ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 7472
Скачиваний: 4
--------------------------------
<1> Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Т. 25. С. 262.
В-третьих, это пресечение нарушений прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов. Судебная защита неопределенного круга лиц, как показывает жизнь, является весьма актуальной проблемой. Необходимость использования таких сравнительно новых форм защиты проявляется в требованиях об оспаривании нормативных правовых актов, в защите прав вкладчиков так называемых проблемных банков и т.д.
Президиум ВАС РФ Постановлением от 17.11.2008 N 10118/09 отменил постановление кассационной инстанции ввиду подписания его не теми судьями, которые указаны в судебном акте, указав при этом, что нарушены публичные интересы.
Деление права на публичное и частное - это в определенной мере основание разграничения публичного и частного интересов. По АПК в защиту публичных интересов вправе обратиться в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы (см. ст. 53).
2. Нарушение права на судопроизводство в разумный срок рассматривается в комментируемой статье как основание для присуждения компенсации, вытекающее из нарушения, предусмотренного п. 2 ч. 1 ст. 304 АПК.
Статья 305. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
Комментарий к статье 305
1. Президиум обладает широкими полномочиями при проверке законности судебных актов первой, апелляционной и кассационной инстанций в рамках оснований, содержащихся в ст. 304 АПК.
Президиум может не согласиться с доводами, содержащимися в заявлении или представлении, и с теми мотивами, которые приведены в определении о направлении дела для пересмотра в порядке надзора и присуждения компенсации, принятом составом судей в соответствии с ч. 4 ст. 299 и ст. 300 АПК. В этом случае он отказывает в удовлетворении заявления или представления, признает оспариваемый судебный акт соответствующим закону, оставляя его без изменения, и отказывает в присуждении компенсации. Этот вывод Президиум делает, если не находит оснований для надзорного пересмотра. Поскольку Президиум не принимает нового решения, в котором бы по-иному определялись права и обязанности лиц, участвующих в деле, то такое постановление не нарушает их право на судебную защиту, предусмотренное ст. 46 Конституции. Данное положение неоднократно высказывал и КС РФ.
Президиум вправе отменить судебный акт любой нижестоящей инстанции полностью или частично и направить дело в ту инстанцию, судебный акт которой подвергся пересмотру. Поскольку Президиум проверяет только вопросы права и не вторгается в сферу деятельности судов первой и апелляционной инстанций в части установления фактических обстоятельств, он вправе действовать, не выходя за пределы ограничений, установленных в ч. 4 данной статьи.
Возвращая дело в нижестоящую инстанцию, Президиум вправе дать указание о том, чтобы новое рассмотрение проводилось в ином составе судей.
Президиуму предоставлено право при наличии определенных условий отменить оспариваемый судебный акт и принять новое решение, не направляя дело на новое рассмотрение. Но это право ограничено определенными рамками. Принятие нового решения обусловлено только одним - когда нижестоящие инстанции допустили такое неправильное применение закона (см. ч. 2 ст. 288 АПК), которое в соответствии со ст. 304 является основанием для надзорного пересмотра судебного акта. Необходимо, чтобы, во-первых, обстоятельства дела, основанные на проверенных доказательствах, которым судами первой и апелляционной инстанций дана надлежащая оценка, не изменялись; во-вторых, участвующие в деле лица в этом случае должны присутствовать в заседании Президиума и использовать свое право быть выслушанными, т.е. иметь возможность дать соответствующие пояснения. Принятие же нового решения в отсутствие указанных лиц будет нарушать это их право.
Президиум отменяет судебный акт полностью или частично и прекращает производство по делу при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в ст. 150 АПК.
По делу, рассмотренному Президиумом, было установлено: компания обратилась в суд с целью оспорить вынесенное ей предписание антимонопольного органа. До рассмотрения дела по существу в суде надзорной инстанции компания отказалась от своего требования. Президиум ВАС РФ прекратил производство по делу, указав, что в данном случае отказ от заявления не противоречит закону и не нарушает прав других лиц. В силу АПК истец вправе при рассмотрении дела в суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 01.12.2009 N 10061/09).
Президиум может отменить или частично изменить судебный акт и, соответственно, оставить иск без рассмотрения с соблюдением требований гл. 17 АПК.
Прекращение производства по делу или оставление иска без рассмотрения в надзорной инстанции может быть только при наличии оснований, содержащихся в ст. 304 АПК.
