Файл: АПК_комм_Ярков_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 7286

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

КС РФ сформулировал еще одно правило, согласно которому нарушение процессуальных норм о подсудности, по существу, приравнено к безусловным основаниям отмены судебных актов. Положения ст. ст. 270, 288 и 304 во взаимосвязи с ч. 4 ст. 39 АПК в системе действующего правового регулирования предполагают обязанность судов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций отменить решение арбитражного суда первой инстанции в случае рассмотрения им дела с нарушением правил подсудности и направить данное дело в тот арбитражный суд, к подсудности которого оно отнесено законом <1>.

--------------------------------

<1> Определение КС РФ от 15.01.2009 N 144-О-П.


Следует принимать во внимание различие правовых последствий процессуальных нарушений в зависимости от их характера. ВАС РФ в информационном письме от 19.09.2006 N 113 "О применении ст. 163 АПК РФ", в частности, указал, что неизвещение судом не присутствовавших в судебном заседании лиц о перерыве, а также о времени и месте продолжения судебного заседания не является безусловным основанием для отмены судебного акта на основании ст. 8, ч. 5 ст. 163, п. 2 ч. 4 ст. 288 АПК, если о перерыве и о продолжении судебного заседания было объявлено публично, а официально не извещенное лицо имело фактическую возможность узнать о времени и месте продолжения судебного заседания.

Принципиальное различие правового значения прочих процессуальных нарушений и нарушений, являющихся безусловными основаниями отмены обжалованных судебных актов, состоит в том, что наличие прочих процессуальных нарушений, указанных в ч. 3 ст. 288 АПК, само по себе не является достаточным и единственным основанием отмены судебного акта. Суд кассационной инстанции вправе отменить обжалованный судебный акт из-за прочего процессуального нарушения, если, исходя из конкретных обстоятельств дела, установит, что такое нарушение фактически привело или в данном случае действительно могло привести к неправильному разрешению спора по существу.


Статья 289. Постановление арбитражного суда кассационной инстанции


Комментарий к статье 289


По результатам кассационного пересмотра судебных актов первой и апелляционной инстанций (решений, постановлений, определений) принимается судебный акт суда кассационной инстанции, именуемый постановлением. В ст. 289 указаны необходимые элементы содержания постановления суда кассационной инстанции, позволяющие идентифицировать принятое постановление как акт правосудия, точно определить, какой судебный акт подвергнут пересмотру, каковы правовая оценка выводов суда нижестоящей инстанции и доводов лиц, участвующих в деле, мотивы и существо принятого судом кассационной инстанции решения. Наличие указанных элементов наделяет постановление суда кассационной инстанции необходимыми свойствами: убедительностью и авторитетом акта правосудия.


Об обязательности указаний, содержащихся в постановлении суда кассационной инстанции, смотри комментарий к ч. 2 ст. 287, ч. 2 ст. 289.

Постановление суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию не подлежит и может быть пересмотрено лишь в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.


Статья 290. Кассационные жалобы на определения арбитражного суда первой и апелляционной инстанций


Комментарий к статье 290


1. Порядок и сроки обжалования определений согласно ст. 188 имеют некоторые особенности. Как правило, определения суда первой инстанции могут быть обжалованы первоначально исключительно в апелляционном порядке. Лишь постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по результатам рассмотрения апелляционной жалобы на определение арбитражного суда первой инстанции, подлежит обжалованию в арбитражный суд кассационной инстанции. Определения арбитражного суда апелляционной инстанции могут быть обжалованы в кассационном порядке в срок, не превышающий месяца со дня вступления в законную силу <1>.

--------------------------------

<1> См.: п. 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении АПК РФ при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции".


В суде кассационной инстанции подлежат обжалованию определения, принятые в первой и апелляционной инстанциях, указанные в ст. 188 АПК. Кассационному пересмотру подлежат определения, вынесенные в виде отдельного судебного акта, и в случаях, когда обжалование такого вида определений предусмотрено кодексом, а также когда такое определение препятствует дальнейшему движению дела.

Специфика кассационного контроля требует уяснения содержания понятия "определение, препятствующее дальнейшему движению дела". Под определением, препятствующим дальнейшему движению дела, следует понимать не только судебные акты, которые затягивают рассмотрение дела, останавливают судебное разбирательство и препятствуют достижению его цели - законному и справедливому разрешению спора. Как следует из правовой позиции КС РФ, изложенной в Постановлении от 12.03.2001 N 4-П, к подобным определениям относятся и те, которые необратимо нарушают материальные права лиц, участвующих в деле, так, что восстановление этих прав окажется невозможным на момент принятия решения по делу <1>. Препятствуют дальнейшему движению дела и подлежат пересмотру в кассационном порядке также все те определения, которые объективно делают невозможным принятие правильного решения по существу спора.

