Файл: Шейнис В.Л. Взлет и падение парламента. Т.2. М. 2005.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 3273

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

531

OАА

22 

У   ООО АOА А

530

;

АЬ

1993.

ОAОО О

ми закона. епутаты, естественно, считали свои действия закон-
ными и правомерными, потому что они носили ответный харак-
тер. Это, однако, переводило вопрос из правовой в политическую
плоскость. ризнавать или не признавать целесообразность
и обоснованность действий, предпринимаемых в чрезвычайной
ситуации, зависит от политической позиции того, кто такую
оценку выносит.  этих позиций можно соизмерять масштаб от-
ступления от закона каждой из сторон. о никаких правовых ин-
струментов для такого соизмерения не существует, ибо только
политически можно оценить, превышены ли были, когда речь
идет о крупных акциях государственного масштаба, «пределы
необходимой и оправданной обороны».

«Aащитникам онституции» эта же онституция оказалась

слишком тесна, и они многократно и нестесненно выходили за ее
рамки. О противозаконности решения резидиума , санкцио-
нировавшего назначение уцкого и. о. президента, уже говори-
лось. о же следует сказать и о последовавших на следующий
день постановлениях самого , и об указах, которые один за
другим стал издавать уцкой. ринимать столь важные решения
мог только ъезд. о собрание депутатов, назвавшее себя ъез-
дом, таковым не являлось ни в один из моментов его бдений. о-
гда оно открылось, было объявлено, что присутствует 638 депу-
татов. ворум почему-то исчислялся от 941 депутата, хотя на 
IX  в марте было объявлено, что избранных депутатов —
1037.  сли исходить из этой цифры, то на сентябрьском собра-
нии присутствовало 61,5% депутатского корпуса, и до кворума
не хватало 53 депутатов. равда, уже 24 сентября собравшиеся
частично поправили дело, внеся изменения в закон о статусе де-
путата и тут же лишив полномочий 96 своих коллег (трех за то,
что состоят в правительственных структурах, а 93 — за пропре-
зидентскую политическую ориентацию). ечего и говорить, что
все это делалось в пожарном порядке: изгоняли, никого не вы-
слушав, ни с кем не разбираясь персонально, на основе кем-то
составленного списка.  тут же ввели в действие принятое по-

формирования не станут беспрекословно выполнять приказы об
огне на поражение. ериодически проносившиеся по Eелому до-
му слухи о назначении на ближайшие часы штурма скорее всего
были не утечкой информации (хотя и этого было немало), а про-
явлением психологической войны с обеих сторон. Aа сдачу ору-
жия оппозиционерам предлагали ослабление блокады здания
и возобновление электро-и водоснабжения. акой обмен был со-
чтен неравноценным: от президента требовали широкого полити-
ческого отступления.

ереговоры об условиях сдачи оружия начнутся, однако,

лишь в конце сентября, а непосредственно после объявления ука-
за № 1400 оппозиция попыталась захватить командные политиче-
ские высоты. Оказавшись в новой ситуации, ее лидеры торопи-
лись предъявить заявку по максимуму: признание указа № 1400
не только незаконным, но и не действующим, замена  льцина на
посту президента уцким, назначение своих людей в силовые ми-
нистерства.  ще не кончился вечер 21 сентября (напомню, что
выступление Eориса иколаевича прозвучало в 20 часов), как
президиум  издал постановление о немедленном прекращении
полномочий  льцина (абсолютно незаконное, потому что дейст-
вовавшая онституция ему такого права не давала).  тот же ве-
чер состоялось экстренное совещание членов онституционного
суда. евятью голосами против четырех судьи постановили, что
указ президента и его обращение к гражданам служат основани-
ем для его отрешения «от должности или приведения в действие
иных специальных механизмов…»

34

. а следующий день поспеш-

ное низложение  льцина осуществил

35

, а в ночь на 24 сентяб-

ря и «‡ ъезд»

36

. о еще до этого, 22 сентября в 0 часов 25 минут

уцкой был объявлен и. о. президента. 

ротивники президента немало потрудились, чтобы пред-

ставить только действия  льцина нарушавшими онституцию.
 го сторонники, отводя эти обвинения, утверждали, что, нару-
шая действующий закон — скверный и неправовой! — президент
реализовал принципы права, стоящего выше написанного людь-


background image

533

OАА

22 

У   ООО АOА А

532

;

АЬ

1993.

