Файл: БК_комм_Борисов_2008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 3718

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как определено в п. 1 комментируемой статьи, среднесрочным финансовым планом субъекта РФ (муниципального образования) является документ, содержащий основные параметры бюджета субъекта РФ (местного бюджета). Данные параметры прямо перечислены в п. 3 комментируемой статьи.

Комментируемая статья в ранее действовавшей редакции (т.е. до внесения изменений Законом 2007 г. N 63-ФЗ) регламентировала порядок разработки перспективного финансового плана - документа, формируемого одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития и содержащего данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета.

В связи с принятием Закона 2007 г. N 63-ФЗ утрачивает свою практическую значимость Постановление Правительства РФ от 6 марта 2005 г. N 118, которым утверждено Положение о разработке перспективного финансового плана Российской Федерации и проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год <1>. Кроме того, иное значение приобретает Перспективный финансовый план Российской Федерации на 2007 - 2009 гг., утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 1860-р <2>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2005. N 12. Ст. 1041.

<2> СПС "КонсультантПлюс".


2. Аналогично закрепленному в ст. 169 Кодекса принципу рамочного законодательного регулирования основ составления проекта бюджета п. 2 комментируемой статьи закрепляет полномочия по установлению формы среднесрочного финансового плана и порядка его разработки за исполнительными органами соответствующего уровня власти: форму среднесрочного финансового плана субъекта РФ и порядок его разработки устанавливает высший исполнительный ОГВ субъекта РФ, форму среднесрочного финансового плана муниципального образования и порядок его разработки - местная администрация муниципального образования.

Проект среднесрочного финансового плана субъекта РФ (муниципального образования) подлежит утверждению высшим исполнительным ОГВ субъекта РФ (местной администрацией муниципального образования), который и представляет утвержденный план в законодательный (представительный) орган одновременно с проектом бюджета.

В качестве обязательного требования в п. 2 комментируемой статьи установлено, что значения показателей среднесрочного финансового плана субъекта РФ (муниципального образования) и основных показателей проекта соответствующего бюджета должны соответствовать друг другу.

3. В п. 3 комментируемой статьи установлен перечень основных параметров бюджета субъекта РФ (местного бюджета), которые должен содержать среднесрочный финансовый план субъекта РФ (муниципального образования).


Данный перечень сформулирован как закрытый. Однако при этом предусмотрено право высшего исполнительного ОГВ субъекта РФ (местной администрации муниципального образования) утвердить дополнительные показатели среднесрочного финансового плана субъекта РФ (муниципального образования).

4. Как установлено в п. 4 комментируемой статьи, показатели среднесрочного финансового плана субъекта РФ (муниципального образования) носят индикативный характер. Соответственно, его показатели могут изменяться при разработке и утверждении среднесрочного финансового плана субъекта РФ (муниципального образования) на очередной финансовый год и плановый период.

5. В пунктах 2 и 3 комментируемой статьи предусмотрена ежегодная разработка среднесрочного финансового плана субъекта РФ (муниципального образования) на очередной финансовый год и плановый период. Пункт 5 комментируемой статьи определяет метод его разработки: среднесрочный финансовый план разрабатывается путем уточнения параметров плана на плановый период и добавления параметров на второй год планового периода. Таким образом, в основу разработки среднесрочного финансового плана положен тот же метод "скользящей трехлетки" (см. комментарий к ст. 169 Кодекса).

Пункт 5 комментируемой статьи также устанавливает требования к содержанию пояснительной записки к проекту среднесрочного финансового плана субъекта РФ (муниципального образования).


Статья 174.1. Прогнозирование доходов бюджета


Комментарий к статье 174.1


1. Пункт 1 комментируемой статьи определяет источники исходных данных для прогнозирования доходов бюджета. Такими источниками являются:

прогноз социально-экономического развития соответственно России, субъекта РФ, муниципального образования;

действующее на день внесения проекта закона (решения) о бюджете в законодательный (представительный) орган законодательство о налогах и сборах и бюджетное законодательство РФ;

законодательство РФ, законы субъектов РФ и муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, устанавливающие неналоговые доходы бюджетов бюджетной системы РФ.

