ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 4923
Скачиваний: 2
Выводы суда кассационной инстанции по результатам рассмотрения кассационной жалобы имеют отношение к оценке подвергнутых ревизии обжалованных судебных актов и выражению собственного мнения с учетом ограничений в предоставленных полномочиях.
При передаче дела на новое рассмотрение суд кассационной инстанции дает обязательные к исполнению указания по поводу действий, которые должны быть дополнительно совершены лицами, участвующими в деле, и арбитражным судом.
Указания суда кассационной инстанции должны быть предельно конкретными, направленными на рассмотрение и проверку недостающих обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора.
По степени определенности постановление суда кассационной инстанции при направлении дела на новое рассмотрение в части приводимых мотивов и обязательных для исполнения указаний не должно отличаться в худшую сторону от того постановления, которым суд кассационной инстанции поддерживает обжалованный акт либо отменяет его с принятием собственного постановления. В противном случае задачи кассационного производства вряд ли можно признать решенными.
Указания суда кассационной инстанции могут быть связаны не только с фактическими обстоятельствами дела, но и с толкованием закона.
3. Наряду с рассмотрением существа заявленного требования и доводов кассационной жалобы (отзыва на кассационную жалобу) суд кассационной инстанции обязан решить вопрос о распределении между сторонами судебных расходов, вызванных подачей и рассмотрением кассационной жалобы.
Если суд кассационной инстанции направляет дело на новое рассмотрение в суд первой или апелляционной инстанции, то необходимость решения вопроса о распределении названных судебных расходов отсутствует, поскольку решение этого вопроса отнесено к компетенции суда, вновь рассматривающего дело, который разрешает вопрос о распределении судебных расходов не по частям, в зависимости от прохождения дела той или иной судебной инстанции, а полностью, итоговым образом.
4. Изготовление, надлежащее заверение копии постановления суда кассационной инстанции и ее отправка лицам, участвующим в деле, должны состояться не позднее чем в пятидневный срок, при исчислении которого не принимаются во внимание выходные и праздничные дни.
5. День принятия постановления судом кассационной инстанции определяется не датой оглашения его резолютивной части, а датой подписания полного текста постановления с указанием его мотивов.
С датой вступления кассационного постановления в законную силу связаны не только его юридическая состоятельность, но и многие другие процессуальные последствия, к числу которых могут быть отнесены преодоление общеобязательной силы отмененного судебного акта, последствия возобновления исполнительного производства, если оно было приостановлено до окончания рассмотрения дела по кассационной жалобе, и др.
Частным следствием вступления кассационного постановления в законную силу является невозможность рассмотрения по существу кассационной жалобы, поданной своевременно, но поступившей в окружной суд с опозданием.
Во избежание таких последствий лицам, участвующим в деле, рекомендуется принимать меры к подаче кассационной жалобы как можно раньше и по возможности непосредственно в арбитражный суд первой инстанции, а кассационному суду - не назначать судебное разбирательство до окончания процессуального срока на подачу жалобы с учетом периода пробега почты.
При отмене обжалованного судебного акта, а равно при оставлении его в силе своевременно поданная, но доставленная с опозданием кассационная жалоба возвращается без рассмотрения. В первом случае из-за отсутствия предмета обжалования, во втором - с разъяснением права обращения с заявлением в порядке надзора <1>.
--------------------------------
<1> См.: п. 47 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 августа 2004 г. N 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".
Статья 290. Кассационные жалобы на определения арбитражного суда первой и апелляционной инстанций
Комментарий к статье 290
1. Судом кассационной инстанции осуществляется проверка законности не только решений суда первой инстанции и постановлений суда апелляционной инстанции, но и принимаемых ими определений, которые в силу процессуального закона могут быть обжалованы (ст. ст. 281 - 283, 291 АПК).
Для рассмотрения кассационных жалоб на судебные определения законодателем установлен порядок разбирательства, идентичный тому, который определен для кассационных жалоб на решения и постановления.
Отсутствие каких-либо исключений из общего порядка рассмотрения кассационных жалоб на судебные акты не означает того, что объем кассационных постановлений по обжалуемому определению будет равен объему кассационного постановления по результатам рассмотрения жалобы на решение или постановление. Специфика рассмотрения кассационных жалоб на судебные определения будет зависеть от их предметной определенности.
