Файл: БК_комм_Борисов_2008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 3735

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Соответственно, в п. 2 комментируемой статьи указаны непосредственно формы долговых обязательств субъекта РФ, предопределенные понятием государственного долга субъекта РФ и понятием государственных заимствований субъекта РФ. При этом прямо установлено, что долговые обязательства субъекта РФ в иных видах существовать не могут.

4 - 5. Ранее классификация видов государственных внутренних долгов субъектов РФ была утверждена приложением 9 к Закону о бюджетной классификации (см. комментарий к ст. 98 Кодекса).

Утвержденная приложением 10 к Закону о бюджетной классификации классификация видов государственных внешних долгов России и субъектов РФ, а также государственных внешних активов России в отношении внешних долгов субъектов РФ включала:

200000 внешний долг субъекта РФ;

211000 по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм;

212000 по кредитам международных финансовых организаций;

213000 государственные ценные бумаги субъектов РФ, указанные в иностранной валюте.

6. Пункт 6 комментируемой статьи определяет виды долговых обязательств субъекта РФ в зависимости от срока, на который они приняты:

краткосрочные - на срок менее одного года;

среднесрочные - на срок от одного года до пяти лет;

долгосрочные - на срок от пяти до 30 лет включительно.

Аналогичная группировка установлена в п. 3 ст. 98 Кодекса в отношении долговых обязательств России.


Статья 99.1. Прекращение долговых обязательств субъекта Российской Федерации, выраженных в валюте Российской Федерации, и их списание с государственного долга субъекта Российской Федерации


Комментарий к статье 99.1


1 - 5. Комментируемая статья введена Законом 2007 г. N 63-ФЗ и содержит новые для Кодекса положения, предусматривающие списание с государственного внутреннего долга субъекта РФ долговых обязательств, в случае если они не предъявлены к погашению кредиторами в течение срока исковой давности, установленного законодательством РФ, а также в случае истечения срока государственной гарантии субъекта РФ.

Нормы комментируемой статьи аналогичны положениям ст. 98.1 Кодекса, предусматривающим в аналогичных случаях списание долговых обязательств России с государственного внутреннего долга России. В качестве особенностей, предусмотренных комментируемой статьей, следует отметить лишь два момента:

законами субъектов РФ могут быть предусмотрены изъятия из правила о списании с государственного внутреннего долга субъекта РФ долговых обязательств в случае, если они не предъявлены к погашению кредиторами в течение срока исковой давности, установленного законодательством РФ, а также в случае истечения срока государственной гарантии субъекта РФ;

решение о списании с государственного внутреннего долга субъекта РФ оформляется путем издания нормативного правового акта высшего исполнительного ОГВ субъекта РФ о списании с государственного внутреннего долга субъекта РФ долговых обязательств, выраженных в валюте РФ (следует отметить, что не вполне понятна необходимость издания именно нормативного правового акта, тем более что в п. 2 ст. 98.1 Кодекса речь идет просто об акте).


6. Пункт 6 комментируемой статьи предоставляет право эмитенту государственных ценных бумаг субъекта РФ признавать досрочно погашенными выкупленные в полном объеме выпуски государственных ценных бумаг субъекта РФ, с которыми эмитент не планирует проведение в дальнейшем каких-либо операций. Аналогичная норма содержится в п. 6 ст. 98.1 Кодекса в отношении государственных ценных бумаг РФ, с той лишь разницей, что в указанной норме говорится не только о выкупленных, но и о переоформленных ценных бумагах РФ.


Статья 100. Структура муниципального долга, виды и срочность муниципальных долговых обязательств


Комментарий к статье 100


1. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 19 Кодекса), ранее действовавшая бюджетная классификация РФ (т.е. до внесения в Кодекс изменений Законом 2007 г. N 63-ФЗ) включала классификацию видов государственных внутренних долгов России, субъектов РФ, муниципальных образований. Указанная классификация исключена из состава бюджетной классификации РФ. Соответственно, Законом 2007 г. N 63-ФЗ внесены изменения в комментируемую статью, которая ранее предусматривала лишь формы муниципального долга. В действующей редакции п. 1 комментируемой статьи воспроизведена норма, ранее содержавшаяся в ст. 8 Закона о бюджетной классификации применительно к классификации видов муниципальных долгов.