ОAОО О

вались в бесшабашности обличений. ринимаемые постановле-
ния были бескомпромиссны. амые жесткие из них теперь про-
ходили легко и с голоса. Уверенность внушали потоки писем
и телеграмм поддержки (которых могло бы быть и на несколько
порядков больше в 150-миллионной стране) и люди, приходив-
шие в окрестности Eелого дома (хотя их было намного меньше,
чем в августе 1991-го). аблюдая все это, организаторы сопро-
тивления президентским указам оценивали ближайшую перспек-
тиву в духе пушкинской строки: «еще напор — и враг бежит».

 том же ключе были произведены и первые кадровые назна-

чения. ровозглашенный президентом уцкой сразу же назначил
министром обороны ладислава Ачалова. Этот деятель не отпра-
вился в 1991 г. в «атросскую тишину» по делу ; и стал со-
ветником ‡асбулатова по военным делам лишь благодаря тому,
что депутаты отказались выдать его енпрокуратуре. (А за спиной
Ачалова просматривалась еще более зловещая фигура его замес-
тителя акашова.) 24 сентября уцкой издал указ, предписывав-
ший Ачалову сформировать уже к 10 часам утра следующего дня
мотострелковый полк из московских резервистов: казалось, все
будет делаться как по мановению волшебной палочки. Ачалов тут
же направил в некоторые воинские части и военные академии при-
каз «прибыть к дому  с табельным оружием незамедлительно».
инистрами безопасности и внутренних дел недавние борцы
с коррупцией утвердили иктора Eаранникова и Андрея унаева,
хотя не могли не знать, что обоим были предъявлены серьезные
коррупционные обвинения

38

. уцкой заготовил (но выжидал с под-

писанием) указ о замене ;ерномырдина на посту главы правитель-
ства орониным. азначали своих людей и на другие ключевые
посты. Eыл поправлен Уголовный кодекс, грозивший теперь уча-
стникам действий на стороне президента различными карами
вплоть до смертной казни 

39

.

се эти вызывающие шаги могли бы грозить ремлю чем-

то б

ó

льшим, нежели затянувшейся и потому раздражающей де-

монстрацией неповиновения на отдельно взятом пятачке столи-

становление. о и это не спасло кворум: на основе отрывочных
регистрационных материалов (а регистрация велась нечетко)
можно заключить, что число депутатов на заседаниях сокраща-
лось: 597 — 23 сентября, 569 — 24-го, 311 — 27-го.  последу-
ющие дни, по данным оронина, число депутатов продолжало
снижаться: с 300 до 250, а к 1 октября, по сообщениям прессы,
в Eелом доме оставалось около сотни народных избранников

37

.

 тому же, поскольку электронная система голосования в зале
была рассчитана лишь на членов , а считать голоса вручную
было недосуг, приняли решение оценивать итоги голосования
«на глазок».  точки зрения элементарных регламентных норм
это начисто обесценивало объявляемые результаты.  это абсо-
лютно неправомочное собрание принимало решения, которые
могли бы оказаться переломными для страны, если бы кто-либо
собирался их выполнять…

ными словами, даже с позиций действовавшего закона ре-

шения таявшего на глазах парламентского большинства были ни-
чуть не более правомерны, чем указ № 1400.  тогда возникает
иной вопрос: насколько предпринятые оппозицией шаги отвечали
поставленным целям — сохранить действующую онституцию,
использовав момент, убрать  льцина, а в недалекой перспективе
сломать президентскую власть и продлить жизнь данного депу-
татского корпуса?  насколько достижимыми были (а не каза-
лись) сами эти цели? ообще предъявление неких завышенных
требований в политической борьбе не является заведомо негод-
ным средством. адо лишь адекватно оценивать соотношение
сил, возможности и намерения противника и при необходимости
своевременно снижать планку собственных запросов.

ежду тем ни правильно оценить ситуацию, ни сориентиро-

вать с учетом этого свои действия оппозиция не сумела.  лиде-
ры белодомовского противостояния, и активисты ,  
и других организаций (вплоть до совсем маргинальных и экстре-
мистских) возбуждали друг друга и черпали энтузиазм из самой
атмосферы, царившей в здании и вокруг него. Ораторы соревно-


background image

535

OАА

22 

У   ООО АOА А

534

;

АЬ

1993.

