ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 485

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

16

ских акций

имеет целью манипулирование общественным мнением

информа

-

ционную экспансию

направленную на массовое сознание

.

Медийный  уровень  ИТП

.

В  период  совершения  теракта  террористиче

-

ский процесс переходит в новую фазу информационного развития

На этом эта

-

пе  посредством  СМИ  осуществляется  передача  устрашающего  информацион

-

ного  послания  террористов  непосредственным  адресатам

 – 

власти  и  массовой

аудитории

Семиотическое  пространство  террористического  послания  резко

расширяется в границах смыслового содержания и оценочных рефлексий

Шо

-

ковое  состояние  масс  усугубляется  хаосом  непроверенной  информации

пани

-

ческих слухов и предположений

ретранслируемых СМИ

Телевидение

Интер

-

нет

печать

радио становятся в это время не только проводниками терроронос

-

ной информации

но и механизмом расширенного воспроизводства террористи

-

ческого воздействия

В обществе возникает терророфонический эффект

.

Терро

-

рофония

– 

это  общественный  резонанс

вызванный  террористической  акцией

,

это  неотъемлемая  характерная  черта  террористического  процесса

которая  не

только фиксирует  адаптацию терроризма  в массовом  общественном  сознании

,

но и запускает механизм психологических изменений в менталитете

мировоз

-

зрении

образе жизни

как на личностном

так и на социальном уровне

.

Одним  из  главных  факторов  семиотического  расширения  террористиче

-

ской репрезентации служит столкновение в едином информационном поле раз

-

личных

противостоящих  друг  другу

интерпретационных  схем  и  социально

-

политических мотиваций

В итоге представление о терроризме в общественном

мнении оказывается аморфным и расплывчатым

Об этом свидетельствуют со

-

циологические опросы россиян

.

В массовом общественном сознании благодаря  СМИ сформировался це

-

лый ряд интерпретационных мифов о терроризме

которые можно представить

следующим образом

:

1) 

Миф  о  биологической  предопределенности  терроризма

Для  него

характерна  убежденность  в  том

что  генетические  корни  терроризма  кроются

в биологической природе человека

в природной инстинктивной силе агрессив

-

ности

которая находит выход в насилии над беззащитными людьми

.

2)

Миф  о  терроризме  как  проявлении  патологического  состояния

психики

.

 Этот миф

укоренившийся  в массовом сознании

исходит из предпо

-

ложения о том

что террористы

 – 

психически больные люди

а  их  агрессивно

-

угрожающее неадекватное поведение

 – 

отражение серьезного душевного забо

-

левания

.

3) 

Миф об уголовной обусловленности терроризма и его неполитиче

-

ском  характере

.

  Различные  формы  террористической  деятельности  должны

соотноситься  с  уголовными  преступлениями

а  их  организаторы

участники

и  исполнители  обязаны  нести  уголовную  ответственность  согласно  законода

-

тельным  нормам

Однако  сведение  терроризма  к  уголовщине  нивелирует  его

смысловое содержание

игнорирует его  социально-политическую природу

ме

-

шая тем самым разработке эффективных мер антитеррористической борьбы

.


background image

17

4) 

Миф о национально-этнической и религиозной детерминации тер

-

роризма

.

В  обыденном  общественном  сознании  терроризм  нередко  определя

-

ется по национальной или религиозной принадлежности представителей терро

-

ристических движений

В общественных дискуссиях и выступлениях политиче

-

ских  деятелей  периодически  появляются  заявления  о  том

что

 «

терроризм

не имеет национальности

», «

терроризм и ислам вещи не совместимые

» 

и т

п

.,

но в обществе нет понимания того факта

что терроризм в силу своих мимикри

-

рующих способностей может облачаться в любые идеологические одежды

ос

-

таваясь деструктивным способом устрашения

.

5) 

Миф о международном терроризме в контексте глобализации

.