Следует обратить внимание на изменения в регламентации института судебных определений, в частности порядка и сроков их обжалования (ст. 188 АПК). По общему правилу на судебное определение может быть подана кассационная жалоба только после его обжалования в апелляционном порядке.
Исключения имеют отношение к тем из них, которые по воле законодателя подлежат только апелляционному или лишь кассационному обжалованию.
2. Сокращенный срок обжалования установлен для всех судебных определений, препятствующих дальнейшему движению дела. Это могут быть определения арбитражного суда первой инстанции, а также апелляционного суда, включая определение о возврате апелляционной жалобы <1>.
--------------------------------
<1> В ст. 290 АПК и других статьях указанного закона, вероятно, допущена лингвистическая неточность. Определение должно быть о возврате, а не возвращении жалобы, поскольку возвращаться может лишь одушевленное лицо.
Под воспрепятствованием движению дела следует понимать не только определение о прекращении по нему производства, но и всякое другое, по которому процесс не может развиваться в необходимом составе его участников.
Статья 291. Жалобы на определение арбитражного суда кассационной инстанции
Комментарий к статье 291
1. Обжалованию подлежат определения не только суда первой, апелляционной инстанций, но и кассационной судебной инстанции.
Суд кассационной инстанции не имеет над собой какой-либо общедоступной контролирующей инстанции, поэтому рассмотрение жалоб на собственные определения он организует самостоятельно.
Рассмотрение жалобы в суде кассационной инстанции на определение суда кассационной инстанции производится коллегиальным составом, куда не может входить судья, определение которого обжаловано.
Рассмотрение жалобы на судебное определение своего коллеги далеко не безупречно по реализованной законодателем правовой идее. Но за отсутствием альтернативы законодатель попытался обеспечить максимальные условия беспристрастного рассмотрения таких жалоб судом в коллегиальном составе.
Обжалуемые определения о возврате кассационной жалобы в отличие от итоговых судебных актов (решений, постановлений, определений о прекращении производства по делу, об оставлении иска без рассмотрения) почти никогда не отличаются сложным фактическим составом. Предметная определенность обжалуемого определения очевидна, зафиксирована документально с указанием на все основания к возврату жалобы в судебном определении. Их проверка не требует каких-либо дополнительных объяснений. Поэтому жалоба рассматривается судом кассационной инстанции не только оперативно (в десятидневный срок, исчисляемый рабочими днями), но и без вызова и извещения лиц, участвующих в деле, только на основании представленных документов.
2. Иные жалобы на определения арбитражного суда кассационной инстанции также рассматриваются в ином коллегиальном составе судей и по правилам, установленным главой, регламентирующей деятельность арбитражного суда кассационной инстанции.
Рассмотрение иных жалоб на определения суда кассационной инстанции наряду с определениями о возврате кассационной жалобы возможно в случаях, предусмотренных арбитражным процессуальным законом. Это означает наличие двух оснований для подачи жалобы на определение суда кассационной инстанции: когда на такую возможность указывает законодатель применительно к тому или иному виду определений и когда определение суда кассационной инстанции препятствует дальнейшему движению дела. Такие жалобы не называются кассационными.
3. Результаты рассмотрения жалобы на определение суда кассационной инстанции оформляются не постановлением, а определением, поскольку в данном судебном акте не отражается существо рассматриваемого спора.
Определение оформляется, подписывается и рассылается в копиях лицам, участвующим в деле, в общеустановленном порядке.
Обжалование определений суда кассационной инстанции, принятых по результатам рассмотрения жалоб на его же определения, законом не предусмотрено.
Если определение о возврате кассационной жалобы оставлено в силе, а оно явилось препятствием для рассмотрения кассационной жалобы по существу, то при наличии к тому необходимости надзорная судебная инстанция может направить дело на рассмотрение суда кассационной судебной инстанции по другому основанию (ч. 6 ст. 299 АПК), не рассматривая вопрос законности и обоснованности произведенного возврата кассационной жалобы.
