Файл: АПК_комм_Ярков_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 7277

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Коллегиальный состав судей ВАС РФ наделен в силу закона функцией предварительного рассмотрения заявлений о пересмотре судебных актов в порядке надзора и решения вопроса о наличии оснований для передачи дела в Президиум. Исходя из этого по своей юридической природе данное определение не является определяющим и носит вспомогательный характер.

В определении дается анализ примененных в оспариваемом судебном акте норм права и указывается на допущенные нарушения, которые, по мнению состава суда, могут служить основанием для пересмотра дела в порядке надзора. Ибо не всякое нарушение влечет за собой принятие решения о передаче дела в Президиум, а только такое, которое привело к существенным нарушениям, требующим устранения в надзорном порядке.

Выйти за пределы оснований, перечисленных в ст. 304 АПК, равно как и оставить их без внимания, суд не может.

При наличии вывода о присуждении компенсации в определении указываются мотивы такого решения, а также общая продолжительность судопроизводства по делу.

Суд также указывает в определении, какое решение, по его мнению, должно быть принято Президиумом с учетом полномочий, которыми наделена надзорная инстанция, в том числе высказывает мнение о присуждении компенсации (см. ч. 1 ст. 305 АПК).

В определении должны содержаться другие важные в процессуальном отношении реквизиты: дата судебного заседания; состав судей, участвовавших в рассмотрении заявления или представления; от какого лица исходило обращение и кто из других лиц участвовал в деле, их место нахождения или место жительства; данные о том, какой судебный акт, по мнению заявителя, требует надзорного пересмотра, дата его принятия и вступления в законную силу; какие судебные акты, неоспариваемые, приняты по делу; каким судом приняты указанные судебные акты; наконец, основное содержание спора, т.е. его предмет.


Статья 301. Содержание определения об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации


Комментарий к статье 301


После возбуждения судьей надзорного производства суд, рассматривающий обращение, отказывает в направлении дела в Президиум при отсутствии оснований, указанных в ст. 304 АПК. Исходя из того что обращение в ВАС подается, как правило, после того, как дело было рассмотрено в апелляционном и в кассационном порядке, т.е. когда по усмотрению заинтересованного лица использовались другие возможности для пересмотра, отказ на данной стадии нельзя рассматривать как ущемляющий право на судебную защиту. Это право реализуется в рамках установленного процессуальным законом порядка: дело рассматривается по существу судом первой инстанции, проверяется в полном объеме в апелляционной инстанции и, наконец, законность принятых судебных актов проверяется кассационной инстанцией.


В определении, принятом судом, должны быть приведены мотивы решения, что составляет основное содержание данного судебного акта. Аргументы, приведенные в заявлении или представлении, анализируются под углом зрения тех оснований, которые содержатся в ст. 304 АПК.

Как указано выше (см. комментарий к ч. ч. 6, 7 и 8 ст. 299 АПК), если усматриваются данные для проверки дела не в надзорном, а в ином порядке, суд в определении указывает на это. Должно быть приведено надлежащее обоснование такого решения, в том числе мотивы направления дела в ФАС округа в соответствии с положениями ч. 6.1 ст. 299 АПК.

Остальные реквизиты те же, что должны содержаться в определении при передаче дела в Президиум (см. ст. 300).


Статья 302. Извещение о рассмотрении дела в Президиуме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации


Комментарий к статье 302


Установленный порядок извещения о рассмотрении дела надзорной инстанцией подтверждает судебный характер процедуры, соблюдение принципов судопроизводства. Извещение производится по правилам, изложенным в гл. 12 АПК. Извещение направляется лицам, участвующим в деле, не позднее чем за 15 дней до заседания Президиума с указанием необходимых сведений. Эти лица должны иметь возможность реально принять участие в рассмотрении дела. Порядок направления извещения установлен в ст. 122 АПК. Учитывая значение, с которым закон связывает предоставление возможности заинтересованным лицам участвовать в судебном заседании, Президиум должен располагать сведениями о том, что участники процесса извещены надлежащим образом (см. ст. ст. 123 и 124). При неявке кого-либо из извещенных Президиум рассматривает дело в их отсутствие.


