ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 485
Скачиваний: 1
16
ских акций
,
имеет целью манипулирование общественным мнением
,
информа
-
ционную экспансию
,
направленную на массовое сознание
.
Медийный уровень ИТП
.
В период совершения теракта террористиче
-
ский процесс переходит в новую фазу информационного развития
.
На этом эта
-
пе посредством СМИ осуществляется передача устрашающего информацион
-
ного послания террористов непосредственным адресатам
–
власти и массовой
аудитории
.
Семиотическое пространство террористического послания резко
расширяется в границах смыслового содержания и оценочных рефлексий
.
Шо
-
ковое состояние масс усугубляется хаосом непроверенной информации
,
пани
-
ческих слухов и предположений
,
ретранслируемых СМИ
.
Телевидение
,
Интер
-
нет
,
печать
,
радио становятся в это время не только проводниками терроронос
-
ной информации
,
но и механизмом расширенного воспроизводства террористи
-
ческого воздействия
.
В обществе возникает терророфонический эффект
.
Терро
-
рофония
–
это общественный резонанс
,
вызванный террористической акцией
,
это неотъемлемая характерная черта террористического процесса
,
которая не
только фиксирует адаптацию терроризма в массовом общественном сознании
,
но и запускает механизм психологических изменений в менталитете
,
мировоз
-
зрении
,
образе жизни
,
как на личностном
,
так и на социальном уровне
.
Одним из главных факторов семиотического расширения террористиче
-
ской репрезентации служит столкновение в едином информационном поле раз
-
личных
,
противостоящих друг другу
,
интерпретационных схем и социально
-
политических мотиваций
.
В итоге представление о терроризме в общественном
мнении оказывается аморфным и расплывчатым
.
Об этом свидетельствуют со
-
циологические опросы россиян
.
В массовом общественном сознании благодаря СМИ сформировался це
-
лый ряд интерпретационных мифов о терроризме
,
которые можно представить
следующим образом
:
1)
Миф о биологической предопределенности терроризма
.
Для него
характерна убежденность в том
,
что генетические корни терроризма кроются
в биологической природе человека
,
в природной инстинктивной силе агрессив
-
ности
,
которая находит выход в насилии над беззащитными людьми
.
2)
Миф о терроризме как проявлении патологического состояния
психики
.
Этот миф
,
укоренившийся в массовом сознании
,
исходит из предпо
-
ложения о том
,
что террористы
–
психически больные люди
,
а их агрессивно
-
угрожающее неадекватное поведение
–
отражение серьезного душевного забо
-
левания
.
3)
Миф об уголовной обусловленности терроризма и его неполитиче
-
ском характере
.
Различные формы террористической деятельности должны
соотноситься с уголовными преступлениями
,
а их организаторы
,
участники
и исполнители обязаны нести уголовную ответственность согласно законода
-
тельным нормам
.
Однако сведение терроризма к уголовщине нивелирует его
смысловое содержание
,
игнорирует его социально-политическую природу
,
ме
-
шая тем самым разработке эффективных мер антитеррористической борьбы
.
17
4)
Миф о национально-этнической и религиозной детерминации тер
-
роризма
.
В обыденном общественном сознании терроризм нередко определя
-
ется по национальной или религиозной принадлежности представителей терро
-
ристических движений
.
В общественных дискуссиях и выступлениях политиче
-
ских деятелей периодически появляются заявления о том
,
что
«
терроризм
не имеет национальности
», «
терроризм и ислам вещи не совместимые
»
и т
.
п
.,
но в обществе нет понимания того факта
,
что терроризм в силу своих мимикри
-
рующих способностей может облачаться в любые идеологические одежды
,
ос
-
таваясь деструктивным способом устрашения
.
5)
Миф о международном терроризме в контексте глобализации
.
Ме
-
ждународный статус терроризма доказывается интернациональным составом
террористических организаций
;
расположением тренировочных баз и объектов
террористических нападений в отдаленных друг от друга странах
;
многока
-
нальной системой международного финансирования деятельности террористов
;
децентрализованным сетевым принципом взаимосвязи и управления и другими
факторами
.
