ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 3834
Скачиваний: 2
2 - 3. Выше говорилось (см. комментарий к ст. 169 Кодекса), что в соответствии с изменениями, внесенными Законом 2007 г. N 63-ФЗ, в основу бюджетного планирования положен широко известный в международной практике метод "скользящей трехлетки", при котором ранее утвержденные проектировки второго и третьего года трехлетнего периода становятся основой следующего бюджета с ежегодным добавлением к ним проектировок нового третьего года.
Изменениями, внесенными Законом 2007 г. N 63-ФЗ, конкретизирован порядок применения режима "скользящей трехлетки", предусматривающий утверждение федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период изменений ранее утвержденных на плановый период бюджетных ассигнований (путем их увеличения или сокращения либо введения новых целевых статей и (или) видов расходов) с добавлением бюджетных ассигнований на второй год нового планового периода.
4. В пункте 4 комментируемой статьи, основанной на общих положениях ст. 184.2 Кодекса, установлен перечень документов и материалов, которые Правительство РФ обязано внести в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете. Данный перечень сформулирован как закрытый, что, впрочем, не исключает возможности изменить его путем принятия федерального закона.
Следует отметить, что представление пояснительной записки к законопроекту, содержащей предмет законодательного регулирования и изложение концепции предлагаемого законопроекта, предусмотрено в п. "а" ч. 1 ст. 105 Регламента Государственной Думы в качестве обязательного документа, подлежащего представлению в Государственную Думу при внесении любого законопроекта.
Необходимо иметь в виду, что действуют только с 1 января 2009 г. положения п. 4 комментируемой статьи в части внесения в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете следующих документов и материалов:
реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, в том числе за счет субвенций бюджетам субъектов РФ;
перечень публичных нормативных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, и расчеты по ним на очередной финансовый год и плановый период;
отчеты о реализации долгосрочных целевых программ;
ФАИП.
5. Пункт 5 комментируемой статьи определяет перечень проектов федеральных законов, которые подлежат внесению Правительством РФ в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете.
Представление Правительством РФ одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете проекта федерального закона об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год наряду с п. 5 комментируемой статьи предусмотрено в подп. 1 п. 2 ст. 264.10 Кодекса, а проектов федеральных законов об исполнении бюджетов федеральных ГВБФ - в п. 3 ст. 149 Кодекса.
В ранее действовавшей редакции комментируемой статьи (т.е. до внесения изменений Законом 2007 г. N 63-ФЗ) устанавливалось, что одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете подлежат внесению проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о налогах и сборах, а также о внесении изменений и дополнений в Закон о бюджетной классификации.
В соответствии с п. 2 ст. 53 действующей редакции Кодекса федеральные законы о внесении изменений в законодательство РФ о налогах и сборах, вступающие в силу в очередном финансовом году и в плановом периоде, должны быть приняты не позднее одного месяца до дня внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете. В пункте 2 ст. 174.1 Кодекса установлено, что федеральные законы, предусматривающие внесение изменений в законодательство РФ о налогах и сборах, принятые после дня внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете, приводящие к изменению доходов (расходов) бюджетов бюджетной системы РФ, должны содержать положения о вступлении в силу указанных федеральных законов не ранее 1 января года, следующего за очередным финансовым годом.
Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 18 Закона), в связи с внесением изменений Законом 2007 г. N 63-ФЗ основные принципы и позиции бюджетной классификации РФ установлены Кодексом, а Закон о бюджетной классификации утратил силу.
6. Выше говорилось (см. комментарий к ст. 83 Кодекса), что согласно правовой позиции КС России, выраженной в Постановлении от 23 апреля 2004 г. N 9-П, федеральный закон о федеральном бюджете создает надлежащие финансовые условия для реализации норм, закрепленных в иных федеральных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства, т.е. предполагающих предоставление каких-либо средств и материальных гарантий и необходимость соответствующих расходов; он не порождает и не отменяет прав и обязательств и потому не может в качестве lex posterior (последующего закона) изменять положения других федеральных законов, в том числе о налогах, а также материальных законов, затрагивающих расходы России, и тем более лишать их юридической силы.
С учетом данной правовой позиции Законом 2007 г. N 63-ФЗ из ст. 83 Кодекса исключена норма о возможности приостановления законом (решением) о бюджете законодательных актов (решений) в связи с тем, что законом (решением) о бюджете не предусмотрены средства на их реализацию.
Соответственно, Законом 2007 г. N 63-ФЗ в комментируемую статью введена норма, согласно которой в случае необходимости действие положений федеральных законов, не обеспеченных источниками финансирования в очередном финансовом году и (или) плановом периоде, должно приостанавливаться отдельными федеральными законами. Проекты таких законов в Государственную Думу вносит Правительство РФ.
7. Разработка и проведение во взаимодействии с Правительством РФ единой государственной денежно-кредитной политики закреплено в качестве одной из функций Банка России в п. 1 ст. 155 Кодекса и п. 1 ст. 4 Закона о Банке России.
В соответствии с п. 7 комментируемой статьи, согласующимся со ст. 45 Закона о Банке России, Банк России до 26 августа текущего года (т.е. до дня представления Правительством РФ проекта федерального закона о федеральном бюджете) представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год и плановый период. При этом установлено, что предварительно указанный проект направляется Президенту РФ и в Правительство РФ.
Статья 193. Утратила силу. - Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ.
Комментарий к статье 193
Статья 193 Кодекса, утратившая силу в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ, устанавливала перечень документов и материалов, представляемых на рассмотрение Государственной Думы в процессе обсуждения проекта федерального закона о федеральном бюджете. Соответствующие вопросы урегулированы положениями других статей гл. 22 Кодекса, изложенных указанным Законом в новой редакции.
