Файл: АПК_комм_Ярков_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 7281

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Возвращение заявления является процессуальным действием, которое оформляется определением. Копия определения вместе со всеми документами, поступившими в ВАС РФ, включая заявление или представление, направляется заявителю.

3. Обжалование определения о возвращении заявления АПК не предусмотрено. Однако повторное обращение допускается с соблюдением всех установленных правил, после того как заявитель устранит недостатки, на которые было указано в определении о возврате. Однако следует при этом иметь в виду, что повторное обращение допускается в пределах установленного ч. 3 ст. 292 АПК трехмесячного срока.


Статья 297. Отзыв на заявление или представление о пересмотре судебного акта


Комментарий к статье 297


1. Исходя из принципов состязательности и равноправия сторон праву одного лица, участвующего в деле, на обращение о пересмотре в порядке надзора соответствует право других лиц на представление отзыва с возражениями против пересмотра. При этом к отзыву прилагаются документы, подтверждающие возражения. Отзыв и приложенные к нему документы направляются в ВАС РФ и другим лицам, участвующим в деле. Одновременно с этим лицо, направившее отзыв, должно документально подтвердить направление копий отзыва другим лицам, участвующим в деле (путем приложения почтового уведомления о вручении).

2. АПК предусматривает и правило направления отзыва другим участникам процесса - заказным письмом с уведомлением о вручении. Лицо, направляющее отзыв другим лицам, должно предусмотреть время направления с таким расчетом, чтобы, если дело будет рассматривать Президиум ВАС РФ, адресат имел возможность ознакомиться с отзывом до начала заседания. Учитывая, что обращение в Президиуме должно быть рассмотрено в срок не более трех месяцев, необходимо, чтобы было рассчитано время направления отзыва.

3. Отзыв, как и заявление, подписывается лицом, обладающим правом на его представление, или представителем, полномочия которого должны быть документально подтверждены.

4. Отзыв, равно как и заявление или представление, может быть направлен непосредственно в ВАС РФ с использованием формы, размещенной на сайте Суда в сети Интернет. Прилагаемые документы также могут быть либо приложены к заявлению, либо направлены в электронном виде.


Статья 298. Приостановление исполнения судебного акта Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации


Комментарий к статье 298


1. Экстраординарный характер надзорного пересмотра не исключает возможности при соблюдении установленных законом условий приостановления исполнения вступившего в законную силу судебного акта. Основная задача, которую призвано решать приостановление исполнения, заключается в том, чтобы обеспечить на стадии исполнения защиту интересов тех участвующих в деле лиц, против которых принят судебный акт. Поэтому в случае, если судебный акт будет исполнен, при его отмене (а именно этого добивается заявитель) поворот исполнения может оказаться невозможным. Обязательным является соблюдение правила о встречном обеспечении, при наличии которого суд может принять решение о приостановлении, если признает такую меру необходимой для обеспечения баланса взаимных прав и обязанностей сторон.


Надзорный пересмотр является судебной стадией, поэтому обязательно соблюдение порядка принятия решения о приостановлении. Он установлен в гл. 8 АПК. Приостановление возможно только при наличии ходатайства (на данной стадии) лица, по заявлению или представлению которого возбуждено надзорное производство. Арбитражный суд не обладает правом по своей инициативе приостанавливать исполнение. Если заявитель мотивирует просьбу о приостановлении невозможностью поворота исполнения, он обязан данное обстоятельство подтвердить вескими аргументами, в том числе представить необходимые документы. Важность надлежащего обоснования ходатайства объясняется еще и тем, что приостановление исполнения является правом, а не обязанностью суда. Поэтому суд должен быть убежден в необходимости принятия такой меры при соблюдении требований ст. 90 АПК. Встречное обеспечение на стадии надзорного производства допускается только путем внесения денежных средств на депозитный счет суда первой инстанции в размере оспариваемой суммы. Другие формы встречного обеспечения на стадии надзорного пересмотра, в том числе банковская гарантия, поручительство либо иное финансовое обеспечение, которые допускаются при встречном обеспечении иска, не предусмотрены (подробно о встречном обеспечении см. комментарий к ст. 94).

Отказ в передаче дела в Президиум влечет за собой отклонение ходатайства о приостановлении исполнения (см. Определение ВАС РФ от 10.12.2009 N ВАС-16136/09).

