Файл: АПК_комм_Фурсов_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 4888

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Цена иска указывается при его подаче самим заявителем. Арбитражный суд не должен подменять собой заинтересованное лицо. Он уполномочен на проверку представленных сведений, а не на их первичное исчисление.

Чаще всего цена иска имеет очевидную величину. Однако бывает и так, что заявитель вынужден указывать приблизительную величину заявленного требования.

Приблизительная величина цены иска уместна при обращении с требованием по поводу возмещения внедоговорного вреда. Его действительный размер может быть установлен оценщиком либо назначенным судом экспертом. Выявление действительной стоимости подлежащего возмещению вреда связано с последующими стадиями в развитии арбитражного процесса, а потому заявленный иск, несмотря на ориентировочную величину заявленного требования, подлежит принятию к производству.

Вмешательство арбитражного суда в определение цены иска возможно лишь при ее явной несоразмерности заявленному требованию.


Статья 104. Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины


Комментарий к статье 104


Возврат и зачет государственной пошлины регламентированы отсылочным образом в федеральном законе о налогах и сборах.

В ст. 333.40 НК определены следующие основания к полному либо частичному возврату оплаченной государственной пошлины:

- ее оплата при подаче иска (заявления, жалобы) в арбитражный суд произведена в большем размере, чем это предусмотрено федеральным законом;

- возврат искового заявления (заявления, жалобы) арбитражным судом последовал на основании вынесенного им определения;

- оставление иска (заявления) арбитражным судом без рассмотрения по существу либо прекращение производства по делу, которые имеют пресекательные последствия и невозможность дальнейшего разбирательства по предмету спора;

- отказ лица, оплатившего государственную пошлину, от обращения с иском (заявлением, жалобой) в арбитражный суд.

Все вопросы, связанные с государственной пошлиной, арбитражный суд рассматривает и разрешает при принятии финального судебного акта. Таким судебным актом может быть как решение, так и определение. Если указанные вопросы будут арбитражным судом упущены, то они могут найти отражение в дополнительном судебном решении либо судебном определении, вынесенном после вступления решения арбитражного суда, принятого по существу заявленных требований, в законную силу.

В целях финансового стимулирования сторон к окончанию дела миром законодатель предусмотрел возможность возврата половины оплаченной государственной пошлины при заключении ими мирового соглашения и его утверждении арбитражным судом.

Если ответчик добровольно удовлетворил исковые требования после обращения с иском в арбитражный суд и принятия искового заявления к производству, то льготы, связанные с возвратом затрат по оплате государственной пошлины, не действуют.


Для возврата государственной пошлины из федерального бюджета необходимо получение справки по этому поводу в арбитражном суде. Для ее выдачи требуется письменное волеизъявление заинтересованного лица со ссылкой на подлинное платежное поручение в материалах дела либо его приложение к подаваемому заявлению. При частичном возврате государственной пошлины допускается приложение в виде копии платежного документа, подлинник которого остается в материалах дела.

Выдаваемая арбитражным судом справка о полном или частичном возврате государственной пошлины является упрощенной формой принятого уполномоченным должностным лицом решения по поступившему от ее плательщика заявлению. В справке арбитражного суда содержится указание на основание к полному либо частичному возврату ранее оплаченной государственной пошлины.

Законодатель устанавливает трехлетний срок для обращения в арбитражный суд с заявлением о возврате государственной пошлины. На возврат денежных средств из федерального бюджета отводится один месяц.

Плательщик государственной пошлины имеет право не только на ее возврат, но и на зачет в счет уплаты при другом обращении в арбитражный суд.

Для проведения зачета государственной пошлины необходимо обратиться с заявлением, в котором указывается размер ранее совершенных платежей, подлежащих зачету. К заявлению должны быть приложены подтверждающие его документы: подлинное платежное поручение (квитанция) с подлинной отметкой банка об их исполнении, подлинная справка арбитражного суда о возврате государственной пошлины.

Зачет государственной пошлины, так же как и ее возврат, может иметь место в течение трех лет со дня зачисления денежных средств в доход федерального бюджета. Возврат и зачет денежных средств, связанных с оплатой государственной пошлины, производятся в порядке, установленном гл. 12 НК, то есть по общим правилам о финансовых взаимоотношениях с бюджетом применительно ко всем видам налогов и сборов.