Статья 303. Порядок рассмотрения дела в Президиуме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации


Комментарий к статье 303


1. В АПК РФ широко освещаются вопросы, касающиеся деятельности Президиума по рассмотрению поступившего дела. Следует подчеркнуть, что единственным основанием для принятия к производству дела Президиумом является определение, вынесенное коллегией судей в порядке, установленном ст. 299 АПК. В отличие от ГПК таким правом не обладают Председатель ВАС РФ и заместители Председателя ВАС РФ. Регламентированный АПК порядок является судебной процедурой. Заседание Президиума, как указано в п. 61.1 Регламента арбитражных судов, проводится в условиях, обеспечивающих нормальную работу суда и безопасность участников арбитражного процесса, при соблюдении порядка, установленного ст. ст. 153, 154 и 303 АПК. Лица, участвующие в деле, а также иные лица, желающие присутствовать на открытых заседаниях, допускаются в зал заседания до начала рассмотрения дела. Представители средств массовой информации, аккредитованные при ВАС РФ, проходят в зал Президиума по аккредитационным удостоверениям, другие журналисты - по списку, представленному пресс-службой ВАС РФ. Лицам, присутствующим на заседании Президиума, не разрешается приносить в зал судебного заседания кино-, видео- и фотоаппаратуру, а также средства связи без специального разрешения. Осуществление разрешенной судом кино- и фотосъемки, видеозаписи, трансляции судебного заседания по радио и телевидению не должно мешать порядку в судебном заседании. Эти действия могут быть ограничены судом во времени.


2. В АПК определено, в какой последовательности Президиум рассматривает поступившие с соответствующими определениями дела и в какие сроки. Во-первых, дело должно быть рассмотрено в срок, не превышающий трех месяцев, исчисляемый со дня принятия определения о передаче дела в Президиум. В соответствии с ч. 2 ст. 114 АПК процессуальный срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца установленного срока. Во-вторых, дела назначаются к слушанию и рассматриваются в порядке очередности их поступления в Президиум. В случаях, не терпящих отлагательства, Президиум может изменить очередность рассмотрения дел (п. 60.2 Регламента арбитражных судов). Очередность рассмотрения дел на заседании Президиума определяется повесткой заседания, утверждаемой Президиумом не позднее чем за неделю до проведения заседания (п. 60.3 Регламента арбитражных судов).

3. Президиум может рассматривать дела только при участии в заседании большинства его членов (50 процентов плюс один).

4. Право всех участвующих в деле лиц присутствовать в судебном заседании, на котором рассматривается вопрос о надзорном пересмотре дела, является реализацией равных для них процессуальных возможностей на данной стадии судебного разбирательства в высшей судебной инстанции государства. Участие в этом заседании является их правом, поэтому никто не может быть лишен этого права.

5. Судья-докладчик (судьи-докладчики) назначается (назначаются) Президиумом при утверждении повестки заседания Президиума по каждому делу из числа судей ВАС РФ. Докладчиком в заседании Президиума может быть судья, который принимал участие в составе судей, выносивших определение о направлении дела для пересмотра в порядке надзора (ч. 4 ст. 299).

Президиум отклонил заявление об отводе судьи по мотиву его участия в рассмотрении дела в составе коллегии судей, вынесшей определение о передаче дела в Президиум, в то время как, по мнению заявителя, в соответствии со ст. 22 АПК повторное участие судьи в рассмотрении дела недопустимо. Президиум разъяснил, что в соответствии со ст. 299 АПК коллегия судей лишь определяет, имеются ли основания для пересмотра оспариваемого акта, предусмотренные ст. 304 АПК, а по существу решение полномочен принимать только Президиум (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 01.12.2009 N 8091/09).

Заседание Президиума является продолжением судебного процесса по пересмотру дела в надзорном порядке.

Требование к докладу заключается в том, чтобы раскрыть основное содержание дела, исходя из тех задач, которые должен решить Президиум: есть основания для надзорного пересмотра и присуждения компенсации или их нет. Поэтому главное содержание доклада состоит в разборе доводов, изложенных в обращении в ВАС РФ, и мотивов, исходя из которых состав суда, передавший дело в Президиум, счел, что имеются основания для пересмотра судебного акта в порядке надзора и решения вопроса о компенсации. Учитывая, что Президиум полномочен решать только вопросы применения закона, доклад должен быть посвящен анализу правильности применения правовых норм в сопоставлении с основаниями, предусмотренными в ст. 304 АПК.


6. Каждый участвующий в деле, изъявивший желание присутствовать на заседании Президиума, имеет право выступить и дать устные объяснения. Эти объяснения применительно к основаниям пересмотра будут содержать изложение доводов "за" или "против" позиции, изложенной в обращении и поддержанной в определении о направлении дела в Президиум. Следует подчеркнуть равенство прав всех участвующих в деле лиц быть выслушанными высшей судебной инстанцией. Этим правом они могут и не воспользоваться.

АПК регламентирует последовательность, в которой предоставляется слово для дачи устных объяснений участвующим в заседании лицам: после доклада судьи выступает лицо, обратившееся в ВАС РФ с заявлением или представлением, затем другие лица. Продолжительность выступления лиц, участвующих в деле, не должна превышать 10 минут. По ходатайству лица, участвующего в деле, председательствующий вправе продлить время выступления.