Исходя из того что Президиум может столкнуться с ситуацией, когда по делу состоялись судебные акты судов первой, апелляционной и кассационной инстанций, в законе предусмотрено положение, когда оставляется без изменения один из ранее принятых по делу судебных актов.
Присуждая компенсацию за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или отказывая в ее присуждении, Президиум выступает как суд первой инстанции. Этим определяется содержание принимаемого им постановления.
2. При отмене или изменении судебного акта Президиум, принимая такое решение, обязан сослаться на одно или несколько оснований, содержащихся в ст. 304 АПК.
3. Роль Президиума как высшего судебного органа государства по делам, отнесенным к подведомственности арбитражных судов, заключается в обеспечении единства судебной практики путем единообразного применения закона при рассмотрении конкретных дел. Поэтому его указания, которые даны при отмене судебного акта, являются обязательными для всех инстанций арбитражного суда, вновь рассматривающего дело, в части, касающейся понимания смысла и значения конкретных правовых норм, подлежащих применению при новом судебном рассмотрении (см. комментарий к ст. ст. 299, 303 АПК).
4. Обязательность указаний Президиума ограничена определенными пределами, которые содержатся в законе. Эти ограничения касаются вопросов, находящихся исключительно в ведении суда первой и апелляционной инстанций. Президиум не может вторгаться в доказательственную базу и считать установленными фактические обстоятельства, которые этими инстанциями признаны недоказанными или неустановленными. Президиум не обладает полномочиями предписывать суду, каким доказательствам при новом рассмотрении дела следует отдать предпочтение и какие из них при оценке принять во внимание или отвергнуть. Поэтому лишь суд, обладающий правом устанавливать все значимые для правильного рассмотрения дела факты, проведя эту работу в судебном заседании при проверке и исследовании доказательств, может определить, какая норма материального права подлежит применению и, соответственно, какой судебный акт должен быть этим судом принят.
5. Постановление Президиума должно иметь реквизиты и отвечать на все вопросы исходя из предписаний, содержащихся в ст. 306 АПК.
6. В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 20 и п. 3 ст. 21 ФКЗ об арбитражных судах в РФ председательствует на заседании Президиума Председатель ВАС или в его отсутствие заместитель Председателя, который подписывает принимаемое Президиумом постановление.
Статья 306. Содержание постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
Комментарий к статье 306
Постановление Президиума ВАС РФ должно отвечать общим требованиям, предъявляемым к судебным актам. Оно будет соответствовать принципам эффективного правосудия только в случае признания законным, обоснованным и мотивированным (см. ч. 3 ст. 15 АПК). Постановление Президиума в той части, в какой проверяется законность обжалованного судебного акта, совпадает с постановлением кассационной инстанции. Однако окончательную правовую позицию вырабатывает Президиум, и на нем лежит особая ответственность за обеспечение единообразного понимания и применения закона.
Постановление Президиума должно отражать:
- доводы, приведенные в заявлении или представлении, и содержание требований, с которыми заявители обращаются в ВАС РФ;
- если представлен отзыв, то возражения, приведенные в нем;
- объяснения, данные участвовавшими в деле лицами в ходе заседания Президиума;
- основания, содержащиеся в ст. 304 АПК, со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, а также выводы и решения, к которым в итоге пришел Президиум, включая вопрос о компенсации и ее размере, в соответствии с его полномочиями, предусмотренными ст. 305 АПК, - об оставлении без изменения или об отмене судебного акта;
- в случае направления дела на новое рассмотрение Президиум указывает на то, какие действия должны быть совершены лицами, участвующими в деле, и арбитражным судом.
Статья 307. Вступление в законную силу постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и его опубликование
Комментарий к статье 307
1. С моментом вступления постановления Президиума в законную силу связывается обязательность его исполнения. Исходя из этого, постановление Президиума ВАС РФ подлежит исполнению со дня его принятия.
2. В АПК сохранено правило о направлении в пятидневный срок со дня принятия копии постановления Президиума ВАС РФ лицам, участвующим в деле.
3. Указание на опубликование постановления в "Вестнике ВАС РФ" играет важную роль в обеспечении единства судебной практики и свидетельствует о последовательном осуществлении принципа прозрачности правосудия. Эта задача в современных условиях успешно решается с помощью электронных средств связи. Все судебные акты публикуются на сайте ВАС РФ в сети Интернет.