ОAОО О

влияние на развитие событий, так это многолюдные демонстра-
ции и митинги. Eыло сделано немало попыток вновь пустить
в ход и этот инструмент. От имени и. о. президента, парламента,
отдельных депутатов, политических организаций оппозиции
один за другим следовали призывы к рабочим, трудовым коллек-
тивам, военным, молодежи, студентам, женщинам, ученым Ака-
демии наук, работникам министерств, отдельно к москвичам,
к прихожанам православных храмов и т. д. — кажется, не была
забыта ни одна категория граждан. тилистика этих воззваний
как нельзя лучше отражала интеллектуальный и политический
уровень их авторов, обличавших «фашистский уголовно-мафи-
озный режим  льцина и его русскоязычное и американоязычное
окружение», «бесстыдную и наглую кучку людей, которая измы-
вается над народом». тыдили солдат, офицеров и генералов:
«очему вы медлите? аша лояльность президенту-преступнику
затягивается.  каждым часом она отягощает вашу ответствен-
ность». Aаклинали: «аш организованный приход к ому ове-
тов способен обеспечить перевес в пользу народных сил». ;ем
дальше заходило противостояние, тем больше множился поток
подобных призывов и тем истеричнее становился их тон. ‡арак-
терно, что некоторые из этих листовок, подписанные , через
несколько часов воспроизводились, но уже от имени , не ос-
тавляя сомнений, кто задавал тон в Eелом доме

43

.

онечно, в многомиллионном городе эти призывы известный

отклик получили. У здания парламента, в различных точках о-
сквы собирались граждане, подчас вооруженные. Aвучали речи,
в которых ораторы совсем уж в выражениях не стеснялись. От-
крыто призывали к насильственным действиям — через несколь-
ко дней это взбадривание принесет кровавые плоды. о ни по
массовости, ни по организованности и дисциплине эти собрания
не шли ни в какое сравнение с митингами и шествиями десятков
и сотен тысяч людей в 1990—1991 гг., организованными демокра-
тами. роводившиеся различными социологическими центрами
опросы свидетельствовали, что президента в сентябрьские дни

цы, если бы оппозиции удалось втянуть в противостояние на
свою сторону какие-то реальные силы.

режде всего — регионы. Aдесь, казалось бы, депутаты

могли рассчитывать на некоторую поддержку.  Eелом доме
распространялись различные документы, подписанные руково-
дителями республик, краев и областей и содержавшие требова-
ния к президенту, парламенту и правительству. Эти требования
руководители  торопились записать себе в актив, создавая
впечатление, что за ними — вся оссия. Это было большим пре-
увеличением. о-первых, активизировались в основном советы,
а не администрации субъектов едерации. о-вторых, примерно
в половине из них постановления принимали даже не сессии,
а малые советы и президиумы, т. е. верхушки региональных
элит. Eольшинство советов было глубоко расколото. -третьих,
хотя в большинстве регионов проходили резолюции, более или
менее настойчиво требовавшие отмены указа № 1400, почти ни-
где не высказывалась солидарность с решениями парламента

40

,

а некоторые оветы осудили действия обеих сторон. о своей
стороны парламент принял постановление экстраординарное.
сключив сотню своих коллег, избранных гражданами, депута-
ты решили пополнить свои редеющие ряды за счет представите-
лей субъектов едерации (до пяти от каждого). е было, прав-
да, определено, каков будет статус этих людей на «ъезде»
и каким образом они будут отобраны на местах

41

. ак и следова-

ло ожидать, из этого замысла, обещавшего революционную пе-
рекройку парламента, ничего не вышло.

асчет на поддержку регионов был главным, но не единст-

венным. 25 сентября уцкой обратился к гражданам оссии
с призывом начать в 15 часов 27-го бессрочную политическую
стачку

42

. сеобщая политическая забастовка — мощное оружие.

стория ‡‡ века знает немало примеров, когда таким образом
сметались правительства и режимы. о массовую забастовку не
удалось организовать даже на пике политической активности на-
рода, в августе 91-го. ;то действительно оказало тогда немалое


background image

537

OАА

22 

У   ООО АOА А

536

;

АЬ

1993.

