ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 4888
Скачиваний: 2
3. Цена иска указывается при его подаче самим заявителем. Арбитражный суд не должен подменять собой заинтересованное лицо. Он уполномочен на проверку представленных сведений, а не на их первичное исчисление.
Чаще всего цена иска имеет очевидную величину. Однако бывает и так, что заявитель вынужден указывать приблизительную величину заявленного требования.
Приблизительная величина цены иска уместна при обращении с требованием по поводу возмещения внедоговорного вреда. Его действительный размер может быть установлен оценщиком либо назначенным судом экспертом. Выявление действительной стоимости подлежащего возмещению вреда связано с последующими стадиями в развитии арбитражного процесса, а потому заявленный иск, несмотря на ориентировочную величину заявленного требования, подлежит принятию к производству.
Вмешательство арбитражного суда в определение цены иска возможно лишь при ее явной несоразмерности заявленному требованию.
Статья 104. Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины
Комментарий к статье 104
Возврат и зачет государственной пошлины регламентированы отсылочным образом в федеральном законе о налогах и сборах.
В ст. 333.40 НК определены следующие основания к полному либо частичному возврату оплаченной государственной пошлины:
- ее оплата при подаче иска (заявления, жалобы) в арбитражный суд произведена в большем размере, чем это предусмотрено федеральным законом;
- возврат искового заявления (заявления, жалобы) арбитражным судом последовал на основании вынесенного им определения;
- оставление иска (заявления) арбитражным судом без рассмотрения по существу либо прекращение производства по делу, которые имеют пресекательные последствия и невозможность дальнейшего разбирательства по предмету спора;
- отказ лица, оплатившего государственную пошлину, от обращения с иском (заявлением, жалобой) в арбитражный суд.
Все вопросы, связанные с государственной пошлиной, арбитражный суд рассматривает и разрешает при принятии финального судебного акта. Таким судебным актом может быть как решение, так и определение. Если указанные вопросы будут арбитражным судом упущены, то они могут найти отражение в дополнительном судебном решении либо судебном определении, вынесенном после вступления решения арбитражного суда, принятого по существу заявленных требований, в законную силу.
В целях финансового стимулирования сторон к окончанию дела миром законодатель предусмотрел возможность возврата половины оплаченной государственной пошлины при заключении ими мирового соглашения и его утверждении арбитражным судом.
Если ответчик добровольно удовлетворил исковые требования после обращения с иском в арбитражный суд и принятия искового заявления к производству, то льготы, связанные с возвратом затрат по оплате государственной пошлины, не действуют.
Для возврата государственной пошлины из федерального бюджета необходимо получение справки по этому поводу в арбитражном суде. Для ее выдачи требуется письменное волеизъявление заинтересованного лица со ссылкой на подлинное платежное поручение в материалах дела либо его приложение к подаваемому заявлению. При частичном возврате государственной пошлины допускается приложение в виде копии платежного документа, подлинник которого остается в материалах дела.
Выдаваемая арбитражным судом справка о полном или частичном возврате государственной пошлины является упрощенной формой принятого уполномоченным должностным лицом решения по поступившему от ее плательщика заявлению. В справке арбитражного суда содержится указание на основание к полному либо частичному возврату ранее оплаченной государственной пошлины.
Законодатель устанавливает трехлетний срок для обращения в арбитражный суд с заявлением о возврате государственной пошлины. На возврат денежных средств из федерального бюджета отводится один месяц.
Плательщик государственной пошлины имеет право не только на ее возврат, но и на зачет в счет уплаты при другом обращении в арбитражный суд.
Для проведения зачета государственной пошлины необходимо обратиться с заявлением, в котором указывается размер ранее совершенных платежей, подлежащих зачету. К заявлению должны быть приложены подтверждающие его документы: подлинное платежное поручение (квитанция) с подлинной отметкой банка об их исполнении, подлинная справка арбитражного суда о возврате государственной пошлины.
Зачет государственной пошлины, так же как и ее возврат, может иметь место в течение трех лет со дня зачисления денежных средств в доход федерального бюджета. Возврат и зачет денежных средств, связанных с оплатой государственной пошлины, производятся в порядке, установленном гл. 12 НК, то есть по общим правилам о финансовых взаимоотношениях с бюджетом применительно ко всем видам налогов и сборов.
