Файл: АПК_комм_Фурсов_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 4926

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Статья 297. Отзыв на заявление или представление о пересмотре судебного акта


Комментарий к статье 297


1. Суду надзорной инстанции бессмысленно брать на себя функцию почтовых пересылок копий заявления (представления) и отзыва на них, если отправка не связана с принятием судебных актов и уведомлением лиц, участвующих в деле.

К отзыву на заявление (представление) прилагаются документы, подтверждающие приведенные в нем доводы, если такие документы отсутствуют в материалах дела либо в отзыве содержатся ссылки на материалы дела, позволяющие адекватно понять содержащиеся в отзыве доводы.

Отзыв на заявление (представление) направляется лицам, участвующим в деле, и в суд надзорной инстанции, которому представляются доказательства направления отзыва иным участникам процесса.

2. Отзыв направляется в срок, позволяющий всем его получателям ознакомиться с содержанием отзыва до начала пересмотра дела по существу в надзорной судебной инстанции. Поэтому названный срок устанавливается судом (ч. 1 ст. 113, ч. 2 ст. 297 АПК).

Нарушение установленного порядка не влечет санкций, но его соблюдение служит надлежащей подготовке дела к разбирательству в надзорной судебной инстанции, признается проявлением деловой и профессиональной этики.

3. Отзыв на заявление (представление) подписывается в том же порядке, что и само обращение в суд надзорной инстанции. Отзыв на заявление (представление) полномочны подписывать лица, участвующие в деле, и приравненные к ним лица.

Представители, действующие от их имени и по их поручению, должны приложить к отзыву доверенность с достаточным объемом специальных полномочий (ст. 62 АПК). Арбитражный процессуальный закон предусматривает необходимость в специальных полномочиях представителя при обжаловании судебных актов.

Как и в других судебных инстанциях, отзыв на заявление о пересмотре судебного акта может быть представлен посредством заполнения специальной формы, размещенной на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда РФ, а прилагаемые к нему документы - переданы в электронном виде.

Подачу заявления о пересмотре оспариваемого судебного акта нельзя отнести к категории жалоб. Тем не менее применение аналогии процессуальных норм, регламентирующих институт представительства в арбитражном суде, здесь вполне уместно.


Статья 298. Приостановление исполнения судебного акта Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации


Комментарий к статье 298


1. Приостановление исполнения судебного акта допускается при условии обеспечения баланса интересов, взаимных прав и обязанностей сторон.

Отсутствие встречного обеспечения не является безусловным основанием к отказу в удовлетворении ходатайства о приостановлении исполнения оспариваемого судебного акта. Но его наличие явно направлено на обеспечение названного баланса.


Ходатайство о приостановлении исполнения судебного акта может быть инициировано только лицом, обратившимся с заявлением (представлением) о пересмотре оспариваемого судебного акта в порядке надзора.

2. Законом не предусмотрены извещение и вызов лиц, участвующих в деле, в судебное заседание, назначенное для рассмотрения ходатайства. Не установлен и срок его рассмотрения коллегиальным составом судей.

По аналогии с судом кассационной инстанции ходатайство о приостановлении исполнения судебного акта может быть рассмотрено в пятидневный срок, отведенный для принятия заявления (представления) к производству. Не исключена возможность его рассмотрения в течение последующего месяца коллегиальным составом суда, назначенным для проверки оснований пересмотра оспариваемого судебного акта в порядке надзора.

Первый вариант из числа названных предпочтительнее по установленному для него процессуальному сроку. Иногда приостановление исполнения судебного акта требует весьма оперативного вмешательства. В противном случае оно не имеет смысла.

Второй вариант логичнее по функциональному назначению. Если коллегия судей не находит оснований для пересмотра оспариваемого акта в порядке судебного надзора, то не может быть и приостановления его исполнения. В решении названного вопроса ответы будут скорректированы судебной практикой.

3. Если судом надзорной инстанции исполнение судебного акта по ходатайству заявителя приостановлено, то в судебном определении может быть установлен срок приостановления его исполнения.

При отсутствии в определении суда о приостановлении исполнения судебного акта специального указания на срок оспариваемый судебный акт признается в силу закона приостановленным до окончания надзорного производства.

