Файл: Шейнис В.Л. Взлет и падение парламента. Т.2. М. 2005.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 3380

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

511

OАА

22 

У   ООО АOА А

510

;

АЬ

1993.

ОAОО О

пуса депутатов неожиданно оказалась подмененной доста-
точно абстрактной идеей об абсолютной приоритетности
онституции?

— ак вы понимаете, я могу высказывать лишь предполо-

жения. о-видимому, есть и объективные, и субъективные при-
чины. убъективные причины связаны с теми резкими поворо-
тами, которые с некоторых пор отмечаются в поведении
президента. Я подробно анализировал виражи в действиях пре-
зидента между серединой ноября и концом VII ъезда. сего за
один месяц он совершил пять достаточно резких переходов от
одной позиции к другой.  моему величайшему сожалению,
именно это бросание из одной крайности в другую приводило
к тому, что угрозы, с которыми выступал президент, не пугали
его противников, а те уступки, пряники, которые он им выдавал,
расценивались как недостаточные. Это, по-видимому, связано
и со сменой настроений президента, и с качеством того окруже-
ния, которое ему дает рекомендации. Объективные причины —
это опасности, которые связаны с выходом за рамки конститу-
ционного поля. едь такой выход при всех дефектах и противо-
речиях действующей онституции чрезвычайно опасен, все его
последствия предсказать нельзя.

«

 ООUО

»

2

едавно, выступая на одном совещании, я говорил, что

в нынешней политической обстановке крайне обострились две
невозможности.

ервая: длительное продолжение политического кризиса.

онсервирование существующего положения дел недопустимо.
рудно представить, что общественное напряжение, противосто-
яние различных ветвей власти может продолжаться до истече-
ния срока полномочий парламента, то есть до марта 1995 года.
торая невозможность: выйти из этого кризиса надо не просто
конституционным путем, но и таким образом, чтобы не разру-
шить оссию, ее целостность, федеративное устройство.

гитимности новой системы власти. ало кто вступится за де-
путатский корпус, большинство которого немало сделало, что-
бы дискредитировать и парламент, и, увы, парламентаризм.
Опасность этого варианта не в том, что народ, смешно сказать,
встанет стеной за обиженных лидеров ронта национального
спасения, а в том, что он может подтолкнуть цепную реакцию
распада государства, самовольных действий субъектов едера-
ции.

аконец, четвертый вариант, который в принципе отлича-

ется от всех трех предыдущих в большей степени, чем эти три
друг от друга: все остается как есть. ротивостояние властей
сохраняется вплоть до весны 1995 года или до того, как сам
ъезд решит, что час его пробил. о это означает, что общест-
во будет жить в условиях постоянного напряжения, постоянных
конфликтов, постоянного одергивания исполнительной власти
со стороны законодательной, той войны и с президентом,
и с собственным меньшинством, которую фактически ведет
сейчас большинство в ерховном овете, совершенно потеряв-
шее всякое чувство реальности.

коль ни мало реальны первые три варианта, но когда я со-

поставляю их с четвертым, я думаю, что все-таки один из трех
скорее всего осуществится, хотим мы этого или нет. А если это
так, то проблема выборов выдвигается на первый план. олити-
ческий кризис вряд ли разрешим, пока нынешний депутатский
корпус не будет заменен другими людьми. оэтому в декабре
1992 года мы, группа депутатов и экспертов, решили, что всё,
баста, больше затягивать с подготовкой нового избирательного
закона уже нельзя.

— ногие упрекают президента за то, что он из тех че-

тырех сценарных вариантов, которые вы изложили, не избрал
третьего в апреле. аково ваше отношение к некой нереши-
тельности президента?  в этой связи, может быть, вы рас-
кроете секрет, каким образом получилось так, что заветная
мечта президентской команды избавиться от нынешнего кор-


background image

513

OАА

22 

У   ООО АOА А

512

;

АЬ

1993.