Однако понятие
«
международный терроризм
»
все чаще стало упот
-
ребляться в чрезмерно расширительном смысле
,
всецело поглощающем кон
-
кретные формы его проявления
.
Он стал превращаться в фантомный образ все
-
ленского мирового зла
,
угрожающий самим основам человеческой цивилиза
-
ции
.
В политизированном информационном пространстве международный тер
-
роризм рассматривается как сила
,
противостоящая западу во главе с США
,
и как реакция на глобализацию
,
которая происходит в форме доминирования
и господства стран
«
большой восьмерки
».
Уместно вспомнить известную кон
-
цепцию С
.
Хантингтона о конфликте цивилизаций
.
Идея конфликта цивилиза
-
ций
,
возведенная в степень
«
войны миров
»,
противоречит реальной сложив
-
шейся ситуации
,
так как абсолютизирует
,
с одной стороны
,
единство Запада
и
,
с другой стороны
,
единство экстремистских устремлений Востока
,
а также
игнорирует внутрицивилизационные противоречия
.
Придание понятию
«
меж
-
дународный терроризм
»
фетишистских качеств объекта глобализации мифоло
-
гизирует его и создает трамплин для манипуляции общественным мнением
.
Кроме уже обозначенных мифологических конструкций распространены
мифы о социально-экономической детерминации терроризма
,
о его революци
-
онности
,
об аномическом максимализме
,
о форме деформированной социализа
-
ции
,
о вынужденной деловой стратегии слабых и т
.
п
.
Рефлексивно-художественный уровень ИТП
.
Р
амки терророфонии
в постмедийный период значительно расширяются
,
так как в процесс включа
-
ются новые информационные каналы влияния
,
например
,
кино и художествен
-
ная литература
.
Происходит следующий виток информационно-терро
-
ристического процесса
,
в результате которого
«
терророносная
»
информация
приобретает иные формы и очертания
,
переосмысливается в художественных
образах
,
кодируется в определенных символах и знаках
.
В дальнейшем художе
-
ственно-преобразованная информация дает следующий импульс информацион
-
но-террористическому процессу
:
теперь уже воображаемая террористическая
18
действительность воздействует и на общественное мнение
,
и на террорократи
-
ческую элиту
,
и на власть
,
и на самих субъектов террористического действия
.
Во втором параграфе первой главы
«Терроризм как форма социокуль
-
турной деструктивности
»
раскрывается понятие социокультурной деструк
-
тивности
,
терроризм в пространстве культуры рассматривается как форма ее
проявления
,
для которой характерно разрушение исходного механизма
,
обеспе
-
чивающего жизнеспособность враждебной террористам социальной общности
.
В указанном контексте деструктивность реализуется на уровне девиантного от
-
ражения действительности
.
Она детерминирована различными формами идей
-
ной мотивации и объективирована целями и задачами социально-политической
,
националистической или религиозной борьбы в ее наиболее агрессивном и ми
-
литарно-аномическом выражении
.
Социокультурная деструктивность терроризма проявляется в двух фор
-
мах своей функциональности
:1)
корпоративном деструктивном воздействии
на социум и
2)
личностной деструкции носителей террористического мировоз
-
зрения
.
Оба этих процесса теснейшим образом взаимосвязаны и взаимообу
-
словлены
.
Террористическая практика деструктивного давления на обществен
-
ное мнение неизбежно интериоризируется на внутреннее ментально-пси
-
хологическое состояние участников террористических действий и
,
как следст
-
вие
,
может привести их к морально-нравственной деградации и саморазруше
-
нию личности
.
И
,
наоборот
,
в террор могут приходить люди с уже сформиро
-
вавшимся деструктивным складом сознания
.