--------------------------------

<1> По вопросу кассационного обжалования определений см. также: Постановление ВАС РФ от 13.05.2008 N 95/08.


Следует принять во внимание, что согласно ч. 1 ст. 291 АПК к объектам кассационного пересмотра отнесены не только судебные акты нижестоящих инстанций, но и определения о возвращении кассационных жалоб, вынесенные судьей кассационной инстанции единолично. Кроме того, в силу ч. 2 ст. 291 суд кассационной инстанции вправе также пересматривать другие определения, принятые в кассационной инстанции, в том числе коллегиальным составом, если обжалование таких определений предусмотрено АПК <1>.


--------------------------------

<1> Например, определение суда кассационной инстанции об утверждении мирового соглашения, как указано в Постановлении ВАС РФ от 11.05.2005 N 1662/05.


По смыслу ст. 223 АПК, ст. 61 ФЗ о несостоятельности (банкротстве) в кассационном порядке могут обжаловаться принятые в производстве по банкротству определения, принятие которых предусмотрено АПК или обжалование которых в кассационном порядке прямо предусмотрено названным Законом. Как указал ВАС РФ, иные определения арбитражного суда, которые приняты в рамках дела о банкротстве, но не предусмотрены АПК РФ и в отношении которых не установлено, что они подлежат обжалованию, могут быть обжалованы в апелляционном порядке в течение четырнадцати дней со дня их вынесения. По результатам рассмотрения жалобы суд апелляционной инстанции в течение четырнадцати дней принимает постановление, которое является окончательным (п. 3 ст. 61 ФЗ о несостоятельности (банкротстве)) <1>. Таким образом, апелляционные постановления, принятые по результатам пересмотра определений данной категории, не подлежат обжалованию в кассационном порядке.

--------------------------------

<1> См.: п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.04.2003 N 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".


2. Для кассационных жалоб на определения, препятствующие движению дела, предусмотрен специальный сокращенный срок рассмотрения, не превышающий пятнадцати дней со дня поступления такой жалобы в арбитражный суд кассационной инстанции.

Доводы о неправомерности всех других определений суда первой и апелляционной инстанций могут быть приведены заявителем при кассационном пересмотре судебных актов названных инстанций, принятых по существу спора.

Срок подачи кассационной жалобы на определения согласно ч. 6 ст. 188 АПК составляет один месяц со дня вынесения определения.


Статья 291. Жалобы на определение арбитражного суда кассационной инстанции


Комментарий к статье 291


1. Обжалование определений суда кассационной инстанции о возвращении кассационных жалоб осуществляется без извещения сторон, что способствует оперативности производства в кассационной инстанции, разумному балансу публичных и частных интересов.

2. Жалобы на определения, вынесенные судьей кассационной инстанции единолично, рассматриваются судом кассационной инстанции в коллегиальном составе. Жалобы на определения, вынесенные судом кассационной инстанции коллегиально (например, определение о прекращении производства по кассационной жалобе, ч. 4 ст. 282), рассматриваются тем же судом коллегиально, но в ином судебном составе (т.е. судьями, не участвовавшими в принятии обжалуемого определения). Рассмотрение жалоб в порядке ч. 2 ст. 291 должно осуществляться с извещением сторон (об определениях, подлежащих обжалованию в кассационной инстанции, см. также комментарий к ст. 281).


3. По результатам кассационного рассмотрения жалобы принимается судебный акт, именуемый определением, которое не обжалуется, но может быть пересмотрено в надзорном порядке или по вновь открывшимся обстоятельствам.


Глава 36. ПРОИЗВОДСТВО ПО ПЕРЕСМОТРУ СУДЕБНЫХ

АКТОВ В ПОРЯДКЕ НАДЗОРА


Статья 292. Пересмотр судебных актов в порядке надзора


Комментарий к статье 292


1. Главой 36 АПК предусмотрен особый порядок надзорного пересмотра судебных актов, который в отличие от апелляционного и кассационного пересмотра является не обычным (ординарным), а чрезвычайным (экстраординарным). Это отличие состоит в том, что в Кодексе установлен ряд ограничений, которые призваны обеспечить стабильность судебных решений, правовую определенность.

Пересмотру могут быть подвергнуты решения, определения и постановления. Причем как в полном объеме, так и в части (см. п. п. 2, 3, 4 ч. 1 ст. 305 АПК). Решение ВАС, как суда первой инстанции, ввиду отсутствия апелляционной и кассационной инстанций вступает в законную силу немедленно после принятия. Однако и оно может быть пересмотрено в порядке надзора. Не исключаются в качестве самостоятельного предмета надзорного пересмотра мотивы, приводимые в судебном акте.