2. В соответствии с п. 2 ст. 53 Кодекса федеральные законы о внесении изменений в законодательство РФ о налогах и сборах, федеральные законы, регулирующие бюджетные правоотношения, приводящие к изменению доходов бюджетов бюджетной системы РФ и вступающие в силу в очередном финансовом году и в плановом периоде, должны быть приняты не позднее одного месяца до дня внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. В развитие данной нормы для целей обеспечения надлежащего прогнозирования доходов бюджетов в п. 2 комментируемой статьи установлено, что федеральные законы, предусматривающие внесение изменений в законодательство РФ о налогах и сборах, принятые после дня внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, приводящие к изменению доходов (расходов) бюджетов бюджетной системы РФ, должны содержать положения о вступлении в силу указанных федеральных законов не ранее 1 января года, следующего за очередным финансовым годом. Однако при этом не вполне понятно, в каком порядке должны вступать федеральные законы о внесении изменений в законодательство РФ о налогах и сборах, федеральные законы, регулирующие бюджетные правоотношения, принятые в месячный период до дня внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.


Согласно п. 2 ст. 59 Кодекса законы субъекта РФ о внесении изменений в законодательство субъекта РФ о налогах и сборах, законы субъекта РФ, регулирующие бюджетные правоотношения, приводящие к изменению доходов бюджетов бюджетной системы РФ, вступающие в силу в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде), должны быть приняты до внесения проекта закона субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) в законодательный (представительный) ОГВ субъекта РФ в сроки, установленные законом субъекта РФ. Развивая приведенную норму, п. 2 комментируемой статьи для целей обеспечения надлежащего прогнозирования доходов бюджетов устанавливает, что законы субъекта РФ, предусматривающие внесение изменений в законодательство субъекта РФ о налогах и сборах, принятые после дня внесения в законодательный (представительный) орган проекта закона о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), приводящие к изменению доходов (расходов) бюджетов бюджетной системы РФ, должны содержать положения о вступлении в силу указанных законов субъекта РФ не ранее 1 января года, следующего за очередным финансовым годом.

Как установлено в п. 2 ст. 64 Кодекса, муниципальные правовые акты представительного органа муниципального образования о внесении изменений в муниципальные правовые акты о местных налогах, муниципальные правовые акты представительного органа муниципального образования, регулирующие бюджетные правоотношения, приводящие к изменению доходов бюджетов бюджетной системы РФ, вступающие в силу в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде), должны быть приняты до дня внесения в представительный орган муниципального образования проекта решения о местном бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) в сроки, установленные муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования. В развитие данной нормы для целей обеспечения надлежащего прогнозирования доходов бюджетов в п. 2 комментируемой статьи установлено, что нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие внесение изменений в нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования о налогах и сборах, принятые после дня внесения в представительный орган проекта решения о местном бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), приводящие к изменению доходов (расходов) бюджетов бюджетной системы РФ, должны содержать положения о вступлении в силу указанных нормативных правовых актов представительного органа муниципального образования не ранее 1 января года, следующего за очередным финансовым годом.



Статья 174.2. Планирование бюджетных ассигнований


Комментарий к статье 174.2


1. Комментируемая статья, устанавливающая порядок планирования бюджетных ассигнований, введена Законом 2007 г. N 63-ФЗ. Согласно определению, данному в ст. 6 Кодекса, бюджетные ассигнования - это предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств. Перечень бюджетных ассигнований установлен в ст. 69 Кодекса.

Пункт 1 комментируемой статьи наделяет полномочиями по установлению методик, в соответствии с которыми осуществляется планирование бюджетных ассигнований, финансовые органы соответственно уровню власти, т.е. Минфин России, финансовые органы субъектов РФ и финансовые органы муниципальных образований.