4. Отрицательные результаты рассмотрения заявления (представления) о пересмотре оспоренного судебного акта, а равно отрицательные результаты состоявшегося пересмотра влекут необходимость отмены принятых мер по приостановлению его исполнения.

Если коллегиальным составом суда не обнаружены основания для передачи дела для пересмотра оспариваемого судебного акта, то судебная коллегия отменяет приостановление его исполнения.

Если основания для отмены (изменения) оспариваемого судебного акта не обнаружены при его пересмотре, то приостановление его исполнения отменяется Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ.

5. По поводу отмены приостановления исполнения судебного акта суд надзорной инстанции на любой стадии надзорного производства может вынести определение.

При отсутствии оснований для пересмотра оспариваемого судебного акта судебная коллегия имеет возможность изложить свои выводы по существу заявления (представления) и об отмене приостановления исполнения судебного акта в одном определении.


При отсутствии оснований для отмены (изменения) оспариваемого судебного акта Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ одновременно, в том же отказном постановлении, отменяет приостановление исполнения судебного акта.


Статья 299. Рассмотрение заявления или представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора


Комментарий к статье 299


1. Рассмотрение заявления (представления) о пересмотре судебного акта в порядке надзора является стадией надзорного производства, связанной с предварительным обсуждением оспариваемого судебного акта в целях обнаружения наличия или отсутствия оснований для его пересмотра.

Вместе с тем предварительный характер этой надзорной стадии предполагает повышенную ответственность, связанную с вероятностью совершения судебной ошибки при отказе в пересмотре поступившего заявления (представления). Ошибка может быть обусловлена не упущениями судей, их нагрузкой, а недостаточной ясностью поступивших от заинтересованного лица объяснений, которые являются предметом рассмотрения без извещения и вызова лиц, участвующих в деле, а порой и без истребования дела.

Законом предусмотрены гарантии всестороннего и беспристрастного рассмотрения заявлений (представлений), одной из которых является коллегиальный состав суда при их разрешении.

Наличие сжатого срока рассмотрения заявления (представления), исчисляемого одним месяцем со дня его поступления в надзорную судебную инстанцию или со дня поступления дела, если оно было истребовано, включая принятие заявления (представления) к производству и подготовку к слушанию, которая как самостоятельная стадия в надзорном производстве не обозначена, дисциплинирует и организует деятельность в надзорном производстве.

Более ответственной инстанции, реально формирующей судебную практику, не существует. Поэтому установленные ограничения, направленные на "конвейерное" рассмотрение заявлений (представлений), не должны служить поводом к ограничению права на судебную защиту в надзорной судебной инстанции. Любые сомнения в законности оспариваемого судебного акта, имеющего значение для формирования единой судебной практики, должны разрешаться посредством истребования дела из суда первой инстанции и его обстоятельного изучения, а не упрощением проблемы путем отказа в его пересмотре при отсутствии у судебной коллегии возможности вынести исчерпывающее мотивированное определение.

2. Состав судей, входящих в судебную коллегию для рассмотрения заявления (представления) о пересмотре судебного акта, формируется с учетом их специализации и нагрузки в том порядке, который исключает влияние на формирование состава судебной коллегии лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства (ст. 18 АПК). Следовательно, порядок формирования судебных коллегий должен быть заранее определен с учетом очередности распределения между судьями поступающих обращений.


Названные меры обеспечения условий для незаинтересованного судебного разбирательства на стадии предварительного рассмотрения заявлений (представлений) носят превентивный характер. Процессуальный закон определяет обязанность судьи заявить о самоотводе, если имеются препятствия для его беспристрастного участия в судебном слушании (ст. ст. 21 - 24 АПК). Названные процессуальные правила созвучны определенному федеральным законом статусу судьи.

3. Наличие или отсутствие оснований для пересмотра оспариваемого судебного акта судебная коллегия устанавливает исходя из тех доводов, которые содержатся в заявлении (представлении), и тех мотивов, которые приводятся в оспариваемом судебном акте.

При наличии заявления по поводу присуждения компенсаций предметно проверяются и эти основания для пересмотра судебного акта в порядке надзора.

