Файл: БК_комм_Борисов_2008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 3715

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2007. N 40. Ст. 4717.


Следует также упомянуть о том, что Приказом Минэкономразвития РФ и Минфина РФ от 23 мая 2006 г. N 139/82н утверждена Методика расчета показателей и применения критериев эффективности инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации <1>.

--------------------------------

<1> СПС "КонсультантПлюс".


Статья 179.3. Ведомственные целевые программы


Комментарий к статье 179.3


Комментируемая статья, введенная Законом 2007 г. N 63-ФЗ, устанавливает понятие ведомственных целевых программ.

Постановлением Правительства РФ от 19 апреля 2005 г. N 239 утверждено Положение о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ <1>, которое определяет порядок разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ, направленных на осуществление субъектами бюджетного планирования государственной политики в установленных сферах деятельности, обеспечение достижения целей и задач социально-экономического развития, повышение результативности расходов федерального бюджета. Однако указанное Постановление Правительства РФ нуждается в приведении его в соответствие с изменениями, внесенными в Кодекс Законом 2007 г. N 63-ФЗ.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2005. N 17. Ст. 1571.


Порядок разработки, утверждения и реализации региональных ведомственных целевых программ устанавливает высший орган исполнительной власти субъекта РФ, а местных ведомственных целевых программ - местная администрация.


Статья 180. Утратила силу. - Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ.


Комментарий к статье 180


Статья 180 Кодекса, утратившая силу в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ, устанавливала соотношение закона о бюджете и других законов. Выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств регламентировано нормой п. 2 ст. 83 действующей редакции Кодекса.


Статья 181. Утратила силу. - Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ.


Комментарий к статье 181


Статья 181 Кодекса, определявшая перечень показателей, представляемых для рассмотрения и утверждения в проекте закона (решения) о бюджете, утратила силу в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ. Перечень указанных показателей установлен в ст. 184.1 Кодекса, введенной этим же Законом в гл. 21 Кодекса.


Статья 182. Утратила силу. - Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ.


Комментарий к статье 182


В статье 182 Кодекса, утратившей силу в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ, устанавливался перечень документов и материалов, составляемых одновременно с проектом бюджета. Перечень указанных документов и материалов установлен в ст. 184.2 Кодекса, введенной этим же Законом в гл. 21 Кодекса.


Статья 183. Утратила силу. - Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ.



Комментарий к статье 183


Статья 183 Кодекса, утратившая силу в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ, определяла перечень исходных макроэкономических показателей для составления проекта бюджета (объем и темп роста ВВП, уровень инфляции). Данные показатели, являющиеся основой формирования основных характеристик федерального бюджета, согласно действующей редакции ст. 199 Кодекса подлежат обсуждению при рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении.


Статья 184. Порядок и сроки составления проектов бюджетов


Комментарий к статье 184


1 - 3. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 169 Кодекса), в соответствии с изменениями, внесенными Законом 2007 г. N 63-ФЗ, в Кодексе реализован принцип рамочного законодательного регулирования основ составления проекта бюджета с закреплением полномочий по установлению конкретного порядка составления бюджетов за исполнительными органами соответствующего уровня власти:

порядок составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов федеральных ГВБФ устанавливает Правительство РФ в соответствии с положениями Кодекса;

порядок составления проекта бюджета субъекта РФ и проектов бюджетов территориальных ГВБФ устанавливает высший исполнительный ОГВ субъекта РФ в соответствии с положениями Кодекса и принимаемыми с соблюдением его требований законами субъектов РФ;

порядок составления проекта местного бюджета устанавливает местная администрация муниципального образования в соответствии с Кодексом и принимаемыми с соблюдением его требований муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Комментируемая статья, воспроизводя данные нормы п. 2 ст. 169 Кодекса, дополняет их в части того, что исполнительные органы соответствующего уровня власти устанавливают не только конкретный порядок, но и сроки составления проектов бюджетов.

