Файл: БК_комм_Борисов_2008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 3823

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Упоминавшимся выше Постановлением КС России от 15 декабря 2006 г. N 10-П ч. 5 комментируемой статьи признана не противоречащей Конституции РФ, поскольку содержащаяся в ней норма предполагает, что Россия в целях соблюдения баланса интересов России и субъектов РФ гарантирует соблюдение порядка заключения соответствующего соглашения, а при наличии разногласий по проекту соглашения обеспечивает использование предусмотренных Конституцией РФ и действующим законодательством согласительных процедур.

Необходимо иметь в виду, что в соответствии с п. 2 ст. 130 Кодекса субъекты РФ, в бюджетах которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 5% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ, заключать указанные в ч. 5 комментируемой статьи соглашения не вправе.

Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 38.2 Кодекса), в развитие принципа "единства кассы" в ч. 6 комментируемой статьи установлено, что для кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ Федеральное казначейство открывает счета в Банке России с учетом положений ст. 38.2 Кодекса (имеются в виду изъятия из данного принципа, см. выше) и ст. 156 Кодекса (имеется в виду возможность выполнения функций Банка России кредитными организациями в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций), через которые все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются Федеральным казначейством либо ОГВ субъекта РФ (в случае заключения соответствующего соглашения).

КС России в Постановлении от 15 декабря 2006 г. N 10-П указал, что, поскольку возложение на Федеральное казначейство полномочия по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов не противоречит Конституции РФ, норма ч. 6 комментируемой статьи также не может рассматриваться как не соответствующая Конституции РФ. Кроме того, как следует из данной нормы, бюджетные права субъектов РФ корреспондируют с обязанностью Федерального казначейства представлять финансовым органам субъектов РФ отчетность о кассовом исполнении их бюджетов. Сама же по себе обязательность открытия счетов бюджетов именно в учреждениях Банка России, имеющих возможность обслуживать счета бюджетов бюджетной системы РФ, признана КС России не противоречащей Конституции РФ в Постановлении от 17 июня 2004 г. N 12-П (см. комментарий к ст. 156 Кодекса).

Банком России и Минфином России утверждено Положение от 13 декабря 2006 г. N 298-П/173н об особенностях расчетно-кассового обслуживания территориальных органов Федерального казначейства <1>, которое устанавливает особенности расчетно-кассового обслуживания подразделениями расчетной сети Банка России и кредитными организациями (филиалами) территориальных органов Федерального казначейства на основании договоров банковского счета, в условиях открытия администраторами источников внутреннего (внешнего) финансирования дефицита бюджетов, главными распорядителями, распорядителями и получателями средств бюджетов, а также финансовыми органами субъектов РФ (муниципальных образований) (органами, уполномоченными осуществлять отдельные бюджетные полномочия по исполнению бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов)), в которых открыты лицевые счета бюджетополучателям, лицевых счетов в органах Федерального казначейства - и особенности порядка оформления расчетных и кассовых документов, на основании которых банками осуществляются операции по счетам органов Федерального казначейства.


--------------------------------

<1> Вестник Банка России. 2007. N 6.


Статья 216. Утратила силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ.


Комментарий к статье 216


Статья 216 Кодекса, утратившая силу в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ, в качестве одной из основ исполнения бюджетов всех уровней закрепляла принцип единства кассы. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 28 Кодекса), изменениями, внесенными указанным Законом, данный принцип закреплен в качестве общего принципа бюджетной системы РФ. Содержание принципа единства кассы раскрыто во введенной Законом 2007 г. N 63-ФЗ ст. 38.2 Кодекса.


Статья 217. Сводная бюджетная роспись


Комментарий к статье 217


1 - 2. В части 2 ст. 215.1 Кодекса в качестве одной из основ исполнения бюджетов установлено, что исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана. Согласно определению, данному в ст. 6 Кодекса, сводная бюджетная роспись - это документ, который составляется и ведется финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в соответствии с Кодексом в целях организации исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета.

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи установление порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи относится к полномочиям соответствующих финансовых органов, т.е. Минфина России, финансовых органов субъектов РФ, финансовых органов муниципальных образований. Утверждение сводной бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляются руководителем соответствующего финансового органа. Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджетов ГВБФ согласно п. 2 комментируемой статьи устанавливаются органом управления соответствующего фонда.