Сопоставление заявленных оснований к пересмотру дела в надзорном порядке с теми, которые предусмотрены арбитражным процессуальным законом (ст. 304 АПК), производится по указанным выше правилам (см. комментарий к ст. 293 АПК).

Речь, по существу, идет о сопоставлении того или другого документа. Если законность самого по себе оспариваемого судебного акта сомнений не вызывает, а доводы, указанные в заявлении (представлении), принципиального значения не имеют, то основания для его пересмотра отсутствуют.

Не может служить самостоятельным мотивом к отказу в пересмотре оспариваемого судебного акта направленность доводов заявления (представления) на так называемую переоценку доказательств, данных арбитражным судом в оспариваемом судебном акте.

Само по себе наличие в судебном акте оценки собранных по делу доказательств не может являться препятствием для проверки его законности. Судебную оценку нельзя связывать с субъективным мнением суда, уполномоченного на ее формирование. В ее основе всегда находятся объективные связи между объективно установленными фактами.

Поэтому безупречная с точки зрения формируемой практики судебная оценка фактов и доказательств, изложенная в оспариваемом судебном акте, не может претерпеть ревизию в связи с наличием субъективного мнения по этому поводу со стороны заявителя.

И наоборот, если судебная оценка не соответствует фактам и обстоятельствам, собранным по делу доказательствам либо надлежащему толкованию норм материального и процессуального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, то доводы заявителя, направленные на пересмотр оспариваемого судебного акта, заслуживают внимания даже при наличии в них тех или иных погрешностей.

При отсутствии достаточной информации в заявлении (представлении) и копиях судебных актов судебная коллегия имеет возможность и необходимость истребовать дело из арбитражного суда субъекта Российской Федерации. Истребование дела производится в процессуальном порядке, т.е. по определению суда.


4. При наличии установленных законом оснований для пересмотра оспариваемого судебного акта, а также для решения вопроса о присуждении компенсации судебная коллегия выносит определение о передаче дела на рассмотрение Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ.

Не позднее чем в пятидневный срок, исчисляемый рабочими днями, судебная коллегия направляет в адрес Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ принятое определение с заявлением (представлением) и делом, истребованным из арбитражного суда первой инстанции.

Из этого требования арбитражного процессуального закона следует вывод о том, что без истребования дела судебная коллегия может только отказать в пересмотре оспариваемого судебного акта. Если имеются предположения о наличии оснований для такого пересмотра, дело должно быть своевременно истребовано для последующей передачи Президиуму Высшего Арбитражного Суда РФ, деятельность которого также подчинена установленным процессуальным срокам.

5. В тот же пятидневный срок, установленный для передачи дела со всеми поступившими в адрес суда надзорной инстанции документами и определением о наличии оснований для пересмотра оспариваемого судебного акта в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ, копии определения вместе с копиями заявления (представления) и прилагаемых к ним документов рассылаются лицам, участвующим в деле.

Тем самым все лица, участвующие в деле, ставятся в известность о предстоящем пересмотре оспариваемого судебного акта высшей судебной инстанцией, к которому каждому из них необходимо провести надлежащую подготовку.

Направляемая в адрес лиц, участвующих в деле, копия определения о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ не содержит сведений о месте и времени предстоящего пересмотра оспариваемого акта. Об этом сам Президиум извещает лиц, участвующих в деле, дополнительно.

Но в названном определении в обязательном порядке должно содержаться предписание о сроке, в течение которого лица, участвующие в деле, могут представить отзыв на заявление (представление) о пересмотре оспариваемого судебного акта в порядке надзора.

Поскольку по всем категориям дел в надзорном производстве установлены единые процессуальные сроки прохождения дела, то устанавливаемый для направления в адрес суда надзорной инстанции срок должен быть стандартным, с учетом практики пересмотра судебных актов в порядке судебного надзора и территориальной удаленности лиц, участвующих в деле.

6. Если судебная коллегия при рассмотрении заявления (представления) установит наличие оснований для проверки применения норм материального и процессуального права по делу, которое не рассматривалось судом кассационной инстанции, то она имеет полномочия на направление дела в эту судебную инстанцию.