2. Вопрос о приостановлении исполнения судебного акта решается в судебном заседании коллегиальным составом судей в течение трех рабочих дней с момента вынесения определения о возбуждении надзорного производства по заявлению (представлению) (см. п. 9 Порядка организации работы по рассмотрению заявлений и представлений о пересмотре судебных актов в порядке надзора в ВАС РФ, утв. распоряжением ВАС РФ от 11.12.2002 N 64). По его результатам выносится определение в виде отдельного судебного акта. Исходя из общих правил, касающихся содержания определения (ст. 185), следует сделать вывод о том, что суд может не только удовлетворить ходатайство о приостановлении исполнения, но и отклонить его. Обжалование указанного определения АПК не предусмотрено (см. ч. 2 ст. 188).

Копия определения направляется в пятидневный срок, как этого требует АПК (ч. 2 ст. 186), со дня его вынесения участвующим в деле лицам.

3. АПК установлено, что суд определяет срок действия приостановления. Таким предельным сроком может быть время до окончания производства в порядке надзора, т.е. до принятия решения об отказе в передаче дела в Президиум или до принятия Президиумом решения по делу. Суд вправе установить и другой срок действия приостановления, но он по продолжительности не может выходить за пределы надзорного производства.


4. Поскольку цель приостановления связывается с невозможностью поворота исполнения в случае отмены оспариваемого судебного акта, то с отпадением данного обстоятельства отменяется приостановление - с принятием определения об отказе в передаче дела в Президиум или с отказом самим Президиумом удовлетворить заявление или представление.

АПК не дает ответа на вопрос, может ли состав судей, принявший решение о приостановлении, не отменять его в случае направления дела в кассационную инстанцию, как это предусмотрено ч. 6 ст. 299 АПК. Представляется, что вопрос о приостановлении исполнения может быть решен судом кассационной инстанции (см. ст. 283 АПК).

5. Приостановление исполнения отменяет либо состав судей, который принимал решение, либо Президиум при отказе в удовлетворении обращения. Копия определения или постановления направляется участвующим в деле лицам.


Статья 299. Рассмотрение заявления или представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора


Комментарий к статье 299


1. После возбуждения надзорного производства обращение направляется в судебный состав. В нем коллегиальный состав судей ВАС РФ предварительно рассматривает заявление о пересмотре судебных актов в порядке надзора в судебном заседании без извещения участвующих в деле лиц. АПК устанавливает определенные сроки рассмотрения этих документов: если дело не истребовалось - в пределах одного месяца со дня поступления заявления; в случае истребования дела из суда первой инстанции - месячный срок, который исчисляется со дня поступления дела в ВАС РФ.

2. Важное значение для соблюдения беспристрастного рассмотрения обращения имеет порядок формирования состава судей, к которым поступает заявление или представление для рассмотрения. В целях обеспечения справедливого разбирательства, исключающего какое-либо постороннее вмешательство, обращения распределяются исходя из нагрузки и специализации судей, как это предусмотрено ст. 18 АПК, с учетом очередности.

3. Главная задача, стоящая перед составом судей, рассматривающих обращение, состоит в том, чтобы путем изучения оспариваемых судебных актов и сопоставления их содержания с доводами, приведенными заявителями, сделать вывод о наличии или отсутствии оснований для надзорного пересмотра и для присуждения компенсации. Если из представленных документов коллегия судей не может прийти к определенному заключению, она выносит определение об истребовании дела из суда первой инстанции. После поступления дела суд изучает имеющиеся в нем материалы для принятия решения.

4. Если состав судей приходит к выводу о наличии хотя бы одного из оснований, содержащихся в ст. 304 АПК, он выносит определение о передаче дела и поступивших документов в Президиум, в котором излагает свою позицию о пересмотре оспариваемых судебных актов в порядке надзора и о присуждении компенсации. В пятидневный срок со дня вынесения определения все материалы вместе с делом передаются в Президиум ВАС РФ.


5. В целях обеспечения соблюдения прав участвующих в деле лиц, предоставления им возможности выразить свое отношение к принятому решению о передаче дела в Президиум для надзорного пересмотра копии определения и всех документов, поступивших в ВАС РФ, в тот же пятидневный срок направляются этим лицам.

АПК не содержит требования, обязывающего представлять отзыв на обращение. Это право участвующих в деле лиц, и они сами решают данный вопрос. Суд в определении указывает срок, в течение которого может быть представлен отзыв. Этот срок должен быть достаточным для получения документов, подготовки отзыва и представления его в ВАС РФ. Практика показывает, что, как правило, участники процесса пользуются правом направления отзыва, излагая в нем свое отношение к законности оспариваемых судебных актов и к аргументам, содержащимся в определении о передаче дела в Президиум и в надзорном обращении.