Статья 308. Пересмотр в порядке надзора определений арбитражных судов
Комментарий к статье 308
1. Общие правила обжалования определения арбитражного суда установлены в ст. 188 АПК. Они применяются и при пересмотре определения в надзорном порядке, если в гл. 36 АПК не установлены какие-либо особенности.
Следует подчеркнуть, что надзорный пересмотр определений может быть инициирован только теми лицами, которые могут обращаться с заявлением или представлением в ВАС РФ, с соблюдением всех требований гл. 36 АПК. В их числе - наличие оснований, содержащихся в ст. 304 АПК.
Вместе с тем комментируемая норма устанавливает, что не каждое определение может быть предметом пересмотра в порядке надзора. Необходимо наличие одного из двух условий, при которых допускается надзорный пересмотр определений. Во-первых, в АПК должно быть прямое указание на возможность обжалования определения отдельно от решения. Во-вторых, если по своему содержанию определение является препятствием дальнейшему движению дела. Например, определение о прекращении производства по делу.
В основу указанных условий положено непреложное правило о том, чтобы ограничения в обжаловании и в пересмотре не нарушали право на судебную защиту.
2. Закон не содержит ограничений для пересмотра в порядке надзора и иных определений, но устанавливает, что такой пересмотр допускается одновременно с надзорным пересмотром решений и постановлений арбитражных судов.
Глава 37. ПРОИЗВОДСТВО ПО ПЕРЕСМОТРУ
ВСТУПИВШИХ В ЗАКОННУЮ СИЛУ СУДЕБНЫХ АКТОВ ПО НОВЫМ
ИЛИ ВНОВЬ ОТКРЫВШИМСЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ
Статья 309. Право арбитражного суда пересмотреть судебный акт по новым или вновь открывшимся обстоятельствам
Комментарий к статье 309
Рассмотрение судом спора и вынесение решения представляют собой трудоемкий юридический процесс, отражающий сложные, порою запутанные общественные отношения. Практически невозможно полностью исключить вероятность возникновения по разным причинам судебных ошибок. Для их исправления в ходе исторического развития судопроизводства правовая мысль выработала несколько способов пересмотра ошибочных решений и иных судебных актов.
После вынесения решения оно приобретает свойство неизменяемости содержания судом, его принявшим. По общему правилу арбитражный суд, принявший решение, не вправе изменять его содержание, пересмотр решения входит в компетенцию специально существующих для этого вышестоящих процессуальных инстанций: апелляционной, кассационной и надзорной, - а исправление описок, опечаток, арифметических ошибок, разъяснение решения могут производиться судом только без изменения существа решения.
В то же время судебный акт (решение, определение, постановление) может оказаться необоснованным и незаконным по не зависящим от суда и лиц, участвующих в деле, причинам. Имеются в виду случаи, когда, рассматривая дело и принимая решение, суд не учел какие-либо обстоятельства, которые уже в то время существовали, но об этом по разным причинам суду было неизвестно. Для исправления такой ситуации АПК предоставляет арбитражному суду, принявшему судебный акт, право самому пересмотреть судебный акт по новым и вновь открывшимся обстоятельствам. Пересмотр судебного акта по новым и вновь открывшимся обстоятельствам является самостоятельной стадией арбитражного процесса, отличающейся своими особыми процессуальными правилами, учитывающими ее (стадии) основную цель и, соответственно, специфику.
Хотя ст. 309 предусмотрено право на пересмотр судебного акта, вступившего в законную силу, ВАС РФ исходит из того, что по новым и вновь открывшимся обстоятельствам могут быть пересмотрены не только решения арбитражного суда первой инстанции, но и постановления арбитражных судов апелляционной, кассационной инстанций, Президиума ВАС РФ (п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.03.2007 N 17 "О применении АПК РФ при пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам").
Определения, вынесенные арбитражным судом любой инстанции в виде отдельного судебного акта (так как они исполняются немедленно), все решения, принимаемые ВАС РФ, арбитражными судами первой инстанции по делам об оспаривании нормативных правовых актов, постановления, выносимые судами апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, могут быть пересмотрены по новым и вновь открывшимся обстоятельствам практически сразу же после их принятия, поскольку вступают в законную силу немедленно.