2 - 3. Муниципальный долг возникает прежде всего в результате муниципальных заимствований, под которыми согласно п. 7 ст. 103 Кодекса понимаются муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, и кредиты, привлекаемые в соответствии с положениями Кодекса в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы РФ и от кредитных организаций, по которым возникают муниципальные долговые обязательства.

Другой составляющей частью муниципального долга являются долговые обязательства по муниципальным гарантиям, предоставленным Россией. Из общего определения понятия "государственная или муниципальная гарантия", данного в ст. 6 Кодекса, следует, что муниципальная гарантия - это вид долгового обязательства, в силу которого муниципальное образование (гарант) обязано при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств местного бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром. Необходимо иметь в виду, что в соответствии с изменениями, внесенными Законом 2007 г. N 63-ФЗ, государственные (муниципальные) гарантии исключены из определения заимствований ввиду их разной экономической сути.


Соответственно в п. 2 комментируемой статьи указаны непосредственно формы муниципальных долговых обязательств, предопределенные понятием муниципального долга и понятием муниципальных заимствований. При этом прямо установлено, что долговые обязательства муниципального образования в иных видах существовать не могут.

Ранее классификация видов муниципального долга была утверждена приложением 9 к Закону о бюджетной классификации (см. комментарий к ст. 98 Кодекса).

4. Пункт 4 комментируемой статьи определяет виды долговых обязательств муниципального образования в зависимости от срока, на который они приняты:

краткосрочные - на срок менее одного года;

среднесрочные - на срок от одного года до пяти лет;

долгосрочные - на срок от пяти до 10 лет включительно.

Аналогичная группировка установлена в п. 3 ст. 98 Кодекса в отношении долговых обязательств России и в п. 6 ст. 99 Кодекса в отношении долговых обязательств субъекта РФ. Исключение составляет лишь верхний предел долгосрочных долговых обязательств России и субъекта РФ - 30 лет.


Статья 100.1. Прекращение муниципальных долговых обязательств, выраженных в валюте Российской Федерации, и их списание с муниципального долга


Комментарий к статье 100.1


1 - 5. Комментируемая статья введена Законом 2007 г. N 63-ФЗ и содержит новые для Кодекса положения, предусматривающие списание с муниципального долга долговых обязательств в случае, если они не предъявлены к погашению кредиторами в течение срока исковой давности, установленного законодательством РФ, а также в случае истечения срока муниципальной гарантии.

Нормы комментируемой статьи аналогичны положениям ст. ст. 98.1 и 99.1 Кодекса, предусматривающих в аналогичных случаях списание долговых обязательств России с государственного внутреннего долга России и долговых обязательств субъекта РФ с государственного внутреннего долга субъекта РФ. В качестве особенностей, предусмотренных комментируемой статьей, следует отметить лишь два момента:

муниципальными правовыми актами представительных органов муниципального образования могут быть предусмотрены изъятия из правила о списании с муниципального долга долговых обязательств в случае, если они не предъявлены к погашению кредиторами в течение срока исковой давности, установленного законодательством РФ, а также в случае истечения срока муниципальной гарантии;

решение о списании с муниципального долга оформляется путем издания муниципального правового акта местной администрации о списании с муниципального долга муниципальных долговых обязательств, выраженных в валюте РФ.

6. Пункт 6 комментируемой статьи предоставляет право эмитенту муниципальных ценных бумаг признавать досрочно погашенными выкупленные в полном объеме выпуски муниципальных ценных бумаг, с которыми эмитент не планирует проведение в дальнейшем каких-либо операций. Аналогичная норма содержится в п. 6 ст. 98.1 Кодекса в отношении государственных ценных бумаг РФ и в п. 6 ст. 99.1 Кодекса в отношении государственных ценных бумаг субъекта РФ, с той лишь разницей, что в п. 6 ст. 98.1 Кодекса говорится не только о выкупленных, но и о переоформленных ценных бумагах РФ.