Бюджетное полномочие Минфина России по установлению порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета закреплено в ст. 165 Кодекса, а также в п. 5.2.2 Положения о Минфине России. Исключительное право руководителя Минфина России утверждать сводную бюджетную роспись федерального бюджета и вносить в нее изменения установлено в п. 1 ст. 166 Кодекса. Следует отметить, что Приказом Минфина России от 8 декабря 2006 г. N 163н был утвержден Порядок исполнения сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 2007 г. и внесения изменений в нее <1>.

--------------------------------

<1> БНА. 2007. N 5.


3. Одним из основных нововведений Закона 2007 г. N 63-ФЗ в рамках внесения изменений в гл. 24 Кодекса является то, что дано новое определение сводной бюджетной росписи, формируемой финансовым органом в соответствии с законом о бюджете и содержащей в случае необходимости дополнительные разрезы контролируемых параметров и бюджетных росписей главных распорядителей бюджетных средств, детализирующих в установленных пределах показатели сводной бюджетной росписи, а также устанавливающей основания для перераспределения бюджетных ассигнований между главными распорядителями бюджетных средств, разделами, подразделами, целевыми статьями и видами расходов и исключающей обязательность внесения изменений в бюджет при превышении доходов бюджета планируемого уровня более чем на 10% и режима блокировки расходов как не соответствующих современным принципам финансового менеджмента.


Несоответствие сводной бюджетной росписи расходам, утвержденным бюджетом, влечет применение мер принуждения, предусмотренных ст. 295 Кодекса.

В соответствии с нормой п. 3 комментируемой статьи в ч. ч. 2 и 3 ст. 29 Закона о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг. установлены:

основания для внесения в 2008 г. изменений в показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета, связанные с резервированием средств в составе утвержденных бюджетных ассигнований;

основания для внесения в 2008 г. изменений в показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета, связанные с особенностями исполнения федерального бюджета и (или) перераспределения бюджетных ассигнований между главными распорядителями средств федерального бюджета.

4. Согласно п. 4 ст. 21 Кодекса перечень и коды целевых статей и видов расходов бюджета в рамках КОСГУ утверждаются в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете либо в установленных Кодексом случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета.

В рамках данного изъятия в п. 4 комментируемой статьи установлено, что порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи может предусматривать утверждение показателей сводной бюджетной росписи по кодам расходов КОСГУ, в том числе дифференцированно для разных видов расходов бюджета и (или) главных распорядителей бюджетных средств. При этом предусмотрено, что указанные показатели могут быть изменены в ходе исполнения бюджета:

при изменении показателей сводной бюджетной росписи, утвержденных в соответствии с ведомственной структурой расходов;

по представлению главного распорядителя бюджетных средств в случае образования экономии по использованию бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг. Показатели могут изменяться лишь в пределах, установленных порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи.

В развитие нормы п. 4 комментируемой статьи п. 3 ст. 219.1 Кодекса предусматривает, что порядок составления и ведения бюджетных росписей может устанавливать право или обязанность главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств осуществлять детализацию утверждаемых бюджетной росписью показателей по расходам по кодам КОСГУ.

5. В п. 5 комментируемой статьи установлено, что утвержденные показатели сводной бюджетной росписи по расходам должны быть доведены до главных распорядителей бюджетных средств до начала очередного финансового года. Данное положение предопределено требованием п. 2 ст. 219.1 Кодекса, согласно которому утвержденные главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств показатели бюджетной росписи по расходам должны быть доведены до подведомственных распорядителей и (или) получателей бюджетных средств до начала очередного финансового года.


Исключением из данных правил являются случаи временного управления бюджетом. Режим временного управления бюджетом в соответствии со ст. 190 Кодекса применяется в том случае, если закон (решение) о бюджете не принят, т.е. не вступил в силу с начала финансового года. В этих случаях показатели сводной бюджетной росписи по расходам доводятся до главных распорядителей бюджетных средств непосредственно после утверждения данных показателей.