Статья 105. Льготы по уплате государственной пошлины


Комментарий к статье 105


Перечень льгот по оплате государственной пошлины при обращении в арбитражный суд по сравнению с судом общей юрисдикции невелик. Это вполне объяснимо, поскольку экономический характер споров существенным образом отличается от общегражданского оборота, предполагает иной субъектный состав участников.

В соответствии со ст. 333.37 НК от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами, освобождены:

- прокуроры, государственные органы и органы местного самоуправления, если они обращаются с требованиями в защиту государственных или общественных интересов, то есть в защиту интересов других лиц;

- истцы по требованиям, предъявляемым в интересах ребенка;

- общественные организации инвалидов, выступающие в качестве как истцов, так и ответчиков по делу;


- истцы, являющиеся инвалидами первой и второй групп.

Чаще всего указанными льготами пользуются прокуроры, призванные оберегать государственные интересы от засилья частных интересов. Прокуроры инициируют судебное разбирательство, выступая так называемыми процессуальными истцами, не подменяющими собой сторону в судебном процессе.

Государственные органы и органы местного самоуправления обращаются в защиту государственных или общественных интересов гораздо реже. Выступая от своего имени, обращая внимание на специфику своих функций, они пытаются убедить арбитражный суд в том, что любое их обращение осуществляется в защиту интересов государства и общества, что далеко не всегда соответствует действительности. Под защитой государственных и общественных интересов законодатель понимает исключительно обращения в пользу иных лиц, а не своих собственных.

Если имеются достаточные основания для освобождения указанных категорий лиц от оплаты государственной пошлины, то процессуальные льготы действуют во всех судебных инстанциях <1>.

--------------------------------

<1> См.: п. 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 марта 2007 г. N 117.


Права и законные интересы ребенка являются объектом защиты чаще всего в судах общей юрисдикции. Однако с передачей в исключительную компетенцию арбитражных судов корпоративных споров возникли основания для рассмотрения смежных с ними правовых вопросов, включая те, что затрагивают имущественные права и интересы несовершеннолетних детей.

Инвалиды нетрудоспособных групп в качестве истцов, а общественные организации инвалидов - в качестве истцов и ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины только при наличии дополнительного условия в виде цены иска, не превышающего сумму в один миллион рублей. В противном случае они частично освобождаются от уплаты государственной пошлины, которая определяется из цены иска в указанном размере, и оплачивают государственную пошлину в оставшейся части по правилам, изложенным в подп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК.

Следует помнить о том, что освобождение в силу закона от оплаты государственной пошлины вовсе не равнозначно освобождению от судебных издержек, имеющих иное, по сравнению с оплатой государственной пошлины, функциональное назначение.

Не является льготой особый порядок решения вопроса об оплате государственной пошлины при обращении в арбитражный суд, который связан с уменьшением размера ее оплаты сообразно имущественному положению заявителя, а также с предоставлением отсрочки и рассрочки.

Возможность уменьшения арбитражным судом размера государственной пошлины предусмотрена п. 2 ст. 333.22 НК. Отсрочка и рассрочка в оплате государственной пошлины осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 333.41 НК.


Чаще всего заинтересованные лица, являющиеся участниками экономических отношений, обращаются с ходатайством о предоставлении отсрочки в оплате государственной пошлины, поскольку ее обоснование намного проще, чем обоснование уменьшения размера государственной пошлины либо предоставления рассрочки. Уменьшение размера государственной пошлины традиционно связывается с обращением в арбитражный суд по так называемому праву бедности.

Для предоставления отсрочки заявителю необходимо обратиться к арбитражному суду с ходатайством в виде заявления. Подобное ходатайство может содержаться и в иске (заявлении, жалобе). Форма его подачи правового значения не имеет. Важен набор документов, которые должны быть приложены к ходатайству. Он определен в Постановлении Пленума ВАС РФ от 20 марта 1997 г. N 6 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине", которое сохраняет актуальность в части, не противоречащей более позднему законодательству о налогах и сборах.

В частности, заинтересованное лицо представляет в арбитражный суд справку налогового органа, в которой содержатся сведения обо всех его банковских счетах, где бы они ни находились.