Кроме того, в п. 1 комментируемой статьи установлены требования к порядку и срокам составления проекта федерального бюджета и бюджетов федеральных ГВБФ:

для согласования показателей прогноза социально-экономического развития России, бюджетных проектировок на очередной финансовый год и плановый период и показателей сводного финансового баланса России должна создаваться комиссия. Порядок создания такой комиссии устанавливает Правительство РФ;

Минфин России, т.е. орган, уполномоченный на непосредственное составление проекта федерального бюджета (см. комментарий к ст. 171 Кодекса), обязан внести проект федерального закона о федеральном бюджете в Правительство РФ не позднее 15 дней до дня внесения проекта указанного закона в Государственную Думу. Согласно п. 1 ст. 192 Кодекса проект федерального закона о федеральном бюджете должен быть внесен Правительством РФ на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу не позднее 26 августа текущего года;


уполномоченный орган обязан внести проект федерального закона о бюджете федерального ГВБФ в Правительство РФ не позднее 15 дней до дня внесения проекта указанного закона в Государственную Думу. В соответствии с п. 5 ст. 192 Кодекса проекты федеральных законов о бюджетах федеральных ГВБФ вносятся Правительством РФ в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете.

Следует отметить, что в связи с принятием Закона 2007 г. N 63-ФЗ утрачивает свою практическую значимость Постановление Правительства РФ от 6 марта 2005 г. N 118, которым утверждено Положение о разработке перспективного финансового плана Российской Федерации и проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.


Раздел VII. РАССМОТРЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ БЮДЖЕТОВ


Глава 21. ОСНОВЫ РАССМОТРЕНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ БЮДЖЕТОВ


Статья 184.1. Общие положения


Комментарий к статье 184.1


1 - 3. Комментируемая статья, введенная Законом 2007 г. N 63-ФЗ, существенно расширяет общие (рамочные) требования к рассмотрению и утверждению бюджетов. Так, введены единые для бюджетов бюджетной системы РФ требования к составу утверждаемых законом (решением) о бюджете показателей. При этом законодательным (представительным) органам власти предоставлено право детализировать указанные требования применительно к соответствующим бюджетам. В пункте 2 ст. 187 Кодекса установлено, что порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения, определенный законом субъекта РФ, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, должен в обязательном порядке предусматривать утверждение указанным законом (решением) показателей и характеристик (приложений) в соответствии с комментируемой статьей.

Согласно п. 1 комментируемой статьи в законе (решении) о бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета. При этом прямо определено, что к таковым относятся общий объем доходов бюджета, общий объем расходов и дефицит (профицит) бюджета.

В случае если в законе (решении) о бюджете предусматриваются доходы, нормативы распределения которых между бюджетами бюджетной системы РФ не установлены бюджетным законодательством РФ, то в соответствии с п. 2 комментируемой статьи нормативы распределения таких доходов должны содержаться в законе (решении) о бюджете. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. ст. 50 и 51 Кодекса), применительно к федеральному бюджету нормативы распределения таких доходов утверждены согласно приложению 1 к Закону о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг.

Пункт 3 комментируемой статьи содержит перечень сведений и показателей бюджета, которые должны быть установлены в законе (решении) о бюджете. Данный перечень не является исчерпывающим: законом (решением) о бюджете могут быть предусмотрены и иные показатели бюджета, установленные соответственно уровню бюджета Кодексом, законом субъекта РФ, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.


4. В пункте 4 комментируемой статьи определен метод утверждения проекта закона (решения) о бюджете в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период: бюджет утверждается путем изменения параметров планового периода утвержденного бюджета и добавления к ним параметров второго года планового периода проекта бюджета.

Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 169 Кодекса), данное положение представляет собой применение в соответствии с изменениями, внесенными Законом 2007 г. N 63-ФЗ, в бюджетном планировании широко известного в международной практике метода "скользящей трехлетки", при котором ранее утвержденные проектировки второго и третьего года трехлетнего периода становятся основной следующего бюджета с ежегодным добавлением к ним проектировок нового третьего года. При этом утверждение законом проектировок на второй и третий годы не означает запрета на их корректировку в следующем бюджетном цикле. Однако эти изменения не должны ухудшать положение главных распорядителей бюджетных средств и получателей межбюджетных трансфертов. Таким образом, по мнению авторов проекта Закона 2007 г. N 63-ФЗ, "скользящая трехлетка" обеспечивает, с одной стороны, стабильность и предсказуемость бюджетных проектировок и, с другой стороны, возможность их реагирования на меняющуюся ситуацию, реструктуризацию обязательств, реализацию новых приоритетов бюджетной политики.