ОAОО О

«

 А QSОQ

»

3

римерно год назад мы, группа депутатов, создали фракцию

«огласие ради прогресса».  все это время пытались построить
мосты между парламентом и исполнительной властью. е полу-
чилось. Aначит ли это, что мы избрали неверный путь?

о последнего времени я выступал за выборы парламента.

не представлялось, что одновременные выборы президента
и ерховного овета по ряду причин нерациональны. о сегодня
ситуация изменилась.  изменилась не так, как хотела наша
фракция, не так, как хотел я. Я не одобряю тех действий, которые
предприняты 21 сентября. о коль скоро эти действия предпри-
няты, необходимо исходить из реальности. еальность же заклю-
чается в том, что общество нуждается прежде всего в мирном, ци-
вилизованном выходе из кризиса. ирный выход — это выборы.
о без согласия президента одновременные выборы невозможны.
 всякого рода попытки навязать их силой только усилят деста-
билизацию.

не не хотелось бы присоединяться к той травле, которая

ведется средствами массовой информации по отношению к депу-
татам, продолжающим заседать в Eелом доме. обежденные
должны уйти, чтобы не множить ожесточение. о кто бы ни бы-
ли эти люди и как бы ни были остры наши политические разно-
гласия, победители должны быть, во-первых, великодушными —
это необходимое условие. , во-вторых, должны понимать, что
победа пока весьма относительна, ей еще предстоит испытание
выборами. х подготовка — главное дело ближайших месяцев.
А участие в них, может быть, главная сегодня обязанность гра-
жданина.

 политике я не индифферентный человек и буду старать-

ся, чтобы победы добились демократические силы. о эта по-
беда должна быть честной и очевидной, а не достигаться путем
травли или с помощью не слишком достойных средств вроде
отключения электричества. а, наш парламент завершает ра-
боту бессмысленными и бездарными решениями, лишая депу-

Oучше все-таки держаться в пределах легитимного консти-

туционного поля, заданного действующей онституцией. Я не
разделяю позицию моих коллег, считающих, что сталинско-
брежневскую онституцию пора выбросить на свалку и руко-
водствоваться волей народа, выраженной на апрельском рефе-
рендуме. не кажется, это очень опасное суждение. Я историк
по образованию и знаю, что в истории иные благотворные пере-
мены осуществлялись далеко не всегда конституционным путем,
а потому не считаю себя абсолютным противником всяких рево-
люционных действий. Однако нельзя забывать, что все прежние
революции совершались в доатомную эпоху. 

торая: далеко не уверен, что революционные действия

могут оказаться успешными. опустим, резидент выходит за
рамки конституционной легальности. ак себя поведут регио-
ны? ак себя поведут силовые структуры? е приведет ли это
к распаду оссии?

опустим, революционные действия принесут положи-

тельный результат. о есть создадим прецедент.  таком случае
что помешает на очередном витке политического кризиса уже
другому лидеру сделать то же самое, но отнюдь не с благими на-
мерениями?

огда проводить выборы?  сли бы не поджимало время

и не было такого напряжения в обществе, то я бы ответил так:
сопротивление депутатов новому избирательному закону будет
ослабевать по мере приближения срока истечения их полномо-
чий. умаю, что депутаты не очень возражали бы, если бы вы-
боры были назначены не на март 1995 года, а, скажем, на де-
кабрь 1994 года.

Осень 1993 года — абсолютно нереальное время для вы-

боров. аже в проекте избирательного закона, подготовленно-
го группой специалистов под моим руководством, говорится,
что досрочные выборы проводятся не ранее 135 и не позднее
142 дней после принятия решения о досрочном прекращении
полномочий.


background image

515

OАА

22 

У   ООО АOА А

514

;

АЬ

1993.

ОAОО О

у власти.  чем скорее это произойдет, тем быстрее будет вос-
становлен в стране парламентаризм и парламент.