Статья 105. Льготы по уплате государственной пошлины
Комментарий к статье 105
Перечень льгот по оплате государственной пошлины при обращении в арбитражный суд по сравнению с судом общей юрисдикции невелик. Это вполне объяснимо, поскольку экономический характер споров существенным образом отличается от общегражданского оборота, предполагает иной субъектный состав участников.
В соответствии со ст. 333.37 НК от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами, освобождены:
- прокуроры, государственные органы и органы местного самоуправления, если они обращаются с требованиями в защиту государственных или общественных интересов, то есть в защиту интересов других лиц;
- истцы по требованиям, предъявляемым в интересах ребенка;
- общественные организации инвалидов, выступающие в качестве как истцов, так и ответчиков по делу;
- истцы, являющиеся инвалидами первой и второй групп.
Чаще всего указанными льготами пользуются прокуроры, призванные оберегать государственные интересы от засилья частных интересов. Прокуроры инициируют судебное разбирательство, выступая так называемыми процессуальными истцами, не подменяющими собой сторону в судебном процессе.
Государственные органы и органы местного самоуправления обращаются в защиту государственных или общественных интересов гораздо реже. Выступая от своего имени, обращая внимание на специфику своих функций, они пытаются убедить арбитражный суд в том, что любое их обращение осуществляется в защиту интересов государства и общества, что далеко не всегда соответствует действительности. Под защитой государственных и общественных интересов законодатель понимает исключительно обращения в пользу иных лиц, а не своих собственных.
Если имеются достаточные основания для освобождения указанных категорий лиц от оплаты государственной пошлины, то процессуальные льготы действуют во всех судебных инстанциях <1>.
--------------------------------
<1> См.: п. 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 марта 2007 г. N 117.
Права и законные интересы ребенка являются объектом защиты чаще всего в судах общей юрисдикции. Однако с передачей в исключительную компетенцию арбитражных судов корпоративных споров возникли основания для рассмотрения смежных с ними правовых вопросов, включая те, что затрагивают имущественные права и интересы несовершеннолетних детей.
Инвалиды нетрудоспособных групп в качестве истцов, а общественные организации инвалидов - в качестве истцов и ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины только при наличии дополнительного условия в виде цены иска, не превышающего сумму в один миллион рублей. В противном случае они частично освобождаются от уплаты государственной пошлины, которая определяется из цены иска в указанном размере, и оплачивают государственную пошлину в оставшейся части по правилам, изложенным в подп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК.
Следует помнить о том, что освобождение в силу закона от оплаты государственной пошлины вовсе не равнозначно освобождению от судебных издержек, имеющих иное, по сравнению с оплатой государственной пошлины, функциональное назначение.
Не является льготой особый порядок решения вопроса об оплате государственной пошлины при обращении в арбитражный суд, который связан с уменьшением размера ее оплаты сообразно имущественному положению заявителя, а также с предоставлением отсрочки и рассрочки.
Возможность уменьшения арбитражным судом размера государственной пошлины предусмотрена п. 2 ст. 333.22 НК. Отсрочка и рассрочка в оплате государственной пошлины осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 333.41 НК.
Чаще всего заинтересованные лица, являющиеся участниками экономических отношений, обращаются с ходатайством о предоставлении отсрочки в оплате государственной пошлины, поскольку ее обоснование намного проще, чем обоснование уменьшения размера государственной пошлины либо предоставления рассрочки. Уменьшение размера государственной пошлины традиционно связывается с обращением в арбитражный суд по так называемому праву бедности.
Для предоставления отсрочки заявителю необходимо обратиться к арбитражному суду с ходатайством в виде заявления. Подобное ходатайство может содержаться и в иске (заявлении, жалобе). Форма его подачи правового значения не имеет. Важен набор документов, которые должны быть приложены к ходатайству. Он определен в Постановлении Пленума ВАС РФ от 20 марта 1997 г. N 6 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине", которое сохраняет актуальность в части, не противоречащей более позднему законодательству о налогах и сборах.
В частности, заинтересованное лицо представляет в арбитражный суд справку налогового органа, в которой содержатся сведения обо всех его банковских счетах, где бы они ни находились.