7. Заседание Президиума завершается после выступлений участвующих лиц принятием постановления. Применительно к порядку принятия решения (см. ст. 167 АПК) Президиум проводит обсуждение в условиях, обеспечивающих тайну совещания.

7.1. Содержание постановления Президиума аналогично содержанию решения суда первой инстанции, принимаемого по результатам рассмотрения заявления о компенсации (см. ч. 2 ст. 222.8 АПК и комментарий к ней).

8. Принятие постановления Президиумом должно соответствовать общим правилам разрешения вопросов судом, рассматривающим дело в коллегиальном составе (ч. 1 ст. 20 АПК), если иное не предусмотрено в настоящей главе. Все вопросы решаются большинством голосов членов Президиума. Никто не вправе воздержаться от голосования. Председательствующий обладает равными правами со всеми членами Президиума, но голосует последним. При равенстве голосов членов Президиума обращение, как не набравшее большинства голосов, отклоняется, и оспариваемый судебный акт сохраняет силу.

Член Президиума, несогласный с мнением большинства, вправе письменно изложить свое особое мнение. Особое мнение приобщается к материалам дела. По окончании судебного заседания председательствующий объявляет резолютивную часть постановления.

Информация о принятом постановлении Президиума после объявления его резолютивной части размещается на сайте ВАС РФ.

9. См. комментарий к ст. 20 АПК.


Статья 304. Основания для пересмотра в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу, и присуждения компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок


Комментарий к статье 304


1. Особая роль пересмотра вступивших в законную силу судебных актов в порядке надзора состоит в специально установленных в законе основаниях, отличных от оснований апелляционного и кассационного пересмотра. В этом прежде всего проявляется исключительный характер надзора. В нижестоящих проверочных инстанциях участники процесса располагают достаточными правовыми средствами для защиты нарушенного права.


Задача Президиума - не дублировать деятельность кассационной инстанции, а выполнять особую возложенную на него законом функцию. Ее осуществление должно обеспечиваться через пересмотр судебных актов первой, апелляционной и кассационной инстанций по основаниям, указанным в комментируемой статье.

Во-первых, обеспечение единообразия в толковании и применении закона всеми арбитражными судами. В этом заключается главное предназначение Высшего Суда государства по обеспечению единства судебной практики. "Отсутствие единообразия в судебной практике, - писал еще в начале прошлого века крупнейший русский процессуалист Е.В. Васьковский, - разрушает единство государственного правопорядка, ослабляет силу закона и подрывает принцип равенства всех граждан перед законом. Необходимо поэтому установить наблюдение за деятельностью всех судов с целью обеспечить одинаковое толкование и применение ими законов" <1>. Сказанное справедливо и сегодня. Именно через единство правоприменения достигается выполнение конституционных принципов равенства всех перед законом и судом, равное право каждого на судебную защиту. Только таким путем создается правовая определенность. Господство права и эффективность защиты прав всех участников экономических отношений не будут гарантированы в условиях различного понимания и применения правовых норм судами.

--------------------------------

<1> Курс гражданского процесса. М. Изд. бр. Башмаковых.


Возрастает значение разъяснений по вопросам судебной практики, которые дают Пленум и Президиум ВАС РФ по результатам изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами. Значение правовой позиции ВАС РФ подчеркнуто в Постановлении Пленума ВАС РФ от 14.02.2008 N 14 и в Постановлении КС РФ от 21.01.2010 N 1-П по делу о проверке конституционности положений ч. 4 ст. 170, п. 1 ст. 311 и ч. 1 ст. 312 АПК.

Во-вторых, это устранение нарушения прав и свобод человека и гражданина, которыми он обладает согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также в соответствии с международными договорами РФ. Соблюдение Россией указанных требований вытекает из положений ст. 15 Конституции.

Интересы неопределенного круга лиц являются одной из разновидностей публичных интересов. Интерес, как определяет это понятие известный русский юрист проф. В. Нечаев, "...обозначает выгоду или пользу отдельного лица или известной совокупности лиц, противополагаемые выгоде и пользе других лиц" <1>. Публичный интерес можно рассматривать как охраняемый законом интерес общества, на страже которого стоит государство в лице уполномоченных на это органов. Защита прав и охраняемых законом интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, является одной из задач судопроизводства в арбитражных судах. Что касается публичных интересов, то они должны быть защищены и на исключительной стадии, каковой является надзорный пересмотр (учитывая особый их характер), если нарушение ранее не было устранено.