Глава 36. ПРОИЗВОДСТВО ПО ПЕРЕСМОТРУ СУДЕБНЫХ
АКТОВ В ПОРЯДКЕ НАДЗОРА
Статья 292. Пересмотр судебных актов в порядке надзора <1>
--------------------------------
<1> Часть 3 статьи 292 как не допускавшая - по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой, - возможность восстановления срока на обращение о пересмотре в порядке надзора акта арбитражного суда признана не соответствующей Конституции РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 17 ноября 2005 г. N 11-П).
Комментарий к статье 292
1. В системе арбитражных судов в отличие от системы судов общей юрисдикции существует только одно судебное учреждение, уполномоченное на пересмотр судебных актов, вступивших в законную силу, в порядке надзора.
Таким учреждением является Высший Арбитражный Суд РФ. Он организует работу по приему заявлений от лиц, участвующих в деле, и иных лиц, не участвующих в деле, но о правах и обязанностях которых судом принят оспариваемый судебный акт (определение, решение, постановление), а также в установленных законом случаях (ст. 52 АПК) представлений прокурора.
2. В отличие от апелляционной и кассационной судебных инстанций в системе арбитражных судов, в которых судебные акты могут быть обжалованы, в надзорной судебной инстанции вступивший в законную силу судебный акт может быть лишь оспорен.
Если обжалование судебного акта влечет рассмотрение жалобы (апелляционной, кассационной) по существу, то его оспаривание связано с предварительным рассмотрением вопроса о наличии или отсутствии основания для возбуждения надзорного производства.
Лица, участвующие в деле, а также иные лица, о правах и обязанностях которых вынесен судебный акт, могут обратиться за его пересмотром, если усматривают существенное нарушение их субъективных прав и законных интересов в результате неправильного применения арбитражным судом норм материального и процессуального права. При аналогичных условиях может иметь место обращение прокурора в тех случаях, когда арбитражный процессуальный закон допускает возможность его участия в деле (ст. 52 АПК).
Обращение в арбитражный суд надзорной инстанции за проверкой судебных актов, вступивших в законную силу, для прокурора предусмотрено в форме представления, для иных лиц - в форме заявления.
Представление прокурора как форма обращения в высшую судебную инстанцию не предполагает никаких преимуществ перед заявительной формой обращения, не способствует более быстрому его продвижению в арбитражном суде надзорной инстанции, и тем более не предполагается преимущественная передача представлений прокурора в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ, поскольку для всех обращений в надзор установлен единый порядок их рассмотрения.
Обращение в надзорную судебную инстанцию за проверкой законности оспариваемых судебных актов должно быть конкретизировано указанием на допущенные нарушения норм материального и процессуального права, повлекшие принятие незаконного судебного акта. Однако вопросы законности судебного акта неразрывно связаны с его обоснованностью, обстоятельствами дела и собранными по делу доказательствами. Поэтому обращение в Высший Арбитражный Суд РФ с заявлением либо представлением не исключает изложения вопросов факта наряду с вопросами права.
3. Исчисление срока подачи заявления (представления) производится со дня вступления обжалуемого судебного акта в законную силу по правилам, установленным арбитражным процессуальным законом. Принимается во внимание дата вынесения вышестоящими судебными инстанциями (апелляционной, кассационной) последнего судебного акта, имеющего отношение к поданному в надзорном порядке заявлению (представлению).
4. Надзорная судебная инстанция всегда носит исключительный характер. Опасность превращения в заурядную судебную инстанцию существует только тогда, когда нижестоящие судебные инстанции не выполняют надлежащим образом возложенные на них функции, не обеспечивают единство практики и не убеждают заявителей надзорных обращений, а равно саму надзорную инстанцию в том, что законность принятого судебного акта очевидна.
Из этого следует вывод о том, что помимо экстраординарной судебной инстанции необходима ординарная система мер, обеспечивающих законность и обоснованность судебных актов по всем категориям арбитражных дел.
В любом случае надзорная судебная инстанция приступает к рассмотрению адресованного ей обращения только тогда, когда исчерпаны другие возможности проверки законности оспариваемого судебного акта.
Действующий АПК не содержит препятствий для обращения в высшую судебную инстанцию по оспариванию вступившего в законную силу судебного акта, но предусматривает возможность передачи дела из надзора в кассационную судебную инстанцию, если она по тем или иным причинам не проверяла законность оспариваемого судебного акта, а для этого имеются основания.