2 - 3. В пункте 2 комментируемой статьи в качестве общего для всех уровней бюджетной системы РФ условия прогнозирования доходов установлено требование раздельного планирования бюджетных ассигнований по бюджетным ассигнованиям на исполнение действующих и принимаемых обязательств. Как отмечалось в пояснительной записке к законопроекту, принятому в качестве Закона 2007 г. N 63-ФЗ, это позволит обеспечить безусловное исполнение ранее принятых обязательств и установление новых обязательств в соответствии с приоритетами проводимой политики в пределах имеющихся ресурсов.

При этом непосредственно в п. 2 комментируемой статьи даны определения понятий "бюджетные ассигнования на исполнение действующих расходных обязательств" и "бюджетные ассигнования на исполнение принимаемых обязательств".

Пункт 3 комментируемой статьи определяет порядок планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг: планирование таких бюджетных ассигнований осуществляется с учетом государственного (муниципального) задания на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), а также его выполнения в отчетном финансовом году и текущем финансовом году. Использование государственного (муниципального) задания при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственными (муниципальными) учреждениями и иными некоммерческими организациями государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам предусмотрено также в п. 2 ст. 69.2 Кодекса. Перечень ассигнований, относящихся к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг, установлен в ст. 69.1 Кодекса.

Необходимо иметь в виду, что положения п. п. 2 и 3 комментируемой статьи (как и соответствующее положение п. 2 ст. 69.2 Кодекса) в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ вступают в силу с 1 января 2009 г. При этом установлено, что до дня вступления в силу этих положений использование при составлении проектов бюджетов, формирование и финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий, а также раздельное планирование бюджетных ассигнований на исполнение действующих и принимаемых обязательств может осуществляться в случаях и порядке, устанавливаемых соответствующими финансовыми органами.



Статья 175. Сводный финансовый баланс Российской Федерации


Комментарий к статье 175


1. Комментируемая статья, полностью изложенная в новой редакции в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ, вводит новое для Кодекса понятие "сводный финансовый баланс России", под которым согласно п. 1 данной статьи понимается документ, характеризующий объем и использование финансовых ресурсов России (валового национального располагаемого дохода) и секторов экономики. В ранее действовавшей редакции статьи предусматривалось составление баланса финансовых ресурсов, представлявшего собой баланс всех доходов и расходов России, субъектов РФ, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории.

2. В пункте 2 комментируемой статьи определены цели составления сводного финансового баланса России:

оценка объемов финансовых ресурсов при разработке прогноза социально-экономического развития России и проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период;

оценка влияния федеральной политики в области экономического развития на показатели прогноза социально-экономического развития России.

3. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи полномочием по установлению порядка разработки сводного финансового баланса России наделено Правительство РФ.


Статьи 176 - 178. Утратили силу. - Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ.


Комментарий к статьям 176 - 178


Статья 176 Кодекса регламентировала порядок предоставления государственных (муниципальных) услуг, а ст. 177 Кодекса - нормативы финансовых затрат на предоставление государственных (муниципальных) услуг. Указанные статьи утратили силу в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ (следует отметить, что ст. 177 являлась недействующей, т.к. ст. 5 Закона о введении в действие Кодекса устанавливалось, что указанная статья вводится в действие со дня введения в действие федерального закона о государственных минимальных социальных стандартах, а такой закон принят не был). Планирование бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг осуществляется в порядке, предусмотренном в п. 3 ст. 174.2 Кодекса, и переходными положениями Закона 2007 г. N 63-ФЗ.

Утратившая силу также в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ ст. 178 Кодекса предусматривала составление плана развития государственного или муниципального сектора экономики. В указанный план подлежал включению план предоставления государственных (муниципальных) услуг.


Статья 179. Долгосрочные целевые программы


Комментарий к статье 179


1. Комментируемая статья, полностью изложенная в новой редакции в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ, устанавливает новую систему финансового обеспечения долгосрочных целевых программ (подпрограмм). Как отмечалось в пояснительной записке к проекту указанного Закона, такая система обеспечивает прозрачность отражения долгосрочных целевых программ в бюджетах и бюджетной отчетности, выполнение принятых в установленном порядке соответствующих расходных обязательств, повышение самостоятельности и ответственности главных распорядителей бюджетных средств.