Социокультурная деструктивность терроризма выражается в следующих
чертах
: 1)
дестабилизация общественно-политической ситуации
; 2)
дезоргани
-
зация властных структур
; 3)
дезинтеграция социальных связей
,
распростране
-
ние нигилизма и анархии
; 4)
провоцирование ответной агрессии
; 5)
горгонофо
-
бия
,
катастрофизм и апокалипсизм
; 6)
усиление мортилатрических настроений
в обществе
; 7)
дегуманизация как следствие изменения аксиосферы
; 8)
архаиза
-
ция сознания и общественных отношений
,
ставка на социальную регрессию
.
В данном параграфе диссертантом для более четкого определения мен
-
тально-психологических состояний
,
возникающих в обществе в ходе террори
-
стического процесса
,
вводится понятия
«горгонофобия
»
и
«мортилатрия
»
.
В термине
«
горгонофобия
»
выражено патогенное психологическое со
-
стояние боязни надвигающейся террористической угрозы
.
Этимологически
данный термин объясняется аналогией с известным древнегреческим мифом
о смертоносном ужасающем воздействии горгоны Медузы
.
Горгона в античном
космоцентрическом мировоззрении олицетворяла собой силы изначального
природного хаоса
,
иррационального по своей сути
,
алогичного
,
пугающего сво
-
ей непредсказуемостью и всеохватностью
,
ужасающего глубиной своего темно
-
го агрессивного потенциала
.
Учащающиеся вспышки горгонофобии способст
-
вуют формированию катастрофического сознания
,
ориентированного на вос
-
приятие пессимистических
,
ужасающих сценариев разрешения социальных
конфликтов
.
19
Виктимология фиксирует в качестве одного из основных деструктивных
последствий воздействия терроризма на общественное сознание возвратную
стихийную агрессию той части воспринимающей аудитории
,
которая эмоцио
-
нально и психологически настроена на жесткий насильственный ответ возник
-
шей террористической угрозе
.
Причем
,
если одна часть жертв
,
воспринявших
террор через СМИ
,
поддерживает власть в стремлении ответить на вызов тер
-
рористов легитимными средствами военного характера
,
санкционированными
государством
,
то другая часть ориентируется на экстремистские насильствен
-
ные способы наказания виновных
.
Взрывы возвратной агрессии направляются
на социальные группы людей
,
выбранные по какому-либо символическому
признаку
,
формально соотнесенному с принадлежностью к террористам
.
Еще одним последствием ужасающего воздействия терроризма на социум
является апатия
.
Чувство апатии
,
усталости от непрерывного ощущения страха
и тревоги обволакивает человеческое сознание и погружает его в заторможен
-
ное состояние пассивного созерцания
,
аморфности и невозмутимого равноду
-
шия
.
Возможно
,
комплекс апатии
,
как вынужденная реакция на террористиче
-
ский вызов
,
несет в себе некоторую компенсаторную функцию
,
гасит протест
-
ную агрессию
,
уменьшает опасность социального взрыва и блокирует процессы
конфронтации
.
Однако не стоит преувеличивать позитивные возможности этой
тенденции
,
так как обратной ее стороной является дегуманизация культуры
,
а это неизбежно связано с процессом углубления деструктивности
.
Специфика деструктивности терроризма теснейшим образом связана
с социально-психологическим комплексом особого отношения к смерти
–
мор
-
тилатрии
.
Понятие
мортилатрия
(
от латинского
mors, mortis –
смерть и грече
-
ского λάτρευιο
-
служить
,
поклоняться
)
вводится для того
,
чтобы обозначить
культ смерти во имя какой-либо высокой цели
.
Неважно
,
будет ли этой целью
джихад
,
торжество революции или национальное освобождение
.
Диссертант провел разграничение понятия
«
мортилатрия
»
и понятия
«
нек
-
рофилия
»,
введенного в научный оборот Э
.
Фроммом
.
У некрофила любая
смерть выступает объектом почитания как обобщенное выражение внутренних
устремлений индивида
.
В мортилатрии внимание фиксируется лишь на герои
-
ческой смерти
,
которая романтизируется и идеализируется
.
Мортилатрию от
-
личает также идея личного самопожертвования и парадоксальность оптимисти
-
ческой настроенности
.