Пункт 4 комментируемой статьи определяет уровень нормативных правовых актов, в соответствии с которыми осуществляется изменение параметров планового периода бюджета соответствующего уровня: федерального бюджета и бюджетов федеральных ГВБФ - в соответствии с Кодексом; бюджета субъекта РФ и бюджета территориального ГВБФ - в соответствии с законом субъекта РФ; местного бюджета - в соответствии с муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.

При этом в п. 4 комментируемой статьи предусмотрены два способа изменения показателей ведомственной структуры расходов бюджета субъекта РФ, бюджета территориального ГВБФ, местного бюджета: путем увеличения или сокращения утвержденных бюджетных ассигнований и путем включения в ведомственную структуру расходов бюджетных ассигнований по дополнительным целевым статьям и (или) видам расходов соответствующего бюджета.

5. В пункте 5 комментируемой статьи определено понятие "условно утвержденные расходы", введенное Законом 2007 г. N 63-ФЗ в целях повышения устойчивости бюджета: под такими расходами понимаются не распределенные в плановом периоде по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов в ведомственной структуре расходов бюджета бюджетные ассигнования.

В соответствии с п. 3 статьи общий объем условно утверждаемых (утвержденных) расходов в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период устанавливается на первый год планового периода в объеме не менее 2,5% общего объема расходов бюджета, на второй год планового периода в объеме не менее 5% общего объема расходов бюджета. По мнению авторов проекта Закона 2007 г. N 63-ФЗ, это позволит создать резерв на случай непредвиденного сокращения доходов, который в случае подтверждения прогноза доходов может быть использован для принятия новых обязательств в очередном бюджетном цикле.


Как установлено в п. 2 ст. 213 Кодекса, в случае сокращения общего объема доходов федерального бюджета в плановом периоде (за исключением нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния) объем условно утвержденных расходов подлежит соответствующему сокращению. Там же предусмотрено, что в случае увеличения общего объема доходов федерального бюджета в плановом периоде (за исключением нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния) указанное увеличение относится на соответствующее увеличение условно утвержденных расходов (при условии, что федеральный бюджет на очередной финансовый год и плановый период утвержден без дефицита). Сокращение или увеличение условно утвержденных расходов осуществляется путем принятия федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете.

6. Пункт 6 комментируемой статьи предусматривает возможность установления законом (решением) о бюджете использования доходов бюджета по отдельным видам (подвидам) неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года, на цели, установленные законом (решением) о бюджете, сверх соответствующих бюджетных ассигнований и (или) общего объема расходов бюджета. Применительно к федеральному бюджету данная норма реализована в положениях ч. 4 ст. 29 Закона о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг.


Статья 184.2. Документы и материалы, представляемые одновременно с проектом бюджета


Комментарий к статье 184.2


Комментируемая статья, введенная Законом 2007 г. N 63-ФЗ, устанавливает единые для бюджетов бюджетной системы РФ требования к представляемым в законодательный (представительный) орган одновременно с проектом закона (решения) о бюджете документам и материалам. По мнению авторов проекта указанного Закона, это наряду с установлением единых требований к составу утверждаемых законом (решением) о бюджете показателей существенно расширяет общие (рамочные) требования к рассмотрению и утверждению бюджетов.

Установленный комментируемой статьей перечень документов и материалов не является исчерпывающим: в законодательный (представительный) орган одновременно с проектом закона (решения) о бюджете представляются и иные документы и материалы, что подразумевает право законодательных (представительных) органов власти детализировать требования комментируемой статьи применительно к соответствующим бюджетам.


Статья 185. Внесение проекта закона (решения) о бюджете на рассмотрение законодательного (представительного) органа


Комментарий к статье 185


1. Полномочие Правительства РФ по представлению Государственной Думе федерального бюджета закреплено в п. "а" ч. 1 ст. 114 Конституции РФ, а также в ст. 15 и ч. 10 ст. 36 Закона о Правительстве РФ.