ОAОО О

ворот, его надо подавить, вот в этом весь компромисс…». ри-
нимаются законы, постановления, обращения, которые в лучшем
случае представят интерес для историков. обрание, именующее
себя ъездом, работает на холостом ходу. ;то делать дальше?

Одни предлагают: заседания «ъезда» прервать, депутатам

разъехаться по округам и будоражить избирателей. ругие воз-
ражают: надо оставаться здесь до конца кризиса. ретьи начина-
ют подумывать о смене вех. о делать это можно по-разному.
редседатель овета еспублики ениамин околов полагает:
надо избавиться от балласта.  очень осторожной форме он ста-
вит вопрос: в состоянии ли нынешнее руководство  обеспе-
чить взаимодействие с силами, без которых нам политическую
победу не одержать?  сам же на него отвечает: возможности
услана мрановича, и не только его, исчерпаны. ак оценива-
ет эту инициативу ‡асбулатов, какие чувства взаимной добро-
желательности кипят за фасадом демонстрируемого единоду-
шия осажденных в Eелом доме людей, видно из воспоминаний
спикера: в эти тяжелые дни, пишет он, нанесена жестокая трав-
ма «легкомысленно и бездумно, пустыми, ничтожными людь-
ми». Aа ‡асбулатова вступаются: лучше него «вряд ли кто мо-
жет разрешить политический кризис в стране», говорит Аб-
дулатипов. ретензии предъявляются не только спикеру. «е-
достает активных действий с нашей стороны. Удивляет безыни-
циативность уцкого», записывает в дневнике саков. ак бы
отвечая на невысказанные обвинения, уцкой говорит: «часть
присутствующих драматизирует, нагнетает обстановку», между
тем как «отношение избирателей к народным депутатам с каж-
дым разом становится все хуже, хуже и хуже», и обещает:
на предстоящих президентских выборах я баллотироваться не
буду

46

.

астерянность — вот что скрывается за звонкой риторикой

«защитников онституции». ефлектируя позднее по поводу
действий Eелого дома, саков писал, что существовали две вы-
игрышных стратегии: активная и пассивная. ервая — ежеднев-

поддерживали 60—80% опрошенных,  — 10—20%

44

.  сли

лидеры оппозиции при таком раскладе сил не готовы были отка-
заться от противостояния, то им ничего не оставалось, как опе-
реться на ополчение, в которое, наряду с прошедшими школу
коммунистических политорганов офицерами и молодыми идеали-
стами, влились элементы весьма сомнительные: рижские омонов-
цы, участвовавшие в попытке переворота в январе 1991 г., волон-
теры из риднестровья, казачья сотня, люди ерехова, боевики
  — «профессиональные убийцы», по выражению илатова.
 сли верить апокрифу, талин некогда в ответ на жалобу заведо-
вавшего «литературным цехом» оликарпова молвил: других пи-
сателей у меня для вас нет.  сли бы организаторы сопротивления
в Eелом доме столь же мало были скованы условностями, как
вождь народов, они могли бы это повторить, чуть перефразиро-
вав: других «защитников онституции», готовых идти до конца,
у нас нет. обственно, между собой они примерно так и изъясня-
лись.  одной из аналитических разработок, взятой следователя-
ми из кабинета оронина, значилось: «обрать в кабинете ‡асбу-
латова и под его личным руководством всех лидеров улицы без
всякого чистоплюйства и вплоть до Анпилова»

45

.

м действительно было не до «чистоплюйства». ризис за-

тягивался.  этому болезненно относились в ремле. о еще
острее это ощущалось в Eелом доме, лишенном света, воды
и лифтов для передвижения по девятнадцати этажам.  каждым
днем становилось все более очевидно: ремль игнорирует бро-
шенный вызов. равительство расколоть не удалось (отставка
лазьева, «белой вороны» в команде айдара, не в счет), оно иг-
рает на стороне президента. однять страну не удается.
а «ъезде» одни и те же лица произносят речи, содержание ко-
торых известно еще до того, как они выходят на трибуну. ‡асбу-
латов демонстрирует непреклонность. Отвечая во время пресс-
конференции на вопрос о возможном компромиссе, он
взрывается: «акой компромисс, о чем вы говорите?! авайте
оставим всякую чепуху… Осуществлен государственный пере-


background image

539

OАА

22 

У   ООО АOА А

538

;

АЬ

1993.