Исключена также возможность надзорного пересмотра постановлений и определений ВАС РФ, принятых в порядке надзора. При наличии оснований они могут быть пересмотрены по вновь открывшимся обстоятельствам (см. ч. 2 ст. 310 АПК).

Если судебный акт не вступил в законную силу (см. ст. 180 АПК), то для его обжалования должны быть использованы другие процессуальные средства. Только исчерпание обычных средств обжалования - апелляционного и кассационного - позволяет использовать исключительный способ пересмотра.

Единственной надзорной инстанцией, обладающей правом пересмотра судебных актов в порядке надзора, является Президиум ВАС РФ.

Надзорный пересмотр осуществляется в соответствии с общими принципами правосудия. Исходя из этого АПК установлено, что правом на обращение с заявлением о надзорном пересмотре обладают не только лица, участвующие в деле (см. ст. 40 АПК), но и иные лица. К ним отнесены лица, хотя и не участвовавшие в деле, но поскольку об их правах и обязанностях арбитражным судом принят судебный акт, то и они, как имеющие право на судебную защиту, могут его обжаловать в порядке надзора (см. комментарий к ст. 42 АПК). В практике работы судебных составов ВАС РФ имеются многочисленные факты обращений с просьбой о пересмотре судебных актов в порядке надзора со стороны лиц, права и обязанности которых в обжалованных актах не затрагиваются. Такие заявления к производству ВАС РФ не принимаются.

В Определении ВАС РФ от 10.06.2009 N ВАС-7401/09 указано: "...из представленных материалов и оспариваемых судебных актов не усматривается, что арбитражный суд принял решение о правах и обязанностях заявителя, следовательно, на него не распространяются права и обязанности, установленные законом для лиц, участвующих в деле, и иных лиц, указанных в статье 42 АПК РФ".


По делам, по которым прокурор наделен полномочиями участвовать в арбитражном процессе (см. ст. 52 АПК), он обладает правом внести представление о надзорном пересмотре судебного акта.

По данным судебной статистики, из ежегодно поступающих в ВАС РФ надзорных обращений подавляющее большинство оставляется без удовлетворения. В 2009 г. рассмотрено 17658 таких обращений, из них приняты определения об отказе в передаче дел в Президиум по 17252 (97,7%). По итогам первого полугодия 2010 г. эти данные соответственно следующие: 9030, 8801 (97,5%) <1>.

--------------------------------

<1> По 158 делам в судебных составах приняты определения о направлении дел в кассационную инстанцию; из определений об отказе в надзорном пересмотре по 261 делу указано на возможность пересмотра судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам.


2. Право оспорить в порядке надзора судебный акт, равно как и право на подачу апелляционной и кассационной жалобы, имеют лица, о которых говорится в ч. 1 ст. 292 АПК. Однако обращение с просьбой о надзорном пересмотре, в отличие от апелляционного и кассационного обжалования, не влечет за собой обязательного рассмотрения дела надзорной инстанцией. К такого рода обращениям закон предъявляет иные, повышенные требования, обусловленные особым характером надзорного способа пересмотра судебных актов. Заявитель должен доказать, что оспариваемым актом существенно нарушены его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Определением ВАС РФ от 19.11.2009 N ВАС-16340/08 возвращено заявление о пересмотре дела в порядке надзора, "...поскольку заявителем не представлено доказательств нарушения оспариваемым судебным актом его прав и законных интересов". Определением ВАС РФ от 09.10.2009 N ВАС-12915/09 отказано в принятии к производству заявления о пересмотре дела в порядке надзора, поскольку "...заявитель не указывает, каким именно образом оспариваемые судебные акты нарушают его права".

Заявление также должно содержать убедительное подтверждение того, что допущенные судом нарушения настолько серьезны, что они являются основанием для надзорного пересмотра (см. комментарий к ст. 304 АПК).

В связи с новым полномочием, которым наделен ВАС РФ ФЗ от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", в заявлении с просьбой о пересмотре судебных актов в порядке надзора может также содержаться требование о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.

3. Установление в законе определенного, довольно краткого срока, в течение которого заинтересованное лицо может обратиться с просьбой о надзорном пересмотре судебного акта, не случайно. Отсутствие в ранее действовавшем законодательстве такого срока давало возможность оспаривать вступивший в законную силу и нередко уже исполненный судебный акт, что не способствовало обеспечению правовой определенности и стабильности гражданского оборота, поэтому было признано неприемлемым. Учитывая, что недовольная сторона наделена большими возможностями апелляционного (см. ст. 259 АПК) и кассационного (см. ст. 276 АПК) обжалования, которые в АПК значительно расширены, трехмесячный срок следует признать достаточным <1>.