законом 2007 г. N 63-ФЗ) включала классификацию видов государственных внутренних долгов России, субъектов РФ, муниципальных образований и классификацию видов государственного внешнего долга России (при этом в Законе о бюджетной классификации говорилось о классификации видов государственных внешних долгов не только России, но и субъектов РФ).

Указанные классификации исключены из состава бюджетной классификации РФ. Соответственно, Законом 2007 г. N 63-ФЗ внесены изменения в комментируемую статью, которая ранее предусматривала лишь формы государственного долга субъекта РФ. Кроме того, в статье ничего не говорилось о внешнем долге субъекта РФ.

В действующей редакции п. 1 комментируемой статьи воспроизведена норма, ранее содержавшаяся в ст. ст. 8 и 9 Закона о бюджетной классификации применительно к классификациям государственных внутреннего и внешнего долгов субъектов РФ.

2 - 3. Государственный долг субъекта РФ возникает прежде всего в результате государственных заимствований субъекта РФ, под которыми согласно п. 6 ст. 103 Кодекса понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени субъекта РФ, и кредиты, привлекаемые в соответствии с положениями Кодекса в бюджет субъекта РФ от других бюджетов бюджетной системы РФ, кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства субъекта РФ.

Другой составляющей частью государственного долга субъекта РФ являются долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным субъектом РФ. Из общего определения понятия "государственная или муниципальная гарантия", данного в ст. 6 Кодекса, следует, что государственная гарантия субъекта РФ - это вид долгового обязательства, в силу которого субъект РФ (гарант) обязан при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств бюджета субъекта РФ в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром. Необходимо иметь в виду, что в соответствии с изменениями, внесенными Законом 2007 г. N 63-ФЗ, государственные (муниципальные) гарантии исключены из определения заимствований ввиду их разной экономической сути.