ОУ

ак вскоре выяснилось, быстро, надежно и легитимно пре-

одолеть острый политический кризис не удалось. Эти условия
можно было выдвигать в теоретической схеме, но в жизни они
оказались несочетаемы. хема четырех сценариев тоже была аб-
страктной. ервый и второй сценарии допускали такую степень
даже не понимания вещей, но чувства политического самосохра-
нения депутатского корпуса, простирающегося чуть дальше жела-
ния досидеть до конца срока, какой не было. обственно, о малой
вероятности этих вариантов я и сказал в интервью. ;етвертый ва-
риант тоже оказался неосуществим. озможно, это было наи-
меньшее зло. о даже если бы  льцин не пошел на разрыв в сен-
тябре, логика вещей — которая, как известно, сильнее логики
человеческих намерений — все равно предопределила бы скорее
всего сползание к третьему варианту. о мог ли он пройти в ином,
скажем, более смягченном виде?

оспуск парламента по президентскому указу кардинально

изменил ситуацию. омпромиссное решение, которое я отстаи-
вал, уже не могло быть таким, как прежде. ак видно, я не был
приверженцем предлагавшегося рядом известных политиков
«нулевого варианта» — возвращения к положению, существо-
вавшему до 21 сентября, и проведения одновременных перевыбо-
ров парламента и президента. осле того, как  льцин перешел
свой убикон, это было уже нереально. о мне казалось, что
трагический разворот событий еще не был неотвратим: своим
противникам президент предложил не худший выбор — выборы.
е безоговорочную капитуляцию, не ликвидацию парламента
как института, не установление военной диктатуры хотя бы на
время. Oидерам оппозиции надо было осознать, что и для них
в создавшейся ситуации это был далеко не худший выход. о их
способность принять разумное решение, не говоря уж об осозна-

татских полномочий тех, кто не явился на сентябрьский ъезд
или просто работает представителем президента. о нужно от-
делять людей, которые принимают подобные решения в силу
своих политических убеждений или просто охватившего их
азарта, от тех, кто откровенно бандитствует.  сли к действиям
первых в демократическом обществе надо проявлять и уваже-
ние, и понимание, то г-н ерехов, безусловно, должен пред-
стать перед судом.  ответить не только за вооруженное напа-
дение на военный объект, но и за давно уже предпринимаемые
им попытки перевести ожесточенный, но мирный спор в русло
бандитизма.

аверно, многие из депутатов не одобряют действий г-на е-

рехова. о есть такое понятие — политическая ответственность.
аша фракция, и я в том числе, в известном смысле оказались за-
ложниками действий президента, предпринятых им 21 сентября.
о мы, безусловно, несем за них ответственность.  точно так же
люди, которые сидят сегодня в Eелом доме, несут политическую
ответственность за попытки перевести политическую борьбу
в уголовщину. о я решительным образом возражаю против со-
вокупной юридической ответственности. Oичную причастность
‡асбулатова и уцкого к трагедии на Oенинградском проспекте
должны определить следствие и суд. ельзя поддаваться жела-
нию винить всех скопом. озможно, кто-то отдавал приказ, а мо-
жет, это была инициатива «полевого командира» ерехова. о-
литическую же ответственность несут все, кто сегодня
противостоят выборам. е указу президента, потому что этот до-
кумент в некоторых отношениях весьма сомнителен, но предло-
женному в нем пути для разрешения кризиса. <…>

ожно сожалеть о рискованных действиях президента,

но отказываться сегодня от выборов — это выводить противо-
стояние властей из кабинетов на улицы. Я бы посоветовал депу-
татам признать реальность, выйти из Eелого дома и включить-
ся в избирательную борьбу. усть судьей в затянувшемся
конфликте станет народ, который сам решит, кто ему милее


background image

517

OАА

22 

У   ООО АOА А

516

;

АЬ

1993.