Порядок организации работы по доведению через территориальные органы Федерального казначейства объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета утвержден Приказом Минфина России от 10 июня 2003 г. N 50н (в ред. Приказа Минфина России от 27 декабря 2004 г. N 125н) <1>.

--------------------------------

<1> Российская газета. 2003. 22 июля; 24 июля; 2005. 9 февраля.


В целях обеспечения своевременности доведения до главных распорядителей бюджетных средств показателей сводной бюджетной росписи по расходам в п. 5 комментируемой статьи также закреплено требование, согласно которому порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи должен устанавливать предельные сроки внесения изменений в сводную бюджетную роспись, в том числе дифференцированно по различным видам оснований, указанным в комментируемой статье.

6. В соответствии с п. 6 комментируемой статьи в сводную бюджетную роспись подлежат включению бюджетные ассигнования по источникам финансирования дефицита бюджета. Как отмечалось в пояснительной записке к законопроекту, принятому в качестве Закона 2007 г. N 63-ФЗ, включение в сводную бюджетную роспись бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита бюджета в части выплат из бюджета позволит отразить в сводной бюджетной росписи все кассовые потоки из бюджета и установить единые процедуры при ее исполнении.

7. Пункт 7 комментируемой статьи определяет случаи, в которых показатели сводной бюджетной росписи могут быть изменены в ходе исполнения федерального бюджета в соответствии с решениями министра финансов РФ без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете.


Статья 217.1. Кассовый план


Комментарий к статье 217.1


1. Согласно ч. 2 ст. 215.1 Кодекса, устанавливающей основы исполнения бюджетов, исполнение бюджета организуется на основе как сводной бюджетной росписи, так и кассового плана, определение которого дано в п. 1 комментируемой статьи: прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году.

Комментируемая статья введена Законом 2007 г. N 63-ФЗ, в пояснительной записке к проекту которого отмечалось, что введение в качестве обязательного документа исполнения бюджета кассового плана позволит планировать как периоды кассовых разрывов, так и периоды наличия временно свободных средств бюджета и сформировать оперативную информацию для принятия эффективных решений по управлению средствами бюджета.


2. Установление порядка составления и ведения кассового плана, а также состава и сроков представления главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета сведений, необходимых для составления и ведения кассового плана в соответствии с п. 2 комментируемой статьи, относится к полномочиям соответствующих финансовых органов, т.е. Минфина России, финансовых органов субъектов РФ, финансовых органов муниципальных образований. Бюджетные полномочия Минфина России по установлению порядка составления и ведения кассового плана исполнения федерального бюджета закреплены в ст. 165 Кодекса.

Составление и ведение кассового плана согласно п. 2 комментируемой статьи может осуществляться или финансовым органом, или уполномоченным органом исполнительной власти (местной администрации). Так, составление и ведение кассового плана исполнения федерального бюджета в соответствии со ст. 166.1 Кодекса относится к бюджетным полномочиям Федерального казначейства.


Статья 218. Исполнение бюджетов по доходам


Комментарий к статье 218


Порядок зачисления доходов в бюджет установлен ст. 40 Кодекса. Как говорилось выше (см. комментарий к указанной статье), изменениями, внесенными Законом 2007 г. N 63-ФЗ, в п. 1 указанной статьи закреплено положение, ежегодно содержащееся в федеральных законах о федеральном бюджете на соответствующий год, согласно которому федеральные налоги и сборы, региональные и местные налоги, иные платежи, являющиеся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для распределения этими органами доходов от их уплаты в соответствии с установленными нормативами.

При этом важным дополнением является включение положения об обязанности органов Федерального казначейства уточнить назначение платежа на основании представленного соответствующим администратором дохода бюджета решением.

Понятие единого счета бюджета определено в ст. 6 Кодекса: счет (совокупность счетов для федерального бюджета, бюджетов федеральных ГВБФ), открытый (открытых) Федеральному казначейству в учреждении Банка России отдельно по каждому бюджету бюджетной системы РФ для учета средств бюджета и осуществления операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета.

Следует отметить, что комментируемая статья в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ полностью изложена в новой редакции, из которой исключены положения, не относящиеся непосредственно к процессу исполнения бюджета по доходам.

Порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа установлен в ст. 78 части первой НК РФ (здесь и далее в ред. от 27 июля 2006 г.):