Вместе со справкой налогового органа заявитель должен представить в арбитражный суд банковские выписки об остатках денежных средств по каждому счету.

Для большей убедительности заявитель иногда предоставляет сведения о наличии картотеки неисполненных обязательств по банковским счетам, но это уже излишняя информация.

Заявитель не обязан представлять документальное подтверждение остатка денежных средств в кассе предприятия либо индивидуального предпринимателя, сведения об отсутствии ликвидного имущества, которое можно было бы продать в целях оплаты государственной пошлины. Он не обязан представлять объяснения даже по поводу перечисления денежных средств накануне оформления банковской справки об их остатках.


Статья 106. Судебные издержки


Комментарий к статье 106


Под судебными издержками законодатель понимает любые виды необходимых расходов, которые связаны с арбитражным судопроизводством в рамках рассматриваемого дела. К ним, как уже отмечалось, могут быть отнесены:

- расходы по оплате услуг адвокатов и иных представителей, оказывающих юридическую помощь;

- расходы по оплате экспертных работ, выполненных в рамках рассматриваемого дела;

- расходы по оплате услуг переводчика;

- расходы, связанные с участием в судебном заседании свидетелей;

- расходы, связанные с осмотром доказательств по месту их нахождения;

- расходы на уведомление о корпоративном споре, если такая обязанность установлена федеральным законом;

- расходы по проезду, проживанию участников судебного разбирательства, прибывших из другой местности;


- расходы почтовые, по копированию необходимых копий документов.

Приведенный перечень является открытым, а потому неисчерпывающим. Помимо названных разновидностей финансовых расходов, относящихся к категории судебных издержек, могут быть представлены и другие затраты, необходимость которых будет оцениваться арбитражным судом. Заведомо к разряду судебных расходов не может относиться упущенная выгода.

Применительно к оплате услуг адвоката, иного профессионального судебного представителя необходимость в них очевидна, базируется на конституционном праве иметь надлежащую судебную защиту, реализация которого без профессионального судебного представителя затруднена либо невозможна. Однако здесь более актуальным является вопрос по поводу разумного и соразмерного предела произведенных затрат, подлежащих возмещению за счет другой стороны.

Судебная практика нуждается в развернутых критериях соразмерности, учитывающих все многообразие обстоятельств, заслуживающих внимания, без которых она не будет единой и претендующей на правосудную деятельность.

С одной стороны, расходы на оплату услуг адвоката, иного поверенного не должны иметь надуманный, явно завышенный размер, являющийся непосильным бременем для другого участника спорных правоотношений.

С другой стороны, следует принимать во внимание рыночные условия на оказываемые адвокатские услуги, вне которых их оказание профессиональным судебным представителем невозможно, а понесенные расходы подлежат безусловному возмещению как разумные и оправданные.

С учетом конкретных обстоятельств дела Президиум ВАС РФ в Постановлении от 9 апреля 2009 г. N 6284/07 подтвердил правомерность взыскания с налогового органа расходов на оплату услуг судебного представителя в сумме, превышающей 1 млн. 200 тыс. руб.

Арбитражному суду следует оценивать и поведение сторон, в связи с которым длительное судебное разбирательство повлекло увеличение расходов по оплате услуг представителя. Последнее обстоятельство в мотивировочной части судебных решений, в которых рассматривается вопрос о размере возмещения произведенных затрат на оплату услуг судебного представителя, как правило, не встречается.

Экспертные работы также подлежат оплате, а потому затраты по ним отнесены к разряду судебных издержек.

В отличие от затрат на оплату услуг судебного представителя, экспертные работы не принято оценивать по критерию разумности в ценовых показателях. Цена экспертных работ обсуждается до назначения экспертизы, в зависимости от предлагаемой ценовой палитры может иметь место выбор эксперта либо экспертной организации.

Оплата экспертных работ производится, как правило, той стороной, которая ходатайствовала о назначении судебной экспертизы, с последующим распределением между сторонами судебных издержек. Однако в том случае, когда экспертиза назначается по инициативе арбитражного суда, оплата выполненных работ осуществляется за счет федерального бюджета без последующего перераспределения расходов между сторонами.