ОAОО О

продолжает вести игру на двух досках, еще не решив окончатель-
но, на какой из них будет ее завершать.  принятое решение он
посвящал людей из своего окружения строго секретно, выбороч-
но, через короткие паузы. Одни из них уже приводили указ, соб-
ственноручно написанный  льциным (и хранящийся в никому,
кроме самого президента, недоступном сейфе), в юридически
приемлемую форму. ругие продолжали проверять, нельзя ли
все-таки продвинуть конституционный процесс через ,
и ъезд и как-то договориться с депутатами по экономическим
вопросам: ведь распорядился же патрон в сентябре создать рабо-
чую группу  для доработки проекта онституции, подготов-
ленного на .

от как развивались события. 6 сентября у умянцева соби-

рается группа депутатов из разных фракций. ассматривается
подготовленный им проект постановления о мерах по обеспече-
нию согласованной конституционной реформы.  центре обсуж-
дения — перспектива создания на паритетной основе рабочей
группы для совмещения двух проектов онституции —  и .
редлагается и альтернативный вариант — одновременные пере-
выборы парламента и президента осенью 1994 г.  совещании
принимают участие Eатурин (задание по доводке текста, который
станет указом № 1400, он получит через два-три дня) и отенков.
осланцы президента заявляют, что досрочные выборы устроят
его, если они будут назначены на ближайшее время, а рабочую
группу создать можно.  е первые шаги покажут, каков уровень
согласия.  сли оно возможно — хорошо, если нет — «будем ис-
кать другие пути». а этой не слишком обнадеживающей ноте
встреча заканчивается.  е назначение, подчеркивают гости, —
консультации. о дверь не захлопнута: против проекта, предло-
женного умянцевым, возражений нет, «мы доложим, а там —
какова будет монаршья воля»

5

.

10, 14 и 15 сентября проходят новые совещания рабочей

группы . поры — в свете приближающихся событий — по
пустякам: как записать оценку проекта , насколько компе-

нии ответственности, я, к сожалению, переоценил. Aнаменатель-
но, что написанный в конце сентября этот мой комментарий вы-
шел в свет 3 октября, когда изменить что-либо стало уже невоз-
можно.

ААУ

Указ № 1400, запоминающийся «круглый» номер которого был
подобран нарочито, и последовавшие за ним шаги президента и его
команды были третьей — вслед за декабрем 1992 г. и мартом
1993 г. — попыткой  льцина односторонне покончить со сковы-
вавшим его действия парламентом. а этот раз попытка была до-
ведена до конца. воих намерениий, как мы видели, президент не
скрывал. Eыло объявлено даже время — сентябрь, так что собы-
тия, разворачивавшиеся в течение месяца-полутора после возвра-
щения  льцина с алдая и появления на людях, по справедливости
можно назвать «хроникой объявленной смерти» российского пар-
ламента образца 1990 г. ем не менее шаг президента производил
впечатление некоей неожиданности, спонтанности.

олучила хождение версия, что последним камешком на ча-

шу колебавшихся весов было публичное оскорбление, нанесен-
ное президенту ‡асбулатовым 18 сентября. Aная ранимость само-
любивой натуры  льцина, можно представить, какие чувства
вызвала у него хулиганская выходка. о к тому времени все уже
было решено. Опубликованы воспоминания и самого президента,
и его ближайших сотрудников, сопоставление которых позволя-
ет проследить по дням или даже по часам приближение неумоли-
мо надвигавшегося удара

4

. з «двух невозможностей», о которых

я говорил в начале сентября,  льцин к тому времени выбор уже
сделал. люч зажигания был повернут, но машина еще не трону-
лась с места. оэтому даже ближайшим сотрудникам президента,
не говоря уж о тех, кто находился на политической периферии,
могло казаться, что президент, как он это делал прежде не раз,


background image

519

OАА

22 

У   ООО АOА А

518

;

АЬ

1993.

ОAОО О

овбеза принимали его намерение с пониманием, некоторые да-
же с облегчением.  хотя он роняет: «Я ждал от них большей
поддержки», его не покидает ощущение свободы, которое дает
наконец-то принятое трудное решение: «ринципиальный выбор
мною сделан. Eольше такого парламента в оссии не будет»

10

.