ОAОО О

ные президентские выборы, от которого нелегко было бы отка-
заться, не случись события 1—4 октября), обошлось бы дешев-
ле и обществу, и даже лидерам парламентской оппозиции.

;тобы направить ход событий по более спокойному вариан-

ту, нужны были, по-видимому, три условия. ервое: реалистиче-
ская оценка ситуации лидерами оппозиции, понимание того, что
время работает не на них, с каждым днем все более выявляя сла-
бость парламента, а отсюда — готовность в более или менее бла-
говидной форме сдать запросные позиции. ля этого, конечно,
нужна была мудрость политиков, способных не только идти на-
пролом, но и минимизировать последствия поражения. торое —
не меньшая мудрость требовалась от политиков в ремле, способ-
ность не обольщаться перевесом собственных сил и вовремя пред-
ложить противнику не унижающие его условия капитуляции

49

.

ретье: наличие того, что можно условно назвать «третьей си-
лой», — некоего посредника, заинтересованного в мирном исходе
конфликта, пользующегося собственным авторитетом в обществе
и способного встать между противоборствующими силами, кото-
рые к осени 1993 г. могли смотреть друг на друга только сквозь
прорезь прицела.  несчастью, ни первого, ни второго у россий-
ских политиков не было. е нашлось и третьего.

ытавшихся остановить опасный разворот событий, одна-

ко, оказалось немало. Одним из первых такую попытку предпри-
нял председатель онституционного суда алерий Aорькин.
а VII ъезде в конце 1992 г. по его инициативе удалось приос-
тановить скатывание в пропасть, правда, ненадолго. 22 сентября,
через несколько часов после того, как юридически уязвимое ре-
шение онституционного суда открыло путь процедуре импич-
мента, он выступил на пресс-конференции с новой инициативой.
Упомянув, что уд констатировал несоответствие указа № 1400
онституции (и ни слова не сказав об отрешении  льцина от
должности), Aорькин заявил, что в основном разделяет оценки
положения в стране и высших эшелонах государственной власти,
данные в преамбуле этого указа, и цели, которые ставит перед

но, ежечасно наращивать усилия, привлекать на свою сторону
членов правительства, руководство регионов, армию,  и до-
биться перелома ситуации в свою пользу. торая — не «дергать-
ся», не звать людей в Останкино и на ремль, запереться в оме
оветов и «ждать, пока народ нас не освободит».  сожалению,
завершает он свои размышления, наши руководители (к числу
которых, впрочем, принадлежал и он сам, председатель ключево-
го комитета и один из лидеров ) выбрали «средний вари-
ант — неоправданно осторожный вначале и безнадежно актив-
ный в конце»

47

. оздавая должное критичности, с которой один

из ведущих идеологов оппозиции оценивал просчеты своих кол-
лег, согласиться с ним нельзя. е было первого варианта. ораз-
до ближе к истине был оронин: «ощутимо сказалась оторван-
ность парламента от своих избирателей, от самых широких
слоев населения»

48

, и никакие «дерганья» изменить это не могли.

о той же причине не было и второго варианта: если что и мог-
ли услышать ожидающие освобождения от народа, то лишь —
как в грубоватом анекдоте — не дождетесь!

 динственным, на мой взгляд, бескровным выходом из тупи-

ка могла бы стать какая-то форма договоренности о проведении
в кратчайший срок выборов парламента и президента.  льцин,
как было сказано, дал согласие на досрочные выборы президен-
та через полгода после парламентских, но на все предложения об
одновременных выборах отвечал категорическим отказом. ред-
метом политических переговоров (вслед за соглашением о сдаче
оружия в обмен на снятие блокады Eелого дома) могли бы быть
сближение одних и других выборов, во-первых, и обеспечение
некоторых условий проведения свободных выборов, во-вторых.
е надо, конечно, предаваться иллюзиям: достичь договоренно-
сти и по первому, и по второму пункту было бы непросто. е ис-
ключено, что они вообще оказались бы недостижимы. Я лишь
хочу сказать, что этот вариант, по сути, не был опробован.
о в конечном счете даже проведение выборов на условиях ука-
за № 1400 (и взятого  льциным обязательства провести досроч-