 Ме

-

ждународный  статус  терроризма  доказывается  интернациональным  составом
террористических организаций

расположением тренировочных баз и объектов

террористических  нападений  в  отдаленных  друг  от  друга  странах

многока

-

нальной системой международного финансирования деятельности террористов

;

децентрализованным сетевым принципом взаимосвязи и управления и другими
факторами

Однако понятие

 «

международный терроризм

» 

все чаще стало упот

-

ребляться  в  чрезмерно  расширительном  смысле

всецело  поглощающем  кон

-

кретные формы его проявления

Он стал превращаться в фантомный образ все

-

ленского  мирового  зла

угрожающий  самим  основам  человеческой  цивилиза

-

ции

В политизированном информационном пространстве международный тер

-

роризм  рассматривается  как  сила

противостоящая  западу  во  главе  с  США

,

и  как  реакция  на  глобализацию

которая  происходит  в  форме  доминирования

и господства стран

 «

большой восьмерки

». 

Уместно вспомнить известную кон

-

цепцию С

Хантингтона о конфликте цивилизаций

Идея конфликта цивилиза

-

ций

возведенная  в  степень

 «

войны  миров

», 

противоречит  реальной  сложив

-

шейся  ситуации

так  как  абсолютизирует

с  одной  стороны

единство  Запада

и

с  другой  стороны

единство  экстремистских  устремлений  Востока

а  также

игнорирует  внутрицивилизационные  противоречия

Придание  понятию

 «

меж

-

дународный терроризм

» 

фетишистских качеств объекта глобализации мифоло

-

гизирует его и создает трамплин для манипуляции общественным мнением

.

Кроме  уже  обозначенных мифологических конструкций  распространены

мифы  о социально-экономической  детерминации терроризма

о его  революци

-

онности

об аномическом максимализме

о форме деформированной социализа

-

ции

о вынужденной деловой стратегии слабых и т

п

.

Рефлексивно-художественный уровень  ИТП

.  

Р

амки  терророфонии

в постмедийный  период  значительно расширяются

так как в процесс  включа

-

ются новые информационные каналы влияния

например

кино и художествен

-

ная  литература

Происходит  следующий  виток  информационно-терро

-

ристического  процесса

в  результате  которого

 «

терророносная

» 

информация

приобретает  иные  формы  и  очертания

переосмысливается  в  художественных

образах

кодируется в определенных символах и знаках

В дальнейшем художе

-

ственно-преобразованная информация дает следующий импульс информацион

-

но-террористическому  процессу

теперь  уже  воображаемая  террористическая


background image

18

действительность воздействует и на общественное мнение

и на террорократи

-

ческую элиту

и на власть

и на самих субъектов террористического действия

.

Во втором параграфе первой главы

«Терроризм как форма социокуль

-

турной  деструктивности

»

раскрывается  понятие  социокультурной  деструк

-

тивности

терроризм  в  пространстве  культуры  рассматривается  как  форма  ее

проявления

для которой характерно разрушение исходного механизма

обеспе

-

чивающего жизнеспособность  враждебной террористам социальной общности

.

В указанном контексте деструктивность реализуется на уровне девиантного от

-

ражения  действительности

Она  детерминирована  различными  формами  идей

-

ной мотивации и объективирована целями и задачами социально-политической

,

националистической или религиозной борьбы в ее наиболее агрессивном и ми

-

литарно-аномическом выражении

.

Социокультурная  деструктивность  терроризма  проявляется  в  двух  фор

-

мах  своей  функциональности

:1) 

корпоративном  деструктивном  воздействии

на социум и

 2) 

личностной деструкции носителей террористического мировоз

-

зрения

Оба  этих  процесса  теснейшим  образом  взаимосвязаны  и  взаимообу

-

словлены

Террористическая практика деструктивного давления на обществен

-

ное  мнение  неизбежно  интериоризируется  на  внутреннее  ментально-пси

-

хологическое  состояние  участников  террористических  действий  и

как следст

-

вие

может  привести  их  к  морально-нравственной  деградации  и  саморазруше

-

нию личности

И

наоборот

в террор  могут  приходить люди  с  уже  сформиро

-

вавшимся деструктивным складом сознания

.