Статья 101. Управление государственным и муниципальным долгом


Комментарий к статье 101


1. Осуществление управления государственным внутренним и внешним долгом России закреплено в качестве одного из полномочий Правительства РФ в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики в ст. 15 Закона о Правительстве РФ.

Полномочие Минфина России на осуществление в установленном порядке управления государственным долгом России закреплено в ст. 165 Кодекса, а также в п. 5.3.14 Положения о Минфине России.

2. В соответствии с подп. 34 п. 2 ст. 26.3 Закона об организации органов власти субъектов РФ (в ред. от 4 июля 2003 г.) привлечение субъектом РФ заемных средств, а также обслуживание и погашение внутренних и внешних долгов субъекта РФ отнесено к полномочиям ОГВ субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Полномочия высшего исполнительного ОГВ субъекта РФ по управлению государственным долгом субъекта РФ охватываются таким общим полномочием указанного органа, закрепленным в п. 1 ст. 21 Закона об организации органов власти субъектов РФ, как участие в проведении единой государственной политики в области финансов.

Как предусмотрено в п. 2 комментируемой статьи, управление государственным долгом субъекта РФ может осуществляться финансовым органом субъекта РФ, т.е. органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета субъекта РФ. Полномочием на управление государственным долгом субъекта РФ финансовый орган субъекта РФ наделяется в соответствии с законом субъекта РФ.

3. Как установлено в ч. 2 ст. 52 Закона о местном самоуправлении, ОМСУ обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.


Статья 102. Ответственность по долговым обязательствам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований


Комментарий к статье 102


1. До внесения изменений Законом 2007 г. N 63-ФЗ норма п. 1 комментируемой статьи содержалась в соответствующих положениях п. 2 ст. 97 (в отношении долговых обязательств России), п. 2 ст. 99 (в отношении долговых обязательств субъекта РФ) и п. 2 ст. 100 (в отношении долговых обязательств муниципальных образований).

Как определено в п. 4 ст. 214 части первой ГК РФ, государственную казну России, казну республики в составе России, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа составляют средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями. Муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования согласно п. 3 ст. 215 ГК РФ составляют средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями.


2 - 4. Положения п. п. 2 - 4 комментируемой статьи об ответственности по долговым обязательствам России, ее субъектов, муниципальных образований согласуются с общими гражданско-правовыми нормами ст. 126 части первой ГК РФ об ответственности по обязательствам России, ее субъекта, муниципального образования:

Россия не отвечает по обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований (п. 4);

субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам России (п. 5);

данные правила не распространяются на случаи, когда Россия приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта РФ, муниципального образования или юридического лица либо указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам России (п. 6).


Статья 103. Осуществление государственных и муниципальных заимствований


Комментарий к статье 103


1. В пункте 1 комментируемой статьи определено понятие государственных заимствований. К таковым относятся:

государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени России, по которым возникают долговые обязательства России;

кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы РФ, кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства России.

Как определено в ст. 6 Кодекса, целевой иностранный кредит (заимствование) - это форма финансирования проектов, включенных в программу государственных внешних заимствований РФ, которая предусматривает предоставление средств в иностранной валюте на возвратной и возмездной основе путем оплаты товаров, работ и услуг в соответствии с целями этих проектов. Целевые иностранные кредиты (заимствования) включают связанные кредиты иностранных государств, иностранных юридических лиц, а также нефинансовые кредиты международных финансовых организаций.

Там же определено, что:

связанные кредиты иностранных государств, иностранных юридических лиц - это форма привлечения средств на возвратной и возмездной основе для закупок товаров, работ и услуг за счет средств иностранных государств, иностранных юридических лиц в основном в стране кредитора;

нефинансовые кредиты международных финансовых организаций - это форма привлечения средств на возвратной и возмездной основе для закупок преимущественно на конкурсной основе товаров, работ и услуг в целях осуществления инвестиционных проектов или проектов структурных реформ при участии и за счет средств международных финансовых организаций.

2. Пункт 2 комментируемой статьи определяет цели осуществления государственных и муниципальных внутренних заимствований, т.е. заимствований, по которым возникают долговые обязательства субъекта РФ в валюте РФ: