Файл: БК_комм_Борисов_2008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 3821

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Неперечисление либо несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств влечет применение мер принуждения, предусмотренных ст. 293 Кодекса, финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись, - мер принуждения, предусмотренных ст. 296 Кодекса, а финансирование расходов сверх утвержденных лимитов - мер принуждения, предусмотренных ст. 297 Кодекса.

6. Заключительный этап "жизненного цикла" бюджетного обязательства - подтверждение исполнения денежных обязательств - согласно п. 6 комментируемой статьи осуществляется на основании платежных документов, подтверждающих списание денежных средств с единого счета бюджета в пользу физических или юридических лиц, бюджетов бюджетной системы РФ, субъектов международного права, а также проверки иных документов, подтверждающих проведение неденежных операций по исполнению денежных обязательств получателей бюджетных средств.


Статья 219.1. Бюджетная роспись


Комментарий к статье 219.1


1. Комментируемая статья, введенная Законом 2007 г. N 63-ФЗ, посвящена бюджетной росписи, представляющей собой согласно ст. 6 Кодекса документ, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств в соответствии с Кодексом в целях исполнения бюджета по расходам.

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи установление порядка составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, включая внесение изменений в них, относится к полномочиям соответствующих финансовых органов, т.е. Минфина России, финансовых органов субъектов РФ, финансовых органов муниципальных образований.

Как установлено в п. 1 статьи, бюджетные росписи составляются:

главных распорядителей бюджетных средств - в соответствии с бюджетными ассигнованиями, утвержденными сводной бюджетной росписью, и утвержденными финансовым органом лимитами бюджетных обязательств;

распорядителей бюджетных средств - в соответствии с бюджетными ассигнованиями и доведенными им лимитами бюджетных обязательств.

Несоответствие бюджетной росписи главных распорядителей бюджетных средств расходам, утвержденным бюджетом, влечет применение мер принуждения, предусмотренных ст. 295 Кодекса.

2. Утверждение бюджетной росписи и внесение в нее изменений согласно п. 2 комментируемой статьи относится к полномочиям главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств. Данные бюджетные полномочия закреплены также в подп. 5 п. 1 ст. 158 Кодекса.

В соответствии с п. 2 комментируемой статьи показатели бюджетной росписи по расходам должны быть доведены до подведомственных распорядителей и (или) получателей бюджетных средств до начала очередного финансового года. В свою очередь, в п. 5 ст. 217 Кодекса установлено, что утвержденные показатели сводной бюджетной росписи по расходам должны быть доведены до главных распорядителей бюджетных средств до начала очередного финансового года.


Исключением из данных правил являются случаи временного управления бюджетом. Режим временного управления бюджетом в соответствии со ст. 190 Кодекса применяется в том случае, если закон (решение) о бюджете не принят, т.е. не вступил в силу с начала финансового года. В этих случаях показатели бюджетной росписи по расходам должны быть доведены до подведомственных распорядителей и (или) получателей бюджетных средств непосредственно после утверждения данных показателей.

Несвоевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств до получателей бюджетных средств влечет применение мер принуждения, предусмотренных ст. 294 Кодекса, а несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств бюджетной росписи - мер принуждения, предусмотренных ст. 296 Кодекса.

Порядок организации работы по доведению через территориальные органы Федерального казначейства объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета утвержден Приказом Минфина России от 10 июня 2003 г. N 50н (в ред. Приказа Минфина России от 27 декабря 2004 г. N 125н).

3. В соответствии с п. 4 ст. 217 Кодекса порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи может быть предусмотрено утверждение показателей сводной бюджетной росписи по кодам расходов КОСГУ, в том числе дифференцированно для разных видов расходов бюджета и (или) главных распорядителей бюджетных средств. В развитие данной нормы п. 3 комментируемой статьи предусматривает, что порядок составления и ведения бюджетных росписей может устанавливать право или обязанность главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств осуществлять детализацию утверждаемых бюджетной росписью показателей по расходам по кодам КОСГУ.

4. Пункт 4 комментируемой статьи устанавливает запрет:

на изменение показателей, утвержденных бюджетной росписью по расходам главного распорядителя бюджетных средств в соответствии с показателями сводной бюджетной росписи, без внесения соответствующих изменений в сводную бюджетную роспись;

на изменение показателей, утвержденных бюджетной росписью по расходам распорядителя бюджетных средств в соответствии с показателями бюджетной росписи главного распорядителя бюджетных средств, без внесения соответствующих изменений в бюджетную роспись главного распорядителя бюджетных средств.


Статья 219.2. Исполнение бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета


Комментарий к статье 219.2


В комментируемой статье, введенной Законом 2007 г. N 63-ФЗ, закреплены основные положения об исполнении бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета.

В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи исполнение бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета осуществляют главные администраторы, администраторы источников финансирования дефицита бюджета в соответствии со сводной бюджетной росписью. Включение бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита бюджета в сводную бюджетную роспись предусмотрено в п. 6 ст. 217 Кодекса.


Порядок исполнения бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета устанавливают с учетом требований Кодекса соответствующие финансовые органы, т.е. Минфин России, финансовые органы субъектов РФ, финансовые органы муниципальных образований. Как представляется, такой порядок должен предусматривать утверждение главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета бюджетных росписей. По крайней мере, ст. 6 Кодекса содержит определение понятия такой бюджетной росписи: документ, который составляется и ведется главным администратором источников финансирования дефицита бюджета в соответствии с Кодексом в целях исполнения бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета.

Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств, подлежащих исполнению за счет бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита бюджета, согласно ч. 2 комментируемой статьи также устанавливают финансовые органы соответственно уровню бюджета.


Статья 220. Утратила силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ.


Комментарий к статье 220


Статья 220 Кодекса, утратившая силу в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ, регламентировала доведение показателей сводной бюджетной росписи до нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 215.1 Кодекса), указанным Законом реализован принцип общего регулирования исполнения бюджетов бюджетной системы РФ Кодексом при предоставлении полномочий по определению конкретного порядка исполнения бюджета соответствующему органу исполнительной власти. Общие требования к доведению показателей сводной бюджетной росписи по расходам установлены в п. 4 ст. 217 Кодекса, а бюджетной росписи по расходам - в п. 2 ст. 219.1 Кодекса.


Статья 220.1. Лицевые счета для учета операций по исполнению бюджета


Комментарий к статье 220.1


Как установлено в ч. 1 комментируемой статьи, учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в Федеральном казначействе, а в случаях, предусмотренных в ч. 5 ст. 215.1 Кодекса (т.е. когда по соглашению с исполнительным ОГВ субъекта РФ полномочия Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта РФ, бюджетов территориальных ГВБФ субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ, переданы исполнительным ОГВ субъекта РФ) - в финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования). В соответствии с ч. 6 ст. 215.1 Кодекса для кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ Федеральное казначейство открывает в Банке России с учетом положений ст. ст. 38.2 и 156 Кодекса счета, через которые все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются Федеральным казначейством либо ОГВ субъекта РФ в соответствии с соглашением, предусмотренным ч. 5 этой статьи.


Согласно ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи порядок открытия и ведения лицевых счетов устанавливается:

лицевых счетов, открываемых в Федеральном казначействе, - Федеральным казначейством;

лицевых счетов, открываемых в финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования), - финансовым органом субъекта РФ (муниципального образования).

Инструкция о порядке открытия и ведения органами Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета утверждена Приказом Минфина России от 31 декабря 2002 г. N 142н (в ред. Приказов Минфина России от 22 января 2004 г. N 9н и от 27 августа 2004 г. N 73н) <1>.

--------------------------------

<1> Российская газета. 2003. 15 февраля; 3 марта; 15 сентября.


В соответствии с п. 3 названной Инструкции для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета в органах Федерального казначейства открываются и ведутся следующие виды лицевых счетов:

лицевой счет, предназначенный для учета доведенных главному распорядителю (распорядителю) средств лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования и распределению их по распорядителям и получателям средств, находящимся в его ведении (лицевой счет распорядителя средств);

лицевой счет, предназначенный для учета операций по отражению доведенных лимитов бюджетных обязательств, объемов финансирования, принятых денежных обязательств, кассовых расходов получателя средств в процессе исполнения расходов федерального бюджета (лицевой счет получателя средств);

лицевой счет, предназначенный для учета доведенных иному получателю средств лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования, а также кассовых расходов, произведенных иным получателем средств в процессе исполнения расходов федерального бюджета (лицевой счет иного получателя средств).

Приказом Минфина России и Федерального казначейства от 3 марта 2006 г. N 36н/4н <1> установлено, что до принятия соответствующих нормативных правовых актов Минфина России и Федерального казначейства необходимо руководствоваться Порядком открытия и ведения лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, утвержденным Приказом Минфина России от 21 июня 2001 г. N 46н <2> (данным Приказом утверждена Инструкция о порядке открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финансируемых на основании смет доходов и расходов).

--------------------------------

<1> БНА. 2006. N 13.

<2> БНА. 2001. N 32; 2001. N 46; 2002. N 38; 2005. N 5.


Статья 221. Бюджетная смета


Комментарий к статье 221



1. Как установлено в п. 1 ст. 161 Кодекса, бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, ведущейся в соответствии с Кодексом.

Комментируемая статья, посвященная бюджетной смете, в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ полностью изложена в новой редакции, учитывающей все изменения, внесенные указанным Законом в части бюджетной классификации, полномочий участников бюджетного процесса и включения в смету бюджетных обязательств только по обеспечению деятельности бюджетного учреждения (с отражением иных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в составе бюджетной росписи). Следует отметить, что и само понятие "бюджетная смета" введено Законом 2007 г. N 63-ФЗ, определение которого дано в ст. 6 Кодекса: документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения. В ранее действовавшей редакции Кодекса использовалось понятие "смета доходов и расходов бюджетного учреждения".

Согласно п. 1 комментируемой статьи порядок составления, утверждения и ведения бюджетной сметы бюджетного учреждения определяет главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится бюджетное учреждение. Соответствующее бюджетное полномочие главного распорядителя бюджетных средств закреплено в подп. 8 п. 1 ст. 158 Кодекса. Общие требования к составлению, утверждению и ведению бюджетной сметы бюджетного учреждения устанавливает Минфин России. В соответствии со ст. 165 Кодекса Минфин России устанавливает порядок составления и ведения бюджетных смет федеральных бюджетных учреждений.

Бюджетные полномочия получателя бюджетных средств по составлению и исполнению бюджетной сметы установлены в ст. 162 Кодекса. В п. 1 комментируемой статьи уточнено, что бюджетная смета бюджетного учреждения, являющегося главным распорядителем бюджетных средств, утверждается руководителем главного распорядителя бюджетных средств.

Как разъяснено в п. 15 Постановления Пленума ВАС России от 22 июня 2006 г. N 23, учреждения, являющиеся получателями бюджетных средств, имеют право принять денежные обязательства, заключив с поставщиками продукции (работ, услуг) договоры и составив платежные и иные документы, необходимые для совершения расходов и платежей, в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и утвержденной сметы доходов и расходов.

При рассмотрении исков о взыскании задолженности за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги), предъявленных к учреждениям поставщиками (исполнителями), Пленумом ВАС России арбитражным судам предписано исходить из того, что нормы Кодекса, предусматривающие подтверждение и расходование бюджетных средств по заключенным учреждениями договорам только в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и утвержденной сметы доходов и расходов, не могут рассматриваться в качестве основания для отказа в иске о взыскании задолженности при принятии учреждением обязательств сверх этих лимитов. При недостаточности у учреждения денежных средств для исполнения указанных обязательств собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по данным обязательствам.