Социокультурная  деструктивность  терроризма  выражается  в  следующих

чертах

: 1) 

дестабилизация  общественно-политической  ситуации

; 2) 

дезоргани

-

зация  властных  структур

; 3) 

дезинтеграция  социальных  связей

распростране

-

ние нигилизма и анархии

; 4) 

провоцирование ответной агрессии

; 5) 

горгонофо

-

бия

катастрофизм и апокалипсизм

; 6) 

усиление мортилатрических настроений

в обществе

; 7) 

дегуманизация как следствие изменения аксиосферы

; 8) 

архаиза

-

ция сознания и общественных отношений

ставка на социальную регрессию

.

В  данном  параграфе  диссертантом  для  более  четкого  определения  мен

-

тально-психологических  состояний

возникающих  в  обществе  в  ходе  террори

-

стического процесса

вводится понятия

«горгонофобия

»

и

«мортилатрия

»

.

В  термине

 «

горгонофобия

» 

выражено  патогенное  психологическое  со

-

стояние  боязни  надвигающейся  террористической  угрозы

Этимологически

данный  термин  объясняется  аналогией  с  известным  древнегреческим  мифом
о смертоносном ужасающем воздействии горгоны Медузы

Горгона в античном

космоцентрическом  мировоззрении  олицетворяла  собой  силы  изначального
природного хаоса

иррационального по своей сути

алогичного

пугающего сво

-

ей непредсказуемостью и всеохватностью

ужасающего глубиной своего темно

-

го  агрессивного  потенциала

Учащающиеся  вспышки  горгонофобии  способст

-

вуют  формированию  катастрофического  сознания

ориентированного  на  вос

-

приятие  пессимистических

ужасающих  сценариев  разрешения  социальных

конфликтов

.


background image

19

Виктимология  фиксирует в качестве  одного  из основных деструктивных

последствий  воздействия  терроризма  на  общественное  сознание  возвратную
стихийную  агрессию  той  части  воспринимающей  аудитории

которая  эмоцио

-

нально и психологически настроена на жесткий насильственный ответ возник

-

шей  террористической  угрозе

Причем

если  одна  часть  жертв

воспринявших

террор через СМИ

поддерживает власть в стремлении  ответить на  вызов тер

-

рористов  легитимными  средствами  военного  характера

санкционированными

государством

то  другая  часть  ориентируется  на  экстремистские  насильствен

-

ные  способы  наказания  виновных

Взрывы возвратной агрессии  направляются

на  социальные  группы  людей

выбранные  по  какому-либо  символическому

признаку

формально соотнесенному с принадлежностью к террористам

.

Еще одним последствием ужасающего воздействия терроризма на социум

является апатия

Чувство апатии

усталости от непрерывного ощущения страха

и тревоги обволакивает человеческое сознание и погружает его  в заторможен

-

ное  состояние  пассивного  созерцания

аморфности  и  невозмутимого  равноду

-

шия

Возможно

комплекс апатии

как вынужденная  реакция на  террористиче

-

ский вызов

несет в себе некоторую компенсаторную функцию

гасит протест

-

ную агрессию

уменьшает опасность социального взрыва и блокирует процессы

конфронтации

Однако не стоит преувеличивать позитивные возможности этой

тенденции

так  как  обратной  ее  стороной  является  дегуманизация  культуры

,

а это неизбежно связано с процессом углубления деструктивности

.

Специфика  деструктивности  терроризма  теснейшим  образом  связана

с социально-психологическим комплексом особого отношения к смерти

 – 

мор

-

тилатрии

Понятие

мортилатрия

 (

от латинского

 mors, mortis – 

смерть и грече

-

ского  λάτρευιο

служить

поклоняться

вводится  для  того

чтобы  обозначить

культ смерти во имя какой-либо высокой цели

Неважно

будет ли этой целью

джихад

торжество революции или национальное освобождение

.

Диссертант провел разграничение понятия

 «

мортилатрия

» 

и понятия

 «

нек

-

рофилия

», 

введенного  в  научный  оборот  Э

Фроммом

У  некрофила  любая

смерть выступает объектом почитания как обобщенное выражение внутренних
устремлений индивида

В мортилатрии  внимание фиксируется  лишь на  герои

-

ческой  смерти

которая  романтизируется  и  идеализируется

Мортилатрию  от

-

личает также идея личного самопожертвования и парадоксальность оптимисти

-

ческой  настроенности

Но  главная  особенность  заключается  в  ксеноразличи

-

тельном  механизме  проявления  упомянутых  феноменов

Некрофилия

по Э

Фромму обусловлена человеческими страстями

: «

Человек сам взращивает

в себе  комплексы  некрофила

Немотивированная  жестокость

безветрие  души

,

дистрофия интуиции и чувств

Технизированный мир

мертвящая рутина бюро

-

кратии

 – 

вот приметы той среды

в которой обитает некрофил

»

1

Мортилатрия

воспитывается

в  отличие  от  некрофилии

на  героических  идеалах  и  выглядит

внешне  убедительной

Она  апеллирует  к  благородным  порывам  справедливо

-

сти

находясь  под  неосознанным ее  носителями влиянием

 «

культуры  смерти

»,

1

 Гуревич П

С

Разрушительное в человеке как тайна

. // 

Фромм Э

Анатомия человеческой деструктив

-

ности

М

.,1994. 

С

. 13-14.


background image

20

порождающей хаос и террор

Процессы развития и воспроизводства мортилат

-

рических тенденций в диссертации прослежены на примере влияния ницшеан

-

ства на мировоззрение эсеровских террористов в начале ХХ в

и зафиксированы

по  эпистолярным

мемуарным  и  художественным  источникам

исходящим

от  таких  известных  адептов  революционного терроризма  как  Г

Гершуни

,

И

Каляев

Б

Савинков и др

.

Ницшеанская  концепция

 «

свободной  смерти

», 

сформулированная  в  книге

«Так  говорил  Заратустра

», 

представляла  собой  культивирование  героического

самоубийства

Она была востребована идеологами и организаторами эсеровско

-

го  террора  и  внедрена  в  пропагандистскую  практику  партии  социалистов

-

революционеров  через  предсмертные  письма  героев-террористов

И  хотя  уро

-

вень восприятия этих философских идей адептами революционного терроризма
был  довольно  упрощенным

вульгаризированным

расколотым  на  отдельные

самодовлеющие фрагменты и далеким от субстанциональной цельности

сугге

-

стивная сила ницшевских текстов оказалась созвучной внутренним убеждениям
эсеров-террористов

провоцируя  всплеск их  творческого  самовыражения  и не

-

гативный импульс насильственного самоутверждения личности

.

Следует  констатировать

что  социокультурная  деструктивность  терро

-

ризма  зиждется  на  абсолютизации  разрушающего насилия

в котором  адептам

терроризма  видится  универсальный принцип бытия

Главная  задача  для  них

 –

разрушение ненавистного им мира

война с ним до победного конца

В страте

-

гическом плане террористы не намерены входить в политическое пространство
и играть по его законам

Любые требования переговоров для террористов есть

временная  тактическая  уступка

за  которой  прослеживается  новый  виток  раз

-

рушительных  действий  против  врага

Деструктивность  терроризма  в  любых

формах  своего  проявления  имеет  тенденцию  к  импульсной  экстремализации
и расширению разрушительного и устрашающего эффекта воздействия

С уве

-

личением  масштабов  терроризма  степень  деструктивности  в  обществе  возрас

-

тает  в  геометрической  прогрессии  и  охватывает  все  новые  информационные
пространства

Одновременно  с  этим  происходит  процесс  иррационализации

и дегуманизации сознания субъектов протеррористического мировоззрения

.

Представленные факторы социокультурной деструктивности диктуют не

-

обходимость  выработки  адекватной  стратегии  противодействия  терроризму

,

учитывая выявленные особенности и прогнозируя потенциальные возможности
ненасильственных методов социального воздействия

.

Вторая глава

«Информационный вызов терроризма и средства массо

-

вой  коммуникации

»

посвящена  отражению  информационного  вызова  терро

-

ризма в медиа-пространстве

.

В

первом  параграфе

 «

Освещение  терроризма  в  печатных  СМИ

»

  ос

-

новное внимание уделено печатным органам массовой коммуникации

Освеще

-

ние  проблемы  терроризма  в  прессе  связывается  как  с  конструктивными

так

и  с  деструктивными  тенденциями

Газеты

размещающие  на  своих  страницах

материалы  о  терроризме

приобретают  статус  маркеров  информационно

-

психологической войны за влияние на массы

.