Но главная особенность заключается в ксеноразличи
-
тельном механизме проявления упомянутых феноменов
.
Некрофилия
по Э
.
Фромму обусловлена человеческими страстями
: «
Человек сам взращивает
в себе комплексы некрофила
.
Немотивированная жестокость
,
безветрие души
,
дистрофия интуиции и чувств
.
,
мертвящая рутина бюро
-
кратии
–
вот приметы той среды
,
в которой обитает некрофил
»
1
.
Мортилатрия
воспитывается
,
в отличие от некрофилии
,
на героических идеалах и выглядит
внешне убедительной
.
Она апеллирует к благородным порывам справедливо
-
сти
,
находясь под неосознанным ее носителями влиянием
«
культуры смерти
»,
1
Гуревич П
.
С
.
Разрушительное в человеке как тайна
. //
Фромм Э
.
Анатомия человеческой деструктив
-
ности
.
М
.,1994.
С
. 13-14.
20
порождающей хаос и террор
.
Процессы развития и воспроизводства мортилат
-
рических тенденций в диссертации прослежены на примере влияния ницшеан
-
ства на мировоззрение эсеровских террористов в начале ХХ в
.
и зафиксированы
по эпистолярным
,
мемуарным и художественным источникам
,
исходящим
от таких известных адептов революционного терроризма как Г
.
Гершуни
,
И
.
Каляев
,
Б
.
Савинков и др
.
Ницшеанская концепция
«
свободной смерти
»,
сформулированная в книге
«Так говорил Заратустра
»,
представляла собой культивирование героического
самоубийства
.
Она была востребована идеологами и организаторами эсеровско
-
го террора и внедрена в пропагандистскую практику партии социалистов
-
революционеров через предсмертные письма героев-террористов
.
И хотя уро
-
вень восприятия этих философских идей адептами революционного терроризма
был довольно упрощенным
,
вульгаризированным
,
расколотым на отдельные
самодовлеющие фрагменты и далеким от субстанциональной цельности
,
сугге
-
стивная сила ницшевских текстов оказалась созвучной внутренним убеждениям
эсеров-террористов
,
провоцируя всплеск их творческого самовыражения и не
-
гативный импульс насильственного самоутверждения личности
.
Следует констатировать
,
что социокультурная деструктивность терро
-
ризма зиждется на абсолютизации разрушающего насилия
,
в котором адептам
терроризма видится универсальный принцип бытия
.
Главная задача для них
–
разрушение ненавистного им мира
,
война с ним до победного конца
.
В страте
-
гическом плане террористы не намерены входить в политическое пространство
и играть по его законам
.
Любые требования переговоров для террористов есть
временная тактическая уступка
,
за которой прослеживается новый виток раз
-
рушительных действий против врага
.
Деструктивность терроризма в любых
формах своего проявления имеет тенденцию к импульсной экстремализации
и расширению разрушительного и устрашающего эффекта воздействия
.
С уве
-
личением масштабов терроризма степень деструктивности в обществе возрас
-
тает в геометрической прогрессии и охватывает все новые информационные
пространства
.
Одновременно с этим происходит процесс иррационализации
и дегуманизации сознания субъектов протеррористического мировоззрения
.
Представленные факторы социокультурной деструктивности диктуют не
-
обходимость выработки адекватной стратегии противодействия терроризму
,
учитывая выявленные особенности и прогнозируя потенциальные возможности
ненасильственных методов социального воздействия
.
Вторая глава
«Информационный вызов терроризма и средства массо
-
вой коммуникации
»
посвящена отражению информационного вызова терро
-
ризма в медиа-пространстве
.
В
первом параграфе
«
Освещение терроризма в печатных СМИ
»
ос
-
новное внимание уделено печатным органам массовой коммуникации
.
Освеще
-
ние проблемы терроризма в прессе связывается как с конструктивными
,
так
и с деструктивными тенденциями
.
Газеты
,
размещающие на своих страницах
материалы о терроризме
,
приобретают статус маркеров информационно
-
психологической войны за влияние на массы
.