Статья 194. Принятие к рассмотрению проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Государственной Думой
Комментарий к статье 194
1. В соответствии с п. 1 ст. 192 Кодекса проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период вносится Правительством РФ на рассмотрение Государственной Думы не позднее 26 августа текущего года. В развитие данной нормы в п. 1 комментируемой статьи уточнено, что проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год считается внесенным в срок, если он доставлен в Государственную Думу до 24 часов 26 августа текущего года. В части 1 ст. 107 Регламента Государственной Думы (в ред. Постановления Государственной Думы от 10 июня 2005 г. N 1978-IV ГД <1>) предусмотрено, что поступивший в Государственную Думу законопроект регистрируется в Управлении документационного и информационного обеспечения Аппарата Государственной Думы в Системе автоматизированного делопроизводства и документооборота Государственной Думы. Ему присваивается регистрационный номер, который указывается вместе с наименованием законопроекта в течение всего периода прохождения законопроекта в Государственной Думе. Одновременно в Автоматизированной системе обеспечения законодательной деятельности на законопроект заводится электронная регистрационная карта, в которой фиксируются дата и время поступления законопроекта в Государственную Думу, сведения о законопроекте, о его прохождении в Государственной Думе, об одобрении Государственной Думой федерального конституционного закона или о принятии федерального закона и о рассмотрении соответствующего закона Советом Федерации и Президентом РФ.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2005. N 25. Ст. 2480.
Пункт 1 комментируемой статьи также устанавливает, что проект федерального закона о федеральном бюджете подлежит представлению Правительством РФ Президенту РФ.
2 - 3. Согласно п. 2 комментируемой статьи Совет Государственной Думы (в период парламентских каникул - Председатель Государственной Думы) направляет проект федерального закона о федеральном бюджете в течение суток со дня его внесения в комитет Государственной Думы, ответственный за рассмотрение бюджета.
Комитет по бюджету готовит заключения о соответствии состава представленных документов и материалов требованиям ст. 192 Кодекса. На основании этого заключения Совет Государственной Думы (в период парламентских каникул - Председатель Государственной Думы) в соответствии с п. 3 комментируемой статьи принимает одно из двух решений:
либо о принятии проекта федерального закона о федеральном бюджете к рассмотрению Государственной Думой;
либо о возвращении проекта федерального закона о федеральном бюджете в Правительство РФ на доработку.
Основанием возвращения законопроекта на доработку является несоответствие состава представленных документов и материалов требованиям ст. 192 Кодекса. В случае возвращения законопроекта Правительство РФ обязано доработать его и представить в Государственную Думу в течение 10 дней с момента возвращения. После этого повторяются предусмотренные п. п. 2 и 3 комментируемой статьи процедуры принятия доработанного законопроекта к рассмотрению Государственной Думой.
Статья 195. Распределение функций по рассмотрению проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственной Думе
Комментарий к статье 195
Совет Государственной Думы (в период парламентских каникул - Председатель Государственной Думы) в течение трех дней направляет проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, принятый к рассмотрению Государственной Думой (т.е. соответствующий требованиям ст. 192 Кодекса, что устанавливается в порядке, предусмотренном ст. 194 Кодекса), для внесения замечаний и предложений:
в Совет Федерации;
в комитеты Государственной Думы;
другим субъектам права законодательной инициативы.
В соответствии с ч. 1 ст. 104 Конституции РФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также КС России, ВС России и ВАС России по вопросам их ведения.
Проект федерального закона о федеральном бюджете направляется также в Счетную палату РФ на заключение. Полномочие Счетной палаты РФ на проведение экспертизы проекта закона о федеральном бюджете основано на положениях ст. ст. 2, 9, 12 и 17 Закона о Счетной палате РФ.
Как установлено комментируемой статьей, Совет Государственной Думы:
направляет проект федерального закона о федеральном бюджете в Комитет по бюджету, т.е. комитет Государственной Думы, ответственный за рассмотрение бюджета. В действующей структуре Государственной Думы таковым является Комитет Государственной Думы по бюджетам и налогам;
определяет комитеты-соисполнители по рассмотрению отдельных разделов и подразделов проекта федерального бюджета. При этом прямо предусмотрено, что комитетом-соисполнителем при рассмотрении основных характеристик федерального бюджета является комитет, ответственный за рассмотрение прогноза социально-экономического развития России на очередной финансовый год и плановый период. В действующей структуре Государственной Думы таковым является Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму.
Так, Советом Государственной Думы (протокол заседания от 2 мая 2007 г. N 238 <1>) при рассмотрении внесенного проекта Закона о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг. ответственным за его рассмотрение назначен Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам. При этом назначены ответственным за рассмотрение:
--------------------------------
<1> СПС.
прогноза социально-экономического развития России на 2008 г. и на период до 2010 г. - Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму;
проектов Федеральных законов "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на период до 2010 года" и "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на период до 2010 года" - Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам. Профильным комитетом определен Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике;
проекта Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на период до 2010 года" - Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам. Профильным комитетом определен Комитет Государственной Думы по охране здоровья;
проекта Федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2008 год и на период до 2010 года" - Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике, Комитет Государственной Думы по охране здоровья и Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам.
Статья 196. Порядок рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период
Комментарий к статье 196
Ранее действовавшая редакция комментируемой статьи устанавливала, что Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете в четырех чтениях. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 192 Кодекса), задача модернизации процедур составления и рассмотрения проекта федерального бюджета, в том числе целесообразности перехода к рассмотрению проекта федерального закона о федеральном бюджете в Государственной Думе в трех чтениях, ставилась еще в Бюджетном послании Президента РФ "О бюджетной политике в 2006 году".