6. АПК содержит положение, дающее право составу судей, рассматривающему заявление или представление, передать дело для проверки в кассационную инстанцию при наличии к тому необходимых условий.

Если дело проверялось в кассационной инстанции, направление его для кассационного рассмотрения исключается.

Если состав судей находит основания, содержащиеся в ст. 304 АПК, он направляет дело в Президиум со своими выводами о необходимости надзорного пересмотра оспариваемых судебных актов.

В том случае, когда суд находит иные способы пересмотра судебного акта, он может отказать в передаче дела в Президиум. Наделение состава судей указанными выше полномочиями имеет своей целью исправление ошибок судов первой и апелляционной инстанций не в особом, надзорном, а в обычном, кассационном порядке. При этом состав судей ВАС РФ не предписывает, какое решение должно быть принято. Придание указанию, сформулированному в определении коллегиального состава судей ВАС, обязательного характера противоречит принципам правосудия.

6.1 Коллегия судей при рассмотрении заявления, в котором содержится требование и о компенсации, при отсутствии оснований для передачи дела в Президиум для надзорного пересмотра судебных актов, может направить дело в ФАС округа для рассмотрения по первой инстанции вопроса о присуждении компенсации. Это допустимо, если вопрос о компенсации ранее данным судом не рассматривался.

7. Судьи ВАС РФ, признав, что дело должно быть направлено в кассационную инстанцию, могут или принять об этом отдельное определение, или указать в определении на отсутствие оснований для надзорного пересмотра.

Копия определения, принятого составом судей, направляется всем участвовавшим в деле лицам.

8. Состав судей принимает отдельное определение об отказе в направлении дела для надзорного пересмотра, если нет оснований, указанных в ст. 304. Данное определение принимается вне зависимости от того, рассматривалось или не рассматривалось дело в кассационном порядке.


Копия определения об отсутствии оснований для пересмотра дела в надзорном порядке направляется незамедлительно в день его принятия или на следующий день лицу, которое обращалось в ВАС РФ с просьбой о надзорном пересмотре. Такое извещение заявителя обязательно. Что касается других лиц, то данная информация не является закрытой и с ней они могут ознакомиться на сайте ВАС РФ.

Судебному составу, рассматривающему принятые к производству надзорные обращения, придана новая функция. Пленум ВАС РФ в Постановлении от 14.02.2008 N 14 разъяснил процессуальный механизм, дающий возможность при рассмотрении составом судей заявления о пересмотре судебных актов в порядке надзора принимать решение в соответствии с ч. 8 ст. 299 АПК об отказе в передаче дела в Президиум, но с указанием на возможность пересмотра дела не в порядке надзора, а по вновь открывшимся обстоятельствам. Такой вывод делает состав судей в случае, если будет установлено, что судебные акты основаны на положениях законодательства, практика применения которых после их принятия была определена (или изменена) в постановлении Пленума ВАС или в постановлении Президиума ВАС, вынесенном по результатам рассмотрения другого дела в порядке надзора с учетом сформировавшейся практики, в том числе исходя из правовых позиций, сформулированных Пленумом ВАС. "Этот процессуальный механизм, как отметил КС РФ в Постановлении от 21.01.2010 N 1-П, с одной стороны, позволяет повысить эффективность института пересмотра судебных актов, вступивших в законную силу, освобождая Президиум ВАС РФ от рассмотрения дел, разрешение которых должно быть основано на уже выработанной ВАС РФ правовой позиции, а с другой стороны, расширяет для лиц, участвующих в деле, возможность, обращаясь к данному ВАС РФ толкованию норм права, добиться защиты своего права или законного интереса в других арбитражных судах".

Исходя из правовой позиции, выраженной в Постановлении КС РФ от 21.01.2010 N 1-П, представляется, что в ст. 299 АПК должны быть внесены соответствующие дополнения, касающиеся ссылки на возможность исправления судебной ошибки по вновь открывшимся обстоятельствам.

9. Важное положение содержится в ч. 9 ст. 299 АПК. Речь идет о возможности повторного обращения в ВАС РФ с заявлением или представлением. То же лицо может обратиться в случае получения соответствующего отказа, если приведет иные основания, которые, по его мнению, требуют вмешательства ВАС РФ. При ссылке на те же основания вторичное обращение исключается.


Статья 300. Содержание определения о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации


Комментарий к статье 300


По результатам рассмотрения заявления или представления состав судей ВАС РФ, если приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных ст. 304 АПК, принимает определение о передаче дела в Президиум ВАС РФ. Позиция, выраженная в определении, не является обязательной для Президиума.