Вместе со справкой налогового органа заявитель должен представить в арбитражный суд банковские выписки об остатках денежных средств по каждому счету.
Для большей убедительности заявитель иногда предоставляет сведения о наличии картотеки неисполненных обязательств по банковским счетам, но это уже излишняя информация.
Заявитель не обязан представлять документальное подтверждение остатка денежных средств в кассе предприятия либо индивидуального предпринимателя, сведения об отсутствии ликвидного имущества, которое можно было бы продать в целях оплаты государственной пошлины. Он не обязан представлять объяснения даже по поводу перечисления денежных средств накануне оформления банковской справки об их остатках.
Статья 106. Судебные издержки
Комментарий к статье 106
Под судебными издержками законодатель понимает любые виды необходимых расходов, которые связаны с арбитражным судопроизводством в рамках рассматриваемого дела. К ним, как уже отмечалось, могут быть отнесены:
- расходы по оплате услуг адвокатов и иных представителей, оказывающих юридическую помощь;
- расходы по оплате экспертных работ, выполненных в рамках рассматриваемого дела;
- расходы по оплате услуг переводчика;
- расходы, связанные с участием в судебном заседании свидетелей;
- расходы, связанные с осмотром доказательств по месту их нахождения;
- расходы на уведомление о корпоративном споре, если такая обязанность установлена федеральным законом;
- расходы по проезду, проживанию участников судебного разбирательства, прибывших из другой местности;
- расходы почтовые, по копированию необходимых копий документов.
Приведенный перечень является открытым, а потому неисчерпывающим. Помимо названных разновидностей финансовых расходов, относящихся к категории судебных издержек, могут быть представлены и другие затраты, необходимость которых будет оцениваться арбитражным судом. Заведомо к разряду судебных расходов не может относиться упущенная выгода.
Применительно к оплате услуг адвоката, иного профессионального судебного представителя необходимость в них очевидна, базируется на конституционном праве иметь надлежащую судебную защиту, реализация которого без профессионального судебного представителя затруднена либо невозможна. Однако здесь более актуальным является вопрос по поводу разумного и соразмерного предела произведенных затрат, подлежащих возмещению за счет другой стороны.
Судебная практика нуждается в развернутых критериях соразмерности, учитывающих все многообразие обстоятельств, заслуживающих внимания, без которых она не будет единой и претендующей на правосудную деятельность.
С одной стороны, расходы на оплату услуг адвоката, иного поверенного не должны иметь надуманный, явно завышенный размер, являющийся непосильным бременем для другого участника спорных правоотношений.
С другой стороны, следует принимать во внимание рыночные условия на оказываемые адвокатские услуги, вне которых их оказание профессиональным судебным представителем невозможно, а понесенные расходы подлежат безусловному возмещению как разумные и оправданные.
С учетом конкретных обстоятельств дела Президиум ВАС РФ в Постановлении от 9 апреля 2009 г. N 6284/07 подтвердил правомерность взыскания с налогового органа расходов на оплату услуг судебного представителя в сумме, превышающей 1 млн. 200 тыс. руб.
Арбитражному суду следует оценивать и поведение сторон, в связи с которым длительное судебное разбирательство повлекло увеличение расходов по оплате услуг представителя. Последнее обстоятельство в мотивировочной части судебных решений, в которых рассматривается вопрос о размере возмещения произведенных затрат на оплату услуг судебного представителя, как правило, не встречается.
Экспертные работы также подлежат оплате, а потому затраты по ним отнесены к разряду судебных издержек.
В отличие от затрат на оплату услуг судебного представителя, экспертные работы не принято оценивать по критерию разумности в ценовых показателях. Цена экспертных работ обсуждается до назначения экспертизы, в зависимости от предлагаемой ценовой палитры может иметь место выбор эксперта либо экспертной организации.
Оплата экспертных работ производится, как правило, той стороной, которая ходатайствовала о назначении судебной экспертизы, с последующим распределением между сторонами судебных издержек. Однако в том случае, когда экспертиза назначается по инициативе арбитражного суда, оплата выполненных работ осуществляется за счет федерального бюджета без последующего перераспределения расходов между сторонами.