з воспоминаний других участников кремлевской подго-

товки мы узнаем, что многих из них обуревали сомнения — во
всяком случае, по поводу сроков намечаемого крутого поворо-
та, его подготовленности. «не казалось, что требуется время
на хорошую подготовку этой акции, — рассказывает ила-
тов. — еобходимо было иметь план действий, предварительно
поработать с депутатами… Я поделился своими сомнениями
с ;ерномырдиным, с  риным и алушко и нашел у них понима-
ние. епримиримым был, пожалуй, один министр иностранных
дел озырев»

11

. 18 сентября в правительство в ранге вице-пре-

мьера был возвращен айдар. о его словам, только в этот день
он узнал о принятом решении. амо назначение айдара, конеч-
но, было открытым объявлением войны ерховному овету.
о выбранный для окончательного разрыва момент он счел
«...на редкость неподходящим…  моей точки зрения, полезнее
повременить, подержать команду ‡асбулатова в напряжении,
заставить нервничать». айдар добивался встречи с  льциным
20 сентября, накануне «дня ‡», но, представляя его позицию,
президент решил не осложнять себе жизнь в эти напряженные
дни. «яжелые предчувствия… неминуемого поражения», сооб-
щает айдар, мучили и ахрая

12

.  даже внутри группы, кото-

рой предстояло вскоре играть довольно зловещую роль «тенево-
го кабинета» при  льцине, не было полной уверенности
в успехе: в «Aаписках президента» рассказывается, как вечером
19 сентября на президентской даче в узком кругу Eарсуков воз-
бужденно пенял рачеву: операция не подготовлена

13

.

ожно сказать, что в эти сентябрьские дни главным двига-

телем уже запущенного механизма была железная воля  льцина.
резидент оказался перед неразрешимым противоречием. Он

тентны оценки новопривлеченного умянцевым эксперта и т. п.
уль переходит от умянцева к ябову. от уже перевербован
окончательно, но об указе узнает из , когда придет срок. оэ-
тому порученную работу ведет на полном серьезе

6

.

 два ли просто пытался отвлечь внимание от готовящегося

прорыва илатов, когда в начале сентября передал мне проект за-
кона о внесении изменений в действовавшую онституцию. Этот
пространный документ, подготовленный, вероятно, в осудар-
ственном правовом управлении, представлял собой развитие «Ос-
новных положений…», обсуждавшихся на . Он предусматривал
коренную перестройку органов федеральной государственной вла-
сти (в том числе ликвидацию ъезда), как это было записано в кон-
ституционном проекте, одобренном на

7

. редполагалось, что

этот проект будет вынесен на предстоящий ъезд группой депута-
тов в противовес проекту, заготовленному в комитете сакова.

16 сентября на встречу с депутатами приходят лидеры прави-

тельства. окладывает ;ерномырдин. Он только что вернулся из
А. еред этим было опубликовано его интервью, пересыпан-
ное неподражаемыми изречениями

8

. еперь он уже в курсе пред-

стоящих событий, перед депутатскими наскоками держится уве-
ренно. ема инфляции подается категорически: нас подталкивают
к решениям, аналогичным тем, которые были приняты в августе
прошлого года. Это преступный путь; инвестиции будут, если не
сорвемся в инфляцию… О политике: выборы будут на основе но-
вого избирательного закона… О урилах: Eурбулис? акого не
знаю… О противостоянии властей: вред ужасный. ельзя так
жить дальше. е противостоять, а впрягаться в общую телегу…
и т. п.

9

 рассказах о том, как принимали известие об окончатель-

ном разрыве с парламентом лица, которых  льцин избрал свои-
ми конфидентами, наблюдается любопытное разночтение.  из-
ложении самого президента люди, которых он около 7—9
сентября стал посвящать в свой план: помощники, силовые ми-
нистры